Система технического диагностирования и мониторинга Российский патент 2020 года по МПК G08C19/00 

Описание патента на изобретение RU2726387C1

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов контроля, диагностирования и мониторинга технического состояния и технического обслуживания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, промышленного транспорта, метрополитена, а также устройств энергоснабжения и систем информирования пассажиров, применяется на сети железных дорог РФ, промышленном транспорте и в метрополитене.

Известен аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля по полезной модели № 47123, который, однако, решает ограниченный круг задач и характеризуется недостаточной степенью автоматизации и интеграции.

Известна система технического диагностирования и мониторинга по полезной модели РФ № 95153 (наиболее близкий аналог), содержащая, в частности, по крайней мере один линейный пункт диагностирования, соединенный со станционными контроллерами, подключенными через станционные преобразователи к системам железнодорожной автоматики и телемеханики, линейный пункт диагностирования включает автоматизированное рабочее место электромеханика и концентратор и соединен с возможностью управления с перегонным контроллером, соединенным с перегонными первичными преобразователями, подключенными к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, по крайней мере один центральный пост диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с линейными пунктами диагностирования и включающий по крайней мере одну станцию связи, сервер центрального поста и автоматизированные рабочие места пользователей дистанционного уровня, объединенные в локальную вычислительную сеть, центр диагностики и мониторинга, соединенный с центральными постами диагностики и мониторинга и включающий сервер центра и автоматизированные рабочие места пользователей центра, объединенные в локальную вычислительную сеть, а автоматизированное рабочее место электромеханика оборудовано программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Таким образом, система построена по иерархическому принципу и имеет три уровня. Однако известная система имеет ряд недостатков:

- автоматизированное рабочее место электромеханика выполнено на станционном уровне системы технического диагностирования и мониторинга (СТДМ) и, соответственно, для выполнения основной функции по сбору, первичной обработки и передачи информации об устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики требует реализации комплекса оборудования, включающего организацию локальной вычислительной сети с рабочей станцией и комплектом внешних устройств - по числу контролируемых системой железнодорожных станций, что является неэффективным, поскольку увеличивает количество необходимого оборудования, штат эксплуатационного персонала, обслуживающего станционные устройства, и усложняет регламентное и ремонтное обслуживание на удаленных друг от друга объектах;

- не проводится интеграция, прием и обработка комплексной информации центров диагностики и мониторинга железных дорог и, поэтому, не обеспечивается получение из единого центра необходимой информации о состоянии и прогнозе поведения контролируемых устройств участков железных дорог РФ;

- невозможность предоставления детализированной информации о поездном положении участков железных дорог РФ.

Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанных недостатков. Для этого система технического диагностирования и мониторинга содержит по крайней мере один линейный пункт диагностирования (ЛПД), соединенный со станционными контроллерами, подключенными через станционные преобразователи к системам железнодорожной автоматики и телемеханики, линейный пункт диагностирования включает автоматизированное рабочее место электромеханика, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, и концентратор, при этом линейный пункт диагностирования соединен через перегонный контроллер с перегонными первичными преобразователями, подключенными к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики,

по крайней мере один центральный пост диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с линейными пунктами диагностирования и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер центрального поста, резервный сервер центрального поста, автоматизированные рабочие места пользователей дистанционного уровня и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики,

по крайней мере один центр диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с центральными постами диагностики и мониторинга и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер центра, резервный сервер центра, а также рабочие места пользователей центра и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики,

и сетевой центр диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с центрами диагностики и мониторинга, и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть сервер сетевого центра, резервный сервер сетевого центра и автоматизированные рабочие места пользователей сетевого центра,

при этом, автоматизированное рабочее место пользователя дистанционного уровня, автоматизированное рабочее место пользователя центра, автоматизированное рабочее место пользователя сетевого центра и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу содержат персональную электронно-вычислительную машину с установленным системным и прикладным программным обеспечением, клавиатуру, монитор, принтер, манипулятор "мышь" и источник бесперебойного питания,

а автоматизированное рабочее место пользователя дистанционного уровня, автоматизированное рабочее место пользователя центра и автоматизированное рабочее место пользователя сетевого центра выполнены с возможностью подключения нескольких серверов.

В результате, совокупность признаков, относящихся к выполнению автоматизированного рабочего место инженера по мониторингу, обеспечивает (вместе с другими существенными признаками) выполнение основной функции по автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и, при этом, позволяет уменьшить количество использованного оборудования на контролируемых системой железнодорожных станциях, штат эксплуатационного персонала, обслуживающего станционные устройства, и упростить регламентное и ремонтное обслуживание на удаленных друг от друга объектах.

Совокупность признаков, относящихся к выполнению сетевого центр диагностики и мониторинга, образующего четвертый уровень иерархии системы, позволяет (вместе с другими существенными признаками) в результате получать по запросу пользователя центра необходимую детализированную информацию о состоянии и прогнозе поведения контролируемых устройств любого участка каждой железной дороги РФ, а также обеспечить детализированной информацией о поездном положении любого участка каждой железной дороги РФ.

Таким образом, осуществление изобретения позволяет достичь общего технического результата, заключающегося в повышении автоматизации системы, обеспечивающее формирование эффективных корректирующих действий по обеспечению безотказной работы систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в сети железных дорог РФ.

В частном случае соединение между центральным постом диагностики и мониторинга и линейными пунктами диагностирования, между центром диагностики и мониторинга и центральными постами диагностики и мониторинга, между сетевым центром диагностики и мониторинга и центрами диагностики выполнено с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703.

В другом частном случае, автоматизированное рабочее место электромеханика выполнено на базе промышленного компьютера компактного исполнения с возможностью получения информации от устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

В другом частном случае, сервер сетевого центра и резервный сервер сетевого центра являются отказоустойчивыми серверами кластерного исполнения.

В другом частном случае, системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя дистанционного уровня, характеризуется возможностью применения при сборе, концентрации и обработке данных, полученных из линейных пунктов диагностирования, контроле состояний систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, мониторинге функционирования и контроля технического обслуживания систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, прогнозировании выхода параметров систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики за пределы норм и формировании документов для оперативного и статистического анализа.

В другом частном случае, системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места инженера по мониторингу, характеризуется возможностью применения при автоматизации технического обслуживания систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, формированию и документированию журналов автоматизированного учета результатов измерений, формированию и документированию таблиц нормативной и справочной информации, выявлению в автоматическом режиме факта проведения технического обслуживания систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики эксплуатационным персоналом и вводу отметок о времени и месте проведения технического обслуживания и ремонта систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики эксплуатационным персоналом.

В другом частном случае, системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя центра, характеризуется возможностью применения при сборе, концентрации и обработке данных, полученных из центральных постов диагностики и мониторинга, контроле состояния устройств энергоснабжения, контроле состояния, мониторинге функционирования, контроле технического обслуживания и прогнозировании критичности параметров систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, формировании документов для оперативного и статистического анализа, слежении за фактическим местоположением поездов на участках контроля и расчете фактического отклонения движения поезда от графика движения и передаче информации в необходимом формате в сетевой центр диагностики и мониторинга.

В другом частном случае, системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя сетевого центра, характеризуется возможностью применения при графическом представлении информации о поездном положении участков железных дорог РФ, привязанному к обобщенной картографической информации, получении и отображении дорожных, участковых, дистанционных, круговых, станционных и пультовых видов диагностической информации о состоянии и прогнозе поведения контролируемых устройств участков железных дорог РФ и отображению детализированной справочной информации.

В другом частном случае, сетевой центр диагностики и мониторинга 22 соединен с автоматизированной системой управления ОАО "РЖД".

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами.

Фиг. 1 - иерархическая схема системы технического диагностирования и мониторинга.

Фиг. 2 - структурная схема системы технического диагностирования и мониторинга.

Фиг. 3 - структурная схема центрального поста диагностики и мониторинга.

Фиг. 4 - структурная схема центра диагностики и мониторинга.

Фиг. 5 - структурная схема сетевого центра диагностики и мониторинга.

Фиг.6 - обобщенная блок-схема прикладного программного обеспечения автоматизированного рабочего места инженера по мониторингу.

На чертежах и в описании изобретения приняты следующие сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место,

АРМ АТО - автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу,

АСУ - автоматизированная система управления,

АТО - автоматизация технического обслуживания,

ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика,

KVM переключатель - многоцелевое устройство, обеспечивающее подключение и управление несколькими компьютерами с помощью консоли, оснащенной клавиатурой, мышью и мониторами,

ЛВС - локальная вычислительная сеть,

ЛПД - линейный пункт диагностирования,

СТДМ - системы технического диагностирования и мониторинга,

СЦМ - сетевой центр диагностики и мониторинга,

ЦДМ - центр диагностики и мониторинга,

ЦПДМ - центральный пост диагностики и мониторинга.

Заявляемая система технического диагностирования и мониторинга (СТДМ) обеспечивает сбор, первичную обработку и передачу информации об объектах контроля; автоматическую регистрацию событий изменения параметров или состояния систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (устройства ЖАТ); формирование баз данных параметров устройств ЖАТ, прогнозирование по результатам обработки измерений тенденций и динамики изменения контролируемых параметров; графическое отображение участков контроля, отображение состояния устройств ЖАТ, сообщений о нарушениях нормальной работы устройств ЖАТ, пути, электроснабжения с уровнями детализации; локализацию мест нарушения нормальной работы устройств ЖАТ; контроль поездного положения; автоматизацию и контроль процесса технического обслуживания устройств ЖАТ; централизацию данных и регулируемый доступ к базам данных для решения задач управления, планирования, сервисного обслуживания устройств ЖАТ.

СТДМ построена по иерархическому принципу и имеет четыре уровня (Фиг. 1, Фиг. 2). Уровень 1 содержит установленные на станциях 1 линейные пункты (2) диагностирования, соединенные со станционными контроллерами 3, подключенными через станционные преобразователи 4 к системам 5 железнодорожной автоматики и телемеханики, линейный пункт 2 диагностирования содержит автоматизированное рабочее место 6 электромеханика, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, и концентратор 7. Линейный пункт 2 диагностирования соединен через перегонный контроллер 8 с перегонными первичными преобразователями 9, подключенными к устройствам 10 железнодорожной автоматики и телемеханики.

На уровне 2 каждый центральный пост 13 диагностики и мониторинга (Фиг. 2, 3) соединен через аппаратуру 14 передачи данных с линейными пунктами 2 диагностирования с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703. ЦПДМ содержит объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер 15 центрального поста, резервный сервер 151 центрального поста, автоматизированные рабочие места 16 пользователей дистанционного уровня и автоматизированное рабочее место 61 инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств ЖАТ. Автоматизированное рабочее место 16 пользователя дистанционного уровня и автоматизированное рабочее место 61 инженера по мониторингу содержит персональную электронно-вычислительную машину (100) с установленным системным и прикладным программным обеспечением, клавиатуру (101), монитор (102), принтер (103), манипулятор (104) "мышь" и источник (105) бесперебойного питания. Подключение и управление основным сервером 15 центрального поста и резервным сервером 151 центрального поста осуществляют посредством KVM переключателя.

Уровень 3 системы представляет собой центр 18 диагностики и мониторинга (Фиг. 4), соединенный через аппаратуру 14 передачи данных с центральными постами 13 диагностики и мониторинга с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703. ЦДМ содержит объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер 19 центра и резервный сервер 191 центра, автоматизированные рабочие места 20 пользователей центра и автоматизированное рабочее место 61 инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств ЖАТ. Автоматизированное рабочее место 20 пользователя центра и автоматизированное рабочее место 61 инженера по мониторингу содержит персональную электронно-вычислительную машину (100) с установленным системным и прикладным программным обеспечением, клавиатуру (101), монитор (102), принтер (103), манипулятор (104) "мышь" и источник (105) бесперебойного питания. Подключение и управление основным сервером 19 центра и резервным сервером 191 центра осуществляют посредством KVM переключателя.

Уровень 4 системы представляет собой сетевой центр 22 диагностики и мониторинга (Фиг. 5), соединенный через аппаратуру 14 передачи данных с центрами 18 диагностики и мониторинга с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703. СЦМ содержит объединенные в локальную вычислительную сеть сервер 23 сетевого центра, резервный сервер 231 сетевого центра, являющимися отказоустойчивыми серверами кластерного исполнения, и автоматизированные рабочие места 24 пользователей сетевого центра. Автоматизированное рабочее место 24 пользователя сетевого центра содержит персональную электронно-вычислительную машину (100) с установленным системным и прикладным программным обеспечением, клавиатуру (101), монитор (102), принтер (103), манипулятор (104) "мышь" и источник (105) бесперебойного питания. Подключение и управление основным сервером 23 сетевого центра и резервным сервером 231 сетевого центра осуществляют посредством KVM переключателя. СЦМ соединен с АСУ ОАО "РЖД".

Система технического диагностирования и мониторинга функционирует следующим образом.

Перегонные первичные преобразователями 9, подключенные к устройствам 10 железнодорожной автоматики и телемеханики, преобразуют контролируемые параметры устройств автоматической блокировки, автоматической переездной сигнализации, устройств контроля схода подвижного состава в электрические сигналы и передают измерительную информацию на перегонные контроллеры 8. Станционные преобразователи 4 дискретных и аналоговых сигналов, подключенные к системам 5 железнодорожной автоматики и телемеханики, преобразуют контролируемые параметры устройств электрической централизации в электрические сигналы и передают измерительную информацию на станционные контроллеры 3. Перегонные контроллеры 8 и станционные контроллеры 3 осуществляют сбор и обработку полученных данных, управляются концентратором 7 и обмениваются с ним информацией. Концентратор 7 представляет собой компьютер промышленного исполнения, запуск на выполнение всех его функций производится автоматически при включении линейного пункты 2 диагностирования. Концентратор 7 выполняет задачи первичной обработки и хранения данных, ведения архива собираемой информации, передачи собираемой информации в центральный пост 13 диагностики и мониторинга по сети передачи данных при помощи аппаратуры 14 передачи данных. Автоматизированное рабочее место 6 электромеханика предназначено для выполнения функций по отображению текущих состояний и архива состояний систем и устройств (5, 10) железнодорожной автоматики и телемеханики, отображению результатов измерений параметров в текущем режиме и из архива измерений, отображению результатов логической обработки параметров, выявлению отказов, сбоев и повреждений в работе систем и устройств (5, 10) железнодорожной автоматики и телемеханики, автоматизации работ по техническому обслуживанию систем и устройств (5, 10) железнодорожной автоматики и телемеханики, включая измерение электрических параметров систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, формированию и выводу на печать журналов автоматизированного учета результатов измерений, формированию и выводу на печать таблиц нормативной и справочной информации, автоматическому определению и вводу данных о проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту, ведению баз данных нормативной и справочной информации, калибровке измерительных каналов, выполнению сервисных задач, диагностики работы перегонных контроллеров 8 и станционных контроллеров 3. Задачи, связанные с контролем состояния и параметров систем и устройств (5, 10) железнодорожной автоматики и телемеханики загружаются автоматически при включении линейного пункты 2 диагностирования, а остальные задачи активизируются по запросу оператора из автоматизированного рабочего места 6 электромеханика.

Технические средства, образующие уровень 1 представленной СТДМ, известны, их практические аспекты функционирования описаны (например, Типовые материалы для проектирования 411501-ТМП, аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля, система технического диагностирования и мониторинга АПК-ДК (СТДМ), АО «Росжелдорпроект», 2015г., Ефанов Д. В., Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: монография. - СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. - 171 с.) и эксплуатируются в настоящее время на железных дорогах Российской Федерации. Программные средства, используемые на уровне 1 представленной СТДМ, известны и практически реализованы (например, Программа для ЭВМ «Сервер передачи состояний датчиков концентратора системы технического диагностирования и мониторинга АПК-ДК (СТДМ)», Свидетельство о гос. регистрации № 2012611269; Программа для ЭВМ «Сервер передачи данных концентратора линейного пункта диагностирования автоматики и телемеханики движения поездов», Свидетельство о гос. регистрации № 2016661840).

Центральный пост 13 диагностики и мониторинга функционирует в границах одного или нескольких линейных предприятий. Линейные посты диагностирования 2 в режиме реального времени по линиям связи с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703 передают собираемую информацию в сервер 15 центрального поста, который реализован на базе сервера серии HP DL380 с программной платформой операционной системы Microsoft Windows Server. При этом резервный сервер 151 центрального поста является дублирующим. Сервер 15 центрального поста обеспечивает обработку полученной информации, хранение обработанной информации в архиве и предоставление доступа из автоматизированного рабочего места 16 пользователя дистанционного уровня и автоматизированного рабочего места 61 инженера по мониторингу. Для этого используются средства локальной вычислительной сети.

Основными пользователями автоматизированных рабочих мест 16 являются диспетчер линейного предприятия и инженер-технолог по диагностике и мониторингу, между которыми распределяются функции автоматизированных рабочих мест 16 пользователя дистанционного уровня. Этими функциями являются сбор, концентрация и обработка данных, полученных из линейных пунктов 2 диагностирования, контроль состояний устройств ЖАТ, мониторинг функционирования и контроль технического обслуживания устройств ЖАТ, прогнозирование выхода параметров устройств ЖАТ за пределы норм, формирование документов для оперативного и статистического анализа. При этом используется системное и прикладное программное обеспечение, установленное на автоматизированном рабочего места 16 пользователя дистанционного уровня. Средствами автоматизированных рабочих мест 16 пользователя дистанционного уровня получают и отображают результаты, детализируют информацию в различных видах и управляют режимами отображения.

Автоматизированное рабочее место 61 инженера по мониторингу является составной частью центрального поста 13 диагностики и мониторинга, а также центра 18 диагностики и мониторинга и предназначено для организации процесса технического обслуживания устройств ЖАТ, в том числе для выполнения работ технологом, включая формирование и распечатку протоколов автоматизированных измерений. Средства автоматизированного рабочего места 61 инженера по мониторингу позволяет выполнять функции по автоматизации технического обслуживания устройств ЖАТ, формированию и документированию журналов автоматизированного учета результатов измерений, формированию и документированию таблиц нормативной и справочной информации, выявлению в автоматическом режиме факта проведения технического обслуживания устройств ЖАТ эксплуатационным персоналом, вводу отметок о времени и месте проведения технического обслуживания и ремонта устройств ЖАИ эксплуатационным персоналом. При этом используется системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине (100) автоматизированного рабочего места 61 инженера по мониторингу, а исходной информацией являются данные основного сервера 15 центрального поста или основного сервера 19 центра, в зависимости от расположения автоматизированного рабочего места 61 инженера по мониторингу. На Фиг. 6 в виде обобщенной блок-схемы представлена последовательность основных операций прикладного программного обеспечения. После запуска определяется на каком уровне системы находится автоматизированное рабочеее место 61 инженера по мониторингу. Если запуск произведен на дорожном уровне (ЦДМ), то пользователь выбирает сервер для работы. Если программа запущена на уровне дистанции (ЦПДМ), то пользователь сразу переходит к выбору станции 1, по которой должны производиться работы АТО. После этого пользователь выбирает работу АТО, которую он хочет выполнять, вводит дополнительные параметры работы и запускает работу на выполнение. Данные с сервера ЦПДМ анализируются, их состав и алгоритм обработки определяется видом выполняемой работы и формируется отчет, который выводится на монитор 102 пользователя. Если, в соответствии с типом отчета, все анализируемые параметры находятся в норме, отчет считается "чистовым". Если какие-то из анализируемых параметров отчета находятся вне нормы, отчет является "не чистовым". Формирование "не чистового" отчета говорит о необходимости регулировки контролируемых устройств ЖАТ. После регулировки устройств, последовательность операций формирования отчета повторяется. Отчет может быть распечатан, сохранен в архиве и передан в другие заинтересованные системы, в том числе систему электронного документооборота ОАО "РЖД". На уровне 2 представленной СТДМ использованы, в частности, следующие прикладные программные средства: Программа для ЭВМ «Сервер диагностики системы технического диагностирования и мониторинга АПК-ДК (СТДМ)», Свидетельство о гос. регистрации № 2012611268; Программа для ЭВМ «Сервер центрального поста диагностирования и мониторинга автоматики и телемеханики движения поездов», Свидетельство о гос. регистрации № 2016661642.

В результате использования средств автоматизированного рабочего места 61 инженера по мониторингу минимизируется количество необходимого оборудования для технического обслуживания устройств ЖАТ, поскольку из эксплуатации исключается соответствующее станционное оборудование, штат эксплуатационного персонала для проведения регламентных измерений по графику технологического процесса сокращается, регламентное и ремонтное обслуживание осуществляется на централизованных в ЦПДМ и ЦДМ объектах, позволяя исключить непродуктивное перемещение обслуживающего персонала и оборудования.

Центр 18 диагностики и мониторинга, расположенный в дорожном диспетчерском центре управления перевозками, функционирует в границах одной дороги. Основной сервер 19 центра и резервный сервер 191 центра через аппаратуру 14 передачи данных с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703 ведут информационный обмен с сервером 15 центрального поста диагностики и мониторинга. Резервный сервер 191 центрального поста является дублирующим. Основной сервер 19 центра и резервный сервер 191 центра реализованы на базе сервера серии HP DL580 с программной платформой операционной системы Microsoft Windows Server. Сервер 19 центра обеспечивает обработку полученной информации, хранение обработанной информации в архиве и предоставление доступа из автоматизированного рабочего места 20 пользователя центра и автоматизированного рабочего место 61 инженера по мониторингу. Для этого используются средства локальной вычислительной сети.

Автоматизированное рабочее место 20 пользователя центра обеспечивает выполнение функций по сбору, концентрации и обработки данных, полученных из центральных постов 13 диагностики и мониторинга, контролю состояния устройств энергоснабжения, контролю состояния, мониторингу функционирования, контролю технического обслуживания и прогнозированию критичности параметров устройств ЖАТ, формированию документов для оперативного и статистического анализа, слежению за фактическим местоположением поездов на участках контроля и расчету фактического отклонения движения поезда от графика движения. При этом используется системное и прикладное программное обеспечение, установленное на автоматизированном рабочем месте 20 пользователя центра. Кроме того, центр 18 диагностики и мониторинга передает комплексную информацию о функционировании устройств ЖАТ в сетевой центр 22 диагностики и мониторинга с использованием каналов связи, предоставляемых ОАО "РЖД".

На уровне 3 представленной СТДМ использованы, в частности, следующие прикладные программные средства: Программа для ЭВМ «Комплекс задач мониторинга и диагностики устройств автоматики и телемеханики», Свидетельство о гос. регистрации № 2018611909; Программа для ЭВМ «Сервер обработки и формирования информации о движении поездов», Свидетельство о гос. регистрации № 2016662589; Программа для ЭВМ «Центральный сервер сигналов систем информирования», Свидетельство о гос. регистрации № 2016662589.

Сетевой центр 22 диагностики и мониторинга расположен в главном центре управления РЖД и функционирует в рамках всей сети железных дорог РФ. Сервер 23 сетевого центра и резервный сервер 231 сетевого центра через аппаратуру 14 передачи данных с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703 ведут информационный обмен с основными серверами 19 центра (по количеству железных дорог РФ). Резервный сервер 231 сетевого центра является дублирующим. На сервере 23 центра и резервном сервере 231 центра применена система аппаратной виртуализации Microsoft Hyper-V с программной платформой операционной системы Microsoft Windows Server. Автоматизированное рабочее место 24 пользователя центра обеспечивает выполнение функций по графическому представлению информации о поездном положении участков железных дорог РФ, привязанному к обобщенной картографической информации, получении и отображении дорожных, участковых, дистанционных, круговых, станционных и пультовых видов диагностической информации о состоянии и прогнозе поведения контролируемых устройств участков железных дорог РФ и отображению детализированной справочной информации. При этом используется системное и прикладное программное обеспечение, установленное на рабочем месте 24 пользователя центра.

В результате средствами сетевого центра 22 диагностики и мониторинга обеспечивается формирование документов для оперативного анализа и принятия решений по обеспечению безотказной работы систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в сети железных дорог РФ.

Похожие патенты RU2726387C1

название год авторы номер документа
Способ и устройство для удаленного мониторинга и технической диагностики железнодорожных устройств автоматики и телемеханики 2018
  • Зуев Денис Владимирович
  • Седых Дмитрий Владимирович
  • Бочкарев Сергей Владимирович
RU2700302C1
Система технического диагностирования и мониторинга АДК-СЦБ 2020
  • Григорчук Юрий Семенович
  • Катков Александр Васильевич
  • Кольцов Василий Васильевич
  • Остриков Михаил Иванович
  • Правдин Александр Михайлович
  • Прошин Виктор Александрович
  • Прищепа Михаил Васильевич
  • Сергеев Александр Юрьевич
  • Снитко Юрий Васильевич
  • Федорчук Андрей Евгеньевич
RU2751354C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ С ОЦЕНКОЙ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 2019
  • Москвина Елена Анатольевна
  • Будилова Анна Владимировна
RU2725354C1
Система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И 2023
  • Наговицын Виктор Викторович
  • Абакумов Максим Владимирович
  • Михайлов Максим Юрьевич
  • Кузнецова Мария Сергеевна
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2794389C1
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА "СЕТУНЬ" 2016
  • Карев Алексей Владиславович
  • Киселев Алексей Игоревич
  • Никитин Сергей Михайлович
  • Стеганцев Сергей Михайлович
  • Иванов Евгений Николаевич
  • Павлов Алексей Михайлович
RU2628004C1
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ МПЦ-ЭЛ 2017
  • Гоман Евгений Александрович
  • Чекунов Дмитрий Алексеевич
RU2709068C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
МОДУЛЬНЫЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ 2019
  • Пантелеев Роман Анатольевич
  • Яшин Михаил Геннадьевич
  • Грошев Василий Александрович
  • Ломов Валерий Алексеевич
  • Фомин Семён Николаевич
  • Фомин Павел Николаевич
RU2747520C1
СИСТЕМА ГОРОЧНОЙ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ (ГМЦ) 2017
  • Никифоров Николай Александрович
  • Тимофеева Александра Никандровна
  • Оллыкайнен Олег Юрьевич
  • Мовшин Антон Анатольевич
  • Зверев Владислав Валерьевич
  • Жмуданов Игорь Николаевич
  • Степанов Юрий Борисович
RU2648488C1
Централизованная интегрированная система информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и станционной двухсторонней парковой связи 2017
  • Блиндер Илья Давидович
  • Жуков Сергей Викторович
RU2667682C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 726 387 C1

Реферат патента 2020 года Система технического диагностирования и мониторинга

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов контроля, диагностирования и мониторинга технического состояния и технического обслуживания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Сущность изобретения заключается в том, что система технического диагностирования и мониторинга дополнительно содержит по крайней мере один линейный пункт диагностирования, по крайней мере один центральный пост диагностики и мониторинга, по крайней мере один центр диагностики и мониторинга и сетевой центр диагностики и мониторинга. Технический результат – повышение автоматизации системы. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 726 387 C1

1. Система технического диагностирования и мониторинга, содержащая

по крайней мере один линейный пункт диагностирования, соединенный со станционными контроллерами, подключенными через станционные преобразователи к системам железнодорожной автоматики и телемеханики, линейный пункт диагностирования включает автоматизированное рабочее место электромеханика, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, и концентратор, при этом линейный пункт диагностирования соединен через перегонный контроллер с перегонными первичными преобразователями, подключенными к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики,

по крайней мере один центральный пост диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с линейными пунктами диагностирования и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер центрального поста, резервный сервер центрального поста, автоматизированные рабочие места пользователей дистанционного уровня и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики,

по крайней мере один центр диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с центральными постами диагностики и мониторинга и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть основной сервер центра, резервный сервер центра, а также рабочие места пользователей центра и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу, оборудованное программно-аппаратными средствами автоматизации работ по техническому обслуживанию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики,

и сетевой центр диагностики и мониторинга, соединенный через аппаратуру передачи данных с центрами диагностики и мониторинга, и включающий объединенные в локальную вычислительную сеть сервер сетевого центра, резервный сервер сетевого центра и автоматизированные рабочие места пользователей сетевого центра,

при этом автоматизированное рабочее место пользователя дистанционного уровня, автоматизированное рабочее место пользователя центра, автоматизированное рабочее место пользователя сетевого центра и автоматизированное рабочее место инженера по мониторингу содержат персональную электронно-вычислительную машину с установленным системным и прикладным программным обеспечением, клавиатуру, монитор, принтер, манипулятор "мышь" и источник бесперебойного питания,

а автоматизированное рабочее место пользователя дистанционного уровня, автоматизированное рабочее место пользователя центра и автоматизированное рабочее место пользователя сетевого центра выполнены с возможностью подключения нескольких серверов.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что соединение между центральным постом диагностики и мониторинга и линейными пунктами диагностирования, между центром диагностики и мониторинга и центральными постами диагностики и мониторинга, между сетевым центром диагностики и мониторинга и центрами диагностики выполнено с использованием аппаратного интерфейса по протоколу G.703.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что автоматизированное рабочее место электромеханика выполнено на базе промышленного компьютера компактного исполнения с возможностью получения информации от устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что сервер сетевого центра и резервный сервер сетевого центра являются отказоустойчивыми серверами кластерного исполнения.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя дистанционного уровня, характеризуется возможностью применения при сборе, концентрации и обработке данных, полученных из линейных пунктов диагностирования, контроле состояний устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, мониторинге функционирования и контроля технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, прогнозировании выхода параметров устройств железнодорожной автоматики и телемеханики за пределы норм и формировании документов для оперативного и статистического анализа.

6. Система по п. 1, отличающаяся тем, что системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места инженера по мониторингу, характеризуется возможностью применения при автоматизации технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, формировании и документировании журналов автоматизированного учета результатов измерений, формировании и документировании таблиц нормативной и справочной информации, выявлении в автоматическом режиме факта проведения технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики эксплуатационным персоналом и вводе отметок о времени и месте проведения технического обслуживания и ремонте устройств железнодорожной автоматики и телемеханики эксплуатационным персоналом.

7. Система по п. 1, отличающаяся тем, что системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя центра, характеризуется возможностью применения при сборе, концентрации и обработке данных, полученных из центральных постов диагностики и мониторинга, контроле состояния устройств энергоснабжения, контроле состояния, мониторинге функционирования, контроле технического обслуживания и прогнозировании критичности параметров устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, формировании документов для оперативного и статистического анализа, слежении за фактическим местоположением поездов на участках контроля и расчете фактического отклонения движения поезда от графика движения и передаче информации в необходимом формате в сетевой центр диагностики и мониторинга.

8. Система по п. 1, отличающаяся тем, что системное и прикладное программное обеспечение, установленное в персональной электронно-вычислительной машине автоматизированного рабочего места пользователя сетевого центра, характеризуется возможностью применения при графическом представлении информации о поездном положении участков железных дорог РФ, привязанном к обобщенной картографической информации, получении и отображении дорожных, участковых, дистанционных, круговых, станционных и пультовых видов диагностической информации о состоянии и прогнозе поведения контролируемых устройств участков железных дорог РФ и отображении детализированной справочной информации.

9. Система по п. 1, отличающаяся тем, что сетевой центр диагностики и мониторинга соединен с автоматизированной системой управления ОАО "РЖД".

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726387C1

Коротковолновая антенна бегущей волны 1951
  • Кучук Е.Н.
SU95153A1
Способ и устройство для удаленного мониторинга и технической диагностики железнодорожных устройств автоматики и телемеханики 2018
  • Зуев Денис Владимирович
  • Седых Дмитрий Владимирович
  • Бочкарев Сергей Владимирович
RU2700302C1
Устройство для соединения деталей различной формы 1959
  • Четырин В.А.
SU127983A1
JP 2002046605 A, 12.02.2002.

RU 2 726 387 C1

Авторы

Турченков Игорь Васильевич

Иванов Александр Алексеевич

Даты

2020-07-13Публикация

2019-12-24Подача