Изобретение может быть использовано для диагностики состояния поверхности катания головки железнодорожных рельсов, выражающейся в выявлении единичных и групповых протяженных усталостных и закалочных трещин, отслоений и выкрашиваний металла, смятия и бокового износа головки.
Известен способ контроля состояния рельсового пути (патент RU 2123445, В61К 9/08, Е01В 35/00 от 12.07.1995), состоящий в определении угловых колебаний и координаты букс колесной пары. Определяют координаты точек касания левого и правого колес колесной пары и просадку каждой рельсовой нити выражают в виде разности вертикальных координат точки касания колеса, соответствующих двум моментам времени.
Также известен способ оценки состояния рельсового пути на основании измерений акустико-эмиссионных сигналов (патент RU 2437090 С1, G01N 29/14 от 20.12.2011 г), согласно данному способу формируются усредненная, бальная оценка состояния участка рельсового пути на основании измерений акустико-эмиссионных сигналов снимаемых с буксовых узлов подвижного состава.
Недостатками данных способов являются возможность выполнения лишь обобщенной оценки состояния поверхности рельса, без определения геометрических размеров и локализации места расположения отдельных дефектов на участке пути.
Цель изобретения - повышение достоверности и оперативности диагностики состояния рельсового пути, возможность локализации дефектов, повышение уровня безопасности движения на транспорте.
Сущность способа заключается в измерении значения выброса всех максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии в полосе частот от 30 кГц до 300 кГц в равные последовательные промежутки времени с частотой выборки от 500 мкс до 0,1 мкс от датчиков (преобразователей) устанавливаемых на корпусе правой и левой буксы колесной пары локомотива или вагона и определении длины поврежденного участка (сколы, раковины, трещины) поверхности катания рельса формуле [1]
где: Sd - длина дефектного участка поверхности катания рельса, м;
V - линейная скорость колесной пары подвижного состава, м/с;
tвыб - длительность выброса всех максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии при прохождении колесной пары поврежденного участка поверхности катания рельса, с.
Колесная пара при движении по рельсовому пути в исправном техническом состоянии взаимодействует с головкой рельса, при этом плотность потока генерируемой энергии q, определяется выражением [2]
где v - скорость относительного движения м/с;
ρ - плотность материала;
λ и μ - коэффициенты Лямэ;
- напряжение среза, возникающее в результате взаимодействия поверхностных слоев в момент времени;
ƒр (vt) - взаимное давление контактирующих поверхностей.
Причинами, вызывающими сигналы акустической эмиссии соответственно формуле [2] являются:
изменения напряжения среза, возникающее в результате взаимодействия поверхностных слоев колесной пары и рельса;
изменения контактного давления поверхностей колесной пары и рельса;
дефекты поверхности катания головки рельса;
шероховатость взаимодействующих поверхностей;
рельсовые стыки.
При взаимодействии контактирующих поверхностей в зоне колесо-рельс происходит деформация областей, находящихся в контакте. Энергия Е, выделяемая при этом регистрируется в виде сигналов акустической эмиссии определяемая выражением [3].
где tвыб - длительность выброса всех максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии, с;
А - амплитуды сигналов.
s(t) - акустико-эмиссионные сигналы, регистрируемый датчиком прибора или комплекса;
u(t) - функция, описывающая форму сигналов АЭ.
Из выражения [3] можно заключить, что амплитуды АЭ сигналов определяется равенством [4]
При отсутствии дефектов на поверхности катания рельса сигналы акустической эмиссии, описываемые выражениями 1-3 будут минимальны и иметь вид уровня фона фиг. 1.
Возникновение дефектов поверхности катания головки рельса приводит к изменению фактических пятен контакта в зоне колесо-рельс и их характеристик, интенсивному образованию абразивных частиц износа выбросу больших амплитуд сигналов акустической эмиссии и увеличению времени выброса амплитуд.
При образовании дефекта на поверхности элемента излучается акустико-эмиссионный импульс амплитудой Аk, величина которого пропорциональна величине повреждения ΔSk По числу nj и величине таких импульсов можно судить об относительных размерах поврежденной площади Sn [5].
где Sp - величина площади контакта.
При наличии дефектов на поверхности катания рельса сигналы акустической эмиссии описываемые выражениями 1-5 будут иметь вид фиг. 2.
Для исключения помех акустико-эмиссионных сигналов, вызванных прохождением стыков рельсов выполняется фильтрация одиночных акустико-эмиссионных сигналов возникающих на частотах ƒф, пропорциональных скорости линейного перемещения и обратно пропорционально длине рельса.
где: ƒф - частота фильтрации акустико-эмиссионных сигналов, вызванных помехами от стыков рельсового пути, Гц;
V - линейная скорость колесной пары подвижного состава, м/с;
Lp - длина рельса, м;
В соответствие с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. №286 (приложение 1) и Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути ОАО «РЖД» ЦП-774 от 01.07.2000 г. (классификация дефектов рельсов) минимально допускаемая длина локального дефекта на поверхности головки рельса должна составлять не более 25 мм, а на участках высокоскоростного обращения не более 15 мм.
Таким образом, выявление и определение длины локальных дефектов рельсов являются критерием определения их технического состояния и допуска движения поездов по участку.
Способ определения локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов при подключении измерительного устройства амплитуд сигналов акустической эмиссии к ПК и цифровой обработке данных автоматизирует процесс измерения на скоростях от 5 до 300 км/час и позволяет передавать данные в диспетчерский пункт железной дороги с целью своевременного реагирования на дефектные участки пути, предотвращая тем самым аварийные ситуации.
Область применения - железнодорожный транспорт, метрополитен, промышленный и городской транспорт.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
Фиг. 1. Акустико-эмиссионный сигнал при движении по рельсу не имеющего дефектов поверхности катания. Отображает характер акустико-эмиссионных сигналов и их амплитуду, фиксируемую измерительными устройствами при движении колесной пары по бездефектному участку железнодорожного рельса.
Фиг. 2 Акустико-эмиссионный сигнал при движении по рельсу, имеющему локальный дефект поверхности катания. Отображает характер акустико-эмиссионных сигналов, их амплитуду и длительность, фиксируемую измерительными устройствами при движении колесной пары по участку железнодорожного рельса имеющему локальный дефект.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СТЫКОВ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ | 2017 |
|
RU2678521C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА | 2010 |
|
RU2466047C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР В РАМЕ ТЕЛЕЖКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2011 |
|
RU2466046C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ БУКС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА | 2009 |
|
RU2411150C1 |
Способ диагностики технического состояния пассажирского вагона | 2019 |
|
RU2757004C2 |
Способ диагностики технического состояния экипажной части локомотива | 2019 |
|
RU2757005C2 |
Приемо-преобразовательный модуль многоканального комплекса диагностики оборудовани | 2020 |
|
RU2758482C1 |
Способ диагностики технического состояния энергетического оборудования | 2019 |
|
RU2730385C1 |
АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2296320C1 |
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2697159C1 |
Использование: для определения локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют непрерывное измерение сигналов акустической эмиссии контактирующих поверхностей в зоне колесо-рельс, по измеренным амплитудным значениям сигналов акустической эмиссии судят о наличии и длине локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов, которая пропорциональна линейной скорости движения колеса и обратно пропорциональна длительности акустико-эмиссионного сигала. Технический результат: повышение достоверности и оперативности диагностики состояния рельсового пути, возможность локализации дефектов. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ определения локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов, состоящий в выявлении повреждений головки рельсов, отличающийся тем, что выполняют непрерывное измерение сигналов акустической эмиссии контактирующих поверхностей в зоне колесо-рельс, по измеренным амплитудным значениям сигналов акустической эмиссии судят о наличии и длине локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов, которая пропорциональна линейной скорости движения колеса и обратно пропорциональна длительности акустико-эмиссионного сигала.
2. Способ определения локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов по п. 1, отличающийся тем, что выполняют непрерывные измерения значений выброса всех максимальных амплитуд сигналов акустической эмиссии в полосе частот от 30 до 300 кГц в равные последовательные промежутки времени, с частотой выборки от 500 до 0,1 мкс, от датчиков, устанавливаемых на корпусе правой и левой букс колесной пары локомотива или вагона.
3. Способ определения локальных дефектов поверхности катания железнодорожных рельсов по п. 1, отличающийся тем, что для исключения помех акустико-эмиссионных сигналов, вызванных прохождением стыков рельсов, выполняется фильтрация ударных одиночных акустико-эмиссионных сигналов, возникающих на частотах, пропорциональных скорости линейного перемещения и обратно пропорциональных длине рельса.
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2010 |
|
RU2437090C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА | 2010 |
|
RU2466047C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО МОСТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2284519C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МОСТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2240551C2 |
CN 202522543 U, 07.11.2012 | |||
US 2014316719 A1, 23.10.2014. |
Авторы
Даты
2020-03-25—Публикация
2019-08-13—Подача