Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным шевронным зубчатым передачам, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.
Известна планетарная шевронная зубчатая передача, шевронное зубчатое колесо внутреннего зацепления которой додержит. два косозубых эпицикла и блокирующую мУфту; связывающую наружные косозубые венцы этих эпициклов косыми внутренними зубьями. При этом середины косозубых наружных венцов эпициклов смещены от центров тяжести сечений эпициклов с тем, чтобы при работе на прямой ход крутящие моменты от радиальных сил в зацеплениях были направлены в сторону обратную крутящим моментам от осевых сил, что соответственно уменьшаетскручивание эпицикла и неравномерность распределения нагрузки по ширине внутреннего венца.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является планетарная
шевронная зубчатая передача, содержащая два центральных колеса, каждбе из которых имеет внутренние шевронные зубья и наружные зубья и блокирующую муфту с наружными и внутренними зубьями для взаимодействия последними с наружными- зубьями центральных колёс 2}.
В такой передаче силы, возникающие во внутренних зацеплениях эпициклов с сателлитами, уравновешиваются осевыми силами в зацеплениях эпициклов с блокирующей муфтой. В результате в месте зацеплений возникают пары сил (скручивающие моменты) вызывающие поворот эпицикла из своей плоскости (кручение), что приводит к перекосу в зацеплениях и обуславливает неравномерность распределения Нагрузки по ширине венцов (длине зубьев). В результате нагрузка на одном крае эпицикла становится существенно больше, а на другом существенно меньше своей средней величины. Это приводит к уменьшению наVI
00 О
со сь
грузочной способности планетарной передачи, снижению ее надежности.
Целью изобретения является повышение надежности планетарных шевронных зубчатых передач путем выравнивания нагрузок по ширине венцов эпициклов на прямом и обратном ходах..
Поставленная цель достигается тем, что в планетарной шевронной зубчатой передаче, содержащей два центральных колеса, каждое из которых имеет внутренние шевронные зубья и наружные зубья и блокирующую муфту с наружными и внутренними зубьями для взаимодействия последними с наружными зубьями центральных колес, по окружности обращенных друг к другу торцевых поверхностей центральных колес, примыкающей к диаметру впадин зубьев внутренних венцов выполнены кольцевые бурты для взаимодействия между собой, а наружные зубья центральных колес и внутренние зубья блокирующей муфты выполнены прямыми.
Кроме того, передача снабжена байонетным кольцом, имеющим на наружной поверхности прямозубый венец блокирующая муфта имеет дополнительный венец с внутренними зубьями для взаимодействия с последними, а кольцевые бурты имеют радиальные для охвата их байонетным кольцом. ; ; V ;;.: , Г.Ч; . ... .:. ;V. ; -
На фиг. 1 изображена планетарная шевронная зубчатая передача; на фиг.2 -сечение А-А на фиг. 1.
Планетарная шевронная передача содержит два центральных колеса 1,у которых на внутренних торцевых плоскостях по диаметру примыкающему к внутренн им косым зубьям 2 по окружности выполнены соприкасающиеся друг с другом кольцевые бурты 3 и 4. Наружные зубья 5 центральных колес - прямые, на буртах 3 и 4 имеются радиальные выступы 6 и пазы 7 для сборки;с байонетным кольцом 8, где также есть радиальные выступы 9 и пазы 10. В собран-: ном виде радиальные выступы на байонет- ном кольце совмещены с радиальными выступами на буртах центральных колес. Блокирующая муфта 11 С внутренними прямыми зубьями 5 и 12 связывает оба центральных колеса 1 и байонетное кольцо 8. Блокирующая муфта 11 соединяется далее с корпусом или выходным валом 13.
При работе на прямом ходу осевые составляющие нормальных усилий на внутренних косых зубьях двух колес 1 направлены внутрь (навстречу друг другу) и
воспринимаются кольцевыми буртами 3 и 4. Поскольку кольцевые бурты 3 и 4 колес 1 расположены непосредственно у внутренних косых зубьев, скручивающие моменты, действующие на обод каждого колеса 1 минимальны.
При работе на обратном ходу осевые составляющие нормальных усилий на внутренних косых зубьях 2 колес 1 направлены наружу (напротив друг друга) и воспринимаются байонетным кольцом 8 через радиальные выступы 6 и 9 на кольцевых буртах 3 и 4 колес 1. При этом скручивающие моменты, действующие на ободья колес 1 несколько больше чем на прямом ходу.
Проворот байонетного кольца 8 относительно колес 1 во время работы передачи невозможен, поскольку оно соединено с
блокирующей муфтой 11 наружными прямыМИ ЗубьЯМИ 12.; - : :;
Если по условиям эксплуатации передача не работает на обратный ход, байонетное кольцо в планетарной шевронной зубчатой передаче не требуется. /. Формул а изобретения :
1..Планетарная шевронная зубчатая передача, содержащая два центральных колеса, каждое из которых имеет внутренние шевронные зубья и наружные зубья и блот кирующую муфту с наружными и внугренними зубьями для взаимодействия последних с наружными зубьями центральных колес, р т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, по окружности обращенных друг к .другу торцевых поверхностей центральных колес, примыкающей к диаметру впадин зубьев внутренних венцов, выполнены кольцевые бурты для взаимодействия между собой, а наружные зубья центральных колес и внутренние
зубья блокирующей муфты выполнены прямыми.; . , ;.-;. ... . .
2. Передача по п.1 о т л и чаю ща я с я тем, что она снабжена байонетным кольцом, имеющим на наружной поверхности прямозубый венец, блокирующая муфта имеет дополнительный венец с внутренними зубьями для взаимодействия с последними, а кольцевые бурты имеют радиальные для охвата их байонетным кольцом.
ФигГ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная зубчатая передача | 1982 |
|
SU1071838A1 |
Зубчатая передача | 1990 |
|
SU1838692A3 |
Планетарный редуктор | 1973 |
|
SU806936A1 |
Планетарная зубчатая передача | 1981 |
|
SU1011936A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2813377C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2214930C2 |
РЕДУКТОР ВЕРТОЛЕТА СООСНОЙ СХЕМЫ | 2006 |
|
RU2309874C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2114352C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2199046C2 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: планетарная шее- ронная зубчатая передача содержит два центральных колеса и блокирующую муфту. На обращенных торцевых поверхностях центральных колес выполнены кольцевые бурты. Наружные зубья центральных колес и внутренние зубья муфты выполнены прямыми Байонетное кольцо соединяет оба центральных колёса и связано с блокирующей муфтой прямозубым соединением. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.
Фиг Z
Планетарная шевронная зубчатая передача | 1976 |
|
SU769150A1 |
- Л.: Судостроение, 1975, с.49, рис.1.39. |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1991-01-14—Подача