Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.:
Издательство «Академия Естествознания», 2007. - 355 с.).
Известен способ разрушения ледяного покрова, при котором СВП совершает зигзагообразное движение ([1], с.18), т.е. движется примерно по синусоидальной траектории, что увеличивает толщину разрушаемого льда.
Недостатком известного способа является незначительное увеличение ледоразрушающей способности СВП.
Сущность изобретения заключается в разработке способа дополнительного увеличения амплитуды ИГВ при движении судна по синусоидальной траектории.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины льда, разрушаемого СВП резонансным методом.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: ледяной покров разрушают СВП путем возбуждения в ледяном покрове резонансных ИГВ, при этом судно одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории.
Отличительные: судну при его движении по синусоидальной траектории обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории.
Известно (2. Бенуа Ю.Ю. и др. Основы теории судов на воздушной подушке. Судостроение, 1970, с.247), что наличие и возрастание угла дифферента СВП приводит к увеличению его сопротивления, т.е. его волновой составляющей. Возрастание амплитуды ИГВ, возбуждаемых СВП, и, соответственно, их ледоразрушающей способности при наличии у судна дифферента отличалось и в экспериментальных исследованиях ([1], с.259). Очевидно, что аналогичные явления будут происходить при наличии у СВП крена и его движении бортом (боковой дрейф) на циркуляции.
Движение СВП по синусоидальной траектории с креном приведет к возбуждению дополнительной более интенсивной по сравнению с аналогом системы ИГВ, которая накладываясь на систему ИГВ от поступательного движения судна, увеличит суммарную амплитуду ИГВ, т.е. их ледоразрушающую способность
Изобретение осуществляется следующим образом. СВП выводят на лед и начинают перемещать с резонансной скоростью (3. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 1988. - 128 с.). Если интенсивность возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, судно одновременно перемещают по синусоидальной траектории, сохраняя при этом неизменной скорость поступательного движения и обеспечивая при помощи, например, креновых систем крен в сторону центра кривизны траектории. Это повысит интенсивность возбуждаемых ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат.
Изобретение дополняется чертежами, где на фиг.1 показан вид сверху на ледяной покров и траекторию движения СВП, на фиг.2 - поперечное сечение по А-А на фиг.1, на фиг.3 - поперечное сечение по Б-Б на фиг.1.
По ледяному покрову 1 начинают перемещать СВП 2 с резонансной скоростью υn вначале в выбранном направлении поступательного движения 3, перемещают по синусоидальной траектории 4,сохроняя неизменной скорость поступательного движения равной скорости υn (позиции 5) (фиг.1). При движении по синусоидальной траектории судну 1 обеспечивают угол крена θ (фиг.2,3) в сторону центров кривизны C1 и С2 траектории 4 (фиг.1-3).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2013 |
|
RU2531857C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2012 |
|
RU2506194C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2010 |
|
RU2457976C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ | 2010 |
|
RU2457975C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2015 |
|
RU2601543C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2019 |
|
RU2725938C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2015 |
|
RU2601546C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2015 |
|
RU2601544C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2015 |
|
RU2589190C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2015 |
|
RU2601547C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Судно на воздушной подушке одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории. Причем при движении судна по синусоидальной траектории ему обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 3 ил.
Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом судно одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории, отличающийся тем, что судну при его движении по синусоидальной траектории обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории.
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЗАТОРОШЕННОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2008 |
|
RU2389635C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2002 |
|
RU2229409C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2188896C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2211169C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2188893C2 |
Авторы
Даты
2014-02-20—Публикация
2011-11-22—Подача