Уровень техники
[0001] Настоящее изобретение относится к цепной пиле, заявленной в ограничительной части пункта 1 формулы. Предметом изобретения является также способ управления перемещениями направляющей шины в цепной пиле, заявленный в ограничительной части пункта 12 формулы.
[0002] В ходе механической лесозаготовки валка и срез деревьев обычно осуществляются с помощью моторного пильного механизма - цепной пилы, находящейся в харвестерной головке лесозаготовительной машины. Такую же цепную пилу можно использовать на так называемом «рубильном станке», предназначенном для производства, например, топливной древесины. Кроме того, можно поместить соответствующую цепную пилу для резки древесного материала в различные прессы отходов лесозаготовки, прессы топливной древесины или другие прессы и упаковочные устройства, и в этом случае цепная пила может использоваться для осуществления единовременной резки нескольких стволов и/или ветвей. Резка древесины должна выполняться быстро и с высокой надежностью, а потому при механическом обращении с лесоматериалами наиболее важное значение приобретают, в числе прочего, сама цепная пила и ее надежное функционирование.
[0003] По меньшей мере, периодически возникает необходимость в натяжении пильной цепи цепной пилы, поскольку в процессе работы происходит ослабление этой цепи из-за, в числе прочего, тепловых и динамических факторов. В цепных пилах машин для лесозаготовки, типа уборочных машин или процессоров, часто используют автоматические натяжители цепей, в качестве которых, в частности в области лесозаготовительных машин, выступают, как правило, гидравлические натяжители, хотя известны и другие технологии натяжения. Такой натяжитель цепи обычно перемещает направляющую шину в направлении ее продольной оси, при этом перемещение происходит по специальным опорным направляющим или поверхностям. Вследствие перемещения направляющей шины происходит натяжение пильной цепи вокруг этой шины и приводной звездочки, управляющей работой пильной цепи.
[0004] Известны многочисленные технические решения для натяжителей цепей цепной пилы. Один такой натяжитель цепи цепной пилы, используемый в лесозаготовительных машинах, раскрыт в публикации FI 115706. В ней описана цепная пила, в которой для натяжения пильной цепи направляющая шина выполнена с возможностью перемещения в направлении ее продольной оси с помощью, по меньшей мере, одной опорной направляющей. Эта опорная направляющая проходит в направлении продольной оси направляющей шины по обеим сторонам от приводной звездочки, благодаря чему достигается надежное перемещение в направлении продольной оси.
[0005] Известна также конструкция, раскрытая в публикации FI 101772, представляющая собой пильный узел, который включает в себя элемент блока, прикрепляемый к крепежной детали направляющей шины. Между внутренними поверхностями деталей этого элемента блока выполнен зазор или паз, служащий в качестве неподвижной направляющей скольжения. Имеются также первый и второй элементы в виде поршня и цилиндра, выполненные с возможностью прилегания к держателю пильного полотна с целью фиксации крепления пильного полотна в нужном положении без зазоров.
[0006] Известно также решение, раскрытое в публикации WO 2015038011, в соответствии с которым направляющая шина располагается с возможностью скольжения на пильной раме с неподвижными направляющими скольжения. В состав этой конструкции входит детектор ослабления пильной цепи, снабженный датчиком длины движения натяжения и электронной системой управления работой последнего.
[0007] Однако в известных конструкциях ряд проблем остается нерешенным. Одной из наиболее серьезных проблем является износ поверхностей скольжения и соответствующих частей натяжителя цепи в цепных пилах лесозаготовительных машин. Износ поверхностей скольжения компонентов приводит к появлению зазоров в цепной пиле, которые препятствуют управлению кромками пильного полотна, что чревато повреждением пильной цепи и других подвижных компонентов пильного механизма.
[0008] Из-за износа деталей натяжителя цепи цепной пилы приходится производить замену этих деталей с интервалами, зависящими от эксплуатации и условий работы. Для замены изношенных деталей надо предусматривать специальные перерывы и остановки на ремонтные операции.
[0009] Кроме вышесказанного, при использовании известных конструкций зазоры, вызываемые износом деталей, часто приводят к утечкам смазочного масла через большие зазоры за пределы конструкции в окружающую среду. Утечка смазочного масла ведет, в свою очередь, как к увеличению затрат вследствие увеличения расхода масла, так и к негативному воздействию на окружающую среду.
Краткое изложение сущности изобретения
[0010] Одна из целей изобретения состоит в разработке такого способа и такого устройства для реализации этого способа, которые позволили бы решить перечисленные выше проблемы.
[0011] Указанная цель изобретения достигается с помощью способа и системы, заявленных в независимых пунктах 1 и 12.
[0012] Предпочтительные варианты осуществления изобретения заявлены в зависимых пунктах формулы.
[0013] Основной принцип изобретения основан на том, чтобы направляющие скольжения в опорных направляющих, соединяющих раму цепной пилы с крепежной системой направляющей шины, или, по меньшей мере, часть поверхностей скольжения направляющих скольжения были выполнены изнашиваемыми. Благодаря соединению направляющих скольжения с помощью регулируемой конструкции с опорной направляющей становится возможным легко регулировать в процессе работы зазоры между поверхностями скольжения опорной направляющей и направляющей, вызываемые износом.
[0014] Благодаря регулируемой конструкции для крепления направляющих скольжения становится возможным регулирование зазоров на нужную величину. Таким образом, при необходимости можно также увеличивать или даже полностью закрывать зазор. В случае полного закрытия зазора можно даже вручную блокировать крепежную конструкцию направляющей шины таким образом, чтобы она была полностью неподвижной относительно рамы цепной пилы.
[0015] Согласно предложенному решению можно изготавливать направляющие скольжения опорной направляющей из отдельных изнашиваемых и легко сменяемых деталей. В случае, когда детали претерпели уже достаточный износ, такие изнашиваемые детали могут быть без труда заменены новыми, так что не придется заменять всю крепежную конструкцию целиком или даже всю раму цепной пилы.
[0016] Благодаря использованию регулируемых направляющих скольжения согласно изобретению уменьшается потребность в техобслуживании цепной пилы, при этом сами работы по техобслуживанию упрощаются. Регулирование зазора производится быстро, а изношенные компоненты легко заменяются новыми, без необходимости при этом разбирать весь пильный механизм. Поскольку благодаря этому уменьшается продолжительность простоя, вызванного работами по техобслуживанию, происходит повышение эффективности работы цепной пилы. Кроме того, в соответствии с изобретением, изнашиваемые компоненты удается заменять новыми, используя гораздо более эффективные методы по сравнению с известным уровнем техники.
[0017] Остальные преимущества изобретения описываются более детально ниже в ходе рассмотрения конкретных вариантов его осуществления.
Перечень чертежей
[0018] Ниже приводится более детальное разъяснение некоторых предпочтительных вариантов осуществления изобретения со ссылками на приложенные чертежи, где:
фиг. 1 представляет собой схематическое изображение лесозаготовительной машины с харвестерной головкой;
фиг. 2 иллюстрирует харвестерную головку, используемую в лесозаготовительной машине, с цепной пилой;
фиг. 3 представляет собой вид в аксонометрии цепной пилы, используемой в харвестерной головке;
фиг. 4 иллюстрирует направляющую шину цепной пилы, известную из уровня техники, с соответствующей крепежной конструкцией и опорными направляющими;
фиг. 5 представляет собой вид с пространственным разделением деталей направляющей шины цепной пилы согласно настоящему изобретению с соответствующей крепежной конструкцией и опорной направляющей;
фиг. 6 представляет собой схематическое изображение опорной направляющей между рамой цепной пилы и крепежной конструкцией направляющей шины;
фиг. 7 представляет собой детальный вид компонента А по фиг. 6;
фиг. 8 иллюстрирует детальный вид компонента А по фиг. 6 в соответствии с другим вариантом осуществления;
фиг. 9 представляет собой детальный вид компонента А по фиг. 6 с отсоединенной направляющей скольжения;
фиг. 10 иллюстрирует направляющие скольжения опорной направляющей между рамой цепной пилы и крепежной конструкцией направляющей шины;
фиг. 11 иллюстрирует другой вариант выполнения направляющих скольжения опорной направляющей между рамой цепной пилы и крепежной конструкцией направляющей шины.
Детальное описание предпочтительных вариантов осуществления
[19] На представленных здесь чертежах цепная пила и способ управления перемещением направляющей шины иллюстрируются не в масштабе, а лишь схематично, с демонстрацией общей структуры и функционирования конструкций согласно предпочтительным вариантам осуществления. Конструктивные компоненты, обозначенные на приложенных чертежах цифровыми позициями, соответствуют компонентам, обозначаемым цифровыми позициями в данном описании.
[0020] Итак, на фиг. 1 показана типовая лесозаготовительная машина 1, в которой используется, например, рассматриваемая цепная пила. Эта лесозаготовительная машина имеет харвестерную головку 2, поддерживаемую стрелой, или другое аналогичное устройство для обращения с лесоматериалами. Более детальное изображение харвестерной головки приведено на фиг. 2.
Харвестерная головка подобного типа снабжена рассматриваемой здесь цепной пилой 3 для среза деревьев. Цепная пила имеет пильную цепь, вращающуюся вокруг направляющей шины 4, причем эта направляющая шина выполнена, в свою очередь, с возможностью поворота относительно рамы 5 цепной пилы. Когда режущая головка удерживает дерево между подающими роликами 6, направляющая шина может поворачиваться, при этом дерево, удерживаемое подающими роликами, может быть разрезано на нужном уровне.
[0021] На фиг. 3 иллюстрируется один из вариантов выполнения цепной пилы 3, которая снабжена силовым блоком 7 и отделена от харвестерной головки 2. Однако на чертежах пильная цепь, вращающаяся вокруг направляющей шины 4 и имеющая общеизвестную конструкцию и принцип действия, не иллюстрируется.
[0022] На фиг. 4 иллюстрируется известная из уровня техники конструкция для натяжения пильной цепи в цепной пиле 3. Здесь мы имеем дело с цепной пилой для лесозаготовительной машины 1, при этом в состав ее конструкции входят, в числе прочего, поворотная рама 8, соединяемая с рамой 5 цепной пилы с возможностью вращения, и направляющая шина 4 для управления пильной цепью. На чертеже показана также часть устройства натяжения пильной цепи. Это устройство натяжения включает в себя, в числе прочего, крепежную конструкцию 9 направляющей шины 4, к которой эта направляющая шина крепится. Крепежная конструкция располагается на раме цепной пилы с возможностью скольжения в поворотной раме. В результате направляющая шина вместе с ее крепежной конструкцией оказываются расположенными с возможностью перемещения в направлении продольной оси направляющей шины для натяжения пильной цепи.
[0023] Цепная пила 3 приводится в действие силовым блоком 7, а точнее двигателем, который вращает пильную цепь вокруг направляющей шины 4 посредством силовой передачи, управляемой, например, приводной звездочкой 10 (см. фиг. 3). Источник энергии цепной пилы предпочтительно функционирует за счет рабочей среды под давлением, например является гидравлическим, и служит предпочтительно источником энергии для лесозаготовительной машины 1, либо связан с ней. В процессе резания цепная пила вращается вокруг направляющей шины 4, при этом ее перемещение управляется холостой звездочкой цепи, находящейся на наружном конце направляющей шины. Во избежание ослабления натяжения цепи в процессе эксплуатации цепная пила снабжена также вышеупомянутым специальным устройством натяжения пильной цепи.
[0024] Хотя предлагаемое решение описывается применительно к цепной пиле 3 лесозаготовительной машины 1, использование данного решения не ограничивается одними лишь этими эксплуатационными условиями. Таким образом, это решение можно также использовать в других установках для обращения с лесоматериалами, где цепная пила может быть выполнена с возможностью поворота при совершении перемещений в процессе резания. С другой стороны, резание может также осуществляться посредством использования цепной пилы в качестве параллельной пилы поперечного распила, либо можно предусмотреть, чтобы сваливаемое дерево могло прижиматься к неподвижной направляющей шине цепи и к самой пильной цепи, вращающейся вокруг нее.
[0025] На фиг. 5 иллюстрируется один из предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого решения. Эта конструкция содержит цепную пилу 3, которая включает в себя, по меньшей мере, в соответствии с показанным на фиг. 3, силовой блок 7, приводную звездочку 10, управляемую силовым блоком, и пильную цепь, вращающуюся по наружному контуру 11 ее направляющей шины 4. Направляющая шина крепится к поворотной раме 8, которая располагается с возможностью вращения на раме 5 на цепной пиле, с помощью специальной крепежной конструкции 9. Кроме того, предусмотрено устройство натяжения, выполненное с возможностью воздействия на крепежную конструкцию. С помощью этого устройства натяжения обеспечивается перемещение направляющей шины, совершаемое в направлении ее продольной оси с отводом этой шины от приводной звездочки, что позволяет производить натяжение пильной цепи.
[0026] Устройство натяжения содержит, по меньшей мере, один передаточный элемент, расположенный в поворотной раме 8 и производящий перемещение, по существу, в направлении продольной оси направляющей шины 4. Этот передаточный элемент, в свою очередь, выполнен с возможностью воздействия на ответную деталь, имеющуюся в направляющей шине или в ее крепежной конструкции 9. Когда крепежное устройство направляющей шины и поворотная рама соединены, по меньшей мере, одной опорной направляющей, передаточный элемент обеспечивает перемещение, по существу, в направлении продольной оси направляющей шины. Даже если перемещение передаточного элемента, обеспечивающего перемещение, соответствующее натяжению пильной цепи, совершалось не полностью в направлении продольной оси направляющей шины, можно выполнить этот передаточный элемент таким образом, чтобы он обеспечивал перемещение в направлении перемещения, соответствующего натяжению.
[0027] Опорная направляющая рассматриваемой цепной пилы 3 представляет собой направляющую, имеющую направляющие поверхности, допускающие перемещение в направлении продольной оси направляющей шины 4. Направляющая такого типа образована специальными направляющими 12 и 13 скольжения, которые вместе с поворотной рамой 8 и рамными структурами крепежной конструкции 9 образуют структуру сцепления форм. Направляющие скольжения имеют поверхности скольжения и сопряженные поверхности 14 и 15, ориентированные в направлении перемещения, соответствующего натяжению (см. фиг. 9). Поверхности направляющих скольжения, накладываемые друг на друга, выполнены с возможностью формирования траектории перемещения, соответствующего натяжению. Поверхности скольжения представляют собой параллельные поверхности скольжения и сопряженные поверхности, накладываемые друг на друга. Они обеспечивают получение траектории с сцеплением форм, по которой крепежная конструкция 9 скользит под управлением передаточного элемента. В соответствии с одним из предпочтительных вариантов, поверхности скольжения и сопряженные поверхности располагаются попарно, при этом имеются, по меньшей мере, две пары. Можно предусмотреть одну или более таких взаимодействующих пар направляющих скольжения, образующих собой направляющую в цепной пиле. Для достижения достаточной конструктивной прочности предпочтительно использовать одну длинную направляющую или две более коротких направляющих. В рассматриваемом варианте осуществления две направляющих, то есть, если смотреть в направлении перемещения направляющей шины 4, по одной с обеих сторон от приводной звездочки 10. На фиг. 6 можно видеть первые направляющие 12 скольжения между приводной звездочкой 10 и направляющей шиной. Между ними располагается вторая направляющая 13 скольжения, которая перемещается относительно первых направляющих скольжения в направлении продольной оси направляющей шины и является составной частью направляющей. На том же чертеже, на стороне, противоположной по отношению к приводной звездочке, можно также видеть одну из вторых направляющих 13 скольжения, которая разместится по обе стороны первой направляющей 12 скольжения, которая показана более детально, например, на фиг. 8.
[0028] В соответствии с представленными на чертежах вариантами осуществления, детали направляющей, находящиеся на поворотной раме, обозначаются как первые направляющие 12 скольжения, а детали направляющей, находящиеся в крепежной конструкции, обозначаются как вторые направляющие 13 скольжения. Эта конструкция может быть также выполнена в зеркально противоположном виде, и в этом случае первые направляющие скольжения будут располагаться в крепежной конструкции, а вторые направляющие скольжения - в поворотной раме.
[0029] Направляющие 12 и 13 скольжения согласно одному из конкретных вариантов осуществления образованы из, по меньшей мере, частично отдельных средств, которые накладываются друг на друга и могут предпочтительно быть расположены на монтажных поверхностях 16 или 17 в цепной пиле 3. Таким образом, направляющая скольжения может крепиться посредством механических соединительных средств 18 к монтажной поверхности, которая предпочтительно параллельна, например, наружной поверхности направляющей шины (см. фиг. 10 и 11). С другой стороны, направляющая скольжения может быть прикреплена к опорной поверхности 19, которая параллельна направлению перемещения направляющей шины 4, но перпендикулярна к ее наружной поверхности. Направляющая скольжения может быть также образована неподвижным средством, соединенным с помощью механической обработки с крепежной конструкцией или поворотной рамой, как показано на фиг. 6.
[0030] Таким образом, направляющие 12 и 13 скольжения могут быть снабжены специальными поверхностями скольжения и сопряженными поверхностями 14 и 15, выполненными с возможностью наложения друг на друга в целях управления перемещением направляющей шины 4. При этом указанные поверхности обозначаются таким образом, что первым направляющим 12 скольжения соответствуют поверхности 14 скольжения, а вторым направляющим 13 скольжения - сопряженные поверхности 15.
[0031] В соответствии со сказанным выше, некоторые из направляющих 12 и 13 скольжения выполняются таким образом, чтобы они представляли собой средства, прикрепляемые к цепной пиле по отдельности с помощью соединительных средств 18. В настоящем варианте осуществления средствами такого типа являются, главным образом, первые направляющие 12 скольжения, показанные на фиг. 5, 10 и 11. При этом зазор между поверхностью 14 скольжения первой направляющей скольжения и сопряженной поверхностью 15 второй направляющей скольжения может быть выполнен с возможностью отдельного регулирования. Возможность подобного регулирования достигается благодаря тому, что одна или более направляющих скольжения выполняется подвижной для обеспечения возможности регулирования зазора или расстояния между поверхностями скольжения и сопряженными поверхностями. При этом предпочтительно, чтобы направляющая скольжения была подвижной, по меньшей мере, в одном направлении, отличном от направления перемещения, допускаемого направляющей. Предпочтительно также, чтобы такое передаточное перемещение направляющей скольжения имело место, по меньшей мере, в одном направлении, перпендикулярном к направлению перемещения, допускаемого направляющей, - например, в направлении нормали к поверхностям скольжения и сопряженным поверхностям, которые располагаются, по существу, напротив друг друга. При этом направляющая скольжения может быть выполнена подвижной в каком-либо другом направлении, зависящем от формы поперечного сечения этой направляющей. Предусмотрена возможность обеспечения передаточного перемещения направляющей скольжения с помощью отдельных регулировочных средств 20 или 21.
[0032] В простейшем случае отдаление направляющей 12 и/или 13 скольжения регулируется одной или большим количеством прокладок 20, находящихся между направляющей скольжения и примыкающей монтажной поверхностью 16 или 17, либо опорной поверхностью 19. На Фиг. 5, к примеру, изображен вариант осуществления, в котором между направляющей 12 скольжения и монтажной поверхностью 16 помещено две или пять прокладок. Подобные прокладки могут быть одинаковыми, частично одинаковыми или полностью разными по толщине. Прокладка может быть также помещена между направляющей скольжения и монтажной поверхностью 19 (см. фиг. 11). В соответствии с одним из вариантов осуществления, прокладка может быть помещена как между направляющей скольжения и монтажной поверхностью, так и между направляющей скольжения и опорной поверхностью (см. фиг. 11).
[0033] При увеличении зазора между поверхностями 14 скольжения и сопряженными поверхностями 15 направляющих 12 и 13 скольжения возникают трудности с обеспечением достаточного управления передаточным перемещением направляющей шины 4. Если снять одну или более прокладок 20, то можно опять добиться нужного зазора между поверхностями скольжения и сопряженными поверхностями.
[0034] Кроме вышеупомянутых прокладок 20, можно использовать для регулирования расстояния между поверхностями 14 скольжения и сопряженными поверхностями 15 специальные регулировочные винты 22. Они устанавливаются таким образом, чтобы оказывать воздействие на положение направляющей скольжения относительно монтажной поверхности 16, 17, или опорной поверхности 19, или и той, и другой. Эта конструкция иллюстрируется на фиг. 6 и 7. Регулировочные винты 22, которые проходят через опорную поверхность 19, затем оказывают воздействие на первую направляющую 12 скольжения, закрепляемую с помощью механических соединительных средств 18 на монтажной поверхности 16. Они производят передаточное перемещение в направлении монтажной поверхности направляющей скольжения, при котором первая направляющая 12 скольжения либо отводится от второй направляющей 13 скольжения, показанной на чертеже, либо подводится к этой второй направляющей скольжения. Для того, чтобы произвести такое передаточное перемещение, механическое соединительное средство направляющей скольжения обеспечивает возможность ее смещения вбок относительно направления перемещения направляющей шины 4. Как видно на фиг. 7, для регулирования направляющей скольжения используется комбинация регулировочных винтов 22 и прокладок 20. Однако регулирование можно также осуществлять посредством регулирования расстояния между первой направляющей скольжения и второй направляющей скольжения с помощью регулировочных винтов, которые располагаются на первой направляющей скольжения и воздействуют на примыкающую к ней опорную поверхность 19. Работу регулировочного винта можно сделать более эффективной, в частности, если предусмотреть в образуемом им регулировочном средстве пружинный элемент 23. Этот вариант иллюстрируется на фиг. 8.
[0035] Направляющая скольжения опорной направляющей, которая имеет сопряженную поверхность и является, как правило, составной частью крепежной конструкции, предпочтительно выполняется из износостойкого материала или же снабжена покрытием из такого материала. Это может быть сталь или твердый металл, или керамический материал. С другой стороны, направляющая скольжения, имеющая поверхность скольжения, предпочтительно выполняется (или снабжена покрытием) из изнашиваемого материала, более мягкого по сравнению с материалом примыкающей к ней второй направляющей скольжения, предпочтительно из бронзового сплава, латуни или какого-либо пригодного для этих целей полимера.
[0036] Как видно из фиг. 5-11, опорная направляющая может быть также выполнена таким образом, чтобы первая направляющая 12 скольжения, которая имеет поверхности 14 скольжения в направлении продольной оси направляющей шины 4, состояла из одного отдельного средства, располагаемого на монтажной поверхности цепной пилы. Эта первая направляющая скольжения предпочтительно крепится с помощью механических соединительных средств 18 на монтажной поверхности 16, которая параллельна наружной поверхности направляющей шины (см., например, фиг. 10 и 11). Как было сказано выше, эта первая направляющая скольжения взаимодействует с парой вторых направляющих 13 скольжения, которые выполнены частично охватывающими ее, с тем чтобы получить структуру сцепления форм. Эти совместно действующие и предпочтительно параллельные вторые направляющие скольжения образуют, вместе с их сопряженными поверхностями 15, обращенными в сторону первой направляющей скольжения и находящейся между ними поверхностью цепной пилы, траекторию направляющей.
[0037] При необходимости в конструкции согласно этому второму варианту осуществления можно также предусмотреть, чтобы зазор между поверхностями 14 скольжения и сопряженными поверхностями 15 направляющих скольжения был регулируемым. В этом случае регулирование осуществляется за счет того, что положение первой направляющей 12 скольжения может меняться в направлении, перпендикулярном к монтажной поверхности 16. В простейшем случае отдаление первой направляющей скольжения регулируется одной или большим количеством прокладок 21, располагаемых между первой направляющей скольжения и прилегающей монтажной поверхностью. Подобные прокладки могут быть одинаковыми, частично одинаковыми или абсолютно разными по толщине.
[0038] Вместо использования вышеупомянутых прокладок 21 можно предусмотреть регулирование отдаления первой направляющей 12 скольжения от монтажной поверхности 16 с помощью специальных регулировочных винтов. Они устанавливаются таким образом, чтобы оказывать воздействие на положение первой направляющей скольжения относительно монтажной поверхности. Регулировочные винты, которые проходят через опорную поверхность, затем оказывают воздействие на первую направляющую скольжения, закрепляемую с помощью механических соединительных средств 18 на монтажной поверхности. Они производят передаточное перемещение в направлении первой направляющей скольжения, при котором эта первая направляющая скольжения либо отводится от монтажной поверхности, либо подводится к ней.
[0039] Поскольку описанные выше конструкция и способ регулирования могут быть использованы в харвестерной головке цепной пилы устройства для обращения с лесоматериалами, целесообразно также предусмотреть в этой цепной пиле канал, по которому можно будет также, если потребуется, подавать смазочное вещество к направляющей для ее смазки. Такой канал можно выполнить, например, таким образом, чтобы он доходил до одной или большего количества поверхностей скольжения этой направляющей.
[0040] Для специалистов в данной области должно быть очевидно, что в силу технологического прогресса основной принцип изобретения может быть реализован самыми разнообразными способами, поэтому изобретение и варианты его осуществления не ограничиваются приведенными выше примерами, а могут меняться в рамках объема изобретения, определяемого пунктами формулы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОДАЧИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ К НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ШИНЕ ЦЕПНОЙ ПИЛЫ | 2016 |
|
RU2689704C1 |
Цепная пила | 1981 |
|
SU1011362A1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2018 |
|
RU2706190C1 |
ТОРЦОВОЧНАЯ ПИЛА С ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ | 2014 |
|
RU2664319C2 |
Цепная пила | 1980 |
|
SU967804A1 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА С ПОВОРОТНЫМ ШИНОДЕРЖАТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2541627C1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ПЕРЕНОСНОЙ МОТОРНОЙ ПИЛЫ | 2023 |
|
RU2817857C1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2021 |
|
RU2770694C1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2020 |
|
RU2750205C1 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА | 2009 |
|
RU2509644C2 |
Изобретение относится к цепной пиле устройства для обращения с лесоматериалами и к управлению имеющейся в ней направляющей шиной. Направляющая шина выполнена с возможностью крепления к поворотной раме, которая располагается с возможностью вращения на раме цепной пилы, с помощью крепежной конструкции. Крепежная конструкция направляющей шины и поворотная рама соединены с помощью по меньшей мере одной направляющей с целью управления направляющей шиной в процессе перемещения в направлении ее продольной оси. Направляющая содержит противоположные направляющие скольжения с противоположными поверхностями скольжения и сопряженными поверхностями, которые образуют соединение за счет сцепления форм, соединяя друг с другом крепежную конструкцию и поворотную раму. По меньшей мере одна из них образована отдельным средством, выполненным с возможностью расположения в цепной пиле. Подобная отдельная направляющая скольжения, выполненная с возможностью расположения в цепной пиле, выполнена с возможностью перемещения по меньшей мере в одном направлении, отличном от направления перемещения, допускаемого направляющей. В результате обеспечивается возможность изменения зазора между поверхностью скольжения и сопряженной поверхностью, что обеспечивает минимизацию износа деталей натяжителя цепи цепной пилы. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 11 ил.
1. Цепная пила (3) устройства (2) для обращения с лесоматериалами, содержащая, по меньшей мере, силовой блок (7), приводную звездочку (10), приводимую в действие силовым блоком, направляющую шину (4) и пильную цепь, приводимую во вращение приводной звездочкой по наружному контуру (11) направляющей шины, причем направляющая шина выполнена с возможностью крепления к поворотной раме (8) в цепной пиле посредством крепежной конструкции (9), и поворотная рама (8) выполнена с возможностью расположения на раме (5) цепной пилы с возможностью вращения для обеспечения поворота направляющей шины (4) в плоскости, определяемой направляющей шиной, и крепежная конструкция направляющей шины снабжена располагаемым на ней устройством натяжения, которое выполнено с возможностью управления перемещением направляющей шины в направлении её продольной оси относительно приводной звездочки, причем крепежная конструкция (9) направляющей шины (4) и поворотная рама (8) выполнены с возможностью соединения с помощью по меньшей мере одной направляющей для управления направляющей шиной в процессе перемещения в направлении её продольной оси, и направляющая содержит противоположные направляющие скольжения, первую направляющую (12) скольжения и вторую направляющую (13) скольжения, выполненные с возможностью перемещения в продольном направлении направляющей шины, причем указанные направляющие скольжения образуют соединение за счет сцепления форм, соединяя друг с другом крепежную конструкцию и поворотную раму таким образом, что каждая первая направляющая (12) скольжения в поворотной раме имеет поверхность (14) скольжения и каждая обращенная к ней вторая направляющая (13) скольжения имеет сопряженную поверхность (15), отличающаяся тем, что по меньшей мере одна из первых направляющих (12) скольжения образована отдельным средством, выполненным с возможностью расположения в цепной пиле (3) посредством соединительных средств (18), а первая направляющая (12) скольжения выполнена с возможностью перемещения по меньшей мере в одном направлении, отличном от направления перемещения направляющей шины (4), с целью изменения зазора между поверхностью (14) скольжения и сопряженной поверхностью (15), при этом такое передаточное перемещение первой направляющей (12) скольжения обеспечено с помощью одного или более регулировочных средств (20, 21, 22), выполненных с возможностью воздействия на первую направляющую скольжения.
2. Цепная пила (3) по п. 1, отличающаяся тем, что передаточное перемещение первой направляющей (12) скольжения обеспечивается в направлении, перпендикулярном к направлению перемещения, допускаемого направляющей, предпочтительно в направлении нормали к поверхности (14) скольжения и сопряженной поверхности (15), которые располагаются напротив друг друга.
3. Цепная пила (3) по п. 2, отличающаяся тем, что расстояние между поверхностью (14) скольжения и сопряженной поверхностью (15) направляющих (12, 13) скольжения является регулируемым с помощью по меньшей мере одной прокладки (20, 21), выполненной с возможностью расположения между направляющей скольжения и монтажной поверхностью (16, 17) и/или примыкающей к ней опорной поверхностью (19).
4. Цепная пила (3) по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что расстояние между поверхностью (14) скольжения и сопряженной поверхностью (15) направляющих (12, 13) скольжения является регулируемым с помощью регулировочных винтов (22), воздействующих на направляющую скольжения через монтажную поверхность (16, 17) и/или примыкающую к ней опорную поверхность (19).
5. Цепная пила (3) по любому из пп. 1-4, отличающаяся тем, что расстояние между поверхностью (14) скольжения и сопряженной поверхностью (15) направляющих (12, 13) скольжения является регулируемым с помощью регулировочных винтов (22), воздействующих на монтажную поверхность (16, 17) и/или опорную поверхность (19), примыкающую к направляющей скольжения, и расположенных в направляющей скольжения.
6. Цепная пила (3) по п. 4 или 5, отличающаяся тем, что регулировочное средство (20, 21, 22) содержит пружинный элемент (23).
7. Цепная пила (3) по любому из пп. 1-6, отличающаяся тем, что вторая направляющая (13) скольжения с сопряженной поверхностью (15) выполнена из износостойкого материала, предпочтительно стали, или твердого металла, или керамического материала, или сопряженная поверхность второй направляющей скольжения снабжена покрытием из износостойкого материала, предпочтительно стали, твердого металла или керамического материала.
8. Цепная пила (3) по любому из пп. 1-7, отличающаяся тем, что первая направляющая (12) скольжения с поверхностью (14) скольжения выполнена из изнашиваемого материала, более мягкого по сравнению с направляющей скольжения с сопряженной поверхностью, предпочтительно из бронзового сплава, латуни или полимера, или поверхность скольжения снабжена покрытием из изнашиваемого материала, предпочтительно бронзового сплава, латуни или полимера.
9. Цепная пила (3) по любому из пп. 1-8, отличающаяся тем, что в цепной пиле (3) выполнен канал для подачи смазочного вещества к направляющей для её смазывания, причем этот канал предпочтительно расположен с возможностью соединения с поверхностью скольжения опорной направляющей.
10. Лесозаготовительная машина (1), содержащая устройство (2) для обращения с лесоматериалами с цепной пилой (3) по одному из пп. 1-9, помещенной в её харвестерную головку.
11. Способ управления перемещением направляющей шины (4) в цепной пиле (3) устройства (2) для обращения с лесоматериалами, причем цепная пила содержит, по меньшей мере, силовой блок (7), приводную звездочку (10), приводимую в действие силовым блоком, направляющую шину (4) и пильную цепь, приводимую во вращение приводной звездочкой по наружному контуру (11) направляющей шины, причем направляющая шина выполнена с возможностью крепления к поворотной раме (8) в цепной пиле посредством крепежной конструкции (9) в направляющей шине, и поворотная рама допускает относительное вращательное движение рамы (5) цепной пилы и направляющей шины (4) в плоскости, определяемой направляющей шиной, таким образом, что крепежную конструкцию (9) и поворотную раму (8) соединяют с помощью по меньшей мере одной направляющей для осуществления перемещения в направлении продольной оси направляющей шины, причем направляющая образована противоположными направляющими скольжения, первой направляющей (12) скольжения и второй (13) направляющей скольжения, выполненными с возможностью перемещения в продольном направлении направляющей шины, направляющая обеспечивает соединение за счет сцепления форм, в котором каждая первая направляющая (12) скольжения в поворотной раме (8) имеет поверхность (14) скольжения, а каждая обращенная к ней вторая направляющая (13) скольжения крепежной конструкции (9) имеет сопряженную поверхность (15), устройство натяжения воздействует на крепежную конструкцию направляющей шины с целью управления перемещением направляющей шины в направлении её продольной оси, отличающийся тем, что по меньшей мере одну из первых направляющих (12) скольжения образуют из отдельного средства, выполненного с возможностью расположения в цепной пиле (3) посредством соединительных средств (18), обеспечивают перемещение первой направляющей (12) скольжения в направлении, отличном от по меньшей мере одного направления перемещения направляющей шины (4), таким образом изменяя зазор между поверхностью (14) скольжения и сопряженной поверхностью (15), за счет того, что обеспечивают воздействие одного или более регулировочных средств (20, 21, 22) на первую направляющую (12) скольжения.
12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что отдаление направляющей (12, 13) скольжения регулируют посредством установки по меньшей мере одной прокладки (20, 21) между направляющей скольжения и монтажной поверхностью (16, 17) и/или примыкающей к ней опорной поверхностью (19).
13. Способ по п. 11 или 12, отличающийся тем, что отдаление направляющей (12, 13) скольжения регулируют посредством воздействия на направляющую скольжения или монтажную поверхность (14) и/или примыкающую к ней опорную поверхность (15) регулировочными винтами (22).
US 5987786 A1, 23.11.1999 | |||
УСТРОЙСТВО ЦЕПНОЙ ПИЛЫ | 2008 |
|
RU2479421C2 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА ДЛЯ РЕЗКИ КОРМОВ | 1994 |
|
RU2066948C1 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА | 2009 |
|
RU2509644C2 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА С ПОВОРОТНЫМ ШИНОДЕРЖАТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2541627C1 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА, ОБОРУДОВАННАЯ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАТЯЖЕНИЯ ПИЛЬНОЙ ЦЕПИ | 2008 |
|
RU2453423C2 |
Устройство для срезания деревьев | 1975 |
|
SU561542A1 |
Авторы
Даты
2019-12-17—Публикация
2016-09-28—Подача