Механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач Российский патент 2020 года по МПК B60K20/02 F16H61/28 

Описание патента на изобретение RU2721454C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам управления коробкой передач транспортного средства.

Известно исполнительное устройство для автоматического управления механической коробкой передач транспортного средства, содержащее два противоположно расположенных исполнительных механизма с общим корпусом, с помощью которого выполняется выбор передачи. Два исполнительных механизма переключения передач установлены на корпусе трансмиссии, в котором рычаг переключения поддерживается шариком. Рычаг переключения в нейтральном положении удерживается двумя диаметрально противоположными подпружиненными болтами, опирающимися на хомуты, установленные в корпусе коробки передач. Сферический конец рычага переключения взаимодействует с поршнями исполнительных механизмов. В нейтральном положении рычага переключения электромагнитные клапаны переключаются таким образом, что камеры давления исполнительных механизмов соединены с баком гидравлической среды. Когда рычаг переключения поворачивается против часовой стрелки, один из электромагнитных клапанов переключается таким образом, что гидравлическая среда протекает под давлением в соединенную с ним камеру давления и, таким образом, выталкивает ее поршень из корпуса. Другой электромагнитный клапан не переключается и при повороте рычага переключения движущимся поршнем, противоположно расположенный поршень возвращается в положении упора. При повороте рычага переключения по часовые стрелки процесс переключения происходит в обратном порядке. Чтобы вернуть рычаг переключения в нейтральное положение, оба электромагнитных клапана переключаются в положение переключения, при котором обе камеры давления нагружены давлением системы, при этом один из упомянутых болтов, предварительно напряженный соответствующей пружиной, поворачивает рычаг переключения в нейтральное положение (US 5878622, МПК F16H 61/30, опубл. 09.03.1999).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является механизм автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач, закрепленный на корпусной детали коробки передач, содержащий установленные с перекрещивающимися под прямым углом осями шток включения передач и шток выбора передач, пневмополости с закрепленными на концах штоков поршнями, закрытые с торцов крышками, соединенными с бортовой пневмосистемой, датчики определения положения рычага, при этом каждый из штоков в средней части соединен с симметрично расположенным относительно штоков рычагом, а рычаг на штоке выбора передач установлен подвижно, в качестве поршней используют диафрагмы, шток выбора имеет паз, в котором размещается головка рычага с возможностью поворота на необходимый угол вдоль оси штока включения передач, при этом на концах штоков, не содержащих пневмополостей, с помощью упорных колец и фланцев закреплены возвратные пружины, а датчики выполнены бесконтактными и имеют поворачивающиеся относительно своей оси активаторы, которые при опускании кинематически связанных с ними подвижных роликов-толкателей в выполненные на штоках канавки воздействуют на датчики (RU 2192973, МПК В60К 20/00; В60К 20/02, опубл. 20.11.2002).

Недостатком известного технического решения является невозможность его использования в коробках передач, имеющих количество ступеней переключения передач более трех.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является расширение функциональных возможностей механизма автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач.

Технический результат заключается в увеличении количества ступеней переключения передач и достигается за счет того, что в механизме автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач, закрепленном на корпусе коробки передач и содержащем шток выбора передач, на одном конце которого расположено устройств выбора передач, а на другом конце - возвратная пружина, механизм переключения передач, рычаг переключения, установленный подвижно на штоке выбора передач и связанный со штоком переключения передач, датчики, устройство выбора передач выполнено в виде установленных в цилиндре двух поршней, один из которых закреплен на штоке выбора передач неподвижно, а другой установлен с возможностью перемещения, а механизм переключения передач выполнен в виде двухстороннего поршня, расположенного перпендикулярно штоку выбора передач, взаимодействующего с рычагом переключения передач и имеющего датчики, при этом шток переключения передач расположен в корпусе коробки передач.

Механизм снабжен устройством управления датчиками.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что устройство выбора передач выполнено в виде установленных в цилиндре двух поршней, один из которых закреплен на штоке выбора передач неподвижно, а другой установлен с возможностью перемещения, а механизм переключения передач выполнен в виде двухстороннего поршня, расположенного перпендикулярно штоку выбора передач, взаимодействующего с рычагом переключения передач и имеющего датчики, при этом шток переключения передач расположен в корпусе коробки передач, позволили увеличить количество ступеней переключения передач, и, как следствие, расширить функциональные возможности механизма автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач.

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условиям патентоспособности изобретения: новизна и изобретательский уровень.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами: фиг. 1 - механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач, в разрезе; фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

фиг. 3 - показана схема выбора и переключения передач.

Механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач содержит корпус 1, закрепленный на корпусе 2 коробки передач (КП). В корпусе 1 установлены шток 3 выбора передач и механизм переключения передач.

На одном конце штока 3 выбора передач установлена возвратная пружина 4, зафиксированная на штоке 3 посредством шайб 5 и стопорных колец 6.

На другом конце штока 3 установлено устройство выбора передач, выполненное в виде цилиндра 7, в котором установлены поршень 8 и поршень 9. Поршень 8 зафиксирован на штоке 3 посредством стопорных колец 10. Поршень 9 установлен на штоке 3 с возможностью перемещения как относительно штока 3 и цилиндра 7, так и шток 3 может свободно перемещаться относительно поршня 9. Полость цилиндра 7 закрыта крышками 11 и 12. Поршни 8 и 9 разделяют цилиндр 7 между крышками 11 и 12 на полости А, В и С, в которые подается под давлением рабочая среда (воздух или жидкость), перемещающая поршни 8 и 9 со штоком 3 в выбранном направлении, либо выбор может осуществляться электромеханическим воздействием. На конце штока 3 установлено устройство 13 управления датчиками 14 выбора требуемой передачи.

Механизм переключения передач выполнен в виде установленного в корпусе 1 двухстороннего поршня 15 с полостями 16 и 17 для подачи рабочей среды и с возвратными пружинами. Механизм переключения передач расположен перпендикулярно штоку 3 выбора передач и снабжен датчиками 18, подающими сигнал на подачу рабочей среды в полость 16 или 17.

На штоке 3 установлен подвижно рычаг переключения 19, который взаимодействует с двухсторонним поршнем 15 и связан со штоком 20 переключения передач, расположенным в корпусе 2 коробки передач. Рычаг переключения 19 может быть связан со штоком 20 переключения передач, посредством зубчатого зацепления или системы рычагов. «Нейтральное положение» рычага переключения 19 в зависимости от количества передач и схемы выбора передач, может быть разным, в зависимости от алгоритма, выбранного конструктором. В рассматриваемом случае «Нейтральное положение - выбор третьей - четвертой передачи».

На штоке 20 установлены вилки 21, при этом шток 20 имеет возможность свободно перемещаться в вилках 21. Вилки 21 устроены таким образом, что шток 20 только в одном из положений, выбранном устройством выбора перемещает их, посредством поршня 15 в сторону выбранной передачи.

На установленных в корпусе 2 коробки передач входном валу 22 и на выходном валу 23, установлены датчики 24 и 25 соответственно. Датчики 24 и 25 считывают информацию о числе оборотов входного 22 и выходного вала 23, а также определяют, какой режим движения осуществляется в каждый конкретный момент времени - разгон, установившееся движение или замедление. После определения режима движения, датчик 24 подает сигнал на электронный блок 26 управления.

Работа механизма выбора и переключения передач в механической коробке передач осуществляется следующим образом.

При трогании транспортного средства (ТС) с места, выбирается первая передача посредством датчика 14, подающего сигнал на подачу рабочей среды в соответствующую полость (А или Б или С) устройства выбора передач и, после выбора передачи, подается сигнал посредством датчика 18 на подачу рабочей среды в полость 16 или 17 поршня 15 для включения первой или второй передачи. При разгоне ТС датчик 25 считывает обороты выходного вала 23, а датчик 24 считывает увеличившиеся до требуемого значения обороты входного вала 22, после чего происходит выбор и включение следующей передачи.

Например, в начале движения транспортного средства рычаг переключения 19 и шток 20 выбора передач установлены в положение - «нейтральное положение - выбор третьей - четвертой передачи». Чтобы выбрать положение «первая - вторая» передачи, необходимо подать рабочую среду в полости А и С, после этого подается рабочая среда в полости поршня 15: в полость 17 для включения первой передачи, а в полость 16 для включения второй передачи. После разгона ТС происходит выключение второй передачи и устройство выбора передач устанавливает рычаг 19 и шток 20 в «нейтральное положение», затем подается рабочая среда в полость 17 и включается третья передача. По достижении требуемых для уверенного разгона оборотов входного вала 22 происходит включение четвертой передачи, посредством подачи рабочей среды в полость 16. Продолжение разгона, следовательно, и увеличение оборотов входного вала 22 и выходного вала 23, считанное датчиками 24 и 25, подается сигналом от датчиков 24 и 25 на выключение четвертой передачи и установку рычага 19 и штока 20 в «нейтральное положение». В это время рабочая среда подается в полости А и В и происходит перемещение рычага 19 в положение «выбор пятой-шестой передачи», после чего рабочая среда подается в полость 17 и происходит включение пятой передачи. При продолжении разгона датчики 24 и 25 дадут сигнал на выключение пятой передачи и датчик 18 подаст сигнал на подачу рабочего тела в полость 16 поршня и произойдет включение шестой передачи.

Таким образом, переключаются при разгоне шесть передач. В случае замедления движения, например, на подъем, переключение происходит в обратной последовательности. При снижении оборотов входного вала 22 датчики 24 и 25 подадут сигнал на включение низшей передачи в КП. Выбор передач будет происходить аналогично выбору при разгоне, только в обратной последовательности.

Задний ход включается следующим образом: после сигнала от одного из датчиков 14, рабочая среда поступает в полость С. После выбора передачи, подается сигнал на подачу рабочей среды в полость 16. В результате чего шток 20 вместе с вилкой 21 перемещаются и входят в зацепление с шестерней заднего хода 27 и включается «задний ход».

Заявляемое техническое решение позволяет расширить функциональные возможности механизма автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Похожие патенты RU2721454C1

название год авторы номер документа
Механизм переключения передач транспортного средства 1987
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Барановский Владимир Федорович
  • Михайлов Алексей Александрович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Черванев Александр Дмитриевич
SU1498643A1
Механизм переключения передач транспортного средства 1987
  • Сычев Геннадий Дмитриевич
  • Стаскевич Сергей Геннадьевич
  • Сечко Михаил Владимирович
  • Бомбешко Аркадий Павлович
  • Маханьков Олег Анатольевич
  • Барановский Владимир Федорович
  • Михайлов Алексей Александрович
  • Куцеволов Василий Алексеевич
  • Лебедев Михаил Сергеевич
  • Черванев Александр Дмитриевич
SU1418095A1
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Н.Е.
  • Топорков В.П.
  • Аникин Л.М.
  • Рябков А.И.
  • Шаронов Г.И.
  • Осипов Е.М.
RU2015936C1
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Николай Егорович
  • Топорков Владимир Петрович
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Рябков Александр Иванович
  • Шаронов Геннадий Иванович
  • Осипов Евгений Михайлович
RU2015937C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ 2011
  • Алпитаров Рустем Тагирович
  • Зарипов Ленар Фаридович
  • Козлов Юрий Михайлович
RU2477391C2
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2001
  • Фадеев Р.М.
RU2192973C2
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Папулов Владимир Петрович
RU2268169C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Стробыкин Виталий Николаевич
  • Стробыкин Олег Витальевич
RU2021909C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ КОЛЕСНОГО ЭКСКАВАТОРА 2004
  • Митькин А.В.
  • Пермяков И.И.
RU2266210C1
ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2007
  • Хабиев Фарит Набиевич
RU2348544C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 721 454 C1

Реферат патента 2020 года Механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач

Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач транспортного средства. Механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач содержит корпус (1), закрепленный на корпусе (2) коробки передач. В корпусе (1) установлены шток (3) выбора передач и механизм переключения передач. На одном конце штока (3) выбора передач установлена возвратная пружина (4), а на другом конце штока (3) установлено устройство выбора передач, выполненное в виде цилиндра (7), в котором установлены поршень (8) и поршень (9). Поршень (8) закреплен на штоке (3) неподвижно, а поршень (9) установлен с возможностью перемещения. Механизм переключения передач выполнен в виде установленного в корпусе (1) двухстороннего поршня (15) с полостями (16) и (17) для подачи рабочей среды и возвратными пружинами. Механизм переключения передач расположен перпендикулярно штоку (3) выбора передач и снабжен датчиками (18). На штоке (3) установлен подвижно рычаг переключения (19), который взаимодействует с двухсторонним поршнем (15) и связан со штоком (20) переключения передач, расположенным в корпусе (2) коробки передач. Технический результат заключается в увеличении количества ступеней переключения передач и, как следствие, в расширении функциональных возможностей механизма автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 721 454 C1

1. Механизм автоматического выбора и переключения передач в механической коробке передач, закрепленный на корпусе коробки передач и содержащий шток выбора передач, на одном конце которого расположено устройство выбора передач, а на другом конце - возвратная пружина, механизм переключения передач, рычаг переключения, установленный подвижно на штоке выбора передач и связанный со штоком переключения передач, датчики, отличающийся тем, что устройство выбора передач выполнено в виде установленных в цилиндре двух поршней, один из которых закреплен на штоке выбора передач неподвижно, а другой установлен с возможностью перемещения, а механизм переключения передач выполнен в виде двухстороннего поршня, расположенного перпендикулярно штоку выбора передач, взаимодействующего с рычагом переключения передач и имеющего датчики, при этом шток переключения передач расположен в корпусе коробки передач.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что снабжен устройством управления датчиками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2721454C1

МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 2001
  • Фадеев Р.М.
RU2192973C2
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ (ДВА ВАРИАНТА) 2005
  • Козадаев Александр Иванович
  • Качесов Александр Александрович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Залялутдинова Галия Абдрахмановна
RU2291792C1
ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ПОДДЕРЖКИ УСИЛИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ 2015
  • Вольф Йюрген
  • Качмарек Кшиштоф
  • Макке Влодцимирц
RU2662602C2
RU 2004124709 A, 27.01.2006.

RU 2 721 454 C1

Авторы

Маньковский Василий Владимирович

Даты

2020-05-19Публикация

2019-12-11Подача