Автожир авиалесоохраны Российский патент 2020 года по МПК B64C27/02 B64C27/22 

Описание патента на изобретение RU2728950C1

Изобретение относится к области технических средств, предназначенных для тушения пожаров, в частности к авиационным средствам тушения лесных пожаров.

Известен боевой автожир А-7-3А (Боевые Автожиры Сталина. Камов А-7-3. СССР. https://topwar.ru/6880-boevye-avtozhiry-stalina-kamov-a-7-3-sssr.html.). Он состоит из фюзеляжа ферменной конструкции, тянущего двигателя с винтом, ротора на высокой стойке, колесного шасси и хвостового оперенья.

Недостатком известной конструкции автожира является маломощный поршневой двигатель, также автожир имеет фюзеляж ферменной конструкции с открытой кабиной, что обуславливает трудоемкость его изготовления. Кроме того, автожир имеет не обтекаемую форму, ротор находится на высокой стойке, дающей значительное аэродинамическое сопротивление.

Известен автожир «Флюгегельрад-1 VI» журнал Техника молодежи № 12, 2000 год (стр. 31). Недостатками известной конструкции является то, что кабина пилота с ротором находится прямо над турбореактивным двигателем, что повышает габаритную высоту аппарата. Также лопасти ротора омываются горячими газами, выходящими из сопла турбореактивного двигателя, что требует использование в конструкции ротора дорогостоящих жаропрочных сталей.

У автожира отсутствует хвостовое оперение, что делает его в полете неустойчивым на курсе.

Техническим результатом изобретения является снижение лобового сопротивления, повышение маневренности, снижения себестоимости автожира.

Указанный технический результат достигается тем, что автожир авиалесоохраны содержащий фюзеляж, кабину пилота, ротор, шасси, отличающийся тем, что, фюзеляж имеет обтекаемую сигарообразную форму, внутри которого за кабиной пилота размещен турбовентиляторный двухконтурный двигатель, а снаружи расположен ротор, закрепленный на подшипниковых опорах, с возможностью вращения вокруг кабины пилота, при этом лопасти ротора омываются струей воздуха, выходящего через выходное сопло воздушного кольцевого канала турбовентиляторного двигателя, при этом автожир содержит двухкилевое хвостовое оперение.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где:

на фиг. 1 изображен автожир авиалесоохраны, вид сбоку;

на фиг. 2 – автожир авиалесоохраны, вид сверху;

на фиг. 3 - автожир авиалесоохраны, вид спереди;

на фиг. 4 - автожир авиалесоохраны, на поплавках, вид сбоку;

на фиг. 5 - схема ротора автожира авиалесоохраны, вращающегося вокруг кабины;

на фиг. 6 - схема действия электростартера автожира авиалесоохраны, при раскрутки ротора.

Автожир авиолесоохраны состоит из фюзеляжа 1 с двухкилевым хвостовым оперением, кабины пилота 2, турбовентиляторного двигателя 3, раположенного за кабиной пилота, снаружи кабины пилота расположен ротор 4 на подшипниковых опорах 5, с возможностью вращения вокруг кабины пилота 2, колесного шасси 6, электростартера 7, аккумуляторной батареи 8, телекамер 9, топливного бака 10, поплавкового шасси 11, вентилятора 12, воздушного кольцевого канала 13 с выходным соплом 14, выходного сопла турбовентиляторного двигателя 15.

Причем в варианте исполнения автожира для тушения лесного пожара огнетушащей жидкостью вместо колесного шасси 6 могут быть установлены поплавки 11. При этом поплавки 11 могут использоваться как емкости для воды, предназначенной для тушения лесных пожаров.

Автожир действует следующим образом: пилот автожира запускает работу стартера 7, который работает от аккумуляторной батареи 8. Стартер, при контакте с ротором 4 начинает его раскручивать. Одновременно включается в работу турбовентиляторный двигатель 3. Воздух, необходимый для работы турбовентиляторного двигателя 3 забирается из входного отверстия. Этот поток воздуха делится на две части, которые огибают кабину пилота 2. Затем, перед тем как попасть на лопасти вентилятора 12 оба потока воздуха сходятся. Далее, поток воздуха делится на две части: одна часть отбрасываемая лопастями вентилятор 12 идет по воздушному кольцевому каналу 13 и выходит через сопло 14, продолжая одновременно раскручивать ротор 4. Другая часть воздуха попадает в корпус турбовентиляторного двигателя 3 и выходит с реактивной струей через сопло 15 создавая горизонтальную тягу.

После непродолжительного разбега происходит взлет аппарата. Пилот, управляя из кабины 2 ведет наблюдение, запись о лесных пожарах через телекамеры 9.

В поплавковом варианте автожир авиалесоохраны перемещаясь по водной поверхности заполняет поплавки 11 водой, которая будет вылита на лесной пожар.

В предлагаемом техническом решении используется более мощный и более экономичный турбовентиляторный двигатель. У предлагаемого автожира обтекаемый сигарообразный фюзеляж с кабиной, закрытой прозрачным колпаком. Значительно снижена высота автожира, из-за отсутствия стойки ротора, так как в предлагаемом решении ротор, закреплен на шарнирных опорах и вращается вокруг кабины. Ротор обдувается струей воздуха, идущего от вентилятора, двухконтурного турбовентиляторного двигателя. Еще автожир имеет двухкилевое хвостовое оперенье с двумя вертикальными шайбами с рулями направления.

Положительный результат от применения автожира авиалесоохраны достигается большой оперативностью обнаружения и тушения лесных пожаров. Кроме того, таким автожирам не нужны специально подготовленные взлетные полосы, так как они имеют незначительную длину взлетной дистанции. Применение в конструкции турбовентиляторных двигателей позволяет повысить энерговооруженность и маневренность летательных аппаратов.

Литература

1. Боевые Автожиры Сталина. Камов А-7-3. СССР. https://topwar.ru/6880-boevye-avtozhiry-stalina-kamov-a-7-3-sssr.html.

2. Скандальная схема-3: под знаком свастики / Техника молодежи, № 12, 2000. – С. 31-37.

Похожие патенты RU2728950C1

название год авторы номер документа
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 2014
  • Дурнев Роман Александрович
  • Трофимов Алексей Владимирович
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2582513C2
ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ 2004
  • Половников Юрий Владимирович
RU2314231C2
ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ - МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ "БУРЕВЕСТНИК" 2004
  • Половников Юрий Владимирович
RU2270137C2
Автожир 2019
  • Чаннов Денис Владимирович
RU2730082C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2020
  • Щелочков Матвей Анатольевич
  • Селезнев Сергей Викторович
  • Галимов Ринат Минахметович
RU2739451C1
Амфибийный транспортный аппарат Кочетова для эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях регионального масштаба 2014
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2650281C2
СКОРОСТНОЙ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2629475C1
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 2014
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2578450C1
ПОМЕЩЕНИЕ В АМФИБИЙНОМ ТРАНСПОРТНОМ АППАРАТЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 2014
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2576207C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 728 950 C1

Реферат патента 2020 года Автожир авиалесоохраны

Изобретение относится к области авиации, в частности к авиационным средствам тушения лесных пожаров. Автожир авиалесоохраны содержит фюзеляж, кабину пилота, ротор, шасси, хвостовое оперение. Фюзеляж имеет обтекаемую сигарообразную форму, внутри которого за кабиной пилота размещен турбовентиляторный двухконтурный двигатель, а снаружи расположен ротор, закрепленный на подшипниковых опорах с возможностью вращения вокруг кабины пилота. При этом лопасти ротора омываются струей воздуха, выходящего через выходное сопло воздушного кольцевого канала турбовентиляторного двигателя. Обеспечивается снижение лобового сопротивления, повышение маневренности. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 728 950 C1

Автожир авиалесоохраны, содержащий фюзеляж, кабину пилота, ротор, шасси, отличающийся тем, что фюзеляж имеет обтекаемую сигарообразную форму, внутри которого за кабиной пилота размещен турбовентиляторный двухконтурный двигатель, а снаружи расположен ротор, закрепленный на подшипниковых опорах с возможностью вращения вокруг кабины пилота, при этом лопасти ротора омываются струей воздуха, выходящего через выходное сопло воздушного кольцевого канала турбовентиляторного двигателя, при этом автожир содержит хвостовое оперение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2728950C1

СКОРОСТНОЙ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2629475C1
Автожир с возможностью вертикального взлета 2017
  • Каргопольцев Владимир Николаевич
RU2674743C1
RU 2017135231 A, 08.04.2019
Система электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
  • Лаптев Владимир Поликарпович
SU1495489A1
US 3451644 A1, 24.06.1969.

RU 2 728 950 C1

Авторы

Кириллов Сергей Владимирович

Кудрявцев Игорь Аркадьевич

Краснов Виталий Геннадьевич

Шкуров Николай Владимирович

Даты

2020-08-03Публикация

2020-01-15Подача