Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок с низким коэффициентом трения, не требующих смазки, для рычажной тормозной системы рельсового транспорта, например пассажирского и грузового, в том числе вагонов метрополитена.
В настоящее время в машиностроении для изготовления таких втулок широкое применение получили фенопласты - разнообразные пластмассы на основе фенолоформальдегидных смол. Эти материалы для изготовления деталей технического назначения отличаются особой прочностью и повышенной устойчивостью к различным воздействиям. В машиностроении из них изготавливают колеса, шестерни, втулки и другие детали различных ударопрочных механизмов.
Однако при производстве таких втулок из фенопласта выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.
Фенол - нервный яд, вызывающий острые и хронические отравления, способный проникать внутрь организма человека через незащищенные участки кожи. Вдыхание паров фенола вызывает раздражение верхних дыхательных путей, а при длительном воздействии - общее отравление. Предельно допустимая концентрация паров фенола в воздушном пространстве рабочей зоны производственных помещений - 0,1 мг/м3.
Так известны втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненные из фенопласта марки У-301-07 (см. фенопласт марок У-301-07 и У-2-301-07 по ТУ 2253-001-2572341-99, Организация - поставщик: ООО «Пластик» Тульская обл., Узловая, 4), содержащего фенолоформальдегидную смолу, хлопковую целлюлозу с добавками (тальк, магнезия, известь, СЖК), при следующем соотношении компонентов, масс.%.
Однако данные втулки имеют низкие прочностные характеристики. Кроме того, из-за наличия в составе материала втулок большого количества формальдегидной смолы, при изготовлении таких втулок выделяется фенол, формальдегид и пыль, что требует принятия повышенных мер безопасности.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту и выбранной в качестве прототипа является втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель в виде смеси полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокон, антиадгезив в виде стеарата цинка и/или стеарата кальция, связующее в виде фенолоформальдегидной или крезолоформальдегидной смолы.
Кроме того, в состав материала известной втулки входит адгезив - поливинилацетат и/или поливинилбутираль и порошковый наполнитель - оксид кремния.
(См. патент РФ №2298707 по кл. F16C 33/04, В61Н 13/34, заявл. 04.10.2005 г., опубл. 10.05.2007 г. «Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта»).
Известная втулка выполнена двухслойной и состоит из внутреннего рабочего слоя скольжения и наружного демпфирующего слоя.
Известная втулка технологически сложна в изготовлении, при эксплуатации возможно расслоение ее частей. Кроме того, при изготовлении таких втулок, т.к. исходный композиционный материал содержит большое количество формальдегида, выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.
Задачей изобретения является повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.
Техническим результатом, позволяющим решить эту задачу, является увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.
Поставленная задача достигается тем, что в известной втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненной из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, согласно изобретению втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критерию «новизна» и «изобретательский уровень».
Предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта может быть изготовлена с использованием оборудования и материалов как отечественной, так и зарубежной промышленности, следовательно, отвечает критерию «промышленная применимость».
Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.
Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокна и/или углеродного волокна, позволяет увеличить износостойкость втулки, исключить коррозию, что в свою очередь повышает срок службы втулки.
Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве антиадгезива - дисульфида молибдена, являющегося антифрикционной добавкой, позволяет снизить коэффициент трения и уменьшить износ поверхностей трения, что опять-таки повышает срок службы втулки.
Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве связущего полиамид, позволяет упростить процесс изготовления втулки, ликвидировать вредные выбросы в окружающую среду при изготовлении при одновременном повышении прочностных и антифрикционных свойств, что еще в большей степени повышает срок службы втулки.
Соотношение компонентов композиционного материала втулки, мас.%:
установлено экспериментально и позволяет достичь требуемых показателей противоизносных и антифрикционных свойств трущихся деталей.
Таким образом, совокупность существенных признаков позволяет достичь технического результата, а именно увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.
На чертеже изображен общий вид втулки в разрезе.
Заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта изготавливают методом литья под давлением в литьевой машине из литьевого материала, который условно назван ПЦ-10.
Сравнительный анализ технических характеристик заявляемой втулки из материала ПЦ-10 и втулок, известных заявителю из его практики из материалов ОПМ-94, VI-301-07.ТУ 2253-001257-2341-99, Фф 201 ТУ 2253-125-5578270, приведен в табл.1.
Из таблицы 1 видно, что
заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта обеспечивают повышенный КПД тормозной рычажной передачи в течение длительной работы, исходя из следующих преимущественных физико-механических свойств:
Экспериментально установлено, что технические характеристики предлагаемой втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта значительно превосходят те же характеристики втулки, полученной из известных материалов.
Таким образом, по сравнению с известными втулками заявляемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта обладает повышенным сроком службы при сниженном выбросе вредных примесей в окружающую среду при ее изготовлении.
Дополнительным эффектом при изготовлении предлагаемой втулки является резкое увеличение производительности труда, так как процесс изготовления сводится к литью под давлением в литьевой машине из композиционного материала ПЦ-10, который готовят простым перемешиванием компонентов, представляющих собой гранулы.
Пример 1
Берут стекловолокно, добавляют углеродное волокно и дисульфид молибдена и смешивают с полиамидом при следующем соотношении компонентов, мас.%
Затем полученную композицию загружают в литьевую машину, где под действием высокой температуры и давления получают композиционный материал в расплавленном состоянии, который затем заливают в пресс-формы требуемых размеров, обеспечивающие получение втулок в виде, который показан на чертеже.
Пример 2
Берут те же компоненты, что и в примере под номером 1, но при следующем соотношении компонентов, мас.%:
которые перемешивают и вводят в литьевую машину, где они переходят в расплавленное состояние и далее полученную массу заливают в пресс-формы определенных размеров, обеспечивающих получение втулок, показанных на чертеже после охлаждения массы композиционного материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВТУЛКА КПМ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2013 |
|
RU2541580C1 |
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2012 |
|
RU2499921C1 |
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта | 2019 |
|
RU2711044C1 |
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2005 |
|
RU2298707C1 |
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта | 2019 |
|
RU2711045C1 |
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта | 2019 |
|
RU2711046C1 |
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2011 |
|
RU2482342C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ДВУХСЛОЙНЫХ САМОЦЕНТРИРУЮЩИХСЯ ВТУЛОК ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2008 |
|
RU2376507C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА | 2014 |
|
RU2559454C1 |
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ПЛАСТИНЧАТО-РОТОРНОГО КОМПРЕССОРА ИЗ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2010 |
|
RU2430271C1 |
Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к втулкам рычажных тормозных систем с низким коэффициентом трения, не требующих смазки. Втулка выполнена из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее. Композиционный материал содержит в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, а в качестве связующего - полиамид. Достигается увеличение срока службы втулки за счет качественного и количественного соотношения входящих в материал втулки компонентов. 1 табл., 1 ил.
Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, отличающаяся тем, что втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2005 |
|
RU2298707C1 |
Устройство для замыкания электрической цепи датчиком - стрелочным измерительным прибором | 1946 |
|
SU74429A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ДВУХСЛОЙНЫХ САМОЦЕНТРИРУЮЩИХСЯ ВТУЛОК ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2008 |
|
RU2376507C1 |
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРИБОР | 1984 |
|
SU1306407A1 |
Авторы
Даты
2012-02-10—Публикация
2010-09-09—Подача