Изобретение относится к судостроению, а именно к реверсивно-рулевым устройствам водометных движителей.
Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя 1.
Однако в известном устройстве маневренность судна на заднем ходу значительно хуже, на переднем. Кроме того, в положении заслонок «Задний ход образуется застойная область в струе воды, расположенная между заслонками. Это обстоятельство увеличивает гидравлические потери в реверсивно-рулевом устройстве, что снижает КПД водометного движителя на заднем ходу судна.
Целью изобретения является улучщение маневренности судна и повыщение КПД движителя на заднем ходу судна.
Цель достигается тем, что в реверсивнорулевом устройстве водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, лопатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в внде щелевого прямоугольного сопла, ширина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования угла между ними, верщина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки последнего расположены в диаметральной плоскости судна.
На фиг. 1 схематически представлено реверсивно-рулевое устройство, вид со стороны кормы судна; на фиг. 2 - то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 (а,б, в, г, д) - схема работы реверсивно-рулевого устройства при различных положениях руля и заслонок.
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя содержит струенаправляющую коробку 1 с размещенными в ней заслонками 2 и 3 и рулем 4. Струенаправляющая коробка 1 имеет верхнюю 5 и Нижнюю 6 несущие плиты, неподвижно закрепленные в кормовой части судна так, что ось входного
патрубка 7 струёнаправляющей коробки 1 совпадает с осью сопла 8 водометного движителя. Кроме того, струенаправляющая коробка 1 содержит выходной патрубок 9 и бортовые патрубки 10 и 11. Руль 4, выполненный в виде щелевого прямоугольного сопла, расположен в струёнаправляющей коробке 1 в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота относительно вертикальной оси. Высота руля 4 равна диаметру сопла 8 водометного движителя. Ширина щелевого прямоугольного сопла равна толщине задних кромок лопаток 12 спрямляющего аппарата, расположенного в сопле 8 водометного движителя. При этом по крайней мере две лопатки спрямляющего аппарата расположены в диаметральной плоскости судна. Заслонки 2 и 3 расположены в струёнаправляющей коробке 1 симметрично относительно диаметральной плоскости судна, причем расстояние между ними таково, чтобы на переднем ходу судна они не омывались струей воды, вытекающей из сопла 8 водометного движителя. В положении «Задний ход засЛонки 2 и 3 своими передними кромками касаются внешней поверхностн руля 4, образуя угол, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата.
Реверсивно-рулевое устройство работает следующим образом.
При движении судна вперед заслонки 2 и 3 параллельны диаметральной плоскости
судна, закрывая бортовые патрубкн 10 и 11 (фиг. За). Поворот судна осуществляется соответствующим поворотом руля 4 (фиг. 36). Для реверса судна заслонки 2 и 3 поворачивают так, чтобы они своими передними
кромками касались внешней поверхности руля 4, который направлен вдоль диаметральной плоскости судна. Бортовые патрубки 10 и 11 открываются и направляют струю воды в сторону движения судна (фиг. Зв). Входное отверстие щелевого прямоугольного
сопла руля 4 закрыто при этом затупленной задней кромкой лопаток 12, расположенных в диаметральной плоскости судна.
Поворот судна на заднем ходу осуществляется соответствующим поворотом руля 4 в положении заслонок 2 и 3 «Задний ход (фиг, Зг и д).
Применение устройства позволит улучшить маневренность судна при движеини назад, уменьшить гидравлииеские потери в реверсивном устройстве, повысив тем самым
КПД движителя на заднем «оду судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2021 |
|
RU2763067C1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2205774C1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2330785C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2282558C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2003 |
|
RU2245818C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2317917C2 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 1972 |
|
SU335156A1 |
Движительно-рулевое устройство судна | 1981 |
|
SU965903A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, отличающееся тем, что, с целью улучшення маневренности судна и повышения КПД движителя на заднем ходу судна, юпатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, щирина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования урла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки послед- § него расположены в диаметральной плос- О) кости судна. со ;о О)
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 0 |
|
SU335156A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1985-02-15—Публикация
1983-06-29—Подача