Изобретение относится к области средств, предназначенных для передвижения людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам на пешеходных переходах, станциях метрополитена и железных дорог.
При рассмотрении технической литературы выявлен ряд конструктивных решений, относящихся к указанной проблематике.
Известно устройство для подачи кресла-коляски по рампам лестницы, содержащее направляющие опоры, каретку, установленную на кресле-коляске с возможностью взаимодействия с шарнирно-откидывающимися рампами лестницы, установленные на кресло-коляску рукоятки со стойками для удерживания рычага с размещенными на краях зубчатыми колесами, расположенными с возможностью взаимодействия с направляющими опорами, выполненными в виде зубчатых реек, или для удерживания рычага с размещенными на краях бобинами для наматывания троса, выполненными с возможностью наматывания троса с зацепами для закрепления на этажной площадке (патент на изобретение RU 2268695, кл. A61G 5/06, A61G 5/10, опубл. 27.01.2006 г., бюл. №3).
Основными недостатками данного устройства являются:
- сложность практического применения, заключающаяся в необходимости привлечения сопровождающих лиц для выполнения операций по присоединению кресла-коляски к устройству и отсоединению от него, а также в необходимости использования для перемещения кресла-коляски по лестничным маршам физических усилий инвалида;
- недостаточная область применения устройства, ограниченная наклонными поверхностями лестничных маршей;
- низкая устойчивость к опрокидыванию людей с ограниченными возможностями в движении при подъеме и спуске по лестничным маршам;
- отсутствие возможности для механизированного подъема и спуска по лестничным маршам людей с ограниченными возможностями в движении при их перемещении без использования кресел-колясок.
Известен механизм подачи инвалидного кресла-коляски по лестнице, содержащий рампы, взаимодействующие цепи и звездочки, направляющие и расположенные на них шарниры, звездочки, установленные на задних колесах кресла-коляски, снабженные храповыми колесами, которые расположены с возможностью взаимодействия с собачками, выполненными с рычагами, цепи установлены на рампах (патент на изобретение RU 2296548, кл. A61G 5/06, опубл. 10.04.2007 г., бюл. №10).
Основными недостатками данного механизма являются:
- сложность практического применения, заключающаяся в необходимости использования для перемещения кресла-коляски по лестничным маршам физических усилий инвалида;
- низкая устойчивость к опрокидыванию людей с ограниченными возможностями в движении при подъеме и спуске по лестничным маршам;
- отсутствие возможности для механизированного подъема и спуска по лестничным маршам людей с ограниченными возможностями в движении при их перемещении без использования кресел-колясок.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство для подъема и спуска инвалидов в коляске по лестничным маршам, содержащее две направляющие, соединенные между собой стяжками с шарнирным соединением, одна из направляющих жестко прикреплена к стене лестничного марша, а другая выполнена подвижной с возможностью перемещения вдоль ступеней лестничного марша посредством электропривода и снабжена опорными колесиками, складную платформу для размещения инвалидного кресла, выполненную с возможностью перемещения вдоль направляющих, соединенные с направляющими элементы растяжения, электропривод выполнен в виде электролебедки с металлическими тросами, связанными через систему отклоняющих блоков с подвижной направляющей и складной платформой (патент на изобретение RU 2596121, кл. A61G 5/06, опубл. 27.08.2016 г., бюл. №24).
Основными недостатками данного устройства являются:
- недостаточная область применения устройства, ограниченная наклонными поверхностями лестничных маршей;
- отсутствие возможности для механизированного подъема и спуска по лестничным маршам людей с ограниченными возможностями в движении при их перемещении без использования кресел-колясок.
Задача, решаемая в изобретении, заключается в устранении указанных недостатков путем разработки устройства для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам на всей длине лестничных маршей, включающих их наклонные и горизонтальные участки, с перемещением людей в инвалидных колясках и без них, а также в детских колясках, с обеспечением их устойчивости при подъеме и спуске.
Технический результат изобретения заключается в повышении удобства и безопасности транспортировки людей с ограниченными возможностями в ходьбе при их подъемах и спусках на лестничных маршах.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что, согласно изобретению, устройство для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам содержит транспортную платформу, снабженную ведущим колесом с электродвигателем, направляющим и опорным колесами, откидным ограничителем и поручнем, жестко прикрепленные к стене лестничного марша верхнюю и нижнюю боковые направляющие С-образного поперечного сечения для размещения во внутренней полости верхней боковой направляющей ведущего колеса, а во внутренней полости нижней боковой направляющей - направляющего колеса, опорную направляющую для перемещения по ней опорного колеса, при этом ведущее колесо с электродвигателем закреплены на опоре, вертикально установленной в задней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, направляющее и опорное колеса закреплены в передней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, опора и контуры верхней и нижней боковых направляющих в вертикальной плоскости выполнены с возможностью обеспечения горизонтального положения транспортной платформы при ее перемещении на всех участках лестничного марша, для недопущения проскальзывания при вращении ведущего колеса его торцевая поверхность и поверхность в нижней части внутренней полости верхней боковой направляющей выполнены зубчатыми.
Изобретение поясняется фиг. 1-3.
На фиг. 1 схематично изображено устройство для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам, вид сбоку.
На фиг. 2 схематично изображена транспортная платформа.
На фиг. 3 схематично изображена верхняя боковая направляющая в продольном разрезе.
На фиг. фиг. 1-3 применены следующие обозначения:
1 - транспортная платформа;
2 - верхняя боковая направляющая;
3 - нижняя боковая направляющая;
4 - опорная направляющая;
5 - ведущее колесо;
6 - направляющее колесо;
7 - опорное колесо;
8 - опора;
9 - откидной ограничитель;
10 - поручень;
11 - электродвигатель;
12 - прижимное колесо;
13 - прижимная планка;
14 - рычаг.
Устройство для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам работает следующим образом.
В передней части транспортной платформы 1 по направлению ее движения вверх по лестничному маршу на равном удалении от передней торцевой грани транспортной платформы 1 со стороны, обращенной к стене лестничного марша, закрепляют направляющее колесо 6, а с противоположной стороны - опорное колесо 7. В задней части транспортной платформы 1 по направлению ее движения вверх по лестничному маршу со стороны, обращенной к стене лестничного марша, устанавливают на жестком соединении опору 8 с ведущим колесом 5, имеющим зубчатую торцевую поверхность, и прижимной планкой 13 с прижимным колесом 12. Для обеспечения горизонтального положения транспортной платформы 1 при ее перемещении на всех участках лестничного марша высоту установки на опоре 8 оси ведущего колеса 5 (hк) определяют по формуле:
где - расстояние от передней части транспортной платформы 1 по направлению ее движения вверх по лестничному маршу до места крепления на ней опоры 8, м;
- глубина лестничной ступени, м;
hc - высота лестничной ступени, м.
К опоре 8 прикрепляют электродвигатель 11 с автономным источником питания (не показан), который подключают к оси ведущего колеса 5 и снабжают сигнальным устройством (не показано) для получения бесконтактных управляющих воздействий на перемещение и остановку транспортной платформы 1. К боковой поверхности транспортной платформы 1 со стороны, обращенной к стене лестничного марша, жестко прикрепляют поручень 10, на который устанавливают рычаг 14. К торцевой поверхности задней части транспортной платформы 1 по направлению ее движения вверх по лестничному маршу подвижно устанавливают откидной ограничитель 9, который посредством тяги (не показана) соединяют с рычагом 14.
На сопрягающихся горизонтальных и наклонных поверхностях лестничного марша жестко закрепляют опорную направляющую 4 на расстоянии от стены лестничного марша, при котором обеспечивается размещение опорного колеса 7 по оси опорной направляющей 4.
К стене лестничного марша жестко прикрепляют верхнюю 2 и нижнюю 3 боковые направляющие С-образного поперечного сечения. При этом нижнюю часть внутренней полости верхней боковой направляющей 2 выполняют зубчатой с шагом зубьев, равным шагу зубьев на торцевой поверхности ведущего колеса 5. На наклонных участках лестничного марша установку верхней 2 и нижней 3 направляющих выполняют с обеспечением расстояния в вертикальной плоскости между ними (hн), равном:
hн=rк+а1, м,
где rк - радиус ведущего колеса 5, м;
а 1 - толщина поверхности нижней части внутренней полости верхней боковой направляющей 2, м.
На горизонтальных участках лестничного марша установку верхней 2 и нижней 3 направляющих выполняют на расстоянии в вертикальной плоскости между ними, обеспечивающем горизонтальное положение транспортной платформы 1.
Направляющее колесо 6 устанавливают во внутренней полости нижней боковой направляющей 3. Ведущее колесо 5 устанавливают во внутренней полости верхней боковой направляющей 2, при этом прижимное колесо 12 устанавливают с внешней стороны верхней боковой направляющей 2, обращенной к стене лестничного марша. На верхнем и нижнем концах верхней боковой направляющей 2 устанавливают датчики торможения (не показаны), обеспечивающие автоматическую остановку транспортной платформы 1 в конце ее подъема и спуска, а также кнопки вызова (не показаны), обеспечивающие автоматическую подачу транспортной платформы 1 в верхнюю или нижнюю точку лестничного марша.
Для обеспечения подъема человека с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничному маршу нажимают кнопку вызова (не показана), установленную на нижнем конце верхней боковой направляющей 2, передают управляющее воздействие от нее на сигнальное устройство (не показано) электродвигателя 11 и после его включения перемещают транспортную платформу 1 в нижнюю точку лестничного марша. После достижения транспортной платформой 1 положения в месте установки датчика торможения (не показан) по поступающему от него управляющему воздействию выполняют торможение транспортной платформы 1. Для подъема человека с ограниченными возможностями в ходьбе при помощи рычага 14 переводят откидной ограничитель 9 в горизонтальное положение, размещают человека в инвалидной или детской коляске на транспортной платформе 1 и при помощи рычага 14 переводят откидной ограничитель 9 в вертикальное положение. Для подъема человека с ограниченными возможностями в ходьбе без инвалидной коляски его помещают возле поручня 10, обеспечивая тем самым его устойчивость во время движения транспортной платформы 1.
С помощью пульта дистанционного управления (не показан) включают электродвигатель 11, в результате чего приводят в движение ведущее колесо 5, под воздействием которого перемещают направляющее колесо 6 во внутренней полости нижней боковой направляющей 3 и опорное колесо 7 по опорной направляющей 4. Прижимное колесо 12 через прижимную планку 13 и опору 8 удерживают заднюю часть транспортной платформы 1 в процессе ее перемещения в горизонтальном положении. После достижения транспортной платформой 1 положения в месте установки датчика торможения (не показан) в верхней точке лестничного марша по поступающему от него управляющему воздействию выполняют торможение транспортной платформы 1. Остановку транспортной платформы 1 в процессе ее движения также выполняют с помощью пульта дистанционного управления (не показан).
Для обеспечения спуска человека с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничному маршу нажимают кнопку вызова (не показана), установленную на верхнем конце верхней боковой направляющей 2, передают управляющее воздействие от нее на сигнальное устройство (не показано) электродвигателя 11 и после его включения перемещают транспортную платформу 1 в верхнюю точку лестничного марша. После достижения транспортной платформой 1 положения в месте установки датчика торможения (не показан) по поступающему от него управляющему воздействию выполняют торможение транспортной платформы 1. Размещают человека в инвалидной или детской коляске или человека без инвалидной коляски на транспортной платформе 1, без опускания и подъема откидного ограничителя 9, и выполняют действия по спуску транспортной платформы 1 в нижнюю часть лестничного марша по технологии, аналогичной подъему транспортной платформы 1. После остановки транспортной платформы 1 в конце лестничного марша при помощи рычага 14 опускают откидной ограничитель 9 и выполняют съезд инвалидной или детской коляски с транспортной платформы 1.
Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения за счет разработки устройства для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам на всей длине лестничных маршей, включающих их наклонные и горизонтальные участки, с перемещением людей в инвалидных колясках и без них, а также в детских колясках, с обеспечением их устойчивости при подъеме и спуске обеспечивается повышение удобства и безопасности транспортировки людей с ограниченными возможностями в ходьбе при их подъемах и спусках на лестничных маршах.
Изобретение относится к области средств, предназначенных для передвижения людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам, на пешеходных переходах, станциях метрополитена и железных дорог. Устройство для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам, содержит транспортную платформу, снабженную ведущим колесом с электродвигателем, направляющим и опорным колесами, откидным ограничителем и поручнем, жестко прикрепленные к стене лестничного марша верхнюю и нижнюю боковые направляющие С-образного поперечного сечения для размещения во внутренней полости верхней боковой направляющей ведущего колеса, а во внутренней полости нижней боковой направляющей - направляющего колеса, опорную направляющую для перемещения по ней опорного колеса, при этом ведущее колесо с электродвигателем закреплены на опоре, вертикально установленной в задней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, направляющее и опорное колеса закреплены в передней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, опора и контуры верхней и нижней боковых направляющих в вертикальной плоскости выполнены с возможностью обеспечения горизонтального положения транспортной платформы при ее перемещении на всех участках лестничного марша, для недопущения проскальзывания при вращении ведущего колеса его торцевая поверхность и поверхность в нижней части внутренней полости верхней боковой направляющей выполнены зубчатыми. 3 ил.
Устройство для подъема и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам, содержащее транспортную платформу, снабженную ведущим колесом с электродвигателем, направляющим и опорным колесами, откидным ограничителем и поручнем, жестко прикрепленные к стене лестничного марша верхнюю и нижнюю боковые направляющие С-образного поперечного сечения для размещения во внутренней полости верхней боковой направляющей ведущего колеса, а во внутренней полости нижней боковой направляющей - направляющего колеса, опорную направляющую для перемещения по ней опорного колеса, при этом ведущее колесо с электродвигателем закреплены на опоре, вертикально установленной в задней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, направляющее и опорное колеса закреплены в передней части транспортной платформы по направлению ее движения вверх по лестничному маршу, опора и контуры верхней и нижней боковых направляющих в вертикальной плоскости выполнены с возможностью обеспечения горизонтального положения транспортной платформы при ее перемещении на всех участках лестничного марша, для недопущения проскальзывания при вращении ведущего колеса его торцевая поверхность и поверхность в нижней части внутренней полости верхней боковой направляющей выполнены зубчатыми.
ЛЕСТНИЧНЫЙ ПОДЪЕМНИК | 2015 |
|
RU2587118C1 |
ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ | 2012 |
|
RU2509711C2 |
US 6341784 B1, 29.01.2002 | |||
JP 2002178929 A, 26.06.2002 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И СПУСКА ИНВАЛИДОВ В КОЛЯСКЕ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ | 2015 |
|
RU2596121C1 |
Авторы
Даты
2020-07-28—Публикация
2020-01-20—Подача