1
Изобретение относится к судостроению.
Известны приводы реверсивно-рулевых устройств водометного движителя, содержащие силовой цилиндр, кинематически связанный с румпелями секторных заслонок, установленных на соосно расположенных валах, и штуртрос с подпружиненными тягами.
Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации движителя и маневренности судна.
Для этого силовой цилиндр предлагаемого привода поворотно закреплен на одном из валов секторной заслонки и снабжен траверсой, кинематически взаимодействующей со штоком силового цилиндра, и поперечиной, навешеппой на цилиндре, при этом поперечина соединена посредством подпружиненных тяг со свободными концами румпелей секторных заслонок.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. I; на фиг. 3 - кинематическая схема устройства, передний ход; на фиг. 4 - то же, управление на курсе; на фиг. 5 - то же, задний ход; на фиг. 6 - то же, левый поворот.
Устройство имеет корпус 1, внутри которого щарнирно установлены две поворотные грибовидной формы (в плане) заслонки 2 и 3, выполненные с внутренними плоскими поверхностями и укрепленные на баллерах 4 и 5. Привод соосных телескопических баллеров представляет собой силовой цилиндр 6, щток 7 которого посредством траверсы 8, стержней и поперечины связан через подпружиненные и
регулируемые по длине тяги 9 и 10с румпелями И и 12.
Силовой цилиндр 6 снабжен цапфой 13 с осью, перпендикулярной оси цилиндра, и свободно навешен этой цапфой на баллеры 4 и 5.
Корпус состоит из средней цилиндрической части и четырех патрубков: входного - для соединения с напорным водоводом движителя, выходного - для направления водяной струи при переднем ходе судна и двух бортовых патрубков - для направления струй при движении судна задним ходом, а также при маневрировании.
Корпус 1 сверху прикрыт съемной крышкой. В корпусе и крышке находятся подшипники,
посредством которых смонтированы баллеры 4 и 5 и поворотные заслонки 2 и 3. Внутренний баллер 4 жестко соединен с левой заслонкой 2, а нарулсный баллер 5 выполнен полым и жестко соединен с правой заслонкой 3. Каждая из заслонок имеет наружный цилиндрический сектор, верхнюю и нижнюю секторные планки и внутреннюю струйную направляющую с плоской поверхностью. Свободный конец внутреннего баллера 4 на
шлицах соединен с верхним румпелем П, а
конец наружного баллера 5 также на шлицах - с нижним румпелем 12. Другими концами румпели 11 и 12 шарнирно соединены соответственно с тягами 9 и 10. Каждая тяга состоит из двух частей, связанных между собой регулируемыми подпружиненными талрепами 14. Противоположные копцы тяг шарнирно соединены с поперечиной 15. В средней части поперечины предусмотрен разъемный бугель 16, посредством которого -поперечина навешена на силовой цилиндр 6.
Концы поперечины 15 жестко соединены со стержнями 17, которые противоположными концами также жестко соединены с траверсой 8. Своей средней частью траверса 8 жестко соединена со штоком 7 силового цилиндра 6. Конец силового цилиндра 6 связан со штуртросом 18 дистанционного управления судном.
Работает устройство следуюш,им образом.
При движении судна прямо вперед обе заслонки 2 и 3 находятся в крайнем переднем положении, а шток 7 силового цилиндра 6 вместе с траверсой 8, стержнями 17 и тягами 9 и 10 - в исходном положении. Водяная струя от движителя беспрепятственно проходит между заслонками в выходной патрубок корпуса 1, сообш,ая судну передний ход.
При управлении судном на курсе весь приводной механизм поворачивается на правый или левый борт посредством штуртроса 18. При этом одна из заслонок упирается во входной патрубок корпуса, а другая поворачивается на нужный угол, соответственно отклоняя водяную струю. Поворот одной из заслонок при неподвижной другой заслонке обеспечивается за счет сжатия пружины талрепа 14 и уменьшения обш,ей длины соответствуюш,ей тяги 9 или 10.
Для придания судну заднего хода приводится в действие силовой цилиндр 6, шток
которого 7 вместе с траверсой 8, стержнями 17, тягами 9 и 10 и румпелями 11 и 12 занимает крайнее положение на задний ход. При этом под воздействием привода заслонки 2 и 3, поворачиваясь навстречу друг другу на 45°, смыкаются, перекрывая доступ водяной струе в выходной патрубок и открывая доступ водяной струе в оба бортовых патрубка корпуса. Водяная струя делится пополам н направляется через бортовые патрубки за оба борта под углом к диаметральной плоскости судна, придавая последнему задний ход.
Для разворота судна на маневрах (см. фиг. 6) приводной механизм штуртросом поворачивается на правый или левый борт. Заслонки 2 и 3 в сомкнутом положении перекрывают одновременно один из бортовых патрубков и выходной патрубок корпуса I, направляя водяную струю в открытый бортовой патрубок
и обеспечивая разворот судна в требуемом направлении.
Предмет изобретения
Привод реверсивно-рулевого устройства водометного движителя, содержаш,ий силовой цилиндр, кинематически связанный с румпелями секторных заслонок, установленных на соосно расположенных валах, и штуртрос с
подпружиненными тягами, отлнчающийс я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации движителя и маневренности судна, силовой цилиндр поворотно закреплен на одном из валов секторной заслонки и снабжен
траверсой, кинематически взаимодействующей со штоком силового цилиндра, и поперечиной, навешенной на цилиндре, при этом поперечина соединена посредством подпружиненных тяг со свободными концами румпелей
секторных заслонок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2021 |
|
RU2763067C1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна | 1970 |
|
SU441196A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2244658C2 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 1972 |
|
SU335156A1 |
РЕВЕРСИВНО-1^УЛЕВАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МАШИНА СУДНА | 1968 |
|
SU217984A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534500C1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2330785C1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2659367C1 |
Фиг. 4
Фиг. 5
Авторы
Даты
1974-08-30—Публикация
1971-06-01—Подача