СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ Российский патент 2020 года по МПК G01R31/40 

Описание патента на изобретение RU2718559C1

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для определения технического состояния регулятора напряжения. Цель изобретения - повышение достоверности и качества контроля регулятора напряжения транспортных средств, получение возможности определения вида неисправности, в случае если регулятор напряжения неисправен, без его разборки, снижение трудоемкости при проведении работ по диагностированию, обеспечение возможности выполнения диагностических работ непосредственно на транспортном средстве без использования промышленной электрической сети. Сущность изобретения заключается в том, что на вход диагностируемого регулятора напряжения подают возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения определяют значение силы тока, которая у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения.

Известны методы обнаружения неисправностей регуляторов напряжения (Ю.П. Чижков, С.В. Акимов. Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. М.: "За рулем», 1999. - 384 с. ил.) [1], основанные на обязательном снятии генераторной установки с двигателя автомобиля и проверке на стенде, собрав перед диагностированием необходимую электрическую схему, исходя из того встроен ли регулятор напряжения или вынесен.

Недостатком данных методов является высокая трудоемкость при проведении работ по диагностированию, связанная с обязательным снятием диагностируемой генераторной установки с транспортного средства для выполнения работ и последующей ее установкой на штатное место, что неизбежно ведет к износу резьбовых и электрических соединений, необходимость обязательного использования для диагностирования специальных электрических схем.

Исправность регулятора напряжения можно проверить и отдельно от генератора [1], обязательным условием при этом является необходимость использования контрольной лампы, по поведению которой в зависимости от подводимого напряжения оценивается исправность регулятора напряжения. В случае неисправности для проверки элементов, из которых набирается схема регулятора напряжения, следует их сначала отсоединить от схемы, отпаяв в месте их установки от печатной платы.

Недостатком данного метода является низкая достоверность и качество контроля регулятора напряжения, высокая трудоемкость при проведении работ по диагностированию, так как использование контрольной лампы позволяет определить только состояние регулятора напряжения и не определяет причину неисправности, в случае если диагностируемый регулятор напряжения неисправен, а для определения причины неисправности регулятора напряжения элементы, из которых набирается схема регулятора напряжения, сначала отсоединяют от схемы, происходит отпаивание в месте их установки от печатной платы, при этом данная операция трудоемка, требует определенной квалификации, выполнять ее с полупроводниками следует осторожно, чтобы не вывести диагностируемые элементы регулятора напряжения из строя высокой температурой, и лишь затем выполняют работы по диагностированию снятых элементов регулятора напряжения с использованием дополнительного диагностического оборудования.

Настоящее изобретение направлено на повышение достоверности и качества контроля регулятора напряжения транспортных средств, получение возможности определения вида неисправности, в случае если регулятор напряжения неисправен, без его разборки, снижение трудоемкости при проведении работ по диагностированию, обеспечение возможности выполнения диагностических работ непосредственно на транспортном средстве без использования промышленной электрической сети.

Решение поставленной задачи достигается тем, что на вход диагностируемого регулятора напряжения подают от преобразователя напряжения аккумуляторной батареи транспортного средства с функцией фиксации напряжения и силы тока и функцией усиления импульсов напряжения на выходе регулятора напряжения возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения, определяют значение силы тока, которая у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения, которые будут усиливаться преобразователем напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что на вход диагностируемого регулятора напряжения подают возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения определяют значение силы тока, которая у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения.

Повышение достоверности и качества контроля регулятора напряжения транспортных средств, получение возможности определения вида неисправности, в случае если регулятор напряжения неисправен, без его разборки, снижение трудоемкости при проведении работ по диагностированию, обеспечение возможности выполнения диагностических работ непосредственно на транспортном средстве без использования промышленной электрической сети позволяет сделать вывод о соответствии заявляемых способа и устройства критерию "существенные отличия".

Сущность способа состоит в следующем.

В предлагаемом способе диагностирования регулятора напряжения на вход диагностируемого регулятора напряжения подают от преобразователя напряжения аккумуляторной батареи транспортного средства с функцией фиксации напряжения и силы тока и функцией усиления импульсов напряжения на выходе регулятора напряжения возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения, определяют значение силы тока, которая у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, так для 14-вольтных регуляторов действующее напряжение, подаваемое на вход регулятора напряжения будет равно 12 В, а для 28-вольтных регуляторов 24 В, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения, которые будут усиливаться преобразователем напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения.

Осциллограммы, наблюдаемые на экране осциллографического устройства и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Осциллограммы, наблюдаемые на экране осциллографического устройства и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения

Таким образом, при диагностировании регулятора напряжения на вход диагностируемого регулятора напряжения подают возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения определяют значение силы тока, которая у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения, тем самым повышается достоверность и качество контроля регулятора напряжения транспортных средств, появляется возможность определения вида неисправности без разборки диагностируемого регулятора напряжения, повышается достоверность и качество контроля регулятора напряжения транспортных средств, появляется возможность определения вида неисправности, в случае если регулятор напряжения неисправен, без его разборки, снижается трудоемкость при проведении работ по диагностированию, обеспечивается возможность выполнения диагностических работ непосредственно на транспортном средстве без использования промышленной электрической сети.

Похожие патенты RU2718559C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Носков Сергей Викторович
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Ищенко Валерий Вячеславович
  • Сидоров Борис Николаевич
  • Мысяков Константин Александрович
  • Сурков Алексей Михайлович
  • Дубовская Наталья Ивановна
  • Дубовский Виталий Александрович
  • Нечаев Виктор Витальевич
  • Гурьянов Александр Николаевич
  • Бударин Руслан Эльдарович
  • Стройков Владислав Алексеевич
RU2742525C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2715132C1
Способ комплексного диагностирования двигателя и агрегатов трансмиссии автомобильной техники 2021
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Тарабанов Сергей Александрович
  • Носков Сергей Владимирович
  • Нечаев Виктор Витальевич
  • Василевский Александр Викторович
  • Мирошников Виктор Владимирович
RU2788020C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2697404C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2694112C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2708527C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГЕНЕРАТОРОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Рогачев В.Д.
  • Трифонов С.М.
RU2077064C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2731740C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2020
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2746420C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АППАРАТОВ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Федотов А.И.
  • Власов А.А.
  • Гергенов С.М.
RU2139506C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для определения технического состояния регулятора напряжения. Техническим результатом является повышение достоверности и качества контроля регулятора напряжения транспортных средств, получение возможности определения вида неисправности, в случае если регулятор напряжения неисправен, без его разборки, снижение трудоемкости при проведении работ по диагностированию, обеспечение возможности выполнения диагностических работ непосредственно на транспортном средстве без использования промышленной электрической сети. Способ диагностирования регуляторов напряжения заключается в том, что на вход диагностируемого регулятора напряжения подают возрастающее напряжение и контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения. При достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения определяют значение силы тока, которое у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению. В случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения. Далее определяют вид неисправности, для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора. При этом на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 718 559 C1

Способ диагностирования регуляторов напряжения, отличающийся тем, что на вход диагностируемого регулятора напряжения подают возрастающее напряжение, контролируют величины силы тока и подаваемого напряжения, при достижении входного напряжения контрольной величины для определенного типа регулятора напряжения определяют значение силы тока, которое у исправного регулятора напряжения будет соответствовать практически нулевому значению, и в случае невыполнения данного условия делают заключение о неисправности регулятора напряжения, определяют вид неисправности, для чего на вход регулятора напряжения подают напряжение, амплитуда которого несколько выше напряжения срабатывания диагностируемого регулятора, на выходе регулятора напряжения будут чередоваться импульсы напряжения и поступать на вход усилителя сигналов осциллографического устройства, на экране которого будут наблюдаться осциллограммы в зависимости от состояния диагностируемого регулятора напряжения и характеризующие состояние диагностируемого регулятора напряжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2718559C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ 2002
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
RU2295734C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ СИСТЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ 1997
  • Сидоров Б.Н.
  • Камышенцев Ю.И.
  • Буробина Г.Н.
  • Куколев И.В.
RU2146376C1
0
SU168784A1
Передвижное устройство для выгрузки сыпучих грузов, в частности, семян хлопчатника, из железнодорожных вагонов 1952
  • Коровин П.А.
SU95839A1
US 20040227538 A1, 18.11.2004
US 3999127 A1, 21.12.1976.

RU 2 718 559 C1

Авторы

Нечаев Виталий Викторович

Даты

2020-04-08Публикация

2019-09-20Подача