СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Российский патент 2020 года по МПК G01M17/00 B60S5/00 

Описание патента на изобретение RU2731740C1

Изобретение предназначено для недопущения снижения установленного значения коэффициента технического использования, снижения периода проведения технического обслуживания и может быть использовано в обосновании выбора оптимальной структуры операций при техническом обслуживании, техническом диагностировании и текущем ремонте автомобильной техники. Цель изобретения заключается в недопущении снижения установленного значения коэффициента технического использования, снижения периода проведения технического обслуживания, выработке оптимальной структуры операций при технической эксплуатации. Сущность изобретения заключается в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы, выполняют работы по техническому обслуживанию и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования, выполняют работы по техническому диагностированию и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту, выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы, продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники.

Известен способ технического обслуживания высокотехнологического оборудования на основе мониторинговых систем диагностирования (патент РФ на изобретение №2381475 G01M 15/00 (2006.01), опубл. 10.02. 2010 г.) [1]. Суть способа заключается в том, что на первом этапе определяют исходные состояния обслуживаемого объекта, на втором этапе определяют предаварийное состояние объекта на основе формируемых диагностических признаков, после чего определяют ограниченно работоспособное состояние объекта, допускающее его эксплуатацию на облегченных режимах в течение ограниченного времени.

Недостатком данного изобретения является то, что способ не позволяет определить оптимальную структуру операций при технической эксплуатации.

Известен способ эксплуатации автомобильной техники (патент РФ на изобретение №2708774 С1В60 5/00 G01M 17/00 (2006.01), опубл. 11.12. 2019 г., бюл. 35) [2], при котором устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и допустимую интенсивность отказов по отношению к наработке, проводят техническое обслуживание по наработке и фиксируют величину интенсивности отказов до технического обслуживания, сравнивают величину интенсивности отказов с допустимой и при ее величине больше допустимой устанавливают наработку объекта до очередного обслуживания пропорционально отношению допустимой интенсивности отказов к фиксированной, при фиксировании величины интенсивности отказов учитывают только количество отказов, возникших в системах и элементах автомобильной техники, подлежащих техническому обслуживанию, не учитывают количество отказов, возникших в системах и элементах автомобильной техники, которые не входят в перечень, подлежащих техническому обслуживанию.

Недостатком данного изобретения является то, что при его использовании снижается установленное значение коэффициента технического использования, уменьшается период проведения технического обслуживания, отсутствует оптимальная структура операций при технической эксплуатации.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ эксплуатации технического объекта (патент РФ на изобретение №2623009 G01M 15/00 (2017.06), опубл. 21.06.2017 г.) [3], при котором устанавливают периодичность его технического обслуживания по наработке и допустимую интенсивность отказов по отношению к наработке, проводят техническое обслуживание по наработке и фиксируют величину интенсивности отказов до технического обслуживания, величину интенсивности отказов сравнивают с допустимой и при ее величине больше допустимой устанавливают наработку объекта до очередного обслуживания пропорционально отношению допустимой интенсивности отказов к фиксированной.

Недостатком данного изобретения является то, что при его реализации снижается установленное значение коэффициента технического использования, уменьшается период проведения технического обслуживания, отсутствует оптимальная структура операций при технической эксплуатации.

Настоящее изобретение направлено на недопущение снижения установленного значения коэффициента технического использования, снижения периода проведения технического обслуживания, выработку оптимальной структуры операций при технической эксплуатации.

Решение поставленной задачи достигается тем, что выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы, выполняют работы по техническому обслуживанию и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования, выполняют работы по техническому диагностированию и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту, выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы, продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники.

Пояснения:

В качестве показателя эффективности функционирования системы технической эксплуатации автомобильной техники применяют комплексный показатель надежности: коэффициент готовности Кг, который характеризует вероятность того, что автомобиль окажется в работоспособном состоянии в данный момент времени. Стационарное значение коэффициента готовности определяется как:

где to - средняя наработка изделия между отказами, ч;

lB - среднее время восстановления, ч.

Коэффициент технического использования Кти представляет собой отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к математическому ожиданию суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период. Стационарное значение коэффициента технического использования Кти определяется следующим образом:

где lто - средняя суммарная продолжительность работ по техническому обслуживанию, ч.

Комплексный показатель Кг включает единичные показатели to и lВ, которые в свою очередь являются показателями эффективности функционирования системы технического обслуживания и системы восстановления соответственно, входящими в состав системы технической эксплуатации.

Очевидны следующие зависимости: to=f(1/T) и lто=f(1/T), где Т - период проведения очередного технического обслуживания. Из данных зависимостей следует, что изменяя Т в меньшую сторону можно управлять временем безотказной работы изделия увеличивая его и наоборот снижение времени безотказной работы изделия может стать следствием увеличения периода проведения очередного технического обслуживания, что и предложено в прототипе [3]: «Применение данного способа позволяет управлять периодичностью обслуживания объекта в зависимости от его состояния по интенсивности отказов и повысить надежность технического объекта». В то же время, уменьшение периода проведения очередного технического обслуживания повысит среднюю суммарную продолжительность нахождения техники в состоянии проведения комплекса технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта.

Уменьшение периода проведения очередного технического обслуживания, другими словами более частое проведение технического обслуживания автомобильной техники, приведет к увеличению средней суммарной продолжительности работ по техническому обслуживанию, что в свою очередь, в соответствии с выражением (2), снизит установленное значение ее коэффициента технического использования.

Снижение нормы наработки на отказ будет являться нарушением требований к надежности, установленных в тактико-техническом задании на образец техники. Уменьшение периода проведения очередного технического обслуживания снизит время использования автомобильной техники по прямому назначению.

Действительно, в случае уменьшения периода проведения очередного технического обслуживания, при Т→0, автомобильная техника больше времени будет находится в состоянии проведения комплекса технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта, по сути ее использование по прямому назначению также будет стремится к нулю.

Мероприятия по техническому обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту автомобильной техники формируются на стадии разработки и проектирования соответствующего образца. На данной стадии, в соответствии со структурой и конструктивной сложностью изделия, создается номенклатура операций по поддержанию и обеспечению работоспособного состояния различных элементов автомобиля, проверяемых и регулируемых параметров, для которых устанавливают методы и правила их контроля и изменения значений, а также необходимые для этого технические средства. При этом номенклатура удовлетворяет требованиям полноты, информативности и доступности обслуживания, определения технического состояния, при необходимости восстановления с наименьшими затратами времени и стоимости реализации. Данная номенклатура описана в эксплуатационной документации, которая регламентирует деятельность обслуживающего персонала по поддержанию и, при необходимости, обеспечению работоспособного состояния при техническом обслуживании, диагностировании и текущем ремонте автомобильной техники, следовательно, не нуждается в реорганизации. В то же время, процедура подготовительных работ по техническому обслуживанию, техническому диагностированию и текущему ремонту в эксплуатационной документации отсутствует. Разработка таких мероприятий и их совместное использование с мероприятиями по техническому обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту позволят совершенствовать структуру операций при технической эксплуатации, обеспечить необходимую среднюю наработку изделия между отказами, не позволит снизить период проведения технического обслуживания, установленное значение коэффициента технического использования.

Использование декомпозиции процессов технического обслуживания, технического диагностирования, текущего ремонта позволило выработать оптимальную структуру операций по подготовке к проведению работ. Использование выработанных и представленных в данном изобретении операций, совместно с операциями, указанными в эксплуатационной документации непосредственно по выполнению технического обслуживания, технического диагностирования и текущему ремонту позволит совершенствовать структуру операций при технической эксплуатации, поддерживать среднюю наработку автомобильной техники между отказами на установленном уровне, не позволит снизить период проведения очередного технического обслуживания, снизить время использования автомобильной техники по прямому назначению, снизить установленное значение коэффициента технического использования.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы, выполняют работы по техническому обслуживанию и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования, выполняют работы по техническому диагностированию и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту, выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы, продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники.

Выполнение технической эксплуатации автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проведение подготовительных работ, выполнение работ по техническому обслуживанию и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступления необходимости проведения технического диагностирования, выполнение работ по техническому диагностированию и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступление необходимости проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполнение работ по локализации неисправности и текущему ремонту, выполнение регулировочных, настроечных и проверочных работ, продолжение технической эксплуатации автомобильной техники позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого способа эксплуатации автомобильной техники критерию "существенные отличия".

Сущность предлагаемого способа эксплуатации автомобильной техники состоит в следующем: устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы, выполняют работы по техническому обслуживанию и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования, выполняют работы по техническому диагностированию и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту, выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы, продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники.

Таким образом, способ эксплуатации автомобильной техники не допускает снижения установленного значения коэффициента технического использования, снижения периода проведения технического обслуживания, позволяет выработать оптимальную структуру операций при технической эксплуатации.

Похожие патенты RU2731740C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2730787C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2020
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2746420C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2708774C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2708527C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2697404C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2715132C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2718559C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2694112C1
Прибор встроенного автоматического диагностирования автомобилей и тракторов 2021
  • Пеньков Евгений Александрович
RU2825499C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Ступников Владимир Леонидович
  • Халиуллин Виталий Фердинандович
RU2389999C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ эксплуатации автомобильной техники заключается в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке. Выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники. При наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы. Выполняют работы по техническому обслуживанию, и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования. Выполняют работы по техническому диагностированию, и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта. Выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту. Выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы. Продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники. Достигается снижение установленного значения коэффициента технического использования и снижение периода проведения технического обслуживания.

Формула изобретения RU 2 731 740 C1

Способ эксплуатации автомобильной техники, при котором устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке, отличающийся тем, что выполняют техническую эксплуатацию автомобильной техники, при наступлении периода проведения технического обслуживания проводят подготовительные работы, выполняют работы по техническому обслуживанию, и в случае определения невозможности достижения номинальных значений при выполнении регулировочных работ наступает необходимость проведения технического диагностирования, выполняют работы по техническому диагностированию, и в случае определения неработоспособного состояния диагностируемых элементов наступает необходимость проведения локализации неисправности и текущего ремонта, выполняют работы по локализации неисправности и текущему ремонту, выполняют регулировочные, настроечные и проверочные работы, продолжают техническую эксплуатацию автомобильной техники.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731740C1

СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2708774C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТА НА ГРУЗОПАССАЖИРСКОМ, И/ИЛИ ГРУЗОВОМ, И/ИЛИ ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ И/ИЛИ РЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 2000
RU2159711C1
US 8036788 B2, 11.10.2011.

RU 2 731 740 C1

Авторы

Нечаев Виталий Викторович

Даты

2020-09-08Публикация

2019-12-23Подача