УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ ИЗ САМОЛЕТА Российский патент 2019 года по МПК B64C1/24 B64D25/14 

Описание патента на изобретение RU2709292C1

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров и экипажа самолета в случае аварийной посадки или находящегося на земле в аварийной ситуации.

Известно устройство для эвакуации пассажиров из самолета (см. а.с. SU 281187, B64D 25/08, 1970), содержащее открываемую на боковой стороне корпуса самолета дверь, извлекаемый из ниши и выбрасываемый наружу матерчатый рукав с последующей подачей из герметичных емкостей посредством вентилей сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава и образованием надувного трапа, опирающегося верхним концом на корпус самолета, а нижним концом на опорную поверхность.

Известно также устройство для эвакуации пассажиров из самолета (см. патент RU 184510 U1, 2018), содержащее открываемую на боковой стороне корпуса самолета аварийную дверь, под действием двери, извлекаемый из ниши и выбрасываемый наружу матерчатый рукав, вторым концом закрепленный в нише, с последующей подачей из замкнутой емкости посредством вентилей сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава и образованием двухдорожечного надувного трапа, опирающегося верхним концом на корпус самолета, а нижним концом на опорную поверхность.

Недостатком известного устройства является ограниченная его пропускная способность за единицу времени, т.к. аварийные двери могут быть установлены только в нескольких местах на выходе из корпуса самолета и не охватывают сразу всех пассажиров, находящихся в салоне самолета, а учитывая экстренность эвакуации большого количества пассажиров за небольшой промежуток времени при аварийных ситуациях, сопровождающихся задымлением салона или пожаром в салоне, могут возникнуть трудности и паника при экстренном покидании салона пассажирами.

Кроме того, известное устройство неприемлемо для эвакуации пассажиров из салона в случае захвата самолета террористами при посадке пассажиров в самолет или при приземлении самолета и выдвижении террористами властям определенных условий и требований, имея в заложниках всех пассажиров и членов экипажа.

Задачей предложенного решения является расширение эксплуатационных возможностей за счет экстренной одновременной эвакуации всех пассажиров из неподвижного самолета при возникновении аварийной ситуации или захвате самолета террористами.

Эта задача достигается тем, что устройство для эвакуации пассажиров из самолета содержащее открываемую на боковой стороне корпуса самолета аварийную дверь, под действием двери, извлекаемый из ниши и выбрасываемый наружу матерчатый рукав, вторым концом закрепленный в нише, с последующей подачей из замкнутой емкости посредством вентилей сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава и образованием двухдорожечного надувного трапа, опирающегося верхним концом на корпус самолета, а нижним концом на опорную поверхность, открываемые двери выполнены по обоим бортам по всей длине корпуса самолета, где расположены кресла пассажиров, по ширине двери охватывающие, например, два соседних ряда кресел вдоль салона, дополнительно снабжены электрическим приводом открывания от автономного источника питания, приводимым в действие при помощи автоматического привода или посредством дублирующего привода вручную, автоматический привод включает датчик состояния покоя самолета, установленный последовательно в электическую цепь, индикатор которого выведен наружу корпуса самолета, датчики оповещения о задымлении и пожаре, установленные в пассажирском салоне в передней и задней части параллельно между собой и последовательно в цепь после датчика состояния покоя, тяговые реле открывания дверей, установленные последовательно в электрическую цепь, и закрепленные внутри на неподвижной части корпуса, с возможностью взаимодействия засова на сердечнике с серьгой, установленной в средней верхней части двери, по обе стороны от тяговых реле на неподвижной части корпуса установлены подпружиненные приводы выталкивания дверей наружу, взаимодействующие своими рабочими органами с верхней поверхностью двери, дверь выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости наружу посредством горизонтального шарнира, установленного в нижней части с последующим опиранием на парные упоры, установленные по бокам ниже шарниров наружной поверхности корпуса, ниши с уложенными матерчатыми рукавами в виде гармошки в горизонтальной плоскости выполнены под каждыми соседними рядами кресел напротив дверей по ширине последних, наполнение рукавов сжатым воздухом осуществляется из общей замкнутой емкости, установленной под горизонтальной опорной поверхностью вдоль салона, посредством трубопроводов и вентилей, приводимых в действие посредством тяговых реле, установленных последовательно в электрическую цепь автономного источника питания, наполненный воздухом трап нижней поверхностью опирается на откинутую наружу дверь, образующую поддерживающую направляющую для надувного трапа.

По сравнению с известным предложенное устройство для эвакуации пассажиров из самолета обеспечивает экстренную одновременную эвакуацию всех пассажиров из неподвижного самолета при возникновении аварийной ситуации или захвате самолета террористами.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, с развернутыми надувными трапами; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2 (фрагмент салона); на фиг. 5 - принципиальная электрическая схема привода.

Устройство для эвакуации пассажиров из самолета содержит открываемую на боковой стороне корпуса 1 самолета аварийную дверь 2. Под действием двери 2, извлекаемый из ниши 3 и выбрасываемый наружу матерчатый рукав 4, уложенный в нише 3 в виде гармошки в горизонтальной плоскости, вторым концом закрепленный в нише 3, с последующей подачей из замкнутой емкости 5 посредством вентилей 6 сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава 4 и образованием двухдорожечного надувного трапа 7, опирающегося верхним концом на корпус 1 самолета, а нижним концом на опорную поверхность 8. Открываемые двери 2 выполнены по обоим бортам по всей длине корпуса 1 самолета, где расположены кресла 9 пассажиров, по ширине двери 2 охватывающие, например, два соседних ряда кресел 9 вдоль салона. Двери 2 дополнительно снабжены электрическим приводом открывания от автономного источника питания 10, приводимым в действие при помощи автоматического привода или посредством дублирующего привода 11 вручную. Автоматический привод включает датчик 12 состояния покоя самолета, установленный последовательно в электрическую цепь, индикатор (на чертеже не показано) которого выведен наружу корпуса 1 самолета, датчики 13 и 14 оповещения о задымлении и пожаре, установленные в пассажирском салоне в передней и задней части параллельно между собой и последовательно в цепь после датчика 12 состояния покоя, тяговые реле 15 открывания дверей 2, установленные последовательно в электрическую цепь, и закрепленные внутри на неподвижной части корпуса 1, с возможностью взаимодействия засова 16 на сердечнике 17 с серьгой 18, установленной в средней верхней части двери 2. По обе стороны от тяговых реле 15 на неподвижной части корпуса 1 установлены подпружиненные приводы 19 выталкивания дверей 2 наружу, взаимодействующие своими рабочими органами 20 с верхней поверхностью двери 2. Дверь 2 выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости наружу посредством горизонтального шарнира 21, установленного в нижней части с последующим опиранием на парные упоры 22, установленные по бокам ниже шарниров 21 на наружной поверхности корпуса 1. Ниши 3 с уложенными матерчатыми рукавами 4 в виде гармошки в горизонтальной плоскости выполнены под каждыми соседними рядами кресел 9 напротив дверей 2 по ширине последних. Наполнение рукавов 4 сжатым воздухом осуществляется из общей замкнутой емкости 5, установленной под горизонтальной опорной поверхностью 23 вдоль салона, посредством трубопроводов 24 и вентилей 6, приводимых в действие посредством тяговых реле 25, установленных последовательно в электрическую цепь автономного источника питания 10, сердечники 26 которых взаимодействуют с вентилями 6. Наполненный воздухом трап 7 нижней поверхностью опирается на откидную наружу дверь 2, образующую поддерживающую направляющую для надувного трапа 7. Герметичность прилегания аварийных дверей 2 к корпусу 1 самолета осуществляется посредством уплотнений 27.

Устройство для эвакуации пассажиров из самолета работает следующим образом.

В штатном режиме полета аварийные двери 2 герметично прилегают посадочными местами посредством уплотнений 27 к проемам корпуса 1 и поджаты засовами 16 посредством серег 18. Матерчатые рукава 4 уложены в нишах 3, вентили 6 закрыты, датчик 12 состояния покоя не срабатывает, поскольку индикатор (на чертеже не показан) за бортом самолета не реагирует на движущийся самолет. Электрическая цепь автономного источника питания 10 разомкнута.

При возникновении в салоне нештатной ситуации, связанной с аварийной ситуацией в виде пожара или задымления в передней или задней части салона, пилоты принимают решение на посадку самолета. При приземлении и остановке самолета индикатор (на чертеже не показано) за бортом самолета передает сигнал на датчик 12 состояния покоя, который срабатывает и замыкает электрическую цепь, сигнал передается на датчик 13 или датчик 14 оповещения о задымлении и пожаре (в зависимости от места очага воспламенения в салоне), который срабатывает и замыкает цепь исполнительных механизмов. Питание подается на тяговые реле 15, сердечники 17 которых вытягивают засовы 16 из серег 18, освобождая аварийные двери 2. Рабочие органы 20 подпружиненных приводов 19 выталкивают двери 2 наружу, которые, поворачиваясь относительно горизонтальных шарниров 21 в вертикальной плоскости, занимают нижнее положение, опираясь наружной поверхностью на парные упоры 22, освобождая наружные проемы в нишах 3. Одновременно питание подается на тяговые реле 25, сердечники 26 которых открывают вентили 6. Сжатый воздух из замкнутой емкости 5 по трубопроводам 24 и вентилям 6 поступает в матерчатые рукава 4, которые, наполняясь воздухом, выталкиваются из ниш 3 наружу. По мере наполнения сжатым воздухом из матерчатых рукавов 4 образуются двухдорожечные надувные трапы 7, верхней частью опирающиеся на корпус 1 самолета, нижней частью на опорную поверхность 8, а нижней поверхностью на поверхность откинутой аварийной двери 2, подготовленные для одновременной эвакуации всех пассажиров. Эвакуация пассажиров осуществляется самостоятельно по соответствующим дорожкам надувного трапа 7, расположенных напротив соответствующего ряда кресел 9.

При возникновении в салоне нештатной ситуации, связанной с захватом самолета террористами при посадке пассажиров в самолет на взлетной полосе или при приземлении и остановке самолета и выдвижении террористами властям определенных условий и требований, имея в заложниках всех пассажиров, командиром самолета принимается решение о разгерметизации корпуса 1 самолета путем замыкания электрической цепи посредством дублирующего привода 11 вручную, минуя датчики 12, 13, 14. При этом процесс приведения устройства в рабочее положение выполняется в приведенной выше последовательности и экстренная эвакуация пассажиров выполняется одновременно. Захватившие самолет террористы оказываются на открытом пространстве с обоих бортов самолета перед специальным вооруженным подразделением по выполнению антитеррористической операции, что значительно упрощает работу подразделения по обезвреживанию террористов.

Жесткость конструкции корпуса 1 самолета между верхом и низом обеспечивается вертикальными перемычками между аварийными дверями 2. Наличие датчика 12 состояния покоя самолета в электрической цепи исключает самопроизвольное несанкционированное срабатывание устройства при движении самолета во время полета. Парные упоры 22 обеспечивают удержание откинутой наружу аварийной двери 2 в определенном положении, гарантирующем надежное и безопасное укладывание надувного трапа на внутреннюю поверхность двери 2 при эвакуации пассажиров.

Похожие патенты RU2709292C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ВЫХОДА С ПАССАЖИРСКОЙ ПАЛУБЫ ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНОГО САМОЛЕТА 1993
  • Карандин Вячеслав Петрович
RU2071439C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ПОЖАРЕ 2019
  • Худолий Александр Иванович
RU2715106C1
УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ ПАССАЖИРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ УГРОЗЕ ЕГО НАПАДЕНИЯ НА ВОДИТЕЛЯ 2011
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2465159C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТАХ 2007
  • Белый Давид Михайлович
RU2335435C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАХВАТА ГРАЖДАНСКОГО САМОЛЕТА 2006
  • Белый Давид Михайлович
RU2318701C1
ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ "ЛАДОГА-9" 1994
  • Шуликов К.В.
RU2132290C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТАХ 2006
  • Белый Давид Михайлович
RU2326010C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТАХ 2006
  • Белый Давид Михайлович
RU2326024C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПАССАЖИРСКИМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ 2000
  • Сиротин В.Н.
RU2172277C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАХВАТА ГРАЖДАНСКОГО САМОЛЕТА 2006
  • Белый Давид Михайлович
RU2323135C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 292 C1

Реферат патента 2019 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ ИЗ САМОЛЕТА

Изобретение относится к области эвакуации пассажиров самолета. Устройство для эвакуации пассажиров из самолета содержит открываемую на боковой стороне корпуса самолета аварийную дверь, матерчатый рукав, вторым концом закрепленный в нише, с последующей подачей из замкнутой емкости посредством вентилей сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава и образованием двухдорожечного надувного трапа. Оно снабжено электрическим приводом открывания от автономного источника питания, датчиками состояния покоя самолета, датчиками оповещения о задымлении и пожаре, установленные в пассажирском салоне, тяговые реле открывания дверей. По обе стороны от тяговых реле на неподвижной части корпуса установлены подпружиненные приводы выталкивания дверей наружу. Дверь выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости наружу посредством горизонтального шарнира. Ниши с уложенными матерчатыми рукавами в виде гармошки в горизонтальной плоскости выполнены под каждым рядом кресел. Наполнение рукавов сжатым воздухом осуществляется из общей замкнутой емкости, установленной под горизонтальной опорной поверхностью вдоль салона. Наполненный воздухом трап нижней поверхностью опирается на откинутую наружу дверь, образующую поддерживающую направляющую для надувного трапа. Изобретение направлено на расширение эксплуатационных возможностей за счет экстренной одновременной эвакуации всех пассажиров. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 709 292 C1

Устройство для эвакуации пассажиров из самолета, содержащее открываемую на боковой стороне корпуса самолета аварийную дверь, под действием двери извлекаемый из ниши и выбрасываемый наружу матерчатый рукав, вторым концом закрепленный в нише, с последующей подачей из замкнутой емкости посредством вентилей сжатого воздуха внутрь матерчатого рукава и образованием двухдорожечного надувного трапа, опирающегося верхним концом на корпус самолета, а нижним концом - на опорную поверхность, отличающееся тем, что открываемые двери выполнены по обоим бортам по всей длине корпуса самолета, где расположены кресла пассажиров, по ширине двери охватывающие, например, два соседних ряда кресел вдоль салона, дополнительно снабжено электрическим приводом открывания от автономного источника питания, приводимым в действие при помощи автоматического привода или посредством дублирующего привода вручную, автоматический привод включает датчик состояния покоя самолета, установленный последовательно в электрическую цепь, индикатор которого выведен наружу корпуса самолета, датчики оповещения о задымлении и пожаре, установленные в пассажирском салоне в передней и задней части параллельно между собой и последовательно в цепь после датчика состояния покоя, тяговые реле открывания дверей, установленные последовательно в электрическую цепь и закрепленные внутри на неподвижной части корпуса с возможностью взаимодействия засова на сердечнике с серьгой, установленной в средней верхней части двери, по обе стороны от тяговых реле на неподвижной части корпуса установлены подпружиненные приводы выталкивания дверей наружу, взаимодействующие своими рабочими органами с верхней поверхностью двери, дверь выполнена с возможностью поворота в вертикальной плоскости наружу посредством горизонтального шарнира, установленного в нижней части, с последующим опиранием на парные упоры, установленные по бокам ниже шарниров на наружной поверхности корпуса, ниши с уложенными матерчатыми рукавами в виде гармошки в горизонтальной плоскости выполнены под каждыми соседними рядами кресел напротив дверей по ширине последних, наполнение рукавов сжатым воздухом осуществляется из общей замкнутой емкости, установленной под горизонтальной опорной поверхностью вдоль салона, посредством трубопроводов и вентилей, приводимых в действие посредством тяговых реле, установленных последовательно в электрическую цепь автономного источника питания, наполненный воздухом трап нижней поверхностью опирается на откинутую наружу дверь, образующую поддерживающую направляющую для надувного трапа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709292C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОГО УГЛЕРОДА 0
SU184510A1
US 0006769647 B2, 03.08.2004
US 0003606939 A1, 21.09.1971.

RU 2 709 292 C1

Авторы

Худолий Александр Иванович

Даты

2019-12-17Публикация

2019-06-04Подача