Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано для повышения различительной способности зрительного анализатора у лиц с близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, амблиопией, астигматизмом, зрительным утомлением, спазмом аккомодации, а также при начальных стадиях катаракты и глаукомы, воспалительных и дистрофических изменениях в сетчатке и сосудистой оболочке глазного яблока и для профилактики функциональных расстройств зрительного анализатора без использования фармакологических препаратов и хирургического вмешательства.
Безоперационные способы повышения различительной способности зрительного анализатора основываются на гипотезе, выдвинутой Уильямом Г. Бейтсом, объясняющим ухудшение различительной способности зрительного анализатора снижением работоспособности глазных мышц и показавшим, что можно повысить различительную способность зрительного анализатора, используя упражнения для активной тренировки глазных мышц (см. Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. М. Воздушный транспорт, 1990, С.7-53). Им же предложен способ повышения различительной способности зрительного анализатора, описанный в той же книге на с.54-92. Способ основан на многократном выполнении упражнений для глазных мышц с последовательным увеличением длительности и сложности упражнений при рассматривании тест-объектов различного вида. Выполнение упражнений для глазных мышц чередуется с разгрузкой глазных мышц и сетчатой оболочки глаза (пальминг), во время которой закрывают глаза ладонями на 10-15 с, восстанавливая зрительное ощущение полной черноты, соляризацией глаз и физическими упражнениями. Способ обеспечивает достижение хороших и стабильных результатов, особенно на ранних стадиях близорукости и дальнозоркости, и позволяет охватить широкий контингент лиц разных возрастных групп от детского до пенсионного возраста, в том числе боящихся хирургического вмешательства. Курс лечения проводится в амбулаторных условиях или непосредственно по месту жительства без привлечения высококвалифицированных хирургов и дорогостоящей техники. Возможно также проведение массовых профилактических мероприятий среди населения, в том числе среди детей дошкольного и школьного возрастов с целью предупреждения развития близорукости и дальнозоркости и повышения адаптационных возможностей зрительного анализатора. Однако при значительном снижении остроты зрения требуется длительное выполнение упражнений, чтобы стало очевидным повышение различительной способности глаза, что вызывает пессимистическое отношение человека к целесообразности выполнения упражнений и часто приводит к прекращению тренировок.
Известен также способ повышения различительной способности зрительного анализатора, описанный в патенте Российской Федерации N 2045941, кл. A 61 H 5/00, 1995. Согласно известному способу при проведении упражнений для тренировки глазных мышц на экране видеотренажера предъявляют с определенной частотой цикла тест-объекты различного цвета и ориентации с использованием оппонентных цветов. Тест-объекты предъявляют с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок. Применение данного способа позволяет повысить различительную способность зрительного анализатора за 10-15 сеансов, однако требует наличия специализированного оборудования и может применяться только в специализированных офтальмологических центрах. Кроме того, диапазон возможных нагрузок на глазные мышцы ограничен угловыми размерами экрана видеотренажера.
Известен также способ повышения различительной способности зрительного анализатора, описанный в книге: Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Сост. Н.И.Кудряшова, М. Грегори-Пэйдж, Новый Центр, 1996, с.124-133. Согласно известному способу для повышения различительной способности зрительного анализатора при длительной работе с компьютером, периодически прерывают работу, выполняют в течение 15-20 с пальминг, а затем выполняют упражнения для глазных мышц, рассматривая объекты различной удаленности от оператора и разной пространственной ориентации. Дополнительно выполняют физические упражнения, например с "диском здоровья", и массируют область вокруг глаз легким касанием кожи. Способ позволяет снять статическое напряжение глазных мышц, вызванное длительной работой с чертежами, документами или на компьютере, и широко используются как профилактическая мера, позволяющая исключить снижение различительной способности глаза оператора в течение рабочего дня. Однако этот способ мало применим для избавления от стойкого снижения различительной способности зрительного анализатора.
Наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков является способ повышения различительной способности зрительного анализатора, описанный в книге: Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Сост. Н.И.Кудряшова, М. Грегори-Пэйдж, Новый Центр, 1996, с.165-171. Способ включает пальминг, динамическое нагружение шейного отдела позвоночника, выполнение циклов упражнений для глазных мышц с предъявлением тест-объектов различного цвета и пространственной ориентации с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок и повторный пальминг по окончании выполнения упражнений для глазных мышц. В качестве тест-объектов могут использоваться таблицы, рисунки, предметы интерьера, изображения на экране видеотренажера и т.д. что дает возможность использовать данный способ при минимальном оборудовании зала для тренировок, в том числе можно проводить групповые тренировки в учебных классах и индивидуальные тренировки в домашних условиях. Недостатком данного способа является относительно медленное повышение различительной способности зрительного анализатора по времени, что вызывает психологическое недоверие к способу и может привести к прекращению занятий, если в течение 7-10 дней не будет наблюдаться в явном виде положительный результат от тренировок.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка способа повышения различительной способности зрительного анализатора, обеспечивающего его высокую эффективность за счет расширения диапазона нагрузок и улучшения кровоснабжения глазных мышц при выполнении упражнений. Другой задачей изобретения является разработка способа повышения различительной способности зрительного анализатора, при использовании которого положительный результат будет выявляться в доступной явной форме уже в течение первой недели тренировок. Еще одной задачей изобретения является разработка способа повышения различительной способности зрительного анализатора, обеспечивающего психологический комфорт при выполнении упражнений для глазных мышц.
Поставленные задачи решаются следующим образом.
В известном способе повышения различительной способности зрительного анализатора, включающем пальминг, динамическое нагружение шейного отдела позвоночника и выполнение циклов упражнений для глазных мышц с предъявлением тест-объектов различного цвета и пространственной ориентации с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок с повторным пальмингом, согласно изобретению дополнительно по окончании повторного пальминга повторяют при закрытых ладонями глазах предшествующие пальмингу упражнения для глазных мышц, по завершению упражнений для глазных мышц массируют пальцами рук биологически активные точки по контуру орбиты, после чего проводят дополнительный пальминг и соляризацию глаза.
Кроме этого, перед выполнением упражнений для глазных мышц и после них, используя контрольный тест-объект, проверяют различительную способность зрительного анализатора, фиксируя минимальное и максимальное расстояния, на которых глаз ясно различает контрольный тест-объект, и строят графики изменения указанных параметров по времени.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что при его использовании глазные мышцы работают при разных уровнях нагружения. Первый уровень нагружения имеет место при выполнении упражнений для глазных мышц при открытых глазах в освещенной аудитории. При этом глазные мышцы испытывают начальное напряжение, связанное с сокращением зрачка в соответствии с уровнем освещенности. Второй уровень нагружения имеет место при выполнении упражнений для глазных мышц, когда глаза закрыты ладонями и полностью исключается поступление света в глаза. В этом случае зрачок будет максимально расширен и глазные мышцы испытывают минимальное начальное напряжение или полностью расслаблены. При этом также исключаются случайные сокращения глазных мышц, связанные с неравномерностью поступающего в зрительный анализатор светового потока. Снятию напряжений с глазных мышц способствует также проведение пальминга перед выполнением упражнений для глазных мышц как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Чередование упражнений для глазных мышц при открытых и закрытых глазах способствует повышению их работоспособности, так как при этом происходит циклическое расширение кровеносных сосудов, питающих глазные мышцы, поскольку при закрытии глаз ладонями рук имеет место нагрев глазных мышц инфракрасным излучением ладоней. Повысить уровень нагрева можно потерев руки друг о друга перед проведением пальминга. Циклическое расширение кровеносных сосудов способствует лучшему кровоснабжению глазных мышц, увеличению поступления в них кислорода, вымыванию из глазных мышц накопившихся токсинов и снятию статичного напряжения глазных мышц. Улучшению кровоснабжения способствует также динамическое нагружение шейного отдела позвоночника перед началом занятий, так как при этом снимаются спазмы кровеносных сосудов, проходящих через шейных отдел позвоночника. Предъявление тест-объектов различного цвета и пространственной ориентации с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок обеспечивает разнообразие нагрузок на глазные мышцы, и формирует комплекс упражнений для глазных мышц, которые необходимо повторно выполнить после пальминга при закрытых ладонями глазах. Массаж пальцами рук биологически активных точек по контуру орбиты, дополнительный пальминг и соляризация глаза в конце занятия способствуют активизации глазных мышц и закреплению приобретенного на занятиях уровня их работоспособности.
Проверка перед выполнением упражнений для глазных мышц и после них различительной способности зрительного анализатора с использованием контрольного тест-объекта с фиксацией минимального и максимального расстояний, на которых глаз ясно различает контрольный тест-объект и построение графика изменения указанных параметров по времени дает возможность получить в явной форме подтверждение повышения различительной способности зрительного анализатора и проконтролировать динамику ее роста, что повышает психологическую устойчивость и стимулирует продолжение занятий, превращая выполнение этих упражнений в привычку. Отсутствие жестких требований к тест-объектам и возможность выбора в качестве тест-объектов привычных предметов интерьера, игрушек, понравившихся рисунков и элементов ландшафта открывает широкие возможности создать комфортные условия при выполнении упражнений.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в расширении диапазона нагрузок и улучшении кровоснабжения глазных мышц при выполнении упражнений. Дополнительный технический результат обеспечение наглядности достижения положительного результата за счет наглядной формы представления повышения различительной способности зрительного анализатора в ходе тренировок.
Заявителю неизвестны способы повышения различительной способности зрительного анализатора с указанной совокупностью существенных признаков и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, что подтверждает соответствие заявляемого изобретения критериям "новизны" и "изобретательского уровня".
На фиг. 1-6 приведены характерные графики изменения по времени T минимального Lmin, оптимального Lopt и максимального Lmax расстояний до контрольного тест-объекта, иллюстрирующие повышение различительной способности зрительного анализатора при использовании данного способа.
Способ в общем случае осуществляют следующим образом.
Из лиц, желающих освоить данный способ и имеющих совпадающие симптомы ухудшения различительной способности зрительного анализатора, формируют учебную группу от 5 до 35 человек и обучают их приемам восстановления различительной способности зрительного анализатора на семидневных семинарских занятиях. Обучающий цикл тренировок проводят с участием оператора, который задает вид упражнения и его длительность. Дальнейшие тренировки проводятся самостоятельно в домашних условиях с периодическим контролем различительной способности зрительного анализатора окулистом.
Обучающегося усаживают в жесткое кресло или на стул со спинкой и предлагают расслабиться, приняв свободную удобную для него позу с вертикальным расположением спины, и проверяют различительную способность его зрительного анализатора, используя для проверки привычный для обучающегося объект наблюдения. Для лиц школьного возраста и старше в качестве объекта наблюдения при проверке используют отпечатанные тексты. Для дошкольников, не умеющих читать, в качестве объектов наблюдения используют графические рисунки знакомых ему предметов, например, мяча, ромашки или колечка с разрезом. В дальнейшем данный объект наблюдения используют в качестве контрольного тест-объекта. Приближая или удаляя контрольный тест-объект, определяют минимальное Lmin и максимальное Lmax расстояния до контрольного тест-объекта, на которых обучающийся ясно различает его, и записывают их. Указанные расстояния являются контрольными при определении степени повышения различительной способности зрительного анализатора в процессе занятий и дальнейших тренировок.
Цикл занятий начинают с пальминга. Для этого закрывают глаза ладонями рук, скрестив пальцы на лбу над переносицей и удерживают их в этом положении до ощущения полной черноты. Обычно достаточно 15-20 с. При этом веки глаз могут быть либо закрыты, либо открыты. По окончанию пальминга проводят динамическое нагружение шейного отдела позвоночника, выполняя следующие упражнения: покачивают головой вперед-назад и вправо-влево, поворачивают голову влево и вправо, удерживая ее в вертикальном положении, вращают головой в горизонтальной плоскости по и против часовой стрелки. Упражнения выполняют 4-6 раз каждое с максимально возможной амплитудой движений. По окончании выполнения указанных упражнений повторяют пальминг и приступают к выполнению упражнений для глазных мышц.
При выполнении упражнений для глазных мышц обучающемуся предъявляют тест-объекты, которые он должен рассматривать. В качестве тест-объектов используют стандартные таблицы для проверки остроты зрения, рисунки, на которых изображены окружности, прямоугольники и треугольники, прямые и наклонные кресты, прямые линии и дискретно расположенные точки. Возможно также использование иных геометрических фигур и рисунков, в том числе изображений зверей, растений, орнаментов и т.д. Дополнительными тест-объектами могут являться предметы интерьера зала для занятий или комнаты в квартире, отдельные элементы пейзажа при проведении занятий на воздухе, а также изображения на экране видео-тренажера. Тренировку глазных мышц начинают с выполнения упражнений по перемещению глаз в вертикальной плоскости, для чего предлагают тест-объекты, размещенные на потолке и на полу зала. Обучающийся последовательно переводит глаз с одного тест-объекта на другой, перемещая его вверх и вниз с максимально возможной амплитудой. Упражнения повторяют 4-6 раз. Далее последовательно предъявляют тест-объекты, требующие для своего рассматривания перемещение глаза в горизонтальной плоскости, по диагоналям и вращение глаза по часовой и против часовой стрелки. Каждое из упражнений также повторяют по 4-6 раз. Этот цикл упражнений обеспечивает тренировку глазных мышц при различной пространственной ориентации с возрастающими или убывающими угловыми размерами. Упражнения могут выполняться как обоими глазами, так и каждым глазом по отдельности, при этом второй глаз закрывают повязкой или ладонью руки. Через каждые 7-10 мин занятий проводят пальминг, по окончанию которого при закрытых ладонями глазах повторяют предшествующие пальмингу упражнения для глазных мышц. При этом веки глаз могут быть закрыты или открыты. По окончании тренировок для глазных мышц массируют пальцами рук биологически активные точки по контуру орбиты, начиная с точки между бровями над переносицей, после чего выполняют соляризацию глаза, используя для этого солнце или электрическую лампу с рефлектором мощностью 150 Вт и выше. Общая продолжительность первого занятия не превышает 30-40 мин. По окончании занятия повторяют проверку различительной способности зрительного анализатора и фиксируют минимальное Lmin и максимальное Lmax расстояния, на которых глаз ясно различает контрольный тест-объект в конце занятия. Полученные данные используют для построения графика изменения указанных характеристик по времени. В течение дня проводят 3-4 занятия.
В дальнейшем длительность занятий увеличивается на 5-10 мин ежедневно включением новых упражнений для глазных мышц и увеличением продолжительности каждого из упражнений. Новые упражнения для глазных мышц включают предъявление тест-объектов в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок. При тренировке зрительного анализатора на ближней и дальней оптических установках, первый тест-объект предъявляют на расстоянии 2-5 см от глаза, например, на расстоянии до кончика носа (ближняя оптическая установка), а второй тест-объект предъявляют на расстоянии нескольких метров (дальняя оптическая установка), например удаленный тест-объект за окном, и предлагают обучающемуся поочередно переводить взгляд на ближний и дальний тест-объекты, удерживая взгляд на тест-объектах до получения отчетливого их изображения. Обычно для этого достаточно 4-5 с. Выполнение упражнений также чередуют с пальмингом через каждые 7-10 мин занятий и повторением упражнений после пальминга при закрытых ладонями глазах. Занятия завершают массированием биологически активных точек по контуру орбиты, соляризацией глаза и проверкой его различительной способности.
Как правило, повышение различительной способности зрительного анализатора явно выявляется на графике уже через 2-3 дня, а в запущенных случаях через 5-7 дней, что способствует формированию эмоционального подъема и повышает уверенность обучающегося в успехе тренировок. Дополнительно психологическая устойчивость может быть повышена самовнушением, если каждый день повторять формулу внушения, фиксирующую в утвердительной форме наступившее улучшение зрения и возможность его полного восстановления. По завершению семидневного цикла занятий каждый из обучающихся приобретает навык правильного выполнения тренировок для глазных мышц и может выполнять все упражнения самостоятельно в домашних условиях.
Пример 1. Учащаяся 14 лет, близорукость средней степени (-5,0 D), ухудшение зрения началось в школе и быстро прогрессировало. В начале цикла тренировок максимальное расстояние Lmax, на котором различался текст учебника, составляло 30-40 см. Обучение проводилось в соответствии с описанной методикой. Обучающаяся освоила последовательность выполнения тренировочных упражнений после 3 дней занятий и далее могла выполнять их самостоятельно. Результаты ежедневных измерений минимального Lmin, оптимального Lopt и максимального Lmax расстояний, на которых обучающаяся отчетливо видела контрольный текст, приведены на фиг.1-3 соответственно для левого, правого и обоих глаз. Как видно из графиков, различительная способность глаз начала медленно повышаться с первого дня занятий и по окончании семидневного цикла занятий максимальное расстояние увеличилось на 25-80% и обучающаяся отчетливо видела контрольный текст обоими глазами на расстоянии 55 см. Повышение различительной способности глаз продолжалось при выполнении тренировок в домашних условиях и через 45 дней занятий максимальное расстояние возросло до 70-75 см. При этом учащаяся смогла заменить очки на менее сильные (-1,5 D).
Пример 2. Ученик 11 лет, косоглазие (правый глаз) и постепенное ухудшение зрения (прессбиопия), как осложнение после заболевания бронхитом в возрасте 1 года. На момент начала занятий постоянно пользовался очками (+3,0 D). Обучение проводилось по той же методике, что и в предыдущем примере. Учитывая наличие у обучающегося косоглазия, в тренировку глазных мышц были введены упражнения с рассматриванием тест-объектов одним и двумя глазами с максимальным перемещением глаз в горизонтальной плоскости и контроль различительной способности обоих глаз на минимальном и максимальном удалении от глаз. Обучающийся освоил последовательность выполнения тренировочных упражнений после 4 дней занятий и далее мог выполнять их самостоятельно. Результаты ежедневных измерений минимального Lmin и максимального Lmax расстояний, на которых он отчетливо видел контрольный текст, приведены на фиг. 4-6 соответственно для левого, правого и обоих глаз. Как видно из графиков, различительная способность глаз начала быстро повышаться с первого дня занятий и по окончании семидневного цикла максимальное расстояние увеличилось в 2 раза и обучающийся отчетливо видел контрольный текст обоими глазами на расстоянии 120 см. Минимальное расстояние ясного различения контрольного текста изменилось с 12 до 4-5 см. Повышение различительной способности глаз продолжалось при выполнении тренировок в домашних условиях и через 45 дней занятий максимальное расстояние возросло до 130-145 см. При этом ученик смог заменить очки на менее сильные (+1,0 D) и полностью избавился от косоглазия.
Пример 3. Пенсионер, 64 года, дальнозоркость. Для чтения необходимы очки (+2,5 D, +3,0 D). Обучение проводилось в соответствии с описанной ранее методикой. Обучающийся освоил последовательность выполнения тренировочных упражнений после 4 дней занятий и далее мог выполнять их самостоятельно. Повышение различительной способности зрительного анализатора отмечено уже в ходе семидневных занятий, по окончании которых обучающийся мог заменить очки на менее сильные (+1,5 D). Через 45 дней занятий в домашних условиях пенсионер смог читать без очков при расстоянии до книги 30 см.
В 1996 году было проведено успешное обучение повышению различительной способности зрительного анализатора с помощью данного способа более 200 участников семинаров разного возраста. Статистический анализ повышения различительной способности зрительного анализатора у обучающихся за десятидневный цикл занятий приведен в таблице.
Как видно из таблицы, при десятидневном курсе улучшение зрения наблюдается у 90% участников семинаров. Сотрудничество с теми, кто прошел обучение, показало, что продолжение занятий в домашних условиях приводит к дальнейшему повышению различительной способности зрительного анализатора и положительные результаты от использования заявленного способа еще выше, в том числе уменьшается количество лиц, у которых не наблюдается улучшения зрения.
Данный способ базируется на современных представлениях о биологии человека и не имеет побочных эффектов. Уровень комфортности занятий подбирается самим обучающимся путем выбора наиболее эффективных для него упражнений и длительности занятий. Способ легко осваивается в любом возрасте и может использоваться в центрах, клиниках, санаторно-оздоровительных учреждениях и иных организациях здравоохранения, а также при профилактических мероприятиях в школах, детсадах и иных учреждениях, что подтверждает его применимость.
Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано для восстановления различительной способности зрительного анализатора без использования фармакологических препаратов и хирургического вмешательства. Проводят пальминг, динамическое нагружение шейного отдела позвоночника и выполнение циклов упражнений для глазных мышц с предъявлением тест-объектов различного цвета и пространственной ориентации с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок с повторным пальмингом. По окончании повторного пальминга повторяют при закрытых ладонями глазах предшествующие пальмингу упражнения для глазных мышц. По завершению упражнений для глазных мышц массируют пальцами рук биологически активные точки по контуру орбиты, проводят дополнительный пальминг и соляризацию глаза. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 6 ил.
Кудряшова Н.И | |||
Зрение: сохранение, нормализация, восстановление | |||
- М.: Грегори-Пэйдж | |||
Новый Центр, 1996, с | |||
Устройство для отыскания металлических предметов | 1920 |
|
SU165A1 |
RU, патент, 2070024, кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
RU, патент, 2045942, кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
RU, патент, 2045943, кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
RU, патент, 2056826, кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
RU, патент, 2057509, 10.04.96, A 61 H 5/00 | |||
RU, 2066167 А, 10.09.96, A 61 H 5/00 | |||
RU, 2005455 А, 15.01.94, A 61 H 5/00 | |||
RU, 2045254 А, 10.10.95, A 61 H 5/00 | |||
RU, 2048798 А, 02.11.95, A 61 F 9/00 | |||
Стасишин О.Р | |||
Применение акупунктуры в лечении спазма аккомодации у детей: Тез | |||
докл | |||
III Всесоюзн | |||
конф | |||
по акт.вопр.детской офтальм | |||
- М., 1989, с | |||
Ведущий наконечник для обсадной трубы, употребляемой при изготовлении бетонных свай в грунте | 1916 |
|
SU258A1 |
Авторы
Даты
1998-01-10—Публикация
1997-04-15—Подача