Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени низкой напорности (ЦС) и шестерённой ступени высокой напорности (ШС).
Известен шестеренный насос (см. патент РФ №2263822, F04C2/08 от 01.06.2001 г.), содержащий две шестерни с цапфами и подшипники скольжения, в которых вращаются цапфы каждой шестерни насоса. В указанном устройстве дополнительный отвод тепла из зоны контакта цапф шестерён с подшипниками скольжения производится за счёт подачи в зону контакта рабочей жидкости высокого давления с выхода шестерённого насоса (ШН), которая проходит по зазору между цапфами шестерён и подшипниками скольжения в зону входа в ШС.
Недостатком данного устройства является использование для удаления тепла из зон трения, по торцам и цапфам шестерен рабочей жидкости с выхода из ШН, нагретой после прохождения через ШС высокого давления, что снижает ресурс и КПД насоса, а также увеличивает степень износа подшипников скольжения.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) является центробежно-шестерённый насос (ЦШН) (см. патент РФ №2260715, F04D13/12 от 09.02.2004 г.), содержащий ЦС с рабочим колесом и ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках скольжения. В указанном прототипе используется такая же схема охлаждения (удаление тепла из зон трения по торцам и цапфам шестерен осуществляется рабочей жидкостью с выхода из ШС, нагретой после прохождения через ШС высокого давления).
Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является уменьшение износа подшипников, а также увеличение КПД и ресурса ЦШН.
Для достижения указанного технического результата в ЦШН, содержащем корпус, в котором расположены ШС с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках скольжения (далее - подшипниках), ЦС с крыльчаткой (рабочим колесом, кинематически связанной с ведущей шестерней), в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в ШС со входом в ЦС, через отверстия, выполненные в крыльчатке.
Выполнение в подшипниках проточек, а в крыльчатке отверстий для протока рабочей (охлаждающей) жидкости, поступающей из полости входа в ШС позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД и ресурс ЦШН.
Конструкция предлагаемого ЦШН представлена на фиг. 1. На фиг. 2 представлено направление потока рабочей жидкости в подвижных подшипниках. На фиг.3 представлено направление потока рабочей жидкости в неподвижных подшипниках.
В корпусе 1, между крышкой 2 и фланцем 3 располагаются ЦС и ШС, состоящие из подвижных подшипников 4, 5 и неподвижных подшипников 6, 7, в которых установлены на цапфах ведущая 8 и ведомая 9 шестерни. На ведущей шестерни 8 соосно установлена крыльчатка 10 ЦН с отверстиями 11. На торцах подшипников 4, 5, 6, 7 выполнены кольцевые проточки 12-15, и подведённые к ним в зоне контакта с цапфами продольные проточки 16-19.
Центробежно-шестерённый насос работает следующим образом:
От привода двигателя крутящий момент передаётся на ведущую шестерню 8 и крыльчатку 10.
Рабочая жидкость поступает на вход ЦС через отверстие в крышке 2 под давлением Рвх и выталкивается под давлением Рцн на вход в ШС.
Ведомая шестерня 9 приводится во вращение от ведущей шестерни 8 и они образует (совместно) ШС высокой напорности. Жидкость со входа в ШС (давление Рцн) подается в зоны трения по торцам шестерен через кольцевые проточки 12-15 подшипников 4-7 и далее по подведенным к подшипникам продольным проточкам 16-19 (см. фиг.2 и фиг.3) поступает в полость А, при этом жидкость отводит тепло из зон трения от разогретых деталей качающего узла ШС. Нагретая жидкость выводится из полости А на вход в ЦС через отверстия 11 в крыльчатке 10, тем самым унося избыточное тепло из ШС. Помимо охлаждающей функции продольные проточки 16-19 выполняют функцию смазки цапф шестерён.
Такое техническое решение позволяет уменьшить износ подшипников, а также увеличить КПД ЦШН, так как для охлаждения не расходуется жидкость высокого давления, и ресурс ЦШН, так как температура на входе в ШС ниже температуры на выходе из ШС.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2006 |
|
RU2304730C1 |
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) | 2017 |
|
RU2656479C1 |
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и откачивающий насос маслоагрегата ТРД, работающий по этому способу, рабочее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ТРД | 2017 |
|
RU2656523C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2004 |
|
RU2260715C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2472041C1 |
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД), нагнетающий насос и его рабочее колесо | 2017 |
|
RU2663783C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2368794C1 |
Шестеренная гидромашина | 1991 |
|
SU1793101A1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СМАЗКОЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2395719C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1989 |
|
RU2006679C1 |
Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, использующих блок совмещённых насосов, состоящих из центробежной ступени (ЦС) низкой напорности и шестерённой ступени (ШС) высокой напорности. Центробежно-шестерённый насос (ЦШН) содержит корпус, в котором расположены ЦС с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней и (ШС), состоящей из ведущей и ведомой шестерни, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках. В подшипниках выполнены кольцевые и продольные проточки, а в крыльчатке - отверстия для протока рабочей жидкости, поступающей из полости входа в (ШС). Конструкция позволяет использовать для отвода тепла из зон трения (по торцам и цапфам шестерен) топливо с более низкой температурой - со входа в (ШС), что уменьшает износ подшипников, увеличивает КПД и ресурс насоса. 3 ил.
Центробежно-шестерённый насос, содержащий корпус, в котором расположены шестерённая ступень с ведущей и ведомой шестернями, цапфы которых установлены в подвижных и неподвижных подшипниках-подпятниках, и центробежная ступень с рабочим колесом, выполненным в виде крыльчатки, кинематически связанной с ведущей шестерней, отличающийся тем, что в крыльчатке выполнены отверстия, а в подшипниках-подпятниках - кольцевые и продольные проточки, расположенные в зонах трения с торцами и цапфами шестерен и соединяющие вход в шестеренную ступень со входом в центробежную ступень через отверстия, выполненные в крыльчатке.
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2004 |
|
RU2260715C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2011 |
|
RU2472041C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2005 |
|
RU2287087C2 |
Насосное устройство | 1979 |
|
SU800424A1 |
US 1927799 A1, 19.09.1933. |
Авторы
Даты
2020-07-07—Публикация
2019-12-30—Подача