Цилиндрическое зубчатое колесо Российский патент 2020 года по МПК F16H1/00 

Описание патента на изобретение RU2717870C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндрических зубчатых передачах.

Зубчатая передача относится к передачам зацеплением с непосредственным контактом ведущего и ведомого звеньев. Она состоит из двух зубчатых колёс, каждое из которых включает ступицу со шпоночные пазом и обод, на котором выполнены зубья, образуя зубчатый венец. Меньшее зубчатое колесо называется шестерней, а большее – колесом. Термин «зубчатое колесо» относится как к шестерне, так и к колесу. Классификация зубчатых передач дана на стр. 130 (рис. 6.2) в книге Г.Ф. Прокофьев, Н.И. Дундин, Н.Ю. Микловцик. Конструирование приводов технологических машин: учебное пособие для вузов – 2-е изд., испр. и доп. – Архангельск: ИД САФУ 2014. – 504 с.

Наибольшее применение в технике нашли цилиндрические зубчатые передачи. В них каждое из двух зубчатых колес имеет форму цилиндра, полученного образующей прямой при вращении ее вокруг оси.

В поперечном сечении зубья могут иметь различный профиль, откуда произошло название зацепления. Циклоидное зацепление – боковые поверхности зубьев выполнены в виде циклоиды. Оно нашло применение в часовых механизмах и в передачах, требующих высокую точность.

Эвольвентное зацепление – боковые поверхности зубьев выполнены в виде эвольвенты. Это основное зацепление в машиностроении, так как обладает большей прочностью, чем циклоидное зацепление и более технологично в изготовлении. Зацепление Новикова – боковые поверхности зубьев выполнены в виде цилиндров. Оно сложнее в изготовлении, так как требуется специальное оборудование и применяется в основном в оборонной промышленности. В предложенном техническом решении вид зацепления не имеет значения и может быть любым.

По расположению зубьев относительно образующей цилиндрические зубчатые передачи могут быть прямозубые, косозубые и шевронные. В прямозубых передачах зубья расположены параллельно образующей. Достоинства – простота изготовления и отсутствие боковых сил. Недостатки – повышенный износ, шум при больших скоростях, значительные габаритные размеры. Применяют при малых и средних окружных скоростях в основном в открытых передачах.

В косозубых передачах зубья расположены под углом к образующей. Достоинства – плавность зацепления, меньший шум, пониженные динамические нагрузки. Основной недостаток косозубых колес по сравнению с прямозубыми – наличие осевой силы, стремящейся сдвинуть колесо с валом вдоль его оси, что усложняет работу подшипниковых узлов. Рекомендуемый угол наклона зубьев β = 8...18°. Менее восьми градусов угол β выполнять не рекомендуется, так как в этом случае эффект незначительный. При β > 18° возникают большие осевые силы.

Шевронное колесо представляет собой сдвоенное косозубое колесо. Описание его приведено на странице 135-136 вышеупомянутого источника. Оно взято за прототип. Достоинство - вследствие разного направления наклона зубьев на полушевронах осевые силы взаимно уравновешиваются на колесе и на подшипники не передаются. Это позволяет у шевронных колес увеличить угол наклона зубьев β = 25.. .40°, что повышает прочность зубьев. Минусы шевронных колес - недостаточные плавность зацепления и длина линий контакта зубьев.

Задача, на которую направлено изобретение – повышение надежности работы зубчатой передачи за счет плавности зацепления зубьев и увеличения линии контакта зубьев. Это достигается тем, что зубья относительно образующей выполнены в виде синусоиды, выражаемой соотношением:

y = A sin (180°·x/B), где: А – наибольшая выпуклость зубьев при x = B/2, B – ширина обода зубчатого колеса, x – расстояние от торца зубчатого колеса до рассматриваемой точки. На фиг. показано зубчатое колесо предложенной конструкции. Оно включает зубья 1, обод 2, ступицу 3 со шпоночным пазом 4. Характер расположения каждого из зубьев относительно образующей показан в виде одной синусоиды 5. Работает зубчатое колесо предложенной конструкции следующим образом. Зубья ведущего зубчатого колеса входят в зацепление с зубьями ведомого зубчатого колеса, приводят его во вращение и передают вращающий момент. Плавность зацепления и большая длина контакта зубьев обеспечивают надежную работу зубчатой передачи, при этом боковые силы отсутствуют.

Похожие патенты RU2717870C1

название год авторы номер документа
Цилиндрическое зубчатое колесо 2021
  • Прокофьев Геннадий Федорович
RU2773835C1
Цилиндрическое зубчатое колесо 2021
  • Прокофьев Геннадий Федорович
RU2776458C1
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2001
  • Осипов В.И.
  • Осипов И.Б.
RU2199046C2
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Попов В.А.
  • Долбенко Е.Т.
  • Ламухин А.М.
  • Скорохватов Н.Б.
  • Синев О.В.
  • Сычев С.Ю.
RU2224154C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА М.Н.ЗЯТЬКОВА И Н.М.ЗЯТЬКОВА 1993
  • Зятьков Михаил Николаевич
  • Зятьков Николай Михайлович
RU2102641C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2001
  • Ахметжанов К.Р.
  • Ильин С.В.
  • Михайлов Г.И.
  • Оганьян Э.С.
  • Ситников А.Е.
  • Ткаченко В.Н.
RU2193177C1
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС ПЕРЕДАЧИ 2012
  • Давыдов Анатолий Павлович
  • Панков Иван Григорьевич
  • Паршин Александр Николаевич
RU2510472C1
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ПОВЫШЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ЭВОЛЬВЕНТНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Хрусталев Евгений Николаевич
RU2703094C2
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2017
  • Мидзогути,
  • Мураяма, Юя
  • Ята, Сидзука
RU2728990C1
Планетарная шевронная зубчатая передача 1991
  • Гаркави Лев Миронович
  • Начинкин Виктор Павлович
  • Волков Алексей Сергеевич
  • Завьялов Владимир Александрович
  • Гальпер Рэм Рахмиэлевич
SU1786316A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 717 870 C1

Реферат патента 2020 года Цилиндрическое зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению. Цилиндрическое зубчатое колесо имеет форму цилиндра, ступицу со шпоночным пазом и обод с выполненными на нём зубьями. Форма цилиндра получена образующей при вращении её вокруг оси. Зубья относительно образующей выполнены в виде синусоиды, выражаемой соотношением y = A sin(180°·x/B), где А - наибольшая выпуклость зубьев при x = B/2, B - ширина обода зубчатого колеса, x - расстояние от торца зубчатого колеса до рассматриваемой точки. Достигается повышение надежности работы зубчатой передачи. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 717 870 C1

Цилиндрическое зубчатое колесо, имеющее форму цилиндра, полученного образующей при вращении её вокруг оси, а также ступицу со шпоночным пазом и обод с выполненными на нём зубьями, отличающееся тем, что зубья относительно образующей выполнены в виде синусоиды, выражаемой соотношением

y = A sin (180°·x/B),

где А - наибольшая выпуклость зубьев при x = B/2,

B - ширина обода зубчатого колеса,

x - расстояние от торца зубчатого колеса до рассматриваемой точки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2717870C1

АРОЧНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2011
  • Давыдов Анатолий Павлович
  • Липатов Сергей Игоревич
  • Марголит Ремир Борисович
  • Панков Иван Григорьевич
  • Паршин Александр Николаевич
RU2469230C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ 2006
  • Плахтин Владимир Дмитриевич
  • Давыдов Анатолий Павлович
  • Паршин Александр Николаевич
RU2322329C1
Анализ зацепления и технология изготовления цилиндрических колес с арочными зубьями с применением автоматизированного комплекса T-FLEX
Ручной копер 1924
  • Матюков В.С.
SU1309A1
Солесос 1922
  • Макаров Ю.А.
SU29A1
Цилиндрическая зубчатая передача 1986
  • Сидоренко Александр Константинович
  • Налетов Сергей Павлович
SU1509570A1

RU 2 717 870 C1

Авторы

Прокофьев Геннадий Федорович

Даты

2020-03-26Публикация

2019-07-19Подача