СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2020 года по МПК B63B35/08 B60V3/06 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2725938C1

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП) резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М: Издательство «Академия Естествознания», 2007. - 355 с.).

Известно, что эффективность разрушения ледяного покрова резонансным методом повышается, если судно одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении перемещают по синусоидальной траектории (2. RU 2011147447 С1. 27.05.2013) или зигзагообразно (3. Козин В.М., Земляк В. Л. Физические основы разрушения ледяного покрова резонансным методом / Комсомольск-на-Амуре: ИМиМ ДВО РАН, ПТУ им. Шолом-Алейхема, АмГПГУ. 2013. - 250 с.).

Недостатком способа является его ограниченная ледоразрушающая способность.

Сущность изобретения заключается в повышении интенсивности волнообразования за счет создания более благоприятной интерференции возбуждаемых ИГВ, т.е. увеличения их высоты.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: судно на воздушной подушке одновременно с поступательным перемещением в выбранном направлении с резонансной скоростью перемещают по синусоидальной траектории.

Отличительные: разрушение льда осуществляют одновременно двумя судами, при чем каждое из них перемещают по своей синусоидальной траектории, которые смещены относительно друг друга на половину их длины волны и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние, при этом проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения суднов должны быть равны скорости резонансных изгибно-гравитационных волн.

Способ осуществляется следующим образом.

По ледяному покрову по прямолинейной траектории начинают перемещать с резонансной скоростью [1] два СВП, движущихся параллельными курсами на минимально безопасном расстоянии друг от друга (это расстояние регламентируется соответствующей документацией). Если разрушения льда не произойдет, то суда начинают перемещать по синусоидальной траектории, при чем каждое из них перемещают по своей траектории, которые смещены относительно друг друга на половину длины волны синусоиды, т.е. расположены относительно друг друга в противофазе, и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных ИГВ максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние. Необходимость обеспечения данного условия связана с тем, что для достижения ИГВ максимальной высоты (полного развития волнового процесса) требуется определенное время, т.е. судно должно пройти определенное расстояние. При этом проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения судов должны быть равны скорости резонансных ИГВ. При таком маневрировании в ледяном покрове будут возбуждаться резонансные ИГВ как в продольном, так и в поперечном направлениях. В момент максимального сближения судов возникнут условия для благоприятной интерференции этих волновых систем вследствие их когерентности, т.е. амплитуда суммарных ИГВ в местах пересечения фронтов продольных и поперечных волн возрастет, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически, где показано: на фиг. 1 - схема маневрирования СВП; на фиг. 2 - сечение по С-С на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение по D-D на фиг. 1.

По ледяному покрову 1 по синусоидальным траекториям 2 начинают перемещать с резонансной скоростью два СВП, движущихся фронтом. Траектории смещены относительно друг друга на половину длины синусоиды L и имеют амплитуду А, достаточную для возбуждения резонансных ИГВ максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние В (фиг. 1), при этом проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения судов υp (фиг. 2, 3) должны быть равны скорости резонансных ИГВ. При таком маневрировании в ледяном покрове будут возбуждаться резонансные ИГВ как в продольном 3, так и в поперечном 4 направлениях (фиг. 1). В момент максимального сближения судов возникнут условия для благоприятной интерференции этих волновых систем вследствие их когерентности, т.е. амплитуда суммарных ИГВ в местах пересечения фронтов продольных и поперечных волн 5 возрастет.

Похожие патенты RU2725938C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2015
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Клишин Александр Сергеевич
RU2589190C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Радионов Сергей Владимирович
RU2709979C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Ипатов Константин Игоревич
RU2725564C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Лебедев Артём Алексеевич
  • Козин Виктор Михайлович
RU2769019C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2015
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Ламаш Александр Андреевич
RU2603422C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
RU2507104C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2015
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Петросян Гаянэ Вардановна
RU2601544C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2015
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Пекарь Антон Павлович
RU2603287C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2725458C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2015
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Барченко Сергей Геннадьевич
RU2601543C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 725 938 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух судов по синусоидальным траекториям, которые смещены относительно друг друга на половину длины волны синусоиды и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние. Проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения судов должны быть равны скорости резонансных ИГВ. Повышение эффективности разрушения ледяного покрова достигается посредством интерференции резонансных ИГВ, возбуждаемых двумя судами, движущимися как в продольном, так и в поперечном направлениях с резонансной скоростью. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 725 938 C1

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке резонансным методом, при этом судно одновременно с поступательным перемещением в выбранном направлении с резонансной скоростью перемещают по синусоидальной траектории, отличающийся тем, что разрушение льда осуществляют одновременно двумя судами, причем каждое из них перемещают по своей синусоидальной траектории, которые смещены относительно друг друга на половину их длины волны и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние, при этом проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения судов должны быть равны скорости резонансных изгибно-гравитационных волн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2725938C1

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
RU2507104C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2010
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Рогожникова Елена Григорьевна
RU2457975C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЗАТОРОШЕННОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2008
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Чижиумов Сергей Деомидович
  • Савунов Максим Александрович
  • Козин Михаил Викторович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Шлыкова Ульяна Алексеевна
  • Видякин Алексей Вячеславович
  • Колошенко Юлия Борисовна
RU2389635C2
CN 102465512 A, 23.05.2012.

RU 2 725 938 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Васильев Алексей Сергеевич

Назарова Вероника Павловна

Даты

2020-07-07Публикация

2019-09-24Подача