Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта Российский патент 2020 года по МПК F16C33/04 F16C33/12 B61H13/34 

Описание патента на изобретение RU2711045C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Известна втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного полимерного антифрикционного материала, включающего полимерную основу и содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно, а также хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей, внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, (см. патент РФ №2499921, МПК F16С 33/11, 27.11.2013 г.).

Однако известная втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта при своем использовании имеет следующие недостатки:

- недостаточный срок службы из-за высокого суммарного износа в паре трения,

- повышенную интенсивность линейного изнашивания внутреннего рабочего слоя скольжения при трении по стальной паре из стали 40Х (1×10-7 - 7×10-8 мкм/км),

- недостаточной ударной вязкостью по Шарпи на образцах без надреза (45-55,8 кДж/м2),

- недостаточным разрушающим напряжением при растяжении (174-201 МПа).

Задачей изобретения является разработка втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта.

Техническим результатом является повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта за счет снижения интенсивности линейного изнашивания рабочего слоя скольжения при трении по полированной стальной паре из стали 40Х, сохранение заданного коэффициента трения и стабильности коэффициента трения при трении по материалу контр-тела стали 40Х, повышение разрушающего напряжения при растяжении и при сжатии, повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза.

Технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что предложена втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного полимерного антифрикционного материала, включающего полимерную основу и содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно, а также хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей, внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, при этом в качестве полимерной основы композиционного полимерного антифрикционного материала используют термопласт, выбранный из группы полифталамид или полифениленсульфид, или используют термоэластопласт, выбранный из группы сополимер полиамида 6 и полиэфира (РА6+РЕ) или сополимер полиамида 12 и полиэфира (РА 12+РЕ), при следующем количественном содержании компонентов, мас. %:

углеродное волокно 8,2-43,8, углеродные нанотрубки 0,02-2,0, термопласт или термоэластопласт остальное до 100%,

При этом в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из поли-акрилонитрильного волокна. При этом углеродное волокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде рубленой нити, или жгута или рубленого жгута, при этом длина рубленой нити и рубленого жгута углеродного волокна выбрана от 1 мм до 48 мм. При этом втулка предпочтительно выполнена с наружным диаметром 30-70 мм, с внутренним диаметром 20-60 мм и длиной 10-150 мм.

Среди существенных признаков, характеризующих предложенную втулку рычажной тормозной системы рельсового транспорта, отличительными являются:

- использование в качестве полимерной основы композиционного полимерного антифрикционного материала термопласта, выбранного из группы полифталамид или полифениленсульфид, или использование термоэластопла-ста, выбранного из группы сополимер полиамида 6 и полиэфира (РА6+РЕ) или сополимер полиамида 12 и полиэфира (РА12+РЕ),

- выбор следующего количественного содержания компонентов композиционного полимерного антифрикционного материала втулки, мас. %:

углеродное волокно 8,2-43,8, углеродные нанотрубки 0,02-2,0, термопласт или термоэластопласт остальное до 100%.

- предпочтительное выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта с наружным диаметром 30-70 мм, с внутренним диаметром 20-60 мм и длиной 10-150 мм.

Экспериментальные испытания в рычажной тормозной системе рельсового транспорта пар трения с использованием предложенной втулки и контр-тела из стали 40Х с твердость 32-38 HRC, а затем и натурные ходовые испытания штатного комплекта втулок рычажной тормозной системы, показали их высокую эффективность. Было установлено, что повышен срок службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта по сравнению с прототипом на 12 - 18%, при этом износ рабочего слоя скольжения предложенной втулки при трении по полированной стальной паре из стали 40Х составил 4×10-8 - 9×10-9 мкм/км. Достигнуто повышение ударной вязкости по Шарли на образцах без надреза до уровня 63,9-65,0 кДж/м, сохранен предел прочности при сжатии на уровне 185-192 МПа при одновременном сохранении разрушающего напряжения при растяжении на уровне 213-220 МПа. Одновременно установлено, что предложенные втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта имеют коэффициент трения при трении по полированной поверхности контр-тела из стали 40Х с твердость 32-38 HRC в пределах 0,09-0,12 при сохранении стабильности коэффициента трения на уровне 0,88-0,94.

Предложенные втулки рычажной тормозной системы в паре трения работоспособны с начала натурных ходовых испытаний и не требует своей замены до настоящего времени.

В таблице 1 представлены экспериментальные составы композиционного полимерного антифрикционного материала, использованного для изготовления предложенных втулок рычажной тормозной системы рельсового транспорта, а в таблице 2 показаны штатные характеристики втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта.

Предложенные втулки рычажной тормозной системы в паре трения работоспособны с начала натурных ходовых испытаний и не требует своей замены до настоящего времени.

Исследования ударной вязкости проводилось на маятниковом копре по методу Шарпи на образцах типа 2 без надреза по ГОСТ 4647-80. Исследование характеристик трения (характеристики трибологии) предложенных втулок рычажной тормозной системы рельсового транспорта проводились на машине трения УМТ 2168.

Технология изготовления предложенных втулок рычажной тормозной системы рельсового транспорта различного назначения в форме сплошной втулки или разрезной втулки в виде сегментов с рабочими поверхностями скольжения не требует для своего изготовления использования специфического технологического оборудования и включает в себя литье под давлением в литьевой машине изделий заданных геометрических форм из композиционного полимерного антифрикционного материала.

Предложенные втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта просты в понимании и не требуют для своей иллюстрации предоставления чертежей.

Похожие патенты RU2711045C1

название год авторы номер документа
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта 2019
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2711044C1
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта 2019
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2711046C1
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2012
  • Коломиец Татьяна Васильевна
  • Марьин Эдуард Викторович
  • Моторин Сергей Васильевич
  • Озолин Александр Александрович
RU2499921C1
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта 2016
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2616113C1
Композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полифениленсульфида 2016
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2616028C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА 2014
  • Моторин Сергей Васильевич
  • Горячкин Анатолий Борисович
  • Захаров Дмитрий Борисович
  • Кольжанов Виктор Федорович
RU2559454C1
ОПОРНОЕ КОЛЬЦО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА 2015
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2581889C1
Опорное кольцо поглощающего аппарата 2021
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2767386C1
ВКЛАДЫШ ТРЕНИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2015
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2595135C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА 2012
  • Моторин Сергей Васильевич
  • Горячкин Анатолий Борисович
  • Захаров Дмитрий Борисович
  • Кольжанов Виктор Федорович
RU2522106C1

Реферат патента 2020 года Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки. Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта выполнена из композиционного полимерного антифрикционного материала, включающего полимерную основу и содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно, а также хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей, внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм. В качестве полимерной основы композиционного полимерного антифрикционного материала используют термопласт, выбранный из группы полифталамид или полифениленсульфид, или используют термоэластопласт, выбранный из группы сополимер полиамида 6 и полиэфира (РА6+РЕ) или сополимер полиамида 12 и полиэфира (РА12+РЕ), при следующем количественном содержании компонентов, мас. %: углеродное волокно 8,2-43,8; углеродные нанотрубки 0,02-2,0; термопласт или термоэластопласт остальное до 100%. Технический результат: повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта за счет снижения интенсивности линейного изнашивания рабочего слоя скольжения при трении по полированной стальной паре из стали 40Х, сохранение заданного коэффициента трения и стабильности коэффициента трения при трении по материалу контртела стали 40Х, повышение разрушающего напряжения при растяжении и при сжатии, повышение ударной вязкости по Шарпи на образцах без надреза. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 711 045 C1

1. Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного полимерного антифрикционного материала, включающего полимерную основу и содержащего в качестве волокнистого наполнителя углеродное волокно, а также хаотично расположенные углеродные нанотрубки в виде однослойных или многослойных с количеством слоев от 2 до 70 или вложенных друг в друга свернутых в трубку графитовых плоскостей, внешний диаметр углеродных нанотрубок выбран от 0,1 до 100 нм, а их длина от 1 до 70 мкм, отличающаяся тем, что в качестве полимерной основы композиционного полимерного антифрикционного материала используют термопласт, выбранный из группы полифталамид или полифениленсульфид, или используют термоэластопласт, выбранный из группы сополимер полиамида 6 и полиэфира (РА6+РЕ) или сополимер полиамида 12 и полиэфира (РА12+РЕ), при следующем количественном содержании компонентов, мас. %:

углеродное волокно 8,2-43,8 углеродные нанотрубки 0,02-2,0 термопласт или термоэластопласт остальное до 100%

2. Втулка по п. 1, характеризующаяся тем, что в качестве углеродного волокна волокнистого наполнителя композиционный полимерный антифрикционный материал содержит углеродное волокно, полученное из высокомолекулярного гидратцеллюлозного волокна или из полиакрилонитрильного волокна.

3. Втулка по п. 1, характеризующаяся тем, что углеродное волокно композиционного полимерного антифрикционного материала используют в виде рубленой нити, или жгута, или рубленого жгута, при этом длина рубленой нити и рубленого жгута углеродного волокна выбрана от 1 до 48 мм.

4. Втулка по п. 1, характеризующаяся тем, что предпочтительно выполнена с наружным диаметром 30-70 мм, с внутренним диаметром 20-60 мм и длиной 10-150 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2711045C1

ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2012
  • Коломиец Татьяна Васильевна
  • Марьин Эдуард Викторович
  • Моторин Сергей Васильевич
  • Озолин Александр Александрович
RU2499921C1
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта 2016
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2616113C1
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2011
  • Коломиец Татьяна Васильевна
  • Марьин Эдуард Викторович
  • Моторин Сергей Васильевич
  • Озолин Александр Александрович
RU2482342C1
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2010
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Дмитрий Славович
  • Южалин Слава Николаевич
RU2441787C1
WO 9313174 A1, 08.07.1993.

RU 2 711 045 C1

Авторы

Моторин Сергей Васильевич

Даты

2020-01-14Публикация

2019-05-17Подача