Комплекс спасения экипажа корабля Российский патент 2020 года по МПК B63G7/00 B63G8/40 

Описание патента на изобретение RU2731933C1

Область техники, к которой относится изобретение

Комплекс спасения экипажа корабля (далее КСЭК) относится к области средств борьбы за живучесть надводного или подводного корабля.

Уровень техники

Известно, для надводного или подводного корабля, под живучестью подразумевается способность при авариях и боевых повреждениях сохранить в той или иной степени возможность продолжения выполнения поставленной задачи или, по крайней мере, возвращения в базу самостоятельно или на буксире. Наиболее тяжелыми по своим последствиям являются аварии, сопровождающиеся пожаром и/или поступлением воды.

Известно, для повышения живучести корпус корабля разделен водопроницаемыми переборками («стенками») на отсеки, которые ограничивают распространение воды или пожара на весь корабль. При объявлении боевой тревоги люки между отсеками задраиваются.

Известно, пожары на борту субмарин являются самой частой причиной гибели людей на подводных лодках всего мира.

Противопожарная система корабля состоит из четырех независимых систем тушения:

- объемного химического пожаротушения (СХП);

- воздушно-пенного пожаротушения (ВПЛ);

- водяного пожаротушения;

- огнетушители и противопожарное имущество (асбестовое полотно, брезент).

При этом, в отличие от стационарных, наземных систем, водяное тушение не является основным.

Кроме того, имеются системы предотвращения пожаров:

- система орошения водой шахт (контейнеров) ракетного оружия;

- система орошения водой боеприпаса, хранящегося на стеллажах в отсеках;

- система орошения водой межотсечных переборок.

Известно, при возникновении взрывопожароопасной ситуации экипаж отсека корабля не имеет право покидать отсек без разрешения командира корабля и обязан бороться за живучесть корабля.

Известно, как правило, экипаж не имеет средств защиты от высокой температуры в отсеке.

С другой стороны, с давних пор на морях и океанах действует непреложный закон -при авариях на первом месте стоит спасение жизни человека.

На вооружении надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ имеются следующие виды индивидуальных спасательных средств, предназначенные для длительного пребывания на поверхности моря:

- спасательные нагрудники;

- спасательные бушлаты и жилеты;

- полунадувные спасательные жилеты;

- надувные спасательные нагрудники

- гидрокостюмы спасательные.

К спасательным средствам экипажа относятся также спасательный круг с сигнальным огнем, спасательная шлюпка, жесткий спасательный плот, надувной спасательный плот.

Известно, рекорд погружения в акваланге равен 330 м.

В аквалангах используются баллоны с воздухом сжатым до 30 МПа называемым воздухом высокого давлением (ВВД). Человек может сделать вдох без повреждения легких, если вдыхаемый им воздух находится под тем же давлением, что и грудная клетка. Для подачи воздуха под давлением окружающей среды служит регулятор, подсоединяющийся к вентилю баллона. Подавляющее большинство регуляторов состоит из двух элементов, в которых редукция (уменьшение) давления воздуха происходит поэтапно. Такая схема редукции называется двухступенчатой. Устройство, именуемое редуктором, осуществляет первую ступень редукции - уменьшает давление воздуха до величины, превышающей давление окружающей среды на от 0.5 до 1 МПа. Это давление воздуха называется промежуточным или средним (далее ВСД).

Например, корпус двухлинейного статического редуктора разделен мембраной на две части. Верхняя часть корпуса через отверстие соединяется с окружающей средой. Сверху на мембрану нажимает пружина, которая другим концом упирается в верхнюю часть корпуса. Со стороны нижней части корпуса на мембрану давит воздух с выхода редуктора. Смещение мембраны управляет степенью открытия дросселирующего органа редуктора, который формирует ВСД на выходе редуктора.

К выходу редуктора присоединяется шланг среднего давления (далее ШСД).

Легочный автомат (далее легочник) фиг. 1 осуществляет вторую ступень редукции - выравнивая ВСД до давления среды, окружающей аквалангиста, которое именуется низким давлением (далее ВНД). Корпус легочника 1 фиг. 1 поделен дисковидной мембраной 2 на две камеры: водную 3 и воздушную 4, в которой формируется ВНД. Водная камера сообщается отверстиями с окружающей средой. На суше она содержит воздух, а при погружении заполняется водой. В воздушной камере посредством рычага 5 и клапана вдоха, состоящего из седла клапана 6, тарелки клапана 7 и штока клапана 8, стабилизируется величина ВНД. Воздушная камера имеет выход с загубником 9 и один или два клапана выдоха. В легочнике предусмотрена кнопка 10 принудительного вытеснения воды из воздушной камеры 4 ВНД. ВСД поступает к клапану вдоха легочника через разъем ВСД 11.

ВСД после клапана вдоха расширяется и его давление падает. В современном легочнике ВНД в загубнике, примерно, на 50 мм водного столба больше давления окружающей среды.

На подводных кораблях, особенно в подводном положении, использование для тушения пожара забортной воды ограничено из-за опасности перегружения и потери возможности всплытия. Но даже и при плавании на поверхности относительно малый запас плавучести не позволяет, как на надводных кораблях, использовать полное затопление отсека для ликвидации пожара. Поэтому при локальных пожарах применяется пенотушение, а наиболее эффективным средством борьбы является система так называемого объемного химического пожаротушения, основанная на подаче в замкнутый объем отсека специальных веществ (хладонов) в виде жидкости или газа, прерывающих цепную реакцию горения. Весьма перспективной считается система тушения, основанная на образовании с помощью специальных сопел мелкодисперсного водяного тумана. Ее достоинство - высокая эффективность при относительно малом расходе воды.

Живучесть при поступлении воды в корпус подводного корабля обеспечивается его непотопляемостью. Затопление может произойти по самым разным причинам - пробоина или трещина в обшивке прочного корпуса при взрыве или при столкновении, несвоевременное или ненадежное закрытие связанных с забортным пространством магистралей при погружении, нарушение при пожаре герметичности уплотнений в местах прохода через прочный корпус кабелей, разрыв трубопровода под действием забортного давления вследствие брака при его изготовлении или монтаже и др.

Для подводных кораблей различают непотопляемость в надводном (надводная непотопляемость) и подводном положениях.

Под надводной непотопляемостью понимается способность подводного корабля при частичном или полном затоплении одного или нескольких отсеков и части цистерн главного балласта оставаться на плаву с допустимым креном и дифферентом, а также с достаточной для безопасности плавания продольной и поперечной остойчивостью. Надводная непотопляемость необходима для спасения подводного корабля как при аварии в надводном положении, так и после всплытия на поверхность при аварии под водой, что особенно важно для атомных подводных кораблей (далее АПК).

Непотопляемость подводного корабля в надводном положении конструктивно обеспечивается, как и непотопляемость надводных кораблей, разделением корпуса водонепроницаемыми переборками на автономные отсеки, запасом плавучести, достаточной продольной и поперечной остойчивостью. Особенности заключаются, во-первых, в существенно меньшей, чем на надводных кораблях, величине запаса плавучести и, во-вторых, в использовании на части подводных кораблей шпигатных, т.е. постоянно сообщающихся с забортным пространством, балластных цистерн.

Величина запаса плавучести на современных АПК колеблется в пределах от 10-12% (от надводного водоизмещения) для подводных кораблей однокорпусной архитектуры и до 35% для подводных кораблей двухкорпусной архитектуры. Соответственно изменяется и уровень обеспечения надводной непотопляемости.

При запасе плавучести 10-12% и 3-5 отсеках, что характерно, например, для современных американских АПК, сохранение лодки на плаву обеспечивается только при частичном затоплении одного из автономных отсеков. При этом исходят, вероятно, из возможности локализации повреждения, прекращения поступления воды и ее откачку.

При запасе плавучести около 30% и 6-9 отсеках дизельный подводный корабль, как правило, выдерживает частичное затопление нескольких отсеков.

Обеспечение живучести при пожарах включает также вопросы обеспечения безопасности экипажа, специфические для подводных кораблей, поскольку экипаж вынужден действовать в условиях сильной загазованности, в том числе и токсичными веществами. Экипаж обеспечивается различными видами дыхательных средств: изолирующими масками (на принципе противогаза), аппаратами с запасами дыхательной смеси, системой подачи воздуха от корабельных запасов путем подключения аппарата по шлангу подачи воздуха для дыхания к отдельной магистрали ВНД.

Известно, спасательное снаряжение подводника (далее ССП) может быть использовано как средство временного поддержания жизнедеятельности экипажа в отсеках подводного корабля до температуры окружающей среды не выше 50°С и/или при повышенном давлении до 1 МПа, что соответствует глубине 100 метров.

Снаряжение ССП предназначается, прежде всего, для спасения из авариного корабля методом свободного всплытия с глубин до 220 м и методом выхода по буйрепу с глубин до 100 м и выпускается в комплектации №1 и №2.

Для личного состава подводного корабля, оборудованного спасательным люком с блоком подачи воздуха, снаряжение ССП выдается в комплектации №1:

- комплект изолирующего дыхательного аппарата ИДА-59М;

- ремень с карабином;

- комплект гидрокомбинезона СГП-К-1 (комплектации №1);

- парашютная система ПП-2 с паспортом,

Для личного состава подводного корабля, не оборудованного спасательным люком, личного состава учебно-тренировочных станций и для отработки действий экипажей на учебно-тренировочных станциях снаряжение ССП выдается в комплектации №2:

- комплект изолирующего дыхательного аппарата ИДА-59М;

- комплект гидрокомбинезона СГП-К-2 (комплектации №2).

Аппарат ИДА-59М замкнутого цикла, обеспечивает выход из затонувшей подводной лодки с глубин до 120 метров, если на лодку переданы спасателями дополнительные гелиевые баллоны.

Гидрокомбинезон СГП резиновый, со шлемом с выпученными глазами, штуцером под клапанную коробку и клапанами стравливания лепесткового типа. На шлеме, чуть выше лба, расположен травяще-предохранительный клапан. Герметизируется комбинезон обычно с помощью напарника с применением аппендикса и резинового жгута, но есть приспособление - гребенка, которое позволяет производить и саможгутование. В ботах гидрокомбинезона располагаются свинцовые стельки, для того, чтобы подводник не всплывал ногами вверх. В комплект так же входят: свитер, рейтузы, подшлемник, носки, чулки и перчатки.

ИДА и СГП хранятся в отдельных сумках.

Гидрокомбинезон СГП-К-2 отличается от гидрокомбинезона СГП-К-1 тем, что у него отсутствует арматура для подсоединения шланга подачи воздуха, а предохранительные клапаны на шлеме и на спинной части заменены на лепестковые травящие клапаны.

В комплекте аппарата ИДА-59М так же входит маска с переговорным устройством (как противогазная), предназначенная для использования аппарата без гидрокомбинезона СГП-К в сухих и частично затопленных отсеках подводного корабля. Маска позволяет дышать в аппарате и обеспечивает изоляцию органов дыхания и глаз от окружающей газовой или водной среды.

Известно, брасовый ремень представляет собой 2,5- см (1 дюйм) стропу с пришитой петлей для поясного ремня и быстроразъемной пряжкой. Снабжен пряжкой позволяющей регулировать его длину.

Парашютная система применяется в составе снаряжения ССП при выходе из аварийного подводного корабля свободным всплытием с глубины более 140 м. Парашютная система ПП-2 предназначена для уменьшения скорости всплытия подводника в снаряжении ССП с 1,7-2,9 м/с (без парашютной системы) до 0,2-0,4 м/с. Расчековка парашютной системы ПП-2 производится автоматом всплытия АВ-2 на глубине 60-80 метров от поверхности.

Известно, попадание воды в регенеративный патрон ИДА-59М приводит к его возгоранию.

Члены экипажа постоянно носят при себе ПДУ - портативное дыхательное устройство. ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания. Время непрерывной работы в ПДУ - 10-20 минут или сидения без физической нагрузки около одного часа. Работать под водой в нем нельзя. Органы дыхания ПДУ защищаются только от воздействия вредных газов.

Известно, вода поглощает инфракрасное излучение. Пожарники для защиты себя от жары пожара обливают друг друга водой и из разбрызгивающего наконечника устраивают перед собой водную завесу из капель воды.

Известно, в отличие от морской воды, дистиллированная вода имеет низкую электропроводность. Поэтому в отсеке боевого корабля, который заполнен электрооборудованием, предпочтительнее для тушения пожара использовать дистиллированную воду.

Известны переносные источники питания со встроенным аккумулятором, зарядным устройством и индикатором оставшейся емкости аккумулятора, например в процентах, которые обычно заряжаются по отдельному кабелю, например от электрической сети. Нагрузка подключается к отдельным розеткам с надписью, например, «ВЫХОД». Данный источник питания, как правило, содержит электронную плату контроля процесса заряда и разряда аккумулятора.

Известны ручные электрогенераторы, приводимые мускульной силой человека, например, путем вращения ручки шестеренки с большим числом зубьев, которые зацеплены с малой шестеренкой на оси ротора электрогенератора. Обычно ручные электрогенераторы устанавливаются, например, в переносные фонари или радиоприемники.

Наиболее близким к изобретению аналогом является преднамеренное частичное затопление или орошение отсека корабля водой, например, забортной.

Существующие средства спасения не обеспечивают и не предусматривают защиту экипажа от теплового воздействия открытого огня или пара в загерметизированном отсеке. Кроме того аппарат ИДА-59М является потенциальным источником пожара в отсеке и выгорания остатков кислорода, что, например, привело к гибели выживших после катастрофы членов экипажа АПК «Курск», которые в темноте пытались заменить регенеративный патрон. В стрессовой ситуации быстро развивающейся аварии своевременно одеть гидрокомбинезон СГП-К с поддеванием сухой теплой одежды и провести его саможгутование маловероятно. Трагедия на АС 12 (АС31) «Лошарик» также подтверждает незащищенность экипажа. Снижение выживаемости экипажа делает оборудование отсека неуправляемым, что отрицательно влияет на живучесть корабля, а, при стечении нескольких обстоятельств, может привести к атомной катастрофе корабля.

Раскрытие сущности изобретения

При возникновении опасности, например пожарной и/или химической, как результата боевого повреждения и/или небоевой аварии, заявляемый «Комплекс спасения экипажа корабля» (КСЭК) обеспечивает выживаемость экипажа в задраенном отсеке корабля следующим образом:

- блок спасения экипажа (далее БСЭ) непрерывно анализирует сигналы от различных датчиков и кнопок. После получения информации об опасности, по крайней мере, от одного датчика, например при прогнозе опасного нарастания температуры в отсеке, на БСЭ зажигается красный светофор. Над палубой отсека автоматически включается горизонтально направленная интенсивная водная завеса (далее ИВЗ). Экипаж ложится на палубу под ИВЗ и начинает дышать воздухом через загубник легочника. ВСД в легочник поступает по ШСД от БСЭ. Член экипаж одевает маску аквалангиста с зажимом для носа (далее маска) и, при необходимости, гидрокостюм, например полусухого типа из неопреновой пены с титановым напылением и с молнией-застежкой на груди;

- БСЭ, с учетом разрешения от центрального поста управления (далее ЦПУ) и нормативной задержки на самоподготовку экипажа, например в 7 секунд, автоматически включает необходимые системы противодействия опасностям, например, систему объемного пожаротушения;

- при достижении в отсеке заданного уровня воды, например, в один метр над палубой, клапан подачи воды в ИВЗ закрывается.

- в нагреваемой пожаром сверху воде распределение температуры по глубине неравномерно. Например, на поверхности она может достигать температуры близкой к кипению, а снизу оставаться прохладной. Поэтому на поверхности плавает огнестойкий поплавок, из-под которого по гофрированному шлангу насосом осушения удаляется горячая вода. Под огнестойким поплавком закрепляются датчик температуры верхнего слоя воды и датчик наличия откачиваемой воды, информации от которых направляется в БСЭ;

- если от огня пожара верхний слой воды нагревается выше, например 30 градусов, или при поступлении в воду вредных реагентов, в БСЭ активируется алгоритм прокачки налитой на палубу воды, по которому из корпуса БСЭ в нижний слой воды начинает вытекать холодная вода, а из верхнего слоя воды узлом осушения откачивается горячая вода.

- но, если температура воды и/или воздуха может вызвать опасное переохлаждение экипажа, то БСЭ включается электрообогреватель воды и/или воздуха;

- при снижении опасности в отсеке до уровня, допускающего кратковременное пребывание экипажа над водой, на БСЭ зажигается желтый светофор. Экипажем осуществляются короткие контраварийные действия, направленные на обеспечение живучести корабля, например, накладывается пластырь, восстанавливается штатная система регенерации и/или вентиляции воздуха в отсеке;

- при снижении уровня опасности до безопасных значений, на БСЭ зажигается зеленый светофор и включается насос осушения. Экипаж заканчивает контраварийные мероприятия. По команде ЦПУ «Отдраить водонепроницаемые переборки», экипаж выходит из отсека для медицинского обследования и/или декомпрессии.

- в менее опасной ситуации, например при появлении водотечности и отсутствия признаков пожара, срабатывает датчик уровня воды и/или датчик наличия воды под огнестойким поплавком. БСЭ автоматически запускается насос осушения воды из отсека. Откаченная вода по дренажной трубе перекачивается в дренажную цистерну или за борт.

В надводном корабле в ИВЗ подается забортная вода. А в подводном корабле вода подается из пожарной цистерны, расположенной, например, внутри прочного корпуса корабля, что сохраняет глубину погружения. Пожарная цистерна может использоваться так же как резерв повышения плавучести для аварийного всплытия. При достаточном запасе плавучести и сохранении хода подводного корабля, в отсек может ограниченно подаваться и забортная вода, но с одновременной компенсирующей продувкой балластных цистерн.

В надводном корабле дренажная цистерна осушается, например водоотливной помпой. В подводном корабле дистиллированная вода из дренажной цистерны перекачивается в пожарную цистерну через охладитель, которым тепло дистиллированной воды отдается окружающей корабль воде. Причем в качестве элемента охладителя может использоваться внутренняя сторона прочного корпуса корабля.

БСЭ постоянно тестируется исправность линии связи с ЦПУ. При обнаружении отказа линии связи с ЦПУ, БСЭ переходит на алгоритм автономного спасения экипажа без ожидания команд ЦПУ.

Линия связи с ЦПУ дополняется проводами, по которым от ЦПУ осуществляется дублирующее энергопитание платы микропроцессора БСЭ.

Для обмена речевой и кодовой информацией с ЦПУ в БСЭ размещены динамик подводный акустический и кнопка «МОРЗЕ».

Одновременно ЦПУ, с учетом данных от БСЭ, проводятся мероприятия:

- по расчету и обеспечению запаса плавучести корабля;

- по восстановлению и поддержанию остойчивости корабля;

- по спрямлению корабля (т.е. уменьшению крена и дифферента);

- по сохранению или уменьшению глубины погружения.

При невозможности всплытия подводного корабля, по команде командира корабля, и после плавного уравнивания давления внутри отсека с давлением воды за бортом, каждый член экипажа аварийного отсека переключает легочник от ШСД блока-катушки к ШСД спасательного акваланга и покидает отсек через торпедный аппарат или соседний затопленный отсек. Причем, в случае затопления торпедного отсека, крышки торпедного аппарата механически открываются одновременно с внутренней и внешней стороны, что превращает торпедный аппарат в кингстон большого диаметра. Полностью открытый торпедный аппарат позволяет оперативно эвакуироваться всему экипажу при отсутствии ВВД и электричества.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1 Легочный автомат (легочник), где 1 - корпус легочника, 2 - дисковидная мембрана, 3 - водная камера, 4 - воздушная камера, 5 - рычаг, 6 - седло клапана, 7 - тарелка клапана, 8 - шток клапана, 9 - загубник, 10 - кнопка принудительного вытеснения воды, 11 - разъем ВСД, 12 - пробка загубника, 13 - тросик, 14 - фиксатор-задвижка, 15 - направляющая фиксатора задвижки.

Фиг. 2 Блок-катушка, где 11 - разъем ВСД, 17 - станина, 18 - палуба отсека, 19 - огнестойкий шланг среднего давления (ШСД), 20 - катушка, 21 - разъем арматуры, 22 - штуцер катушки, 23 - ось-стакан, 24 - хомут, 25 - штуцер-ось, 26 - сальник, 27 - фиксатор, 28 - рычаг фиксатора, 29 - направляющая с возвратной пружиной, 30 - выступ фиксатора, 31 - усеченный конус оси-стакана, 32 - трубопровод ВСД, 40 - аккумулятор ВСД, 41 - гофрированный шланг ВСД.

Фиг. 3 Короб, где 12 - пробка загубника, 13 - тросик, 19 - ШСД, 21 - разъем арматуры, 33 - корпус короба, 34 - крышка, 35 - ручка, 36 - легочник, 37 - маска, 38 - вертикальный паз стенки короба.

Фиг. 4 Узел водной завесы (на примере отсека подводного корабля), где 18 - палуба отсека, 43 - прочный корпус корабля, 44 - водонепроницаемые переборки, 45 - интенсивная водная завеса (ИВЗ), 46 - горизонтальный веерообразный душ, 47 - труба, 48 - налитая на палубу вода.

Фиг. 5 Блок спасения экипажа (БСЭ) (с темя выходами ВСД), где 32 - трубопровод ВСД, 50 - герметичный корпус, 51 - красный светофор, 52 - желтый светофор, 53 - зеленый светофор, 55 - кнопка «ПОЖАР» красного цвета, 56 - кнопка «ДЫМ» желтого цвета, 57 - кнопка «ОТБОЙ» зеленого цвета, 58 - кнопка «МОРЗЕ» белого цвета, 59 - динамик подводный акустический, 60 - прозрачная крышка с пломбой, 61 - разъем линии связи, 63 - вход ВВД, 64 - редуктор понижения ВВД до ВСД, 65 - трубка связи с воздухом отсека, 66 - отверстие в герметичном корпусе, 67 - счетчик ВСД; 68 - пневмоклапан ВСД, 69 - пневмопереключатель ВСД, 70 - выход ВСД, например, ВСД 1, ВСД 2… ВСД N, 71 - обводная трубка ВСД, 72 - ручка пневмопереключателя ВСД, 73 - вход воды от пожарной помпы, 74 - счетчик принятой воды, 75 - гидроклапан ИВЗ, 76 - выход ИВЗ, 77 - гидропереключатель ИВЗ, 78 - ручка гидропереключателя ИВЗ, 79 - обводной трубопровод, 80 - отверстие «Охлаждение воды», 81 - гидроклапан охлаждения, 83 - разъем «ТЭН», 84 - разъем «Обогрев гидрокостюма», 85 - плата микропроцессора, 86 - разъемы датчиков, например, «Температура воздуха в отсеке», 87 - разъем «СЕТЬ», 88 - кабель «Аккумулятор», 89 - разъем подключения к резервному источнику питания, 90 - разъем «НАСОС», 91 - разъем включения системы пожаротушения.

Фиг. 6 Резервный источник питания, где 94 - корпус источника, 95 - аккумулятор, 96 - индикатор заряда аккумулятора на плате контроля заряда и разряда аккумулятора, 97 - кнопка включения индикатора, 98 - ручной электрогенератор, 99 - ручка привода электрогенератора, 100 - сменяемая водоналивная батарея, 101 - пробка батареи, 102 - поворотная стойка, 103 - подводный прожектор, 104 - регулятор яркости прожектора, 105 - разъем «БСЭ» для подключения кабеля «Аккумулятор» от БСЭ.

Фиг. 7 Узел осушения отсека, где 18 - палуба отсека, 44 - водонепроницаемая переборка, 48 - налитая на палубу (или в ванну-нишу из металла) вода, 106 - верхний слой горячей воды, 107 - насос осушения, 108 - разъем насоса осушения, 109 - кабель «НАСОС», 110 - датчик температуры верхнего слоя воды, 111 - датчик наличия откачиваемой воды, 112 - огнестойкий поплавок, 113 - счетчик откаченной воды, 114 - невозвратный клапан, 115 - сетка, 116 - гофрированный шланг узла.

Осуществление изобретения

Легочник фиг. 1 дополняется пробкой загубника 12, к которой прикреплен тросик 13, а также фиксатор-задвижка 14 в направляющей фиксатора задвижки 15.

Изменения в легочнике необходимы для подключения легочника к магистрали ВНД от ССП. Кнопка принудительного вытеснения воды 10 удерживается в нажатом состоянии фиксатором-задвижкой 14 фиг. 1, чем обеспечивается прямое поступление ВНД в загубник от разъема ВСД 11 без редукции клапаном вдоха. Фиксатор-задвижка 14, например, направляется и удерживается направляющей фиксатора задвижки 15.

Станина 17 блока-катушки фиг. 2 устанавливается на уровне палубы 18 отсека. Огнестойкий шланг среднего давления (ШСД) 19 наматывается на катушку 20. Внешний конец ШСД заканчивается разъемом арматуры 21. Внутренний конец ШСД надевается на штуцер катушки 22, который вкручивается в дно полой оси катушки 20, имеющей вид стакана (далее ось-стакан) 23. ШСД закрепляется на штуцере катушки, например, хомутом 24. Ось-стакан 23 катушки 20 вращается на штуцере-оси 25 станины 17. Зазор между штуцером-осью 25 и осью-стаканом 23 катушки 20 уплотняется одним или несколькими сальниками 26. Фиксатор 27 перемещается рычагом фиксатора 28 в направляющей с возвратной пружиной 29, которая закрепляется на станине 17. Удержание катушки 20 на штуцере-оси 25 станины 17 происходит, например, за счет взаимодействия выступа фиксатора 30 и усеченного конуса 31 оси-стакана 23. Воздух в станину подается по трубопроводу ВСД 32 через разъем ВСД 11, который совместим с разъемом арматуры 21, чем в нештатной ситуации обеспечивается последовательное подключение нескольких блоков-катушек фиг. 2, а также прямое подключение легочника к магистрали ВСД или к магистрали ВНД.

Корпус короба 33 фиг. 3, закрывается крышкой 34 с ручкой 35, под которой хранятся легочник 36, который показан на фиг. 1 и ниже маска аквалангиста с зажимом носа (далее маска) 37. Короба устанавливаются рядом с боевым постом и местом отдыха. Разъем арматуры 21 ШСД 19 блока-катушки фиг. 2 постоянно подключен к разъему ВСД 11 фиг. 1 легочника 36. ВНД удерживается в воздушной камере легочника пробкой загубника 12, которая соединена с крышкой короба тросиком 13. Тросик закрепляется на крышки короба. Тросик выдергивает пробку из загубника при удалении крышки от корпуса короба или от легочника. Для вынимания легочника 36 из корпуса короба по вертикальному пазу 38 стенки короба, в качестве ручки используются разъем арматуры 21 и ШСД 19 фиг. 3.

Установка аккумулятора ВСД 40 фиг. 2, между разъемом арматуры 21 и ШСД 19 фиг. 2, позволяет применить ШСД малого проходного сечения. В период времени между вдохами ВСД постепенно накапливается в аккумуляторе ВСД 40 до массы полного вдоха. Накопленный воздух по гофрированному шлангу ВСД 41 большого проходного сечения через разъем арматуры 21 поступает в легочник. ШСД 19 малого внешнего диаметра более удобен при перемещении экипажа, а также позволяет снизить габарит катушки 20. Например, если объем вдоха составляет 5 л, то при ВСД в 1 МПА (порядка 10 кгс/см2) достаточно емкости аккумулятора ВСД в 0,5 л, без учета внутреннего объема гофрированного шланга ВСД и допоставки воздуха во время вдоха. Для удобства перемещения аккумулятор ВСД 40 может прикрепляться к поясу экипажа.

Первичным средством защиты от открытого огня является узел водной завесы. Пример размещения узла водной завесы в отсеке показан на фиг. 4. Отсек подводного корабля образуется, например, прочным корпусом корабля 43, водонепроницаемыми переборками 44 и палубой отсека 18. Интенсивная водная завеса (ИВЗ) 45 формируется горизонтальным веерообразным душем 46, в который по трубе 47 подается под давлением вода, например, от пожарной помпы. Струями ИВЗ образуется горизонтальный водный экран, под которым экипаж защищается от огня, пара и инфракрасного излучения. Экипаж ложится под ИВЗ на палубу 18 отсека и периодически переворачивается. Вода от ИВЗ постепенно заливает палубу отсека до максимального уровня, например в один метр. Налитая на палубу вода 48 является основным средством защиты экипажа от высокой температуры.

Воздух через блок-катушку фиг. 2 в легочник фиг. 1 и вода в трубу 47 ИВЗ фиг. 4 подаются от блока спасения экипажа (БСЭ).

БСЭ фиг. 5 состоит из герметичного корпуса 50, в котором установлены светофоры красного 51, желтого 52 и зеленого 53 света, а также кнопки «ПОЖАР» 55 красного цвета, «ДЫМ» 56 желтого цвета, «ОТБОЙ» 57 зеленого цвета, «МОРЗЕ» 58 белого цвета и динамик подводный акустический 59. Кнопки постоянно подсвечиваются и защищаются от случайного нажатия прозрачной крышкой с пломбой 60. Сигналы светофоров и кнопок транслируются через разъем линии связи 61 в ЦПУ.

ВВД от входа воздуха высокого давления 63 снижается до среднего давления редуктором понижения ВВД до ВСД 64. Трубкой связи с воздухом отсека 65 отверстие в верхней части корпуса редуктора 64 соединяется с отверстием 66 в герметичном корпусе 50. Трубка связи с воздухом отсека 65 необходима редуктору понижения ВВД до ВСД 64 для ограничения превышения ВСД относительно фактического давления в отсеке, например на 0.92 МПа.

ВСД поступает через счетчик ВСД 67, пневмоклапан ВСД 68 и пневмопереключатель ВСД 69 на выход ВСД 70 и далее по трубопроводу ВСД 32 к блоку-катушке фиг. 2

Ручное управление подачей воздуха на выход ВСД 70 через пневмоклапан ВСД 68 или по обводной трубке ВСД 71 в обход пневмоклапана ВСД 68, осуществляется пневмопереключателем ВСД 69 с ручкой пневмопереключателя ВСД 72, которая имеет три фиксированных положения:

- при повороте ручки 72 вправо до упора воздух на выходе ВСД 70 закрыт;

- в среднем положении ручки 72 воздух на выход ВСД 70 подается через пневмоклапан ВСД 68;

- при повороте ручки 72 влево до упора воздух подается по обводной трубке ВСД 71 на выход ВСД 70 в обход пневмоклапана ВСД 68.

Вода от пожарной помпы подается с входа 73 фиг. 5 через счетчик принятой воды 74, гидроклапан ИВЗ 75 на выход ИВЗ 76 и далее в трубу 47 ИВЗ фиг. 4. Ручное управление подачей воды осуществляется гидропереключателем ИВЗ 77 с ручкой гидропереключателя ИВЗ 78, которая имеет три фиксированных положения:

- при повороте ручки 78 вправо до упора ИВЗ фиг. 4 выключается;

- в среднем положении ручки 78 вода в ИВЗ подается через гидроклапан ИВЗ 75;

- при повороте ручки 78 влево до упора вода подается на выход ИВЗ 76 в обход гидроклапана ИВЗ 75 по обводному трубопроводу 79.

С целью замены налитой на палубу воды 48 фиг. 4, которая нагревается при пожаре в отсеке, из отверстия «Охлаждение воды» 80 герметичного корпуса 50 подается через гидроклапан охлаждения 81 холодная вода от счетчика принятой воды 74.

Переохлаждение экипажа в холодной воде предотвращается одеванием гидрокостюма. Гидрокостюм дополняется внутренними низковольтными электрическими обогревателями и разъемом с выключателем, который, в случае необходимости, по съемному кабелю соединяется с разъемом 84 БСЭ фиг. 5 «Обогрев гидрокостюма».

Микропроцессором платы 85 фиг. 5 обеспечивается анализ сигналов, которые поступают, например, от датчиков, а так же управление исполнительными устройствами, например клапанами и светофорами. Так, в случае увеличенного расхода воздуха при разрыве ШСД, для предотвращения быстрого повышения давления воздуха в отсеке, по результату анализа информации от счетчика ВСД 67 и датчика давления воздуха в отсеке, микропроцессором платы 85 вырабатывается сигнал переключения соответствующего пневмоклапана ВСД 68. Быстрое повышение давления в отсеке приводит к разрыву барабанных перепонок экипажа.

Для получения объективной информации о развитии аварийной ситуации в отсеке к БСЭ фиг. 5, через его электрические разъемы, например 86, подключены датчики различных типов, например:

- датчик инфракрасного излучения;

- датчик давления воздуха в отсеке;

- датчик задымления воздуха;

- датчик температуры воздуха;

- датчик кислорода;

- датчик углекислого газа;

- датчик окиси углерода;

- датчики других опасных реагентов в воздухе отсека;

- датчик уровня воды над палубой;

- датчик температуры воды у палубы;

- датчик опасных реагентов в воде над палубой;

Питание БСЭ осуществляется от энергосистемы корабля через разъем 87 «Сеть», а также от резервного источника питания фиг 6, который подключается по кабелю 88 «Аккумулятор» с разъемом подключения к резервному источнику питания 89.

БСЭ непрерывно включен. В отсутствии других опасностей, но при поступлении в отсек забортной воды, например, от боевого повреждения, БСЭ автоматически включается узел осушения отсека фиг. 7 через разъем «НАСОС» 90 БСЭ.

При возникновении опасной ситуации, требующей защиты экипажа в водной среде, например, от высокой температуры, паров кислоты аккумуляторов или при нажатии кнопки «ПОЖАР» 55, в БСЭ открывается гидроклапан ИВЗ 75 фиг. 5.

При пожаре, после нормативной задержки на самоподготовку экипажа, например в 7 секунд, или сразу после тройного нажатия кнопки «ПОЖАР» 55, но с учетом отсутствия запрета ЦПУ, через разъем 91 включается система пожаротушения. Одну или несколько пожарных помп в неаварийных отсеках включает ЦПУ на основании информации от БСЭ.

При достижении максимального уровня воды, например, одного метра, ИВЗ фиг. 4 отключается гидроклапаном ИВЗ 75 БСЭ. Далее экипаж укрывается под водой лежа на палубе 18 отсека фиг. 4. БСЭ, блоки-катушки и узел осушения также полностью покрываются водой.

Когда степень опасности в отсеке уменьшается до допустимой величины, на БСЭ зажигается желтый светофор 52. Члены экипажа периодически выныривают из воды на палубе 48 фиг. 4 и начинают проводить кратковременные контраварийные мероприятия. Командир отсека руководит действиями экипажа отсека по борьбе за живучесть и переключением боевых или технических средств. Во время перемещения экипажа по отсеку, ШСД 19 разматываются с блока-катушки фиг. 2 на необходимую длину. Совместимость разъема ВСД 11 фиг. 1 со средствами спасения подводников (ССП) обеспечивается его конструкцией и/или переходниками, что позволяет, например, использовать блок-катушку фиг. 2 для подключения гидрокомбинезона СГП-К-1 или организовывать последовательную цепочку из нескольких запасных блок-катушек для проведения работ в удаленных местах, например, в смежном аккумуляторном отсеке.

Добавление в конструкцию легочника фиг. 1, фиксатора задвижки 14, дает возможность, в случае необходимости, после сдвига фиксатора задвижки, подключаться к магистрали ВНД ССП.

Когда степень опасности в отсеке уменьшится до безопасной величины и появляется возможность дышать в отсеке без легочников, на БСЭ зажигается зеленый светофор 53.

Резервный источник питания показан на фиг 6. В герметичной части корпуса источника 94 размещаются аккумулятор 95, индикатор заряда аккумулятора 96 на плате контроля заряда и разряда аккумулятора с кнопкой включения индикатора 97 и ручной электрогенератор 98 с ручкой привода электрогенератора 99. Сменяемая, например, водоналивная батарея 100 активируется водой после снятия пробки батареи 101. На поворотной стойке 102 с внешней стороны корпуса блока закрепляется подводный прожектор 103 с регулятором яркости прожектора 104. Кабель «Аккумулятор» 88 с разъемом 89 протягивается от БСЭ фиг. 5 и подключается к разъему «БСЭ» 105 фиг. 6. Ручной электрогенератор 98 обеспечивает подзарядку аккумулятора и освещение отсека подводным прожектором 103.

Узел осушения отсека показан на фиг. 7. Нагретый пожаром верхний слой горячей воды 106, откачивается насосом осушения 107, разъем 108 которого подключается к разъему 90 БСЭ фиг. 5 по кабелю «НАСОС» 109. Датчик температуры верхнего слоя воды 110 и датчик наличия откачиваемой воды 111, которые закрепляется под огнестойким поплавком 112, например, из металла, а так же счетчик откаченной воды 113 подключаются через разъем насоса осушения 108 фиг. 7. Невозвратный клапан 114 предупреждает попадание воды и/или ВВД из смежного отсека через водонепроницаемую переборку 41. Сетка 115 ограничивает попадание плавающих предметов в гофрированный шланг ВСД 116, водозабор которого закрепляется между сеткой 115 и огнестойким поплавком 112. Гибкость гофрированного шланга узла позволяет огнестойкому поплавку 112 постоянно плавать на поверхности воды.

Микропроцессор платы 85 фиг 5 также вычисляет разницу между показаниями счетчика принятой воды 74 фиг 5 и счетчиком откаченной воды 113 фиг. 7. Данные об объеме воды в отсеке передаются через разъем линии связи 61 БСЭ в ЦПУ. При появлении водотечности разница между счетчиком принятой воды 74 и счетчиком откаченной воды 113 сначала уменьшается до нуля, затем становится отрицательной.

Параллельно микропроцессором платы 85 так же вычисляется фактический объем воды в отсеке по датчику уровня воды в отсеке, например, путем умножения площади палубы контролируемого отсека на высоту уровня воды в отсеке.

Современные корабли, включая атомные подводные, имеют отсеки с большой площадью палубы. Наливание воды до необходимой высоты над палубой отсека душем ИВЗ происходит относительно медленно, а большой объем воды в отсеке может превысить запас плавучести подводного корабля. В этом случае под палубой отсека устанавливается ванна-ниша из металла, которая покрывается негорючим материалом с низкой теплопроводностью, верхний борт которой совпадает с уровнем палубы. Небольшой объем ванны-ниши из металла оперативно наливается водой от ИВЗ. С целью защиты от перегревания и/или возгорания блок-катушка фиг. 2, короба фиг. 3, БСЭ фиг. 5, резервный источник питания фиг. 6 и узел осушения отсека фиг. 7 закрепляются на дне ванны-ниши из металла. Для дополнительной защиты экипажа от инфракрасного излучения пожара и/или от ударной волны взрыва, ванна-ниша из металла закрывается крышкой-люком с встроенным иллюминатором из огнестойкого стекла, который дополнительно покрыт инфракрасным фильтром. В неаварийной ситуации крышка-люк является частью палубы отсека. Плоский горизонтальный веерообразный душ 46 фиг. 4 закрепляется к палубе на уровне верхнего борта ванны-ниши из металла, например, в углу, но ниже крышки-люка. Для нагрева ледяной воды или воздуха в ванне-нише из металла устанавливается электрообогреватель, который подключается к разъему «ТЭН» 83 БСЭ фиг. 5.

Кроме того, электрообогреватель во время перехода выполняет функцию автоматического дублирующего или дополнительного обогревателя, например, когда температура в отсеке понижается ниже 16 градусов.

Данная ванна-ниша из металла может использоваться также для отдыха и сна экипажа. В этом случае в ней дополнительно подключается кондиционер и система регенерации воздуха.

При эвакуации через торпедный аппарат, рубку или пробоину одного из отсека каждый член экипажа покидает корабль, переключив легочник от ШСД к спасательному аквалангу и предварительно надев маску и надувной спасательный жилет. В зависимости от глубины нахождения корабля, к спасательному аквалангу на отдельном брасовом ремне закрепляется парашютная система, которой замедляет скорость всплытия, что необходимо для декомпрессии. Для предупреждения переохлаждения так же одевается гидрокостюм.

В комплект спасательного акваланга входит:

- баллон с ограниченным запасом с гелио-кислородной смеси, покрытый голубой люминесцирующей краской, и краном, покрытым оранжевой люминесцирующей краской;

- редуктор ВСД;

- короткий ШСД от редуктора ВСД до разъема ВСД;

- прибор контроля декомпрессии;

- наплечные ремни;

- мигающий фонарь с батареей, например водоналивного типа, который при наступлении темноты автоматически начинает периодически вспыхивать, что позволяет в полной темноте пораженного отсека быстро найти спасательный акваланг, а также облегчает поиск экипажа на поверхности воды в ночное время;

- брасовый ремень.

При движении эвакуируемого в трубе торпедного аппарата спасательный акваланг и спасательный парашют проталкиваются впереди себя.

Для сокращения скорости эвакуации, спасательный акваланг и спасательный парашют объедены в единый блок, к которому прикрепляется сложенный надувной спасательный нагрудник, что позволяет производить их одевание после выхода из торпедного аппарата. Причем, перед эвакуацией из корабля единый блок прикрепляется брасовым ремнем к поясу эвакуируемого, а надувной спасательный нагрудник соединяйся карабином с единым блоком отдельным тросиком, чем исключается их утрата, например, в мутной воде.

Похожие патенты RU2731933C1

название год авторы номер документа
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО 2023
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Марков Александр Сергеевич
  • Поплутин Игорь Александрович
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Агеев Антон Сергеевич
RU2798921C1
ПОДВОДНЫЙ АВИАНОСЕЦ 2014
  • Болотин Николай Борисович
  • Нефедова Марина Леонардовна
RU2552570C1
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Цветков Олег Александрович
RU2282554C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2002
  • Григорьев Б.В.
  • Устинов В.А.
  • Виноградов В.П.
  • Климов А.Н.
RU2210520C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРИ АВАРИИ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ 2001
  • Киселёв В.В.
RU2229419C2
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ 2000
  • Абрамов Ю.В.
  • Шкодских В.Н.
RU2174088C1
СУДНО СНАБЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПЛАТФОРМЫ 2012
  • Турмов Геннадий Петрович
  • Беккер Александр Тевьевич
  • Гореликов Альберт Иванович
RU2498923C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОТСЕКОВ ОПРОКИНУВШЕГОСЯ КОРАБЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Агишев Евгений Робертович
  • Евсеев Валерий Алексеевич
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Зубченко Александр Георгиевич
  • Кондратьев Вениамин Алексеевич
RU2275311C2
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ - ЛЕТНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2013
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Столбов Владимир Михайлович
RU2542800C1
ПОДВОДНЫЙ АВИАНОСЕЦ 2014
  • Болотин Николай Борисович
  • Нефедова Марина Леонардовна
RU2565794C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 933 C1

Реферат патента 2020 года Комплекс спасения экипажа корабля

Изобретение относится к спасению экипажа корабля. Комплекс спасения экипажа корабля (КСЭК) включает систему химического пожаротушения или способ прерывания реакции горения, систему кондиционирования, регенерации и/или вентиляции и стабилизации давления воздуха в отсеке, трубопровод с воздухом высокого давления, пожарную помпу, электрическую сеть корабля и плату контроля заряда и разряда аккумулятора, легочный автомат и маску аквалангиста с зажимом носа, гидрокостюмы с подогревом. КСЭК включает блок спасения экипажа (БСЭ) с датчиками и линией связи с центральным постом управления, веерообразный душ для создания водной завесы, узел осушения отсека, блоки-катушки с шлангами, ТЭН, резервный источник питания с прожектором, спасательные акваланги и парашюты. На корпусе БСЭ установлены кнопки «МОРЗЕ, «ПОЖАР», «ДЫМ» и «ОТБОЙ», светофоры красного, желтого и зеленого света, подводный акустический динамик. Внутри корпуса БСЭ установлены микропроцессор, редуктор понижения высокого давления воздуха, клапаны, переключатели и счетчики расхода воздуха и воды. В КСЭК предусмотрено всплытие экипажа с применением спасательных аквалангов. Достигается повышение живучести корабля и выживаемости экипажа. 12 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 731 933 C1

1. Комплекс спасения экипажа корабля (далее КСЭК), включающий в себя систему объемного химического пожаротушения либо способ прерывания цепной реакции горения, систему кондиционирования, регенерации и/или вентиляции воздуха в отсеке, систему стабилизации давления воздуха в отсеке, трубопровод с воздухом высокого давления, пожарную помпу, электрическую сеть корабля и плату контроля заряда и разряда аккумулятора, а также легочный автомат аквалангиста, маску аквалангиста с зажимом носа, гидрокостюм, например, полусухого типа из неопреновой пены с титановым напылением и с молнией-застежкой на груди, отличающийся тем, что КСЭК имеет следующий состав:

- интенсивная водная завеса (далее ИВЗ), например в виде веерообразного водяного душа, которая сориентирована параллельно палубе отсека, например на высоте одного метра от палубы, причем вода к ИВЗ подается от блока спасения экипажа (далее БСЭ);

- воздух среднего давления (далее ВСД), величина которого превышает давление в отсеке, например на 0,92 МПа, подается последовательно от БСЭ через разъем ВСД, трубопровод ВСД, отверстие в станине блока-катушки, штуцер-ось в станине блока-катушки, полую ось в виде стакана (далее ось-стакан) катушки и штуцер катушки в дне оси-стакана в шланг среднего давления (далее ШСД), устойчивый к высоким температурам и химическим веществам, который наматывается на катушку блока-катушки, например армированный силиконовый, и заканчивается разъемом арматуры, где ось-стакан, с закрепленной на ней катушкой с ШСД, вращаются на штуцере-оси, а утечка воздуха между осью-стаканом и штуцером-осью предотвращается одним или несколькими сальниками, причем, для обеспечения быстрой замены катушки с ШСД в блоке-катушке, на станине блока-катушки закрепляется фиксатор, которым ось-стакан удерживается от осевого смещения вдоль штуцера-оси, например за счет упора выступа фиксатора в основание усеченного конуса оси-стакана, причем блок-катушка закрепляется на уровне или ниже палубы отсека, например в углублении палубы, и около мест боевого дежурства и/или отдыха экипажа;

- ВСД по ШСД блока-катушки, через состыкованные разъем арматуры ШСД и разъем ВСД легочного автомата аквалангиста (далее легочника), подается к входному клапану легочника, причем после входного клапана легочника воздух низкого давления (далее ВНД) удерживается пробкой загубника;

- легочник и маска аквалангиста с зажимом носа (далее маска) хранятся в индивидуальном коробе, который закрепляется в легкодоступном месте, например около боевого поста или места отдыха, причем пробка загубника соединена с крышкой короба тросиком, чем при удалении крышки короба от легочника обеспечивается выдергивание пробки загубника из загубника легочника, где маска хранится на дне короба, а на внешней стороне крышки короба имеется ручка;

- БСЭ (блок спасения экипажа) состоит из:

- герметичного корпуса, который закрепляется на уровне палубы отсека, чем обеспечивается его охлаждение водой ИВЗ;

- входа воды от пожарной помпы, причем вода забирается пожарной помпой корабля из пожарной цистерны с дистиллированной водой и комнатной температурой, которая размещается внутри корабля или из-за борта корабля;

- входа воздуха высокого давления (далее ВВД), к которому подводятся воздух от соответствующего трубопровода корабля;

- разъема «СЕТЬ», через который обеспечивается основное энергопитание от силовой электрической сети корабля;

- разъема линии связи, по шине и проводам которого обеспечивается обмен информацией с ЦПУ, а также дублирующее энергопитание платы микропроцессора БСЭ;

- динамика подводного акустического, например пьезоэлектрического, по которому от ЦПУ транслируются речевые команды и коды в воздушную и водную среды отсека;

- кнопки «МОРЗЕ» белого цвета для передачи кодов, например азбуки Морзе, в ЦПУ вместо традиционных ударов кувалдой;

- кнопок «ПОЖАР» красного цвета, «ДЫМ» желтого цвета и «ОТБОЙ» зеленого цвета, которые постоянно подсвечиваются и прикрываются прозрачным колпаком-крышкой с пломбой;

- светофоров красного, желтого и зеленого света для индикации уровня опасности в отсеке;

- гидроклапана ИВЗ;

- гидропереключателя ИВЗ для ручного управления подачей воды;

- гидроклапана охлаждения для подачи холодной воды в нижний слой воды на палубе отсека;

- счетчика принятой воды, которая далее направляется к гидроклапану ИВЗ и/или гидроклапану охлаждения;

- отверстия «Охлаждение воды» в герметичном корпусе БСЭ, из которого вода от счетчика принятой воды через гидроклапан охлаждения выливается непосредственно в нижний слой воды над палубой отсека, чем устраняется перегрев воды, причем температура воды над палубой отсека контролируется внешними датчиками температуры верхнего и нижнего слоя воды;

- редуктора понижения ВВД до ВСД, верхняя половина корпуса которого дополняется трубкой связи с воздухом отсека через отверстие в герметичном корпусе БСЭ, чем уравнивается давление воздуха над мембраной редуктора с давлением воздуха в отсеке, благодаря чему ВСД стабильно превышает давление воздуха в отсеке, например на 0,92 МПа;

- выходов ВСД, по количеству легочников;

- пневмоклапанов ВСД для каждого выхода ВСД;

- пневмопереключателей ручного управления ВСД для каждого выхода ВСД;

- счетчиков ВСД, по которым анализируются расход воздуха каждого выхода ВСД, причем начало истечения воздуха, по крайней мере, по одному выходу ВСД является для ЦПУ признаком аварии, но при резком увеличении расхода ВСД и быстром повышении давления воздуха в отсеке, например при обрыве ШСД или боевом поражении трубопровода ВСД, выход ВСД перекрывается соответствующим пневмоклапаном ВСД;

- обводных трубок ВСД для каждого выхода ВСД, которые проходят в обход пневмоклапана ВСД от выхода соответствующего счетчика ВСД ко второму входу пневмопереключателя ручного управления ВСД;

- электрического разъема «НАСОС» для подключения узла осушения отсека;

- электрического разъема «ТЭН» для подключения теплового электрообогревателя воды на палубе отсека или воздуха отсека;

- электрических разъемов «Обогрев гидрокостюма», по количеству выходов ВСД, для подключения кабеля обогрева гидрокостюма;

- электрического разъема «ПОЖАР» для пуска системы пожаротушения, например с распылением мелкодисперсного тумана из дистиллированной воды, сигнал для которой формируется после нажатия кнопки «ПОЖАР» или микропроцессором БСЭ по анализу информации от датчиков, но с нормативной задержкой на самоподготовку экипажа, а также немедленно по команде ЦПУ или после троекратного нажатия кнопки «ПОЖАР»;

- платы микропроцессора, которой анализируются сигналы датчиков, кнопки, например включается гидроклапан подачи воды в ИВЗ или формируется сигнал на разъеме «ПОЖАР» при прогнозе опасного повышении температуры воздуха в отсеке, а также отрабатываются другие алгоритмы по спасению экипажа и живучести корабля, но с учетом команд и разрешений ЦПУ, а также теста исправности линии связи с ЦПУ;

- кабеля «Аккумулятор», который заканчивается разъемом подключения к внешнему резервному источнику питания,

- датчики температуры и давления воздуха в отсеке, инфракрасного излучения и задымления, контроля уровня кислорода и углекислого газа, наличия опасных химических веществ, например окиси углерода, датчики температуры, уровня и РН-воды над палубой отсека и других необходимых датчиков опасности, например радиации, которые подключаются к соответствующим разъемам БСЭ;

- резервный источник питания, в герметичной части которого имеется аккумулятор, индикатор заряда аккумулятора на плате контроля заряда и разряда аккумулятора, ручной электрогенератор и разъем «БСЭ», к которому подключается кабель «Аккумулятор» от БСЭ, чем обеспечивается аварийное питание БСЭ или подзарядка аккумулятора резервного источника питания от БСЭ, а также в негерметичную часть которого вставляется сменная одноразовая батарея, например водоналивного типа, причем на поворотной стойке с внешней стороны корпуса резервного источника питания закрепляется подводный прожектор, например светодиодный, с регулятором яркости прожектора;

- электронагреватель воды и/или воздуха, который подключается по проводу к разъему «ТЭН» БСЭ, причем, в отсутствии аварии, электронагреватель воды и/или воздуха выполняет функцию автоматического дублирующего и/или дополнительного обогревателя воздуха отсека;

- насос осушения, например центробежная осушительные помпа, узла осушения отсека, который подключается по кабелю «НАСОС» к разъему «НАСОС» БСЭ, и используется при водотечности и/или после ликвидации аварии для откачки воды из отсека за борт надводного корабля или в дренажную цистерну подводного корабля, причем дистиллированная вода из дренажной цистерны отдельным насосом через фильтр очистки возвращается в пожарную цистерну, где между дренажной цистерной и пожарной цистерной встроен охладитель дистиллированной воды, основанный на передаче тепла, например, прочному корпусу корабля, или, при водотечности в аварийном отсеке, периодически осушается за борт корабля, например, путем управления вентилями и нагнетания ВВД;

- спасательный акваланг с давлением на выходе разъема ВСД, например 0,92 МПа, который включает в себя небольшой баллон с кислородно-гелиевой смесью, окрашенным голубой люминесцирующей краской, кран, окрашенный оранжевой люминесцирующей краской, редуктор ВСД, короткий шланг между редуктором ВСД и разъемом ВСД, прибор контроля декомпрессии, наплечные и брасовый ремни, а также автоматически включающийся в темноте коротко мигающий фонарь на батарее, например водоналивного типа, который позволяет в полной темноте найти спасательный акваланг;

- надувной спасательный нагрудник с баллончиком воздуха;

- спасательный парашют на брасовом ремне, например парашютную систему ПП-2 с автоматом всплытия;

причем количество блоков-катушек, подключенных к выходам ВСД БСЭ, коробов и гидрокостюмов должно соответствовать количеству членов экипажа в отсеке плюс минимум один комплект проверяющего.

2. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью удаления из отсека верхнего слоя горячей, химически опасной и/или избыточной воды, на всасывающий патрубок насоса осушения узла осушения отсека надет гофрированный шланг узла, другой конец которого закрепляется под огнестойким поплавком, например из металла, плавающим на поверхности воды над палубой, причем вход гофрированного шланга узла защищается сеткой, которой предотвращается засасывание в насос плавающих предметов, а под огнестойким поплавком устанавливаются датчики температуры верхнего слоя воды и наличия откачиваемой воды, которые подключаются к БСЭ через разъем «НАСОС».

3. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью предотвращения водотечности через трубу дренажа, которая, например, проходит сквозь водонепроницаемую переборку корабля, между насосом осушения и трубой дренажа встроен невозвратный клапан, которым исключается поступление в отсек воды и/или ВВД через дренажную трубу.

4. КСЭК по п. 3, отличающийся тем, что с целью контроля объема воды над палубой отсека, между насосом осушения и невозвратным клапаном, встроен счетчик откаченной воды, который подключается к БСЭ, например, по отдельным проводам через электрический разъем «НАСОС», причем для ЦПУ микропроцессором БСЭ вычисляется расчетный объем воды в отсеке по разнице между счетчиками принятой воды и откаченной воды, где отрицательное значение расчетного объема воды указывает ЦПУ на наличие и объем водотечности, а также независимо определяется фактический объем воды в отсеке, который вычисляется микропроцессором БСЭ путем умножения данных от датчика уровня воды над палубой на площадь палубы отсека.

5. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью уменьшения объема воды, наливаемой ИВЗ в отсек, и предотвращения повреждения аппаратуры отсека водой, под палубой отсека встраивается ванна-ниша из металла глубиной, например более одного метра, с крышкой-люком в палубе с встроенным иллюминатором из огнестойкого стекла, например противопожарного монолитного, дополнительно покрытого инфракрасным фильтром, которые внутри и/или снаружи, кроме огнестойкого стекла, покрывается негорючим материалом с низкой теплопроводностью, и, в которой укрывается экипаж, а также закрепляются БСЭ, блоки-катушки, короба, электронагреватель воды и/или воздуха, резервный блок питания, узел осушения отсека, спасательные акваланги и надувные нагрудники, спасательные парашюты, где горизонтальный веерообразный душ узла водной завесы закрепляется вверху ванны-ниши из металла, но ниже крышки-люка, причем ванна-ниша из металла, которая для осушения воздуха дополняется кондиционером, во время похода служит местом сна отдыхающей смены экипажа, чем обеспечивается его защита с первых секунд аварии и оперативная замена части экипажа дежурной смены, выведенной из строя в критический момент аварии.

6. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью повышения выживаемости экипажа при отказе БСЭ, например при его полном обесточивании, ручка пневмопереключателя ВСД имеет три положения:

- влево до упора - воздух на выход ВСД подается постоянно;

- среднее положение - воздух на выход ВСД подается через пневмоклапан ВСД;

- вправо до упора - воздух на выход ВСД закрыт.

7. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью повышения выживаемости экипажа при отказе БСЭ, ручка гидропереключателя ИВЗ имеет три положения:

- влево до упора - вода на выход ИВЗ подается постоянно;

- среднее положение - вода на выход ИВЗ подается через гидроклапан ИВЗ;

- вправо до упора - вода на выход ИВЗ принудительно закрыта.

8. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью обеспечения совместимости с существующим спасательным снаряжением подводника (далее ССП), например с арматурой гидрокомбинезона СГП-1, маской с переговорным устройством от изолирующего дыхательного аппарата ИДА-59М, разъемы ШСД взаимозаменяемы с арматурой ССП и/или КСЭК доукомплектовывается переходниками, которые, например, укладываются в короб вместе с легочником и маской.

9. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью подключения легочника к трубопроводу ВНД существующих ССП, например, при внештатной ситуации или во время тренировок, легочник дополнен съемным фиксатором-задвижкой, которым обеспечивается удержание кнопки принудительного вытеснения воды в постоянном нажатом положении, чем обеспечивается прямое прохождение ВНД в загубник без редукции клапаном вдоха.

10. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью предупреждения переохлаждения экипажа, гидрокостюм дополняется внутренними электрическими обогревателями низкого напряжения и электрическим разъемом с выключателем, который по съемному кабелю соединяется с разъемом «Обогрев гидрокостюма» БСЭ.

11. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью снижения габарита блока-катушки и повышения гибкости ШСД, которые достигаются за счет уменьшения внешнего диаметра ШСД, между ШСД и разъемом арматуры встраивается полый аккумулятор ВСД произвольной формы, в котором по малому проходному сечению ШСД непрерывно накапливается сжатый воздух до массы, необходимой для полноценного вдоха, причем аккумулятор ВСД прикрепляется к гидрокостюму или к форме экипажа, например к поясу и соединяется с разъемом арматуры легочника через гофрированный шланг ВСД, который имеет проходное сечение, превышающее в несколько раз проходное сечение ШСД.

12. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью эвакуации экипажа из затопленного отсека через, например, внутренний трубный торпедный аппарат с открытыми передней и задней крышками, или через соседний затопленный отсек, каждым членом экипажа, оставаясь в маске и гидрокостюме, надевается надувной спасательный нагрудник, переключается легочник от ШСД БСЭ к ШСД спасательного акваланга и самостоятельно осуществляется выход через открытую трубу торпедного отсека или пробоину корпуса, двигая перед собой спасательный акваланг и спасательный парашют на брасовых ремнях.

13. КСЭК по п. 1, отличающийся тем, что с целью сокращения скорости эвакуации, спасательный акваланг и спасательный парашют объединяются в единый блок, к которому прикрепляется сложенный надувной спасательный нагрудник, что позволяет максимально быстро двигаться внутри трубы торпедного аппарата и надевать надувной спасательный нагрудник и единый блок уже в открытом водном пространстве, причем единый блок прикрепляется брасовым ремнем к поясному ремню эвакуируемого до входа в торпедный аппарат корабля, а надувной спасательный нагрудник соединяется с единым блоком отдельным тросиком с карабином, чем исключается их утрата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731933C1

Способ изготовления зубного цемента 1942
  • Вильнер Я.Н.
  • Матвеев М.А.
SU64588A1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПОДВОДНИКА 1996
  • Аверьянов Андрей Анатольевич
  • Артемова Нина Борисовна
  • Власов Евгений Николаевич
  • Логунов Алексей Тимофеевич
  • Новиков Алексей Иванович
  • Петров Евгений Геннадьевич
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Слободинский Алексей Борисович
  • Советов Владимир Игоревич
  • Тимошенко Людмила Анатольевна
RU2110438C1
Военное обозрение
ШАРНИРНАЯ РАЗБОРНАЯ ЦЕПЬ 1927
  • Папцырев Н.К.
SU13127A1
AU 2013211491 A1, 20.02.2014.

RU 2 731 933 C1

Авторы

Носков Александр Георгиевич

Даты

2020-09-09Публикация

2019-11-06Подача