Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Российский патент 2020 года по МПК B63H11/10 B63H11/11 

Описание патента на изобретение RU2724945C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно, в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей.

Известен способ работы реверсивно-рулевого устройства (РРУ) водометного движителя (ВД) заключающийся в изменении пространственного направления струи путем поворота сопла водометного движителя, соединенного с его корпусом (см. патент РФ №2256583, МКИ В63Н 11/11, 2005 г.). Недостаток известного способа заключается в необходимости изменения направления всей струи, исходящей из водометного движителя, что приводит к большим потерям мощности и снижения к.п.д. ВД.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ работы РРУ ВД, включающий изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя (см. патент РФ №2205774 «Водометный движительно-рулевой комплекс», МКИ В63Н 11/11, 2003 год). Недостаток такого способа объясняется поворотом струи за счет отклоняющих элементов, выполненных в виде двух плоских рулей, поворотом которых струя из ВД отклоняется в ту или иную сторону, что ведет к потерям тяги, создаваемой движителем.

Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, включающее реверсивный ковш и отклоняющие элементы в виде двух рулей, имеющих форму клина. Работа РРУ на прямом ходе заключается в перекладке указанных рулей, что позволяет осуществить поворот судна, на котором установлен водометный движитель в одну или другую сторону (см. вышеуказанный патент РФ №2205774). Недостатком данного РРУ является существенная потеря тяги, что ведет к снижению к.п.д. ВД.

Цель изобретения - повышение к.п.д. реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и расширение его функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя, включающем изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя, в нем часть струи, исходящей из сопла водометного движителя, отсекают и отклоняют ее на необходимый угол без изменения структуры и направления движения оставшейся части струи или отсекают и отклоняют всю струю, исходящую из водометного движителя.

В известном реверсивно-рулевом устройстве водометного движителя, включающем реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в необходимом направлении струю водометного движителя, в нем отклоняющие элементы выполнены в виде, по крайней мере, одной ковшеобразной заслонки с криволинейной поверхностью, имеющей возможность перемещения вдоль уреза сопла водометного движителя, обеспечивая перекрытие поперечного сечения сопла водометного движителя и рассечение струи. Входной срез ковшеобразной заслонки расположен квазиперпендикулярно оси водометного движителя, а выходной срез заслонки расположен квазипараллельно этой оси. Внешняя поверхность ковшеобразной заслонки, прилегающая к рассекающей кромке, выполнена с интерцептором.

Отсечение и отклонение струи, исходящей из сопла водометного движителя позволяет не отклонять всю струю, а только ее часть. При этом оставшаяся часть струи без изменения ее структуры реализует тягу переднего хода, а отсеченная часть - работает на создание поворачивающего усилия. Отсечение и отклонение струи может производиться как с одной стороны сопла, так и с другой, обеспечивает поворот судна, на котором установлен водометный движитель, в одну или другую сторону. Если нужно провести поворот судна за короткий промежуток времени, тогда отсечение и отклонение осуществляется всей струи. Следует отметить, что при отсечении части или всей струи отклонение ее производится таким образом, что потери энергии при такой операции сводятся к минимуму. Это достигается выполнением отклоняющих элементов в виде одной или нескольких ковшеобразных заслонок с криволинейной поверхностью. Входной срез этих заслонок расположен квазиперпендикулярно оси водометного движителя, а выходной срез - квазипараллельно такой оси. Это позволяет отсеченный поток равномерно развернуть в сторону борта судна с минимальными потерями к.п.д. При частичном отсечении струи водометного движителя и создании бокового усилия оставшаяся струя, выходящая из сопла, будет обтекать внешнею криволинейную поверхность ковшеобразных заслонок. Однако в этом случае будет осуществляться некоторое «прилипание» основного потока к криволинейной поверхности заслонки, образуя отрывное течение и создавая определенные потери энергии потока. Для исключения этого явления внешняя поверхность ковшеобразной заслонки, прилегающей к рассекающей кромке, выполнена с интерцептором, который обеспечивает прямолинейное направление основной части струи, работающей на передний ход судна.

Предлагаемая конструкция реверсивно-рулевого устройства водометного движителя приведена на фигурах. На фигуре 1 изображен общий вид РРУ ВД, а на фигурах 2-4 схематично показано положение ковшеобразных заслонок по отношению к урезу сопла ВД для осуществления рулевого управления со следующими обозначениями:

1 - судно;

2 - сопло водометного движителя;

3 - реверсивный ковш;

4 - ковшеобразная заслонка;

5 - внешняя поверхность ковшеобразной заслонки;

6 - внутренняя поверхность ковшеобразной заслонки;

7 - интерцептор.

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя установлено на корме судна 1 (см. фиг. 1). В состав РРУ ВД входят: реверсивный ковш 3, расположенный над соплом 2 ВД, и ковшеобразные заслонки 4. Внешняя поверхность 5 заслонок 4 выполнена с интерцепторами 7. Заслонки 4 имеют возможность перемещения вдоль уреза сопла 2 ВД. Механизм, обеспечивающий перемещение ковшеобразных заслонок 4, и направляющие, по которым они перемещаются, на фигурах не показаны. На фиг. 1 показаны две ковшеобразные заслонки 4. Реально в РРУ могут быть использованы и одна и три и четыре таких заслонки в зависимости от количества сопел водометных движителей и их конструктивных особенностей.

Работа РРУ осуществляется следующим образом. Для выполнения реверса (заднего хода) как и в прототипе (патент РФ №2205774) осуществляют опускание реверсивного ковша 3. Струя из сопла 2, отражаясь от указанного ковша 3, обеспечивает судну 1 задний ход. Для выполнения поворота судна ковшеобразная заслонка 4 сдвигается вдоль уреза сопла 2, отсекает часть струи и плавно направляет ее в сторону борта судна 1 с равномерным разворотом под углом, близким к 90 градусам (см. фиг. 2). При этом основная часть струи без изменения своей структуры продолжает перемещаться прямолинейно, обеспечивая судну передний ход. По мере движения заслонки 4 вдоль сопла 2 все большая часть струи отсекается и отклоняется в сторону борта судна, увеличивая усилие для его поворота. При полном перекрытии уреза сопла (см. фиг. 3) весь поток отсекается и направляется в сторону борта, обеспечивая максимальное усилие поворота. Для поворота судна 1 в другую сторону данная заслонка приводится в исходное положение, а в действие вступает другая ковшеобразная заслонка 4.

На практике бывают случаи, когда при работающем ВД необходимо обеспечить режим «управление на месте». В этом случае обе ковшеобразные заслонки надвигаются на сопло 2 и полностью его перекрывают (см. фиг. 4). Струя из сопла распадается на две равноценных струи, которые направляется одновременно в направлении обеих бортов судна. Возникающие усилия компенсируют друг друга и судно при работающем ВД находится на месте без движения.

При движении судна вперед пограничные части струи из сопла ВД, соприкасаясь с внешней поверхностью ковшеобразных заслонок, «залипают» на этих поверхностях, что приводит к потерям к.п.д. движителя. Введение в конструкцию интерцепторов 7, которые устанавливаются на внешних поверхностях 5 заслонок, исключает это «залипание». Особенно важно учитывать это явление когда ковшеобразная заслонка частично перекрывает урез сопла, как это показано на фиг. 2.

Использование предлагаемого способа и устройства РРУ для его реализации позволяет существенно повысить к.п.д. РРУ ВД за счет организации плавного и равномерного разворота части или всей струи, истекающей из сопла ВД, и отсутствия потерь переднего хода, а также позволяет расширить функциональные возможности устройства за счет организации режима «управление на месте» при работающем водометном движителе.

Похожие патенты RU2724945C1

название год авторы номер документа
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2006
  • Леонтьев Артем Юрьевич
  • Попов Александр Николаевич
  • Азовцев Валерий Александрович
  • Тусов Павел Андреевич
RU2324621C2
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2019
  • Бурнаев Виктор Иванович
RU2712408C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2014
  • Бурнаев Виктор Иванович
  • Салазкин Игорь Викторович
  • Шикин Николай Александрович
  • Яковлева Ольга Васильевна
RU2584039C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2011
  • Строителев Роман Геннадьевич
RU2485007C1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1988
  • Макаров Владимир Александрович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1738690A1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2013
  • Бурнаев Виктор Иванович
RU2534500C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2021
  • Смирнов Андрей Валерьевич
RU2763067C1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Карпов Владимир Иванович
  • Латышев Юрий Серафимович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Хвостов Владимир Александрович
SU1133162A1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1139671A1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2003
  • Мавлюдов М.А.
  • Данилов Е.В.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Яковлева О.В.
  • Салазкин И.В.
  • Овсиенко Е.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Штефан В.В.
RU2245818C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 724 945 C1

Реферат патента 2020 года Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в необходимом направлении струю водометного движителя. Отклоняющие элементы выполнены в виде по крайней мере одной ковшеобразной заслонки с криволинейной поверхностью, имеющей возможность перемещения вдоль уреза сопла водометного движителя, обеспечивая перекрытие поперечного сечения сопла водометного движителя и рассечение струи. Для работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя включают изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя. Часть струи, исходящую из сопла водометного движителя, отсекают и отклоняют ее на необходимый угол без изменения структуры и направления движения оставшейся части струи или отсекают и отклоняют всю струю, исходящую из сопла водометного движителя. Достигается повышение кпд и расширение функциональных возможностей реверсивно-рулевого устройства водометного движителя. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 724 945 C1

1. Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя, включающий изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя, отличающийся тем, что часть струи, исходящую из сопла водометного движителя, отсекают и отклоняют ее на необходимый угол без изменения структуры и направления движения оставшейся части струи или отсекают и отклоняют всю струю, исходящую из сопла водометного движителя.

2. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, включающее реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в необходимом направлении струю водометного движителя, отличающееся тем, что отклоняющие элементы выполнены в виде по крайней мере одной ковшеобразной заслонки с криволинейной поверхностью, имеющей возможность перемещения вдоль уреза сопла водометного движителя, обеспечивая перекрытие поперечного сечения сопла водометного движителя и рассечение струи.

3. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя по п.2, отличающееся тем, что входной срез ковшеобразной заслонки расположен квазиперпендикулярно оси водометного движителя, а выходной срез заслонки расположен квазипараллельно этой оси.

4. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя по п.2, отличающееся тем, внешняя поверхность ковшеобразной заслонки, прилегающая к рассекающей кромке, выполнена с интерцептором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2724945C1

Привод реверсивно-рулевого устройства водометного движителя 1971
  • Базин Федор Иванович
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
  • Кокуев Николай Николаевич
  • Корнеев Анатолий Федорович
  • Лея Геннадий Юкумович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Приезжий Иван Иванович
  • Смирнов Сергей Сергеевич
  • Суворов Евгений Николаевич
SU441197A1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2002
  • Мавлюдов М.А.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Яковлева О.В.
  • Данилов Е.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Штефан В.В.
RU2205774C1
US 5720636 A1, 24.02.1998
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2014
  • Бурнаев Виктор Иванович
  • Салазкин Игорь Викторович
  • Шикин Николай Александрович
  • Яковлева Ольга Васильевна
RU2584039C1
US 4992065 A1, 12.02.1991.

RU 2 724 945 C1

Авторы

Васильев Валентин Федорович

Малахов Дмитрий Юрьевич

Даты

2020-06-26Публикация

2019-05-16Подача