Дроссель регулируемый Российский патент 2020 года по МПК F16K3/24 F16K3/314 F16K47/08 

Описание патента на изобретение RU2717731C1

Дроссель регулируемый относится к запорно-регулирующей арматуре, которая может использоваться для регулирования расхода или запирания потока жидкости (воды, нефти, бензина и т.п.) в трубопроводах высокого давления (до 70 МПа).

Известен регулируемый дроссель по патенту RU 2355934, в котором основной и вспомогательный запорные органы установлены беззазорно, строго соосно, что нетехнологично и требует трудоемкой операции притирки. Конический поясок для уплотнения выполнен в корпусе и при износе механическими примесями среды нарушается герметичность запирания. Ремонт невозможен на трубопроводе, без демонтажа устройства.

Известен регулируемый дроссель по ЕР 0432873, в котором дросселирование выполняется через калиброванные отверстия в стакане. При этом посадка стакана с отверстиями и диаметра наружного стакана должна выполняться соосно и беззазорно, с высокой точностью, иначе дросселирование возможно не в калиброванные отверстия, а в зазор между стаканом с калиброванными отверстиями и наружным стаканом. Кроме того, соосно нужно выполнять внутренний конический поясок на наружном стакане и наружный конический поясок на стакане с калиброванными отверстиями, что нетехнологично и требуется трудоемкая операция притирки соединений.

Известен регулируемый дроссель по JPH 02186171, в котором седло закреплено в корпусе и не достается вместе с штоком и иглой. Кроме того, игла жестко закреплена на штоке (не самоустанавливающаяся), требующая высокой точности изготовления и взаимной подгонки. Поэтому, замена изношенного седла невозможна на трубопроводе, а только в заводских условиях.

Известны устройства, содержащие тахометры с турбинами, например: CN 105042093, KR 101213435, в которых демонтаж турбины и седла невозможен без снятия всего устройства с трубопровода. Устройство KR 101213435 может работать только при малых скоростях потока и со средой без механических примесей.

Известен запорный регулируемый клапан по патенту RU 2614439, в котором корпус выполнен из плиты с угловым расположением каналов. Корпус картриджа жестко соединен по резьбе со стаканом, в котором расположено седло. Картридж в сборе имеет два посадочных диаметра (уплотнение в корпусе и посадка стакана с седлом) и резьба. Такое соединение требует соосности выполнения всех трех посадочных мест в картридже и в корпусе запорного клапана. Кроме того, применение торцевого уплотнения на картридже не обеспечивает при установке в корпус запорного клапана герметичность соединения, поскольку в момент установки уплотнительное кольцо может выскочить из канавки, либо картридж нужно устанавливать в корпус уплотнительным кольцом вверх, что неприемлемо при смене картриджа на трубопроводе - положение может быть любым.

Известен дроссель регулируемый (по патенту RU 2664051, выбран в качестве прототипа), который содержит корпус с проходным каналом, в расточке корпуса под крышкой установлен картридж, образованный направляющей и седлом, на которых в кольцевых канавках установлены уплотнительные кольца, в направляющей установлен шток с иглой, на боковой стенке седла выполнено выходное отверстие, которое совмещается с проходным каналом корпуса. Его недостатками являются сложность изготовления и ремонта, поскольку игла жестко закреплена на штоке (не самоустанавливающаяся), что требует высокой точности изготовления и взаимной подгонки. Кроме того, затруднена точная регулировка, поскольку неизвестен объем протекающей через дроссель жидкости.

Техническим результатом изобретения является упрощение изготовления и ремонта или обслуживания дросселя регулируемого. При этом, повышается точность регулировки расхода жидкости.

Технический результат достигается в дросселе регулируемом (далее - дроссель), содержащем корпус с проходным каналом, в расточке корпуса под крышкой установлен картридж, образованный направляющей и седлом, посадочные места которых выполнены с диаметральным зазором. В кольцевых канавках направляющей и седла установлены уплотнительные кольца. В направляющей установлен шток с самоустанавливающейся иглой, на боковой стенке седла выполнено выходное отверстие, которое совмещается с проходным каналом корпуса с помощью ориентира. Дроссель содержит тахометрический расходомер с радиально-осевой турбиной в проходном канале, установленный в корпусе под крышкой расходомера, с противоположной стороны относительно картриджа. В самоустанавливающейся игле выполнено отверстие, в котором помещается винт, установленный в резьбовом отверстии в штоке.

Изобретение поясняется рисунками:

фиг. 1 - дроссель регулируемый;

фиг. 2 - дроссель регулируемый с тахометрическим расходомером.

Дроссель регулируемый содержит корпус 1, в котором с торцев выполнены вход и выход, на одной оси. Вход и выход соединены зигзагообразным проходным каналом 2. В корпусе 1 на проходном канале 2, на оси, перпендикулярной оси «вход-выход» выполнена расточка 3 с торцем в сторону входа. Торцы корпуса 1 со стороны входа и выхода имеют уплотнительную канавку 4 и отверстия для присоединения ответных фланцев.

В расточке 3, под крышкой 5 с болтами 11, установлен картридж 6 с запорно-дросселирующим механизмом. Картридж 6 образован направляющей 7 и седлом 8, которые устанавливаются с диаметральным зазором 0,05-0,2 мм в соединении между ними (между посадочными местами на внешней и внутренних цилиндрических поверхностях направляющей 7 и седла 8 соответственно), что позволяет компенсировать несоосность посадочных (уплотнительных) поверхностей в корпусе 1 и взаимную несоосность посадочных (уплотнительных) поверхностей элементов картриджа 6. Седло 8 выполнено в виде стакана. На направляющей 7 и на седле 8 выполнены кольцевые канавки, в которые установлены уплотнительные кольца 9, 10, герметизирующие соединение «вход-седло», и соединение «выход-внешнюю среду». На боковой стенке 14 седла 8 выполнено выходное отверстие 15, которое совмещается с проходным каналом корпуса 1 с помощью ориентира 16 (винта 16).

Седло 8 крепится к направляющей 7 с люфтом, винтами 19, для этого, в седле 8 выполняются отверстия, а в направляющей 7 выполняются глухие резьбовые отверстия. Внутри направляющей 7 выполнено отверстие под шток 12 с уплотнениями, и резьба для его перемещения. Шток 12 вращением по резьбе в направляющей 7 либо плотно прижимает самоустанавливающуюся иглу 13 к пояску седла 8 - запирание дросселя или образует необходимый зазор - дросселирование. В самоустанавливающейся игле 13 выполнено отверстие 18, в котором помещается винт 17, установленный в резьбовом отверстии в штоке 12. Отверстие 18 выполняется большего диаметра, чем диаметр винта 17, что обеспечивает люфт и возможность игле 13 само устанавливаться в седле 8. Кроме того, может выполняться диаметральный зазор между посадочным пояском штока 12 и ответным отверстием в самоустанавливающейся игле 13, что обеспечивает сдвиг самоустанавливающейся иглы 13 относительно оси штока 12 на величину больше, чем диаметральный зазор между направляющей 7 и седлом 8. Это упрощает изготовление, поскольку снижаются требования к точности, допускаются несоосности при изготовлении, происходит самоцентровка иглы и седла. Кроме того, это позволяет заменять самоустанавливающуюся иглу 13 и седло 8, без необходимости взаимной подгонки.

Наличие кольцевых канавок под уплотнительные кольца 9, 10 позволяет установить картридж 6 в любом положении дросселя на трубопроводе.

Таким образом, предлагаемый дроссель имеет сменный картридж с седлом и иглой, который может быть заменен и обслужен на месте, без необходимости демонтажа дросселя. При ремонте достается картридж 6 из корпуса 1, заменяются изношенные седло 8 и самоустанавливающаяся игла 13, уплотнительные кольца 9, 10, промывка и удаление отложений (парафина, солей, и др.).

Дроссель оснащается тахометрический расходомером (фиг. 2) с радиально-осевой турбиной 21 в проходном канале 2, установленный в корпусе 1 под крышкой 22 расходомера с болтами, с противоположной стороны относительно картриджа 6. Жидкость, поступающая от входа проходя через лопатки турбины 21, вращает ее и поступает в зазор между иглой 13 и пояском седла 8. Турбина 21 устанавливается в корпусе 23, в котором расположен счетчик частоты вращения турбины 21. Установка расходомера в корпусе 1 с помощью крышки 22 расходомера со стороны, противоположной относительно картриджа упрощает ремонт и обслуживание дросселя, поскольку позволяет снимать расходомер без демонтажа дросселя. Использование тахометрического расходомера позволяет более точно регулировать расход жидкости, позволяет автоматизировать процесс дросселирования.

Похожие патенты RU2717731C1

название год авторы номер документа
Полнопроходная шиберная задвижка 2018
  • Анкудинова Ирина Александровна
RU2690609C1
ДРОССЕЛЬ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРЯМОПРОХОДНОЙ И ДРОССЕЛИРУЮЩИЙ УЗЕЛ 2011
  • Новосельцев Сергей Николаевич
RU2468408C1
КЛАПАН ЗАПОРНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА, ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР 2007
  • Волкова Ольга Александровна
  • Волков Александр Васильевич
  • Чугунов Адольф Сергеевич
  • Нахамкес Константин Викторович
  • Крячков Юрий Васильевич
RU2355934C2
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2001
  • Хоружевский Александр Борисович
  • Мурашов Владимир Николаевич
RU2241250C2
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2000
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Волков А.В.
RU2241144C2
ДРОССЕЛЬ ДИСКРЕТНЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИСКОВЫЙ 2012
  • Чернов Анатолий Васильевич
  • Чернов Павел Анатольевич
  • Плахутин Анатолий Витальевич
  • Гончаров Сергей Викторович
RU2493460C1
ГИДРОКЛАПАН 1992
  • Кахова Наталья Георгиевна
  • Куликов Игорь Иванович
  • Петрова Ирина Александровна
  • Дементьев Сергей Владимирович
  • Глумин Юрий Александрович
  • Рогинский Виктор Дмитриевич
  • Суслов Валерий Владимирович
RU2028530C1
ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН 1990
  • Забелоцкий В.Д.
RU2007645C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2019
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2730895C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2014
  • Матвеев Александр Васильевич
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
RU2578548C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 717 731 C1

Реферат патента 2020 года Дроссель регулируемый

Дроссель регулируемый относится к запорно-регулирующей арматуре, которая может использоваться для регулирования расхода или запирания потока жидкости (воды, нефти, бензина и т.п.) в трубопроводах высокого давления (до 70 МПа). Дроссель регулируемый содержит корпус с проходным каналом, в расточке корпуса под крышкой установлен картридж, образованный направляющей и седлом, на которых в кольцевых канавках установлены уплотнительные кольца, в направляющей установлен шток с самоустанавливающейся иглой, на боковой стенке седла выполнено выходное отверстие, которое совмещается с проходным каналом корпуса с помощью ориентира, в корпусе, с противоположной стороны относительно картриджа, установлен тахометрический расходомер с радиально-осевой турбиной в проходном канале, снабженный крышкой расходомера. Изобретение направлено на упрощение изготовления и ремонта или обслуживания дросселя регулируемого, при этом повышается точность регулировки расхода жидкости. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 717 731 C1

1. Дроссель регулируемый, содержащий корпус с проходным каналом, в расточке корпуса под крышкой установлен картридж, образованный направляющей и седлом, на которых в кольцевых канавках установлены уплотнительные кольца, в направляющей установлен шток с самоустанавливающейся иглой, на боковой стенке седла выполнено выходное отверстие, которое совмещается с проходным каналом корпуса с помощью ориентира, в корпусе, с противоположной стороны относительно картриджа, установлен тахометрический расходомер с радиально-осевой турбиной в проходном канале, снабженный крышкой расходомера.

2. Дроссель регулируемый по п. 1, характеризующийся тем, что в самоустанавливающейся игле выполнено отверстие, в котором помещается винт, установленный в резьбовом отверстии в штоке.

3. Дроссель регулируемый по п. 1, характеризующийся тем, что направляющая и седло выполняются с диаметральным зазором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2717731C1

УЗЛЫ КЛАПАННОГО СЕДЛА 2014
  • Бэлл Брендон Вейн
RU2664051C2
Запорный электромагнитный клапан 1991
  • Добкин Даниил Борисович
  • Пыхтин Станислав Федорович
  • Голубович Юлий Семенович
SU1759237A3
ВЕНТИЛЬНАЯ ГОЛОВКА 2003
  • Храменков С.В.
  • Подковыров В.П.
  • Чешля Р.Р.
  • Чупраков Ю.И.
RU2242659C1
US 20030197144 A1, 23.10.2003
RU 96124339 A, 20.02.1999
US 8356622 B2, 22.01.2013.

RU 2 717 731 C1

Авторы

Анкудинова Ирина Александровна

Даты

2020-03-25Публикация

2019-07-15Подача