СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2020 года по МПК B63B35/08 B60V3/06 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2725645C1

Изобретение относится к области ледотехники и может быть использовано, в частности, для выполнения ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП).

Известен способ разрушения ледяного покрова, осуществляемый СВП при его движении вдоль кромки льда по свободной воде с последующим выходом и движении судна по ледяному покрову со свешиванием гибкого ограждения (ГО) за кромку льда (1. RU 2143371 С1, 27.12.98).

Недостатком этого способа является его неспособность увеличивать нагрузку на лед за счет устранения реакции упругого основания, т.е. архимедовых сил поддержания воды, в случаях, когда глубина воздушной полости под СВП меньше толщины льда.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова СВП резонансным методом (2. Козин В.М., Земляк В.Л. Физические основы разрушения ледяного покрова резонансным методом. - Комсомольск-на Амуре: ИМиМ ДВО РАН, ПГУ им. Шолом-Алейхема, АмГПГУ. 2013. - 250 с).

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: судно на воздушной подушке перемещают по свободной воде вдоль кромки льда с последующим выходом и движением судна по ледяному покрову со свешиванием гибкого ограждения судна за кромку льда.

Отличительные: во время движения по кромке судно накреняют в сторону свешивания гибкого ограждения.

Способ осуществляется следующим образом. При разрушении берегового припая (кромки ледяного покрова) СВП вначале перемещают по свободной воде вдоль кромки льда. После полного развития гравитационных волн производят перемещение СВП на кромку льда и его постановку на склон изгибно-гравитационной волны (ИГВ) с частичным свешиванием ГО с кромки льда, т.е. с частичным выходом судна на свободную воду. Если после этого ледяной покров не начнет разрушаться, т.е. глубина воздушной полости, величина которой определяется давлением в ВП судна, окажется меньше толщины льда и полость не сможет проникнуть под ледяной покров, то судно накреняют в сторону свешанного ГО. По мере увеличения угла крена проекция площади ВП на горизонтальную плоскость будет уменьшаться, что будет сопровождаться увеличением давления в ВП и соответствующим увеличением глубины воздушной полости. Угол крена ограничивают величиной, при которой глубина полости станет больше толщины льда. Такое положение СВП относительно кромки льда обеспечит возможность формирования под ледяным покровом воздушной полости, что устранит реакцию упругого основания, т.к. под СВП вода перестанет поддерживать лед. Таким образом, при таком маневрировании СВП на ледяной покров начнут действовать: волновая нагрузка от гравитационных волн, нагрузка от веса самого судна и дополнительно к этому - силы тяжести самого льда. Появление этой дополнительной нагрузки позволяет повысить эффективность разрушения льда при неизменных энергозатратах.

Если по мере затухания гравитационных волн процесс разрушения льда прекратится, то СВП вновь полностью сходит с кромки льда и движется по свободной воде вдоль кромки до максимального развития гравитационных волн, т.е. волн максимальной амплитуды. После этого выше описанное маневрирование повторяют.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг 1 показана схема маневрирования СВП; на фиг. 2 - положение СВП со свешиванием ГО; на фиг. 3 - положение СВП относительно кромки льда с креном.

При разрушении кромки ледяного покрова 1 (берегового припая) СВП 2 вначале перемещают по свободной (чистой) воде 3 со скоростью V, при которой амплитуда возбуждаемых судном гравитационных волн достигает максимальных значений (фиг. 1). После полного развития гравитационных волн СВП перемещают на кромку льда и продолжают движение по кромке льда 1 с частичным свешиванием ГО 4 с кромки льда, т.е. с частичным выходом судна на свободную воду (фиг. 1, 2). Если после этого ледяной покров толщиной h1 не начнет разрушаться, т.е. глубина воздушной полости h2 будет меньше h1 (фиг. 2), то судно 2 накреняют в сторону свешанного ГО на угол крена θ, при котором глубина воздушной полости h3 станет больше толщины льда h1 (фиг. 3).

Похожие патенты RU2725645C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Ипатов Константин Игоревич
  • Назарова Вероника Павлова
RU2710031C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2143371C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Баурин Никита Олегович
  • Радионов Сергей Владимирович
RU2713148C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2010
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Рогожникова Елена Григорьевна
RU2457975C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2725458C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
  • Ломакина Н.С.
RU2173651C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2725570C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2000
  • Козин В.М.
RU2226477C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2199468C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кожаев Александр Владимирович
  • Барченко Сергей Геннадьевич
  • Баурин Никита Олегович
  • Ипатов Константин Игоревич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2613663C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 725 645 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат достигается за счет движения судна на воздушной подушке вдоль кромки ледяного покрова с частичным свешиванием гибкого ограждения за кромку льда и накренения судна в сторону свешивания гибкого ограждения. Это обеспечит возможность формирования под ледяным покровом воздушной полости, что устранит силы поддержания воды. На лед будут действовать только нагрузки от гравитационных волн, веса судна и силы тяжести самого льда. Данные нагрузки увеличат деформацию льда, облегчая процесс его разрушения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 725 645 C1

Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке по свободной воде вдоль кромки льда с последующим выходом и движением судна по ледяному покрову со свешиванием гибкого ограждения судна за кромку льда, отличающийся тем, что во время движения по кромке льда судно накреняют в сторону свешивания гибкого ограждения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2725645C1

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Козин В.М.
RU2143371C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2203827C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
RU2507104C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2013
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Гринкруг Лев Соломонович
  • Орлов Максим Юрьевич
  • Орлова Юлия Николаевна
RU2531857C1
CN 102465512 A, 23.05.2012.

RU 2 725 645 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Васильев Алексей Сергеевич

Ипатов Константин Игоревич

Даты

2020-07-03Публикация

2019-09-23Подача