СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Российский патент 2020 года по МПК A63B71/00 

Описание патента на изобретение RU2730746C1

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки спортсменов в игровых видах спорта, в частности, в футболе, хоккее и баскетболе.

Постоянная интенсификация игровой деятельности, последних десятилетий, требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1, 2, 3]. До настоящего времени отдельные вопросы подготовки спортсменов еще не решены, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок и программно-аппаратных комплексов.

Уровень техники.

Известны гобо проекторы [4]. Гобо проектор (Gobo проектор) - это прожектор с лампой, объективом и трафаретом, который установлен между лампой и объективом. Свет от лампы проходит через изображение и переносит (проецирует) изображение на любую отражающую свет поверхность.

Гобо проекторы широко используются в рекламе, но неизвестно их применение в тренировках спортсменов в игровых видах спорта.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий элементы выполнения тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [5].

Недостатком способа является низкая функциональная возможность при высокой стоимости программно-аппаратных средств.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу тренировки спортсменов в игровых видах спорта является способ по патенту [6], где тренировка обводки соперника проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют световые зоны, имитирующие соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. В данном способе заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера. При этом световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют границу между цветными половинами, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны и точкой старта спортсмена. Один цвет зоны задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другой - как сигнал к свободному проходу. Таким образом, посменно формируется четыре варианта действий спортсмена: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны. Для приближения условий тренировки к реальным игровым, освещение каждой зоны непредсказуемо для спортсмена переключается программно или вручную тренером. Спортсмен, выполняя обводку зоны, учитывает положение и динамику изменения освещенности зоны, не допускает обводки на запрещенный сигнал. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена. При отсутствии ошибок спортсмена, площадь и скорость изменения зон увеличивают, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку. По максимальной скорости спортсмена, скорости трансформации и площади зон, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве двигательных действий.

Сложность формирования видео контента и высокая цена необходимых цифровых проекционных систем комплекса являются существенным недостатком данного способа, который ограничивает практическое применение данного изобретения.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в упрощении комплекса программно-аппаратных средств, применении простых и дешевых гобо проекторов с трафаретами проецируемых изображений.

Технический результат достигается тем, что тренировка обводки соперника проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют заданное количество световых зон, имитирующих соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение положения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. Заданное количество световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников формируется в виде круга заданного размера с ярко выделенными оптическим способом половинами. Одна половина зоны, имеющая оптическое выделение, задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другая - как сигнал к свободному проходу. Таким образом, сменой изображений зон посменно формируется четыре варианта действий спортсмена: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны. Спортсмен, выполняя обводку зоны, учитывает положение зоны и не допускает обводки на запрещенный сигнал. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена. При отсутствии ошибок спортсмена, площадь и скорость переключения изображений зон увеличивают, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку.

Причем новым является то, что изображение каждой световой зоны, имитирующей соперника, формируется при помощи трафарета гобо проектора, перемещающего и/или вращающего изображение зоны, при этом каждая световая зона-соперник формируется трафаретом из двух контрастных отличающихся половинок, одна из которых условно показывает запрет на перемещение спортсмена, другая указывает разрешенное направление перемещение; зоны по программе программно-аппаратного комплекса или в ручном режиме ориентируются с заданной скоростью вращения на заданное время относительно спортсмена в четырех позициях и посменно формируют четыре варианта его действий: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны; для приближения условий тренировки к реальным игровым, неожиданно изменяющимся обстоятельствам, частота и направление вращения зоны, а также ее ориентация относительно спортсмена непредсказуема для тренирующегося.

По максимальной скорости спортсмена, частоте смены ориентации зоны относительно спортсмена, при которой он, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ тренировки обводки в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируется заданное количество стационарных световых зон - проекций. Каждая из проекций сформирована гобо проектором с трафаретом световой зоны, которая имитирует противодействие соперника. Управление перемещениями и вращением световых зон осуществляется вручную тренером или программно-аппаратным комплексом.

В зависимости от подготовленности спортсмена задается скорость вращения и время остановок зон с заданной ориентацией относительно спортсмена. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость и частота смены ориентации зоны относительно спортсмена. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие игру с опытным соперником.

Задача спортсмена - совершить обводку световых зон заданное число раз на максимальной скорости. Ошибкой признается попадание спортсмена на площадь световой зоны или выполнение обводки на запрещенный сигнал.

При отсутствии ошибок спортсмена, площадь зоны и динамику изменения ее ориентации относительно спортсмена увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять предложенное упражнение.

По максимальной скорости выполнения упражнения, частоты изменения ориентации и площади зон оценивают подготовленность спортсмена.

Пример. На игровой площадке футболист с мячом располагается перед тремя световыми зонами диаметром 1,5 м, которые расположены на одной линии на расстоянии 5 м друг от друга. Зоны создаются на поле при помощи гобо проектора с трафаретом, который выбрал тренер из ранее подготовленного комплекта. Каждая зона сформирована как световой круг с ободом толщиной 3 см и заливкой светом половины круга. Световые зоны имитируют соперников, которых надо обвести челноком 30 раз. Предлагаются интуитивно понятные условия выполнения упражнения: обводка разрешена с любой стороны зоны, когда она сориентирована на спортсмена половинкой с ободом; обводка разрешена справа, когда зона сориентирована на спортсмена линией, разделяющей половинки зон, но залитая половинка находится слева по ходу спортсмена; обводка разрешена слева, когда зона сориентирована на спортсмена линией, разделяющей половинки зон, но залитая половинка находится справа по ходу спортсмена; проход закрыт, если залитая половинка зоны повернута к спортсмену.

После команды «Старт» спортсмен на максимальной скорости перемещает спортивный снаряд в сторону ближней световой зоны, контролирует изменение положения зон и совершает обводку со стороны зоны, которая не залита светом. При развороте зоны, не залитой половинкой к спортсмену, он вправе сделать обводку зоны с любой удобной для него стороны. При развороте зоны стороной с заливкой к спортсмену, он должен делать остановку перед зоной до появления разрешающего сигнала на дальнейшее передвижение.

В процессе тренировки тренер наблюдает за качеством и скоростью разноплановых действий игрока, подбирает оптимальный режим тренировки, предлагает ему больший объем тренировочной работы на отработку технических приемов, которые выполняются спортсменом с большим числом ошибок.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки информации и управления гобо проектором может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет тренировать и развивать технические действия в игровых видах спорта со спортивным снарядом или без него, индивидуализировать тренировочные задания, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым.

Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития подготовленности спортсменов и их зрительно-моторной координации.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

Использование данного способа показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Общедоступными средствами созданы многоуровневые искусственные игровые условия, способствующие быстрому выявлению и повышению уровня технической подготовленности спортсмена.

Таким образом, заявляемый способ тренировки обводки в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем Пресс, 2002. - 472 с.

2. Драндров Г.Л. Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 119 с.

3. Драндров Г.Л. Совершенствование групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 113 с.

4. http://www.x-light.ru/video_ex_gobo_projector.html

5. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

6. Патент 2626804 РФ, МПК А63В 71/00, Способ тренировки обводки в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е. - №2016133831; заявл. 17.08.2016; опубл. 1.08.2017, Бюл. №22.

Похожие патенты RU2730746C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики и развития тактико-технических навыков спортсмена в шорт-треке 2023
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Ахмадуллина Аделина Рустамовна
  • Соколов Владимир Германович
RU2816054C1
Способ диагностики и развития психомоторики 2023
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Коновалов Игорь Евгеньевич
  • Петухов Игорь Валерьевич
  • Соколов Владимир Германович
RU2805797C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2662126C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2661276C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2646017C2
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2651884C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657991C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОЦЕНКИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СПОРТСМЕНА 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2541290C1
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2611328C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Изобретение относится к способам тренировки в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в упрощении комплекса программно-аппаратных средств, применении простых и дешевых гобо проекторов с трафаретами проецируемых изображений. Технический результат достигается тем, что тренировка обводки соперника проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют заданное количество световых зон, имитирующих соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение положения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. Заданное количество световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, формируется в виде круга заданного размера с ярко выделенными оптическим способом половинами. Одна половина зоны, имеющая оптическое выделение, задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другая - как сигнал к свободному проходу. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена. Особенностью является то, что изображение каждой световой зоны, имитирующей соперника, формируется при помощи трафарета гобо проектора, перемещающего и/или вращающего изображение зоны, при этом каждая световая зона-соперник формируется трафаретом из двух контрастных отличающихся половинок, одна из которых условно показывает запрет на перемещение спортсмена, другая указывает разрешенное направление перемещения. Зоны по программе программно-аппаратного комплекса или в ручном режиме ориентируются с заданной скоростью вращения на заданное время относительно спортсмена в четырех позициях и посменно формируют четыре варианта его действий: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны; для приближения условий тренировки к реальным игровым неожиданно изменяющимся обстоятельствам, частота и направление вращения зоны, а также ее ориентация относительно спортсмена непредсказуемы для тренирующегося. По максимальной скорости спортсмена, частоте смены ориентации зоны относительно спортсмена, при которой он, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена.

Формула изобретения RU 2 730 746 C1

Способ тренировки в игровых видах спорта, где тренировка обводки соперника проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой и световыми излучателями формируют заданное количество световых зон, имитирующих соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз, а изменение положения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную, причем заданное количество световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, формируется в виде круга заданного размера с ярко выделенными оптическим способом половинами; при этом одна половина зоны, имеющая оптическое выделение, задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другая - как сигнал к свободному проходу; таким образом, сменой изображений зон посменно формируется четыре варианта действий спортсмена: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны; спортсмен, выполняя обводку зоны, учитывает положение зоны и не допускает обводки на запрещенный сигнал; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена; при отсутствии ошибок спортсмена площадь и скорость переключения изображений зон увеличивают, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку, отличающийся тем, что изображение каждой световой зоны, имитирующей соперника, формируется при помощи трафарета гобо проектора, перемещающего и/или вращающего изображение зоны, при этом каждая световая зона-соперник формируется трафаретом из двух контрастных отличающихся половинок, одна из которых условно показывает запрет на перемещение спортсмена, другая указывает разрешенное направление перемещения; зоны по программе программно-аппаратного комплекса или в ручном режиме ориентируются с заданной скоростью вращения на заданное время относительно спортсмена в четырех позициях и посменно формируют четыре варианта его действий: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны; для приближения условий тренировки к реальным игровым неожиданно изменяющимся обстоятельствам частота и направление вращения зоны, а также ее ориентация относительно спортсмена непредсказуемы для тренирующегося.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2730746C1

СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2012
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
  • Роженцов Валерий Витальевич
RU2492896C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2014
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2547295C1
RU 2014105405 A, 20.08.2015.

RU 2 730 746 C1

Авторы

Драндров Герольд Леонидович

Афоньшин Владимир Евгеньевич

Даты

2020-08-25Публикация

2019-09-23Подача