ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2020 года по МПК F02C7/06 F01D21/04 

Описание патента на изобретение RU2730565C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в опорах роторов осевых вентиляторов авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей с целью минимизации вторичных повреждений конструкции двигателя при обрыве лопатки ротора его вентилятора.

Обрыв лопаток лопаточных машин может быть связан с воздействием случайных эксплуатационных факторов. Уровень и характер повреждения лопаточной машины определяется размерами и количеством фрагментов, уровнем их кинетической энергии. Вторичные повреждения конструкции двигателя могут приводить к более тяжелым последствиям, чем непосредственно разрушение проточной части самой лопаточной машины. Большие неуравновешенные силы ротора вентилятора, возникающие после обрыва его лопатки и действующие со стороны ротора вентилятора на корпус двигателя, создают повышенные динамические нагрузки в узлах его подвески в мотогондоле летательного аппарата. Можно выделить три фазы процесса:

- собственно момент обрыва лопатки с разрушением части корпусных элементов конструкции и контактом лопаток ротора вентилятора с корпусом его статора,

- выбег ротора после выключения подачи топлива в камеру сгорания со снижением его частоты вращения до авторотации,

- режим авторотации.

Одним из элементов конструкции двигателя, предотвращающим значительные разрушения в случае обрыва лопатки вентилятора является специальное устройство, вводимое в конструкцию опор его ротора. В иностранной литературе применяется термин «Load Reduction Device (LRD)», а в отечественной используется термин «Слабое Звено». Современные двигатели с большой степенью двухконтурности, имеющие лопатки вентилятора большой размерности со значительной массой, оснащаются такими устройствами. В связи с применением высоконапорных вентиляторов с так называемыми "широкохордными лопатками" со значительной массой потребность в этих специальных устройствах может возникать и для двигателей с относительно небольшой степенью двухконтурности.

Известен турбореактивный двигатель, вал ротора вентилятора которого поддерживается опорой с двумя подшипниками. Первый подшипник поддерживается деталью опоры, образующей оболочку вокруг вала, ориентированную назад по ходу от первого подшипника и прикрепленную к неподвижной конструкции двигателя. Второй подшипник поддерживается деталью опоры, которая также прикреплена к неподвижной конструкции двигателя. Деталь опоры первого подшипника прикреплена к неподвижной конструкции двигателя так называемыми «срезными винтами» с ослабленным проточкой участком цилиндрического стержня, по которому происходит их разрушение под действием повышенных прикладываемых нагрузок (Патент FR №2752024, МПК F16C 13/02, F16B 31/00, F01D 25/16, опубликован 06.02.1998 г.).

Неуравновешенные силы ротора вентилятора, возникающие после обрыва его лопатки и действующие со стороны ротора вентилятора на неподвижную конструкцию двигателя, создают повышенные динамические нагрузки на срезные винты, которые ломаются, отсоединяя деталь опоры первого подшипника от неподвижной конструкции двигателя. После отсоединения детали опоры первого подшипника от неподвижной конструкции двигателя ротор вентилятора произвольно смещается и продолжает вращаться. При этом нарушается герметичность масляной полости первого и второго подшипников, что может привести к повышенной пожароопасности и является недостатком.

Наиболее близким предлагаемому техническому решению является турбореактивный двигатель с ротором вентилятора, составляющим одно целое с ведущим валом, поддерживаемым первым и вторым подшипниками, содержащий статор и ротор вентилятора с валом, поддерживаемым первым и вторым подшипниками, а также удерживающий диск на валу вентилятора, взаимодействующий с ограничительным диском статора для образования аварийного подшипника, удерживающего ротор вентилятора в осевом направлении. (Патент РФ №2386050, МПК F02K 3/04, опубликован 10.04.2010 г.).

В случае разрушения срезных винтов опоры («Слабого звена») крепления корпуса первого подшипника от воздействия больших неуравновешенных сил ротора вентилятора, вызванных обрывом его лопатки, под действием осевого усилия происходит смещение ротора навстречу потоку воздуха, поступающему в вентилятор, до динамического контакта удерживающего диска на валу вентилятора с ограничительным диском его статора в зоне второго подшипника с образованием аварийного подшипника. При этом нарушается герметичность масляной полости первого и второго подшипников, а радиальное усилие с ротора вентилятора может передаваться на его статор путем произвольного динамического контакта с ним торцев лопаток ротора. Это может привести к повышенной пожароопасности и является недостатком известного двигателя.

Предлагаемое изобретение направлено на минимизацию вторичных повреждений конструкции двигателя при обрыве лопатки ротора его вентилятора путем создания конструкции опоры вентилятора со «Слабым Звеном», исключающей смещение ротора в осевом направлении и обеспечивающей возможность смещения корпуса первого подшипника его опоры в радиальном направлении без нарушения герметичности масляной полости.

При создании данного изобретения решается задача расширения арсенала технических средств - опор ротора вентилятора турбореактивного двигателя с устройством «Слабое Звено», предотвращающим значительные разрушения в случае обрыва лопатки ротора вентилятора.

Поставленная задача решается тем, что в двухконтурном турбореактивном двигателе, содержащем ротор вентилятора с валом, поддерживаемым первым радиально-упорным шариковым и вторым радиальным роликовым подшипниками, установленными в соответствующих корпусах, закрепленных на промежуточном корпусе двигателя, корпус первого подшипника снабжен фланцем, который зафиксирован в расточке промежуточного корпуса в осевом направлении прижимным фланцем, а в радиальном направлении - срезными штифтами с обеспечением радиального зазора между наружной цилиндрической поверхностью фланца корпуса первого подшипника и внутренней цилиндрической поверхностью расточки, при этом оси срезных штифтов ориентированы параллельно оси вращения ротора вентилятора, а фланец корпуса первого подшипника и расточка промежуточного корпуса уплотнены между собой упругим кольцом.

На фиг. 1 показан двухконтурный турбореактивный двигатель с опорой вентилятора; на фиг. 2 - опора вентилятора с первым и вторым подшипниками (вид А на фиг. 1); на фиг. 3 - соединение корпуса первого подшипника с промежуточным корпусом двухконтурного турбореактивного двигателя (вид Б на фиг. 3).

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит статор 1, закрепленный на промежуточном корпусе двигателя 2, и ротор вентилятора 3 с валом 4. Ротор вентилятора 3 поддерживается первым радиально-упорным шариковым подшипником 5 с корпусом 6 и вторым радиальным роликовым подшипником 7 с корпусом 8 с обеспечением регламентированных радиальных зазоров между торцами лопаток ротора 3 и статора 1 вентилятора, а корпусы подшипников 6 и 8 закреплены на промежуточном корпусе 2. Опора вентилятора имеет масляную полость 9. Корпус 6 первого подшипника 5 снабжен фланцем 10, который зафиксирован в расточке 11 промежуточного корпуса в осевом направлении с помощью прижимного фланца 12, закрепленного винтами 13 в промежуточном корпусе 2. В радиальном направлении фланец 10 зафиксирован в расточке 11 срезными штифтами 14 («Слабое Звено») с обеспечением радиального зазора 15 между наружной цилиндрической поверхностью фланца 10 корпуса первого подшипника и внутренней цилиндрической поверхностью расточки 11. Фланец 10 центрируют с помощью штифтов 14 с обеспечением плотности стыков по поверхностям 16, при этом оси штифтов 14 и винтов 13 параллельны оси вращения ротора вентилятора 3. Уплотнение масляной полости 9 опоры по сопрягаемым поверхностям фланца 10 корпуса 6 первого подшипника 5 с промежуточным корпусом 2 осуществляют упругим кольцом 17.

При изготовлении ротора вентилятора 3 с валом 4 выполняют его динамическую балансировку на подшипниках 5 и 7 с целью минимизации динамических нагрузок на подшипники при штатной его работе в составе двухконтурного турбореактивного двигателя. При сборке двухконтурного турбореактивного двигателя выполняют контроль соосности посадочных мест под подшипники 5 и 7 в их корпусах 6 и 8, закрепленных на промежуточном корпусе 2. Таким образом, обеспечивают совмещение центра масс ротора вентилятора 3 и вала 4 с осью его вращения в составе вентилятора двигателя и расчетный уровень осевого и радиальных усилий на подшипники 5 и 7 при штатной работе двухконтурного турбореактивного двигателя.

В случае обрыва лопатки ротора вентилятора 3 в результате воздействия случайных эксплуатационных факторов, которыми являются полетные режимы с максимальной скоростью потока воздуха, поступающего в вентилятор и максимальной частотой вращения его ротора, происходит следующее:

- оборвавшаяся лопатка оказывает динамическое силовое воздействие на статор вентилятора 1, усилие со статора 1 через промежуточный корпус 2 двухконтурного турбореактивного двигателя передается на узлы его подвески в мотогондоле летательного аппарата (не показаны),

- ротор вентилятора 3 без рабочей лопатки становится динамически неуравновешенным, так как центр его масс не совпадает с осью вращения его вала 4 в подшипниках 5 и 7; лопатки вращающегося ротора вентилятора 3 вступают в контакт со статором 1 и при этом частично разрушаются;

- усилия, действующие на подшипники 5 и 7 резко и значительно возрастают, что ведет к динамическому нагружению их корпусов 6 и 8, а также мест их крепления на промежуточном корпусе 2 - в первую очередь корпуса 6 первого радиально-упорного шарикового подшипника 5, фланец 10 которого закреплен в промежуточном корпусе 2 винтами 13 с помощью прижимного фланца 12 и штифтов 14 расточке 11;

- под действием динамического радиального усилия происходит срезание штифтов 14 по плоскостям поверхностей 16, что обеспечивает возможность смещения корпуса 6 с подшипником 5 в радиальном направлении на величину зазора 15 и тем самым значительно снижает величину радиального усилия от подшипника 5, передающегося через промежуточный корпус 2 двигателя на узлы его подвески;

- осевое усилие при этом постоянно воспринимается прижимным фланцем 12, закрепленным винтами крепления 13 в промежуточном корпусе, и, соответственно, передается через промежуточный корпус 2 двигателя на узлы его подвески,

- при этом герметичность масляной полости 9 опоры обеспечивает упругое кольцо 17, посредством которого уплотнены фланец 10 корпуса первого подшипника и расточка 11 промежуточного корпуса;

- после выключения подачи топлива в камеру сгорания двигателя происходит снижение частоты вращения ротора вентилятора до режима авторотации.

Таким образом, предлагаемая конструкции опоры ротора вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя исключает смещение ротора в осевом направлении и обеспечивает возможность смещения первого радиально-упорного шарикового подшипника его опоры в радиальном направлении без нарушения герметичности масляной полости, что минимизирует значительные разрушения конструкции двигателя при обрыве лопатки ротора его вентилятора.

Похожие патенты RU2730565C1

название год авторы номер документа
Передняя опора ротора компрессора 2019
  • Скиба Владимир Васильевич
  • Воронков Алексей Петрович
  • Гумеров Александр Витальевич
  • Болдырев Олег Игоревич
  • Шкуренков Александр Васильевич
  • Кузьмин Сергей Валерьевич
RU2729579C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВЕНТИЛЯТОРОМ, ПРИКРЕПЛЕННЫМ К ПРИВОДНОМУ ВАЛУ, УДЕРЖИВАЕМОМУ ПЕРВЫМ И ВТОРЫМ ПОДШИПНИКАМИ 2005
  • Лаперг Ги
  • Серван Режи
  • Буши Гаэль
RU2361100C2
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОБОРУДОВАННЫЙ СРЕДСТВАМИ ОСЕВОГО УДЕРЖАНИЯ СВОЕГО НАРУЖНОГО КОЛЬЦА 2011
  • Антюн Серж Луи
  • Бро Мишель
RU2559953C2
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И АВИАЦИОННЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Новаковски Натали
  • Венсан Тома Ален Кристиан
RU2686248C2
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 1999
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2166672C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2411384C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
РОТОРНО-ЛОПАТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Хакимов Виктор Алексеевич
RU2413853C1
ТУРБОМАШИНА С ВСТРОЕННЫМ ПУСКАТЕЛЕМ-ГЕНЕРАТОРОМ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Франше Мишель
  • Пикар Жан-Луи
RU2321755C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 730 565 C1

Реферат патента 2020 года ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в опорах роторов осевых вентиляторов авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей. Двухконтурный турбореактивный двигатель, в котором корпусы подшипников 6 и 8 закреплены на промежуточном корпусе 2. Корпус 6 первого подшипника 5 снабжен фланцем 10, который зафиксирован в расточке 11 промежуточного корпуса в осевом направлении с помощью прижимного фланца 12, закрепленного винтами 13 в промежуточном корпусе 2. В радиальном направлении фланец 10 зафиксирован в расточке 11 срезными штифтами 14 («Слабое Звено») с обеспечением радиального зазора 15 между наружной цилиндрической поверхностью фланца 10 корпуса первого подшипника и внутренней цилиндрической поверхностью расточки 11, при этом оси штифтов 14 и винтов 13 параллельны оси вращения ротора вентилятора 3 Уплотнение масляной полости 9 опоры по сопрягаемым поверхностям фланца 10 корпуса 6 первого подшипника 5 с промежуточным корпусом 2 обеспечивается упругим кольцом 17. Таким образом, предлагаемая конструкции опоры ротора вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя исключает смещение ротора в осевом направлении и обеспечивает возможность смещения первого радиально-упорного шарикового подшипника его опоры в радиальном направлении без нарушения герметичности масляной полости, что минимизирует значительные разрушения конструкции двигателя при обрыве лопатки ротора его вентилятора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 730 565 C1

Двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий ротор вентилятора с валом, поддерживаемым первым радиально-упорным шариковым и вторым радиальным роликовым подшипниками, установленными в соответствующих корпусах, закрепленных на промежуточном корпусе двигателя, отличающийся тем, что корпус первого подшипника снабжен фланцем, который зафиксирован в расточке промежуточного корпуса в осевом направлении прижимным фланцем, а в радиальном направлении - срезными штифтами с обеспечением радиального зазора между наружной цилиндрической поверхностью фланца корпуса первого подшипника и внутренней цилиндрической поверхностью расточки, при этом оси срезных штифтов ориентированы параллельно оси вращения ротора вентилятора, а фланец корпуса первого подшипника и расточка промежуточного корпуса уплотнены между собой упругим кольцом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2730565C1

РАЗРЫВНОЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ 2003
  • Буши Гаэль
  • Вассер Паскаль
RU2328627C2
FR 2888621 A1, 19.01.2007
ЛОМКАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВАЛА ВЕНТИЛЯТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Буши Гаэль
  • Эртель Бертран Жан-Жозеф Мари
  • Массон Эрик Жан
  • Ракотодрениб Бьен-Эме
  • Панделаки Пьер
  • Мартэн Даниель
  • Морель Патрик
  • Суио Энри
RU2303704C2
US 2006110244 A1, 25.05.2006
EP 2071138 A1, 17.06.2009.

RU 2 730 565 C1

Авторы

Скиба Владимир Васильевич

Даты

2020-08-24Публикация

2019-09-24Подача