Изобретение относится к системе формирования и поддержания необходимой работоспособности операторов (ФИПРО), физиологии труда, инженерной психологии и предназначено для нормализации функционального состояния зрительного анализатора человека-оператора и поддержания необходимого уровня зрительной работоспособности при проведении сеансов коррекции до-, после- и во время перерывов в ходе длительной рабочей смены.
В ходе длительной рабочей смены у человека-оператора происходит формирование и развитие астенопии - клинического симптомокомплекса зрительного утомления - одного из наиболее распространенных и трудно устранимых сенсорных нарушений зрительной системы. Зрительное утомление - нарушение устойчивости зрительного восприятия и функционального состояния зрительного анализатора, возникающее в период выполнения профессиональной деятельности. Актуальность проблемы объясняется особой ролью зрительного анализатора в производственной деятельности, а трудность решения - специфичностью функциональных систем зрения. В эргатических системах, составляющих основу промышленности, транспорта, связи, человек является важнейшим звеном получения, обработки и реализации видеоинформации. В настоящее время профессиональная деятельность приобретает новые формы, в характеристике которых главными становятся интенсификация и автоматизация. Работа в этих условиях сопряжена с перенапряжением, прежде всего - зрительным, что ведет к зрительному утомлению, формированию и развитию профессиональной офтальмопатии, а это чревато увеличением количества ошибок человека-оператора при выполнении основной профессиональной деятельности.
К наиболее частым осложнениям, связанным с постоянным зрительным утомлением, относятся: снижение скорости (замедление) выполнения производственных операций, ошибки и снижение точности действий, нарушение функции наблюдения (снижение концентрации внимания), ослабление произвольного и непроизвольного внимания, комплекс разнообразных вегетативных расстройств.
Актуален и другой аспект астенопий - влияние хронического зрительного утомления на формирование и развитие близорукости. Поэтому профилактика зрительного утомления является фактором предупреждения возникновения профессиональной близорукости.
Известны способы офтальмотренинга:
- метод «раскачка» аккомодации В.В. Волкова, Л.Н. Колесниковой (1972), а также методы диагностики и лечения спазмов аккомодации (Электронный ресурс: https://zreni.ru/4422-metody-diagnostiki-i-lecheniya-spazmov-akkomodacii.html, 2015), основанные на феномене достижения одинаковой четкости видения тест-объекта при приставлении к глазу поочередно плюсового и минусового стекла одинаково возрастающей диоптрийности;
- тренировка цилиарной мышцы по методу К.А. Мац, Э.С. Аветисова (1974), (Электронный ресурс: http://healthnative.ru/lech/lechenie-blizorukosti/vosstanovlenie-akkomodacionnoj-funkcii-glaz.html, 2010), основанная на достижении четкого видения мелкого тест-объекта на различных расстояниях в зоне ближнего и дальнего видения.
Известен способ коррекции зрения (патент RU 2391085, МПК А61Н 5/00, 29.12.2008), заключающийся в проведении гимнастики для глаз с использованием плоского носителя информации в виде текстовой стереограммы для визуального считывания, где считываемая информация представлена в виде расположенных рядом четного количества колонок больше двух, при этом каждая колонка расположена внутри прямоугольника, а визуальное считывание информации осуществляется поочередным параллельным и перекрестным методами считывания стереограмм с интервалом 1-3 мин., при времени проведения каждого метода считывания равным 15-20 мин.
Указанные способы не являются комплексами, и содержат изолированные упражнения, воздействующие только на одну зрительную функцию - аккомодацию.
Впервые комплекс офтальмотренинга для оптимизации функционального состояния зрительного анализатора был предложен Шаповаловым С.Л. и Милявской Т.И. (Справочник по диагностике и функциональному лечению бинокулярных нарушений (с атласом). - М., 2015). Он включал упражнения, направленные на тренировку аккомодации, различительной способности и бинокулярного взаимодействия. Был предложен один вариант комплекса, основанный на ранних симптомах формирования близорукости, без учета признаков зрительного утомления.
Известен способ коррекции функционального состояния зрительного анализатора и поддержания зрительной работоспособности у летчиков: Ушаков И.Б. и др., комплексная методика «оперативной» и «долговременной» коррекции функциональных расстройств зрения у авиационных специалистов. (Электронный ресурс: http://www.macdel.ru/metod_avia.php), 2016. Способ заключается в использовании методик выполнения упражнений для самостоятельной тренировки важнейших зрительных функций. Однако эти методики не представляют вариантов практически сгруппированных комплексов, а являются отдельными упражнениями, изложенными по группам зрительных функций: всего 13 упражнений для тренировки и 7 для снятия зрительного напряжения.
Наиболее близким решением к заявляемому является способ тренировки аккомодации (патент RU 2613084, МПК А61В 3/00, 27.08.2015), включающий большинство применяемых и положительно зарекомендовавших себя в отечественной и зарубежной офтальмологии упражнений для профилактики зрительного утомления и тренировки зрительных функций.
Однако, в способе отсутствуют варианты комплексов-сочетаний упражнений для выполнения в течение одного сеанса тренировки всех важнейших зрительных функций и снятия зрительного напряжения. Кроме того, недостаточно представлены упражнения для повышения различительной способности и бинокулярного взаимодействия.
Таким образом, установлено, что в современных видах офтальмотренинга отсутствует система проведения мероприятий по профилактике зрительного утомления, а предлагаются варианты отдельных упражнений для индивидуального выбора самим оператором. Выбор упражнений, несмотря на значительное количество и разнообразие, недостаточен для профилактики всех видов астенопии.
Изобретение направлено на решение следующих задач:
- повышение и поддержание необходимой работоспособности операторов прецизионных профессий, способности к устойчивому профессиональному зрительному восприятию в течение операторской деятельности с сохранением необходимого уровня функционального состояния зрительного анализатора, особенно - при работе, связанной со зрительным напряжением и нестандартными (ненормированными) условиями рабочей деятельности;
- создание резервов зрительных функций;
- профилактику зрительного утомления у операторов зрительно-напряженного труда за счет систематического выполнения физиологически обоснованного офтальмотренинга до-, во- время и после работы.
Для решения поставленных задач предложен способ поддержания работоспособности и профилактики зрительного утомления у операторов прецизионных профессий характеризующийся тем, что систематически по разработанной схеме проводят курсы офтальмотренинга, включающие упражнения, воздействующие на все основные зрительные функции. При этом используют расширенное количество упражнений для повышения различительной способности и бинокулярного взаимодействия, из разрозненных упражнений формируют физиологически обоснованные комплексы, в которых предусмотрены воздействия на основные зрительные функции и снятие зрительного напряжения с учетом преобладающей формы астенопии у операторов конкретных профессий. Система офтальмотренинга включает упражнения на основе технологий на базе лазерных спеклов. Для формирования лазерного спекла используют низкоинтенсивное лазерное излучение красного диапазона при мощности излучения 1-5 мВт, типа лазерной указки, при этом лазерный спекл формируется на шероховатой поверхности при освещении ее когерентным светом. Физиологически обоснованные комплексы упражнений включают мобильные и стационарные схемы, позволяющие учесть особенности производственной деятельности операторов, при этом в комплексах сочетают тренировочные упражнения и расслабляющие.
Предлагаются разнообразные, но равнозначные по эффекту варианты - сочетания тренировок основных зрительных функций и снятия зрительного напряжения.
Преимущество способа воздействия на основе лазерных спеклов состоит в сочетании специфичности и адекватности стимула для определенной зрительной функции, возможности дозированного предъявления стимула, широких возможностях индивидуализации комплекса, применению упражнений в зависимости от ведущего механизма нарушений зрительных функций.
В «зернистой» структуре спекла каждая световая точка играет роль стимула, воздействующего на активность структурных элементов сетчатки. Изменения плотности «зернистости», отсутствие зависимости построения спекла от оптических свойств глаза, строгая ориентация по направлению и обеспечение организованного смещения интерференционных точек создают возможность активной стимуляции и формирования рецептивных полей (совокупности рецепторов на сетчатке, в пределах которой осуществляется преобразование пространственно-временного распределения световой энергии, падающей на эти рецепторы) на всех структурных уровнях зрительного анализатора. Применение лазерных спеклов позволяет провести и направленную тренировку бинокулярного взаимодействия (объединение монокулярных функциональных систем в процессе зрительной работы) рецептивных полей сетчатки.
Применение методов на основе лазерных спеклов значительно повышает эффективность воздействия на такие зрительные функции как различительная способность и бинокулярное взаимодействие вследствие специфических особенностей низкоэнергетического лазерного излучения.
Физиологической основой для применения лазерных спеклов с целью повышения различительной способности является то, что они являются эффективным средством тренировки рецептивных полей сетчатки.
Лазерные спеклы могут рассматриваться как визуальная картина статического распределения интерференционного шума, который характеризуется случайным распределением по плоскости контрастных участков строго определенной повышенной (ярко светящийся) и пониженной (черный) яркости. Основными параметрами интерференционного шума, используемыми в физиологии, являются «зернистость» и величина отдельных «зерен». Направленное изменение этих параметров дают возможность воздействовать на первичные механизмы переработки зрительной информации в сетчатке. Для этого применяются изменения яркости лазерного пучка и выбор положения воспринимающего экрана на определенном расстоянии от отражающей поверхности.
Повышению эффективности тренировок способствуют уникальные свойства лазерного спекла, из которых особую роль играют монохроматичность, когерентность, малая расходимость потока излучения, возможность получать при фокусировке высокую резкость изображения. Для офтальмотренинга наиболее важны такие особенности, как чувствительность к сферической аберрации, соотношение яркости и контраста, отсутствие формы теста.
Офтальмотренинг при аккомодационной астенопии решает следующие задачи:
- увеличение области аккомодации (глубина пространства, в котором реализуется рефлекс аккомодации), определяемой положением ближайшей и дальнейшей точек ясного видения;
- увеличение объема аккомодации, представляющего алгебраическую разность между рефракций в положении ближайшей точки ясного видения и рефракцией в дальнейшей точке ясного видения;
- сохранение устойчивости аккомодации и адекватности аккомодационного ответа в различных рабочих зонах: зрительной рабочей зоны ближнего видения - зона оптической установки глаза при максимальном напряжении аккомодации и устойчивой фиксации объектов при наблюдении их на конечном расстоянии перед глазом, зрительной рабочей зоны дальнего видения - зона установки оптической системы глаза на объекты, находящиеся в бесконечности, зрительной рабочей зоны промежуточных оптических установок - зона оптической установки с минимальным напряжением аккомодации (относительный покой аккомодации);
- уменьшение степени анизоаккомодации при ее наличии;
- сохранение оптимального соотношения аккомодация/конвергенция.
Офтальмотренинг при нейрорецептивной астенопии заключается в:
- тренировке зрительной фиксации;
- сохранении рефлекса бификсации;
- сохранении или повышении пространственно-контрастной чувствительности;
- повышении различительной способности;
- снятии перенапряжения рецептивных полей сетчатки.
Офтальмотренинг при мышечной астенопии включает:
- восстановление силы и устойчивости глазодвигательных мышц;
- устранение дискоординации в работе глазодвигательного аппарата;
- восстановление бинокулярных установок и создание условий для их реализации.
Офтальмотренинг при проективной астенопии включает:
- сохранение бинокулярного зрения;
- повышение фузионных резервов и поддержание нормального соотношения положительных и отрицательных фузионных резервов.
Сочетание в комплексах расслабляющих и тренировочных упражнений позволяет не только улучшать зрительные функции, пониженные относительно нормы, но и снимать перенапряжение тех функций, уровень которых остался в пределах нормы, но снизился относительно состояния в начале рабочей смены, что проявляется субъективными неспецифическими симптомами (слезотечение, периодическое затуманивание, чувство инородного тела и др.).
Наличие в вариантах предлагаемых комплексов мобильных и стационарных схем позволяет учесть особенности производственной деятельности операторов и делает проведение мероприятий по профилактике зрительного утомления более эффективными и удобными в исполнении.
Чередование в схеме проведения офтальмотренинга в течение года курсов профилактических мероприятий и перерывов обеспечивает длительное поддержание зрительной работоспособности операторов и не требует особых организационных мероприятий.
Способ профилактики зрительного утомления и снятия зрительного перенапряжения осуществляют следующим образом.
Упражнения с использованием точечного лазерного спекла, оказывающие положительное влияние на аккомодацию глаза и различительную способность.
Упражнение №1
Упражнение проводится правым глазом. Для формирования лазерного спекла используется низкоинтенсивное лазерное излучение красного диапазона (мощность излучения составляет 1-5 мВт) (типа лазерной указки) (далее - лазерная указка). Лазерная указка устанавливается на расстоянии не менее 1 м от матового экрана черного цвета, закрепляется при помощи фиксаторов и включается. Луч лазерной указки направляется на экран (появится точечный статический спекл - структура, эквивалентная точке). Человек-оператор (далее - оператор) размещается на расстоянии 3 м от экрана. С помощью заслонки закрывается левый глаз. Оператор смотрит на точечный спекл и постепенно приближается к экрану до расстояния, с которого точка видна максимально отчетливо и ярко. После достижения указанного расстояния необходимо отодвигаться назад от экрана до 3 м, пытаясь сохранить четкое изображение точки. Упражнение повторяется 10 раз.
Положительный эффект - отсутствие или уменьшение феномена «размытости» точки.
Упражнение №2
Проводится левым глазом. Порядок действий аналогичен упражнению №1.
Упражнение №3
Проводится двумя глазами (бинокулярно). Порядок действий аналогичен упражнению №1.
Упражнения с использованием точечного лазерного спекла, оказывающие положительное влияние на различительную способность при работе одним глазом и оптимизирующие бинокулярное взаимодействие при работе двумя глазами.
Упражнение №4
Лазерная указка устанавливается на расстоянии не менее 1 м от матового экрана черного цвета, закрепляется при помощи фиксаторов и включается. Луч лазерной указки направляется на экран (появится точечный статический спекл - структура, эквивалентная точке). Оператор размещается на расстоянии 3 м от экрана. С помощью заслонки закрывается левый глаз. Оператор смотрит на точечный спекл. Заслонка со щелью шириной 1,5-2,0 мм и устанавливается перед правым глазом. Спекл при этом виден в виде линии или овала. Медленным вращением щели по или против часовой стрелки определяется положение, при котором линия или овал наиболее вытянуты. Заслонка со щелью фиксируется в данном положении. В этом положении оператор смотрит через щель на спекл в течение 2 мин. Затем заслонка со щелью поворачивается на 90 градусов и оператор смотрит через щель на спекл еще в течение 2 мин.
Положительный эффект - отсутствие или уменьшение феномена «размытости» точки.
Упражнение №5
Проводится левым глазом. Порядок действий аналогичен упражнению №4.
Упражнение №6
Упражнение проводится двумя глазами. Лазерная указка устанавливается на расстоянии не менее 1 м от матового экрана черного цвета, закрепляется при помощи фиксаторов и включается. Луч лазерной указки направляется на экран (появится точечный статический спекл - структура, эквивалентная точке). Оператор размещается на расстоянии 3 м от экрана. С помощью заслонки закрывается левый глаз. Оператор смотрит на точечный спекл. Заслонка со щелью шириной 1,5-2,0 мм устанавливается перед правым глазом. Спекл при этом виден в виде линии или овала. Медленным вращением щели по или против часовой стрелки определяется положение, при котором линия или овал наиболее вытянуты. Заслонка со щелью фиксируется в данном положении. Далее с помощью заслонки закрывается правый глаз. Оператор смотрит на точечный спекл. Берется заслонка со щелью шириной 1,5-2,0 мм и ставится перед левым глазом. Оператор смотрит на точечный спекл через щель. Спекл при этом виден в виде линии или овала. Медленным вращением щели определяется положение, при котором линия или овал наиболее вытянуты. Заслонка со щелью фиксируется в данном положении. Убирается заслонка перед правым глазом. Оператор смотрит двумя глазами через щели на спекл в течение 2 мин. Затем заслонки со щелью поворачивается на 90 градусов и оператор смотрит через щели на спекл еще в течение 2 мин.
Положительный эффект - отсутствие или уменьшение феномена «размытости» точки.
Упражнения с использованием точечного лазерного спекла, способствующие повышению положительных и отрицательных фузионных резервов.
Упражнение №7
Упражнение выполняется двумя глазами. Лазерная указка устанавливается на расстоянии не менее 1 м от матового экрана черного цвета, закрепляется при помощи фиксаторов и включается. Луч лазерной указки направляется на экран (появится точечный статический спекл - структура, эквивалентная точке). Оператор размещается на расстоянии 3 м от экрана. Оператор смотрит на точечный спекл. Перед каждым глазом устанавливаются заслонки со щелью шириной 1,5-2,0 мм вертикально, так, чтобы было видно одиночное изображение спекла обоими глазами (оператор находит расстояние между щелями, при котором изображение точки одиночное). После этого заслонки со щелью медленно сдвигаются по направлению к носу до исчезновения спекла из поля зрения. После исчезновения изображения щели медленно раздвигаются на прежнее расстояние. Упражнение повторяется 10 раз.
Положительный эффект - увеличение расстояния, на которое сдвигаются и раздвигаются щели и его сохранение на максимальном для данного оператора уровня.
Упражнение №8
Упражнение выполняется двумя глазами. Лазерная указка устанавливается на расстоянии не менее 1 м от матового экрана черного цвета, закрепляется при помощи фиксаторов и включается. Луч лазерной указки направляется на экран (появится точечный статический спекл - структура, эквивалентная точке). Оператор размещается на расстоянии 3 м от экрана. Оператор смотрит на точечный спекл. Перед каждым глазом устанавливаются заслонки со щелью шириной 1,5-2,0 мм вертикально, так, чтобы было видно одиночное изображение спекла обоими глазами (оператор находит расстояние между щелями, при котором изображение точки одиночное). После этого заслонки со щелью медленно раздвигаются по направлению к вискам до исчезновения спекла из поля зрения. После исчезновения изображения щели медленно сдвигаются на прежнее расстояние. Упражнение повторяется 10 раз.
Положительный эффект - увеличение расстояния, на которое сдвигаются и раздвигаются щели и его сохранение на максимальном для данного оператора уровне.
Упражнения для функциональной коррекции аккомодации.
Упражнение №9
Упражнение выполняется правым глазом. Упражнение выполняется с помощью текстовой таблицы со шрифтами различного размера. Лица с миопией выполняют упражнения без очков, с эмметропией - с очками +2,0 дптр, лица с гиперметропией и пресбиопией - с очками +3,0 дптр, или в своих очках. Закрывается левый глаз. Взор фиксируется на тексте, который легче всего читается (оптимальным является текст №4, соответствующий остроте зрения 0,7 для близи). Таблица с текстом приближается к глазу, пока текст не станет размытым (невозможно читать). Затем таблица с текстом отодвигается от глаза в горизонтальной плоскости (параллельно полу) на расстояние вытянутой руки. При этом изображение будет выглядеть размытым. Далее таблица с текстом медленно приближается к глазу, пока текст не станет отчетливо виден. Как только текст станет виден отчетливо - необходимо быстро приблизить таблицу к глазу до того момента, когда текст станет виден размытым. Далее таблица с текстом медленно отодвигается от глаза, пока текст опять не станет виден четко. Упражнение повторяется 10 раз.
Положительный эффект - увеличение расстояния между точками ближнего и дальнего ясного видения; сохранение симметричности показателей аккомодации на обоих глазах. При этом изменение расстояния должно происходить за счет изменения положения обеих точек - удаления дальнейшей и приближения ближайшей.
Упражнение №10
Упражнение выполняется левым глазом. Правый глаз закрыт.Порядок действий аналогичен упражнению №9.
Упражнение №11
Упражнение выполняется правым глазом. Левый глаз закрыт заслонкой или ладонью. Оператор берет в правую руку тест-объект с заостренным концом. Взгляд фиксируется на его заостренном кончике. Тест-объект с заостренным концом медленно перемещается в горизонтальной плоскости (параллельно полу) в направлении к глазу до момента размытости изображения. После этого тест-объект с заостренным концом перемещается вдаль от глаза на расстояние вытянутой руки. Упражнение повторяется 10 раз.
Положительный эффект - отсутствие неприятных субъективных ощущений.
Модификацией упражнения является вариант с использованием линейки для тренировки аккомодации и конвергенции (планки с нанесенными по центральной линии тест-объектами различной формы и цвета). Оператор приставляет линейку к нижнему краю глазницы, и перемещает взгляд с последовательной фиксацией на тест-объектах. Лица с миопией выполняют упражнения без очков, с эмметропией - с очками +2,0 дптр, лица с гиперметропией и пресбиопией - с очками +3,0 дптр, или в своих очках.
Упражнение повторяется 10 раз.
Упражнение №12
Упражнение выполняется левым глазом. Правый глаз закрыт заслонкой или ладонью. Левый глаз открыт. Порядок действий аналогичен упражнению №11.
Упражнение №13
Упражнение выполняется правым глазом. Левый глаз закрыт заслонкой или рукой. Для выполнения упражнения берется таблица с текстом. Взор фиксируется на тексте, который легче всего читается (оптимальным является текст №4, соответствующий остроте зрения 0,7 для близи). Далее проводится чтение текста правым глазом на расстоянии, на котором чтение не требует никаких усилий. Затем таблица с текстом медленно приближается до момента появления трудности чтения. Далее страница с текстом медленно возвращается на исходную позицию. Затем медленно отодвигается до момента появления трудности или невозможности чтения. Цикл повторяется 10 раз.
Положительный эффект - увеличение зоны, при которой возможно чтение и дальнейшее ее сохранение на максимально достигнутом уровне.
Упражнение №14
Упражнение выполняется левым глазом. Правый глаз закрыт заслонкой или рукой. Порядок действий аналогичен упражнению №13. Упражнение №15
Упражнение выполняется двумя глазами. Порядок действий аналогичен упражнениям №13 и №14.
Упражнения для функциональной коррекции глазодвигательной системы. Упражнение №16
Упражнение для стимуляции конвергенции. Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). Для выполнения упражнения используется ракетка с тестовым знаком в виде белого кружка диаметром 5 мм на темном фоне. Ракетка с тестовым знаком берется в правую руку. Правая рука максимально вытягивается вперед в горизонтальной плоскости (параллельно полу) так, чтобы тестовый знак находился на одинаковом расстоянии от каждого глаза. Тестовый знак фиксируется двумя глазами. Далее тестовый знак медленно (скорость - не более 1 см в 1 с) приближается в горизонтальной плоскости (параллельно полу) по направлению к кончику носа до момента появления двоения. После этого тестовый знак медленно возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется 10 раз один раз в день.
Положительный эффект - максимальное приближение к глазу и сохранение на уровне нормального значения.
Упражнение №17
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). Оператор берет в правую руку тест-объект с заостренным концом. Правая рука максимально вытягивается вперед в горизонтальной плоскости (параллельно полу) так, чтобы тест-объект с заостренным концом находился на одинаковом расстоянии от каждого глаза. Тест-объект с заостренным концом фиксируется двумя глазами. Далее тест-объект с заостренным концом медленно (скорость - не более 1 см в 1 с) приближается в направлении к кончику носа в горизонтальной плоскости (параллельно полу) до момента появления двоения. После этого тест-объект с заостренным концом медленно возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется 10 раз один раз в день.
Положительный эффект - максимальное приближение к глазу на уровень нормального значения.
Модификацией упражнения является вариант с использованием линейки для тренировки аккомодации и конвергенции (планки с нанесенными по центральной линии тест-объектами различной формы и цвета). Оператор приставляет линейку к кончику носа, и перемещает взгляд с последовательной фиксацией на тест-объектах. Лица с миопией выполняют упражнения без очков, с эмметропией - с очками +2,0 дптр, лица с гиперметропией и пресбиопией - с очками +3,0 дптр или в своих очках.
Упражнение повторяется 10 раз.
Упражнение №18
Круговые движения глазами. Упражнение предназначено для тренировки фиксации и локализации. Оператор находится в положении сидя (можно выполнять упражнение и в положении стоя или лежа). Голова неподвижна. В правую руку берется тест-объект - шар для фиксации (например - теннисный мяч для игры в большой теннис салатового цвета).
Оператор фиксирует тест-объект - шар, который перемещается рукой в различных плоскостях (передается из одной руки в другую руку), и производит следящие движения глазами с максимальной амплитудой в направлениях: вверх-вниз; направо-налево; по диагоналям. Далее производятся круговые вращательные движения по и против часовой стрелки по границам поля зрения в пределах видимости. В каждом направлении производится по 6-8 движений.
Упражнения для оптимизации бинокулярного взаимодействия
Упражнение №19
Выполняется двумя глазами (бинокулярно). Оператор берет тест-объект с крестом (+) в одну руку, и тест-объект с окружностью (о) - в другую. Руки сгибаются в локтях так, чтобы тест-объекты разместились по высоте на уровне глаз, а по горизонтали - на уровне ушей, на расстоянии 15-20 см перед глазами. Затем оператор медленно сближает тест-объекты во фронтальной плоскости. Вначале появятся по два изображения окружности и креста. Потом будет наблюдаться следующая картина: в центре - крестик в кружке, по бокам - с одной стороны - окружность, с другой - крест. При достижении данного эффекта, не меняя расстояние между тест-объектами, тест-объекты медленно отодвигаются на максимальное расстояние (по длине рук) вдаль (вперед). При этом необходимо удерживать изображение креста в окружности.
Упражнение повторяется 10 раз.
Примечание: если в ходе упражнения не удается добиться совмещения тест-объектов (крест в окружности), упражнение необходимо прекратить. Положительный эффект - совпадение (слияние) фигур.
Упражнение №20
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). Для выполнения упражнения необходимо взять в правую руку тест-объект с заостренным концом. Перед началом упражнения выбирается любой объект для дальней фиксации взгляда на расстоянии не менее 3 м (например, ручка входной двери, замочная скважина, выключатель на стене и т.п.). Тест-объект с заостренным концом располагается перед лицом на уровне глаз, на одинаковом расстоянии от глаз (приблизительно 15 см от носа). Оператор фиксирует взгляд на кончике тест-объекта с заостренным концом в течение 10-15 с. Затем взгляд переводится на выбранный дальний объект (не ближе 3 м) и фиксирует его на 10-15 с. После этого взгляд переносится с дальнего объекта на тест-объект с заостренным концом. При выполнении упражнения необходимо добиваться четкости фокусировки ближнего (тест-объект с заостренным концом) и дальнего объектов. Упражнение повторяется 6 раз.
Вариантом упражнения является ступенчатая регулировка. В этом случае сначала фокусируется ближний объект (тест-объект с заостренным концом), затем промежуточный объект (например, приборная панель или верх монитора) и затем дальний (например, ручка входной двери). В дальнейшем следует возвращение в обратном порядке.
Положительный эффект - отсутствие неприятных субъективных ощущений.
Упражнение №21
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). В обе руки берутся тест-объекты с заостренным концом, которые располагаются с небольшим наклоном верхнего конца кнаружи (как в латинской букве V). Заостренные концы обоих тест-объектов отчетливо видны. Затем, при условии постоянного сохранения заостренных концов обоих тест-объектов в поле зрения, один из них удаляется от глаз, а другой - приближается к глазам. В процессе выполнения упражнения перемещения вперед и назад осуществляются по следующим направлениям: прямо, прямо-вверх (по верхней границе поля зрения), прямо-вниз (по нижней границе поля зрения), вправо, влево. В каждом направлении упражнение выполняется по 6 раз. Во время упражнения голова неподвижна, а слежение за объектами осуществляется перемещением глаз.
Положительный эффект - оценивается количество совпадений и несовпадений слияния карандашей в нужную фигуру. При положительном результате тренировок несовпадений быть не должно.
Упражнение №22
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). В обе руки берутся тест-объекты с заостренным концом за тупые концы. Сначала вытягивается в горизонтальной плоскости вперед правая рука с тест-объектом, взгляд фиксируется на заостренном конце тест-объекта. Затем, не отводя взор от заостренного конца одного тест-объекта, с помощью левой руки необходимо медленно совместить заостренные концы обоих тест-объектов (дотронуться одним заостренным концом другого). Упражнение выполняется 5 раз.
Правая рука с тест-объектом с заостренным концом перемещается вверх и вперед (в пределах видимости, по верхней границе поля зрения).
Левой рукой концы обоих тест-объектов с заостренным концом медленно совмещаются (дотронуться одним заостренным концом тест-объекта до заостренного конца второго тест-объекта).
Упражнение выполняется 5 раз.
Правая рука с тест-объектом с заостренным концом перемещается вниз и вперед (в пределах видимости, по нижней границе поля зрения). Левой рукой заостренные концы обоих тест-объектов медленно совмещаются (дотронуться одним заостренным концом тест-объекта до заостренного конца второго тест-объекта).
Упражнение выполняется 5 раз.
Правая рука с тест-объектом с заостренным концом перемещается максимально вправо. Левой рукой концы обоих тест-объектов медленно совмещаются (дотронуться одним заостренным концом тест-объекта до заостренного конца второго тест-объекта). Упражнение выполняется 5 раз.
Правая рука с тест-объектом с заостренным концом перемещается максимально влево. Левой рукой концы обоих тест-объектов медленно совмещаются (дотронуться одним заостренным концом тест-объекта до заостренного конца второго тест-объекта).
Упражнение выполняется 5 раз.
Во время упражнения голова неподвижна, а слежение за объектами осуществляется только перемещением глаз.
Положительный эффект - оценивается количество совпадений и несовпадений слияния карандашей в нужную фигуру. При положительном результате тренировок несовпадений быть не должно.
Упражнение №23
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). В обе руки берутся тест-объект с заостренным концом за тупые концы. Далее необходимо, скрестить тест-объекты под углом 45° (в виде буквы «X») и установить их на расстояние примерно 10 см от глаз. На таком расстоянии изображение будет двоиться. Далее тест-объекты постепенно отодвигаются от глаз до появления одиночного изображения (прекращение двоения) и затем медленно приближаются до момента двоения.
Упражнение выполняется 10 раз.
Положительный эффект - оценивается количество совпадений и несовпадений слияния карандашей в нужную фигуру. При положительном результате тренировок несовпадений быть не должно.
Упражнение №24
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). В обе руки берутся тест-объекты с заостренным концом за незаостренные концы. Далее необходимо скрестить тест-объекты под углом 45° (в виде буквы «X») и установить их на расстояние примерно 10 см от глаз. На таком расстоянии изображение будет двоиться. Далее необходимо постепенно отодвигать тест-объекты от глаз до появления одиночного изображения (прекращение двоения) и затем медленно приближайте тест-объекты до момента двоения.
Упражнение выполните по 5 раз при следующих положениях головы:
голова запрокинута назад, взор - вверх;
голова наклонена вперед, взор - вниз;
голова повернута вправо, взор - вправо;
голова повернута влево, взор - влево.
Положительный эффект - оценивается количество совпадений и несовпадений слияния тест-объектов в нужную фигуру. При положительном результате тренировок несовпадений быть не должно.
Функциональная коррекция стереоскопического зрения
Упражнение №25
Стереокартинка (близь-даль).
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). На уровне глаз на стене размещается стереокартинка (далее - тест-объект). Оператор подходит на расстояние 15-20 см к объекту и смотрит через тест-объект далеко вдаль. Приближая и удаляя глаза от тест-объекта, необходимо постараться увидеть стереоизображение. После появления стереоизображения оператор фиксирует его и медленно отодвигается назад на максимальное расстояние, на котором сохраняется стереоэффект. Упражнение выполняется 10 раз. Положительный результат - отсутствие зрительного дискомфорта, наличие стереоскопического зрения и его сохранение.
Стереоэффект в норме наблюдается не у всех, поэтому если стереоэффект получить не удается, то упражнение выполнять не надо.
Упражнение №26
Стереокартинка (вращение).
Упражнение выполняется двумя глазами (бинокулярно). На уровне глаз на стене размещается стереокартинка (далее - тест-объект). Оператор подходит на расстояние 15-20 см к объекту и смотрит через тест-объект далеко вдаль. Приближая и удаляя глаза от тест-объекта, необходимо постараться увидеть стереоизображение. После появления стереоизображения оператор медленно вращает тест-объект по и против часовой стрелки до исчезновения стереоэффекта. Упражнение выполняется по 5 раз в каждом направлении. Положительный результат - отсутствие зрительного дискомфорта, наличие стереоскопического зрения и его сохранение.
Стереоэффект в норме наблюдается не у всех, поэтому если стереоэффект получить не удается, то упражнение выполнять не надо.
Упражнения для снятия напряжения зрительных функций и утомления глазодвигательных мышц
Упражнение №27
Упражнение «Пальминг».
Оператор садится за стол. Необходимо поставить на плоскость стола разведенные в стороны локти и потереть ладони друг о друга до ощущения тепла. После этого следует закрыть глаза и опустить голову на ладони до ощущения глазными яблоками легкого давления (через закрытые веки). Через 3 мин необходимо опустить ладони и через 10 с медленно открыть глаза.
Упражнение №28
Упражнение с зажмуриванием и вращением глаз
Упражнение выполняется сидя. Необходимо плотно закрывать и широко открывать глаза 5 раз подряд с интервалом 30 с.
Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (по и против часовой стрелки).
Каждое упражнение выполняется 3 раза.
Перемещение глаз в стороны и вращение глаз можно выполнять не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
Упражнение №29
Упражнение «даль-палец-даль».
Выполняется стоя. Порядок выполнения упражнения: оператор смотрит вдаль прямо перед собой 2-3 с. Указательный палец правой руки ставится по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Взгляд переводится на конец пальца и фиксируется на нем 3-5 с. Далее рука опускается. Оператор смотрит вдаль прямо перед собой 2-3 с. Упражнение повторяется 10 раз.
Упражнение №30
Упражнение с поворотами глаз с фиксацией
Оператор, не поворачивая головы, смотрит максимально вправо и фиксирует взгляд на счет 1-4. Затем смотрит вдаль прямо на счет 1-6. Далее упражнение повторяется последовательно с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Упражнение повторяется 3 раза.
Упражнение №31
Упражнение с диагональными поворотами глаз с фиксацией.
Оператор переводит взгляд быстро по диагонали: направо и вверх - налево и вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем смотрит налево и вверх-направо и вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6.
Повторяется 4 раза.
Упражнение №32
Упражнение с закрыванием и открыванием глаз.
Оператор на счет 1-4 закрывает, не зажмуриваясь, глаза. Затем, на счет 1-6 широко раскрывает глаза и, расслабив мышцы глаз, смотрит вдаль.
Повторяется 4 раза.
Упражнение №33
«Написание» букв алфавита закрытыми глазами.
Упражнение предназначено для тренировки высших зрительных функций.
Оператор закрывает глаза и начинает движениями глазных яблок «писать» 10 любых букв алфавита. Чем меньше удается представить размер буквы - тем эффективнее упражнение.
Упражнение №34
Упражнение с рисованием глазами.
Оператор закрывает глаза и «рисует» глазами в:
1-й день - воображаемые линии вверх-вниз, потом вправо-влево, как бы прорисовывая крестик (поочередно);
2-й день - воображаемую окружность;
3-й день - крестик из диагональных линий;
4-й день - квадрат;
5-й день - цифру восемь, а затем - знак бесконечности;
6-й день - спираль;
7-й день - трапецию;
8-й день - многоугольник.
Для достижения необходимого технического результата разработаны три комплекса упражнений: базовый, стационарный и мобильный.
Базовый комплекс упражнений
Базовый комплекс упражнений включает в себя полный набор упражнений без учета длительности перерывов в деятельности. Продолжительность каждого варианта составляет 45-51 мин. с учетом перерывов. Продолжительность курса тренировок составляет 15 дней. Рекомендуемая периодичность проведения офтальмотренинга один раз в 9 месяцев с перерывом не менее 6 месяцев.
Варианты базового комплекса для профилактики зрительного напряжения и утомления
Вариант №1.
1. Упражнение №1.(3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №2. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
3. Упражнение №16. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №33. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
5. Упражнение №22. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №24. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №9. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
8. Упражнение №10. (2 мин.)
Всего: 42 мин. (22 мин. - упражнения + 20 мин. - перерывы).
Вариант №2.
1. Упражнение №13. (3 мин.)
2. Упражнение №14. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
3. Упражнение №7. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №8. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
5. Упражнение №23. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №25. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №26. (3 мин.)
Перерыв 3 мин.
8. Упражнение №27 (3 мин.)
Всего: 42 мин. (24 мин. - упражнения + 18 мин. - перерывы).
Вариант №3.
1. Упражнение №15. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №4. (4 мин.)
Перерыв - 4 мин.
3. Упражнение №5. (4 мин.)
Перерыв - 4 мин.
4. Упражнение №9. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
5. Упражнение №10. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №17. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №19. (3 мин.)
Перерыв 3 мин.
8. Упражнение №28 (5 мин.)
Всего: 51 мин. (28 мин. - упражнения + 23 мин. - перерывы).
Вариант №4.
1. Упражнение №3. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №6. (4 мин.)
Перерыв - 4 мин.
3. Упражнение №11. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №12. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
5. Упражнение №20. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №25. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №26. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
8. Упражнение №29 (3 мин.)
Всего: 47 мин. (27 мин. - упражнения + 22 мин. - перерывы).
Вариант №5.
1. Упражнение №15. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №1. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
3. Упражнение №2. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №17. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
5. Упражнение №21. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №25. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №30. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
8. Упражнение №34 (3 мин.)
Всего: 45 мин. (24 мин. - упражнения + 21 мин. - перерывы).
Вариант №6.
1. Упражнение №4. (4 мин.)
Перерыв - 4 мин.
2. Упражнение №5. (4 мин.)
Перерыв - 4 мин.
3. Упражнение №11. (2 мин.)
4. Упражнение №12. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5. Упражнение №21. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №9. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
7. Упражнение №10. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
8. Упражнение №18. (6 мин.)
Всего: 46 мин. (27 мин. - упражнения + 19 мин. - перерывы).
Вариант №7.
1. Упражнение №20. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №7. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
3. Упражнение №8. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №15. (3 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5. Упражнение №17. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
6. Упражнение №28. (5 мин.)
Перерыв - 5 мин.
7. Упражнение №29. (3 мин.)
Перерыв 3 мин.
8. Упражнение №31 (3 мин.)
Всего: 48 мин. (26 мин. - упражнения + 22 мин. - перерывы).
Вариант №8.
1. Упражнение №3. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
2. Упражнение №21. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
3. Упражнение №9. (3 мин.)
Перерыв - 3 мин.
4. Упражнение №10. (3 мин.)
Перерыв -3 мин.
5. Упражнение №20. (3 мин.)
Перерыв -3 мин.
6. Упражнение №23. (3 мин.)
Перерыв -3 мин.
7. Упражнение №25. (3 мин.)
Перерыв 3 мин.
8. Упражнение №32 (3 мин.)
Всего: 45 мин. (24 мин. - упражнения + 21 мин. - перерывы).
Рекомендации по применению вариантов, входящих в состав базового комплекса и их последовательность представлены в табл. 1. Порядок упражнений внутри комплекса менять нельзя, так как это нарушит механизм воздействия на ту или иную зрительную функцию и порядок чередования нагрузочных и разгрузочных упражнений.
Противопоказаниями к применению упражнений с лазерными спеклами являются эпилепсия и эпилептоидные состояния. Нагрузочные упражнения противопоказаны при миопии высокой степени (более 6,0 дптр) и кератоконусе.
Стационарный комплекс упражнений
Стационарный комплекс упражнений предназначен для проведения офтальмотренинга при 10- или 20-минутных перерывах во время рабочей смены и включающий упражнения с лазерным спеклом. Комплекс офтальмотренинга рассчитан на 10 дней и предусматривает выполнение вариантов упражнений во время одного 20-минутного перерыва в работе или двух перерывов по 10 мин.
Варианты стационарного комплекса
Вариант №1.
1.1 Упражнение №1. (2 мин.)
1.2 Упражнение №2. (2 мин.)
Перерыв - 3 мин.
1.3 Упражнение №15. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
1.4 Упражнение №16. (2 мин.)
1.5 Упражнение №19. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
1.6 Упражнение №27. (3 мин.)
Всего: 20 мин. (13 мин. - упражнения + 7 мин. - перерывы).
Вариант №2.
2.1 Упражнение №4. (2 мин.)
2.2 Упражнение №5. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
2.3 Упражнение №11. (2 мин.)
2.4 Упражнение №12. (2 мин.)
Перерыв - 1 мин.
2.5 Упражнение №21. (2 мин.)
2.6 Упражнение №26. (2 мин.)
Перерыв - 1 мин.
2.7 Упражнение №33. (2 мин.)
2.8 Упражнение №29 (2 мин.)
Всего: 20 мин. (16 мин. - упражнения + 4 мин. - перерывы).
Вариант №3.
3.1 Упражнение №3. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
3.2 Упражнение №9. (2 мин.)
3.3 Упражнение №10. (2 мин.)
3.4 Упражнение №18. (4 мин.)
Перерыв - 2 мин.
3.5 Упражнение №24. (2 мин.)
3.6 Упражнение №32. (1 мин.)
3.7 Упражнение №25. (2 мин.)
Всего: 19 мин. (15 мин. - упражнения + 4 мин. - перерывы).
Вариант №4.
4.1 Упражнение №6. (3 мин.)
Перерыв - 2 мин.
4.2 Упражнение №13. (2 мин.)
4.3 Упражнение №14. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
4.4 Упражнение №17. (2 мин.)
4.5 Упражнение №22. (2 мин.)
Перерыв - 1 мин.
4.6 Упражнение №30. (2 мин.)
4.7 Упражнение №34. (2 мин.)
Всего: 20 мин. (15 мин. - упражнения + 5 мин. - перерывы).
Вариант №5.
5.1 Упражнение №7. (2 мин.)
5.2 Упражнение №8. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5.3 Упражнение №20. (2 мин.)
Перерыв - 1 мин.
5.4 Упражнение №28. (1 мин.)
5.5 Упражнение №31. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5.6 Упражнение №9. (2 мин.)
5.7 Упражнение №10. (2 мин.)
Перерыв 1 мин.
5.8 Упражнение №23 (1 мин.)
Всего: 20 мин. (14 мин. - упражнения + 6 мин. - перерывы).
Комплекс упражнений рекомендуется выполнять каждую смену. Курс тренировок считается пройденным, когда в течение 6 мес. выполнены по 2 раза все 5 вариантов стационарного комплекса упражнений. Наиболее благоприятное время выполнения упражнений с 8 утра до 20 вечера. В табл. 2 даны рекомендации по применению стационарного комплекса упражнений.
Мобильный комплекс упражнений.
Мобильный комплекс упражнений предназначен для лиц, работающих в мобильных условиях. В отличие от базового и стационарного комплексов в состав мобильного комплекса не входят упражнения с лазерными спеклами. Комплекс офтальмотренинга рассчитан на 10 дней и предусматривает выполнение вариантов упражнений во время одного 20-минутного перерыва в работе или двух перерывов по 10 мин.
Варианты мобильного комплекса упражнений
Вариант №1.
1.1 Упражнение №11. (2 мин.)
1.2 Упражнение №12. (2 мин.)
1.3 Упражнение №18. (5 мин.)
Перерыв - 2 мин.
1.4 Упражнение №19. (2 мин.)
1.5 Упражнение №27. (3 мин.)
1.6 Упражнение №13. (2 мин.)
1.7 Упражнение №14. (2 мин.)
Всего: 20 мин. (18 мин. - упражнения + 2 мин. - перерывы).
Вариант №2.
2.1 Упражнение №9. (2 мин.)
2.2 Упражнение №10. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
2.3 Упражнение №33. (2 мин.)
2.4 Упражнение №21. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
2.5 Упражнение №25. (3 мин.)
2.6 Упражнение №34. (2 мин.)
2.7 Упражнение №32. (1 мин.)
Всего: 18 мин. (14 мин. - упражнения + 4 мин. - перерывы).
Вариант №3.
3.1 Упражнение №15. (3 мин.)
Перерыв - 2 мин.
3.2 Упражнение №16. (2 мин.)
Перерыв - 1 мин.
3.3 Упражнение №22. (2 мин.)
3.4 Упражнение №31. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
3.5 Упражнение №11. (2 мин.)
3.6 Упражнение №12. (2 мин.)
3.7 Упражнение №32. (1 мин.)
Всего: 19 мин. (14 мин. - упражнения + 5 мин.- перерывы).
Вариант №4.
4.1 Упражнение №17. (2 мин.)
4.2 Упражнение №23. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
4.3 Упражнение №30. (2 мин.)
4.4 Упражнение №29. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
4.5 Упражнение №26. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
4.6 Упражнение №13. (2 мин.)
4.7 Упражнение №14. (2 мин.)
Всего: 20 мин. (14 мин. - упражнения + 6 мин. - перерывы).
Вариант №5.
5.1 Упражнение №9. (2 мин.)
5.2 Упражнение №10. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5.3 Упражнение №24. (2 мин.)
5.4 Упражнение №28. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5.5 Упражнение №16. (2 мин.)
Перерыв - 2 мин.
5.6 Упражнение №25. (2 мин.)
5.7 Упражнение №27. (2 мин.)
Всего: 20 мин. (14 мин. - упражнения + 6 мин. - перерывы).
Комплексы упражнений рекомендуется выполнять каждую смену. Курс тренировок считается пройденным, когда в течение 6 мес. выполнены по 2 раза все 5 комплексов упражнений. Наиболее благоприятное время выполнения упражнений с 8 утра до 20 вечера. В табл. 3 приведены рекомендации по применению мобильного комплекса упражнений.
В соответствии с заявляемым способом поддержания зрительной работоспособности и профилактики зрительного утомления человека проводилось изучение базового, стационарного и мобильного комплексов упражнений офтальмотренинга.
Испытаниям для каждого комплекса офтальмотренинга подвергалась группа из 24 операторов. Испытания проводились во всех случаях каждый рабочий день в течение одного перерыва.
Положительный эффект (повышение частотно-контрастной чувствительности зрительного анализатора, отрицательных фузионных резервов, увеличение объема аккомодации, остроты зрения, ослабление рефракции) отмечен после применения базового комплекса в 96%, стационарного - в 88% и мобильного - в 74%. Динамика показателей функционального состояния зрительного анализатора представлена в табл. 4
Таким образом, заявляемый способ поддержания зрительной работоспособности и профилактики зрительного утомления обеспечивает:
- сохранение высокой остроты зрения;
- увеличение диапазона аккомодации;
- увеличение расстояния от ближайшей до дальнейшей точки ясного видения;
- поддержание нормальной величины и правильного соотношения положительных и отрицательных фузионных резервов;
- сохранение устойчивого бинокулярного зрения;
- сохранение стереоскопического зрения;
- поддержание показателей пространственно-контрастной чувствительности на высоком уровне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ СОДРУЖЕСТВЕННОМ КОСОГЛАЗИИ | 2008 |
|
RU2354337C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2462221C1 |
Способ лазерной оптометрии и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1736428A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА | 1997 |
|
RU2100990C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФУНДУС-ТЕРАПИИ | 2013 |
|
RU2545914C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПРИ СОДРУЖЕСТВЕННОМ КОСОГЛАЗИИ | 2013 |
|
RU2536713C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА | 1994 |
|
RU2045941C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА | 2018 |
|
RU2698363C2 |
Способ лечения слабости аккомодации | 1985 |
|
SU1398861A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2559283C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии труда, инженерной психологии, и предназначено для нормализации функционального состояния зрительного анализатора человека-оператора и поддержания необходимого уровня зрительной работоспособности. Систематически по разработанной схеме проводят курсы офтальмотренинга, включающие упражнения, воздействующие на все основные зрительные функции, используют расширенное количество упражнений для повышения различительной способности и бинокулярного взаимодействия. Из разрозненных упражнений формируют физиологически обоснованные комплексы, в которых предусмотрены воздействия на основные зрительные функции и снятие зрительного напряжения с учетом преобладающей формы астенопии у операторов прецизионных профессий. При этом в систему офтальмотренинга включают упражнения на основе технологий на базе лазерных спеклов. Способ обеспечивает сохранение в течение всего периода наблюдения высокой остроты зрения, не менее требуемой для профессиональной деятельности, увеличение диапазона аккомодации, увеличение расстояния от ближайшей до дальнейшей точки ясного видения, поддержание нормальной величины и правильного соотношения положительных и отрицательных фузионных резервов, сохранение устойчивого бинокулярного зрения, сохранение стереоскопического зрения, поддержание показателей пространственно-контрастной чувствительности на уровне, необходимом для профессиональной деятельности. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.
1. Способ поддержания зрительной работоспособности и профилактики зрительного утомления человека, характеризующийся тем, что систематически по разработанной схеме проводят курсы офтальмотренинга, включающие упражнения, воздействующие на все основные зрительные функции, отличающийся тем, что используют расширенное количество упражнений для повышения различительной способности и бинокулярного взаимодействия, из разрозненных упражнений формируют физиологически обоснованные комплексы, в которых предусмотрены воздействия на основные зрительные функции и снятие зрительного напряжения с учетом преобладающей формы астенопии у операторов прецизионных профессий, при этом в систему офтальмотренинга включают упражнения на основе технологий на базе лазерных спеклов.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для формирования лазерного спекла используют низкоинтенсивное лазерное излучение красного диапазона при мощности излучения 1-5 мВт, типа лазерной указки, при этом лазерный спекл формируется на шероховатой поверхности при освещении ее когерентным светом.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физиологически обоснованные комплексы упражнений включают мобильные и стационарные схемы, позволяющие учесть особенности производственной деятельности операторов, при этом в комплексах сочетают тренировочные упражнения и расслабляющие.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ АККОМОДАЦИИ | 2015 |
|
RU2613084C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ АНОМАЛИЙ ЗРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2242208C2 |
RU 93051188 A, 10.01.1997 | |||
US 0006599891 B2, 29.07.2003 | |||
ЕМЕЛЬЯНОВ Г.А | |||
Система физической реабилитации операторов зрительного профиля с расстройствами психологической и зрительной адаптации | |||
Дисс | |||
д.м.н., Москва, 2014, раздел "Выводы" | |||
RANEVSKIĬ V.D., et al | |||
Effect of accomodation conditions |
Авторы
Даты
2020-06-10—Публикация
2018-07-18—Подача