Изобретение относится к морской технике, а именно к способам и устройствам, предназначенным для спасения людей на море, и должно обеспечить повышение безопасности и сокращение времени спасения людей из перевернувшегося корабля.
Существующие применяемые способы и устройства спасения людей из опрокинувшегося корабля, находящегося на плаву, предусматривают использование водолазов. Сборник. Катастрофы на море. Н.П.Муру. Гибель и подъем линкора «Новороссийск». СПб. Судостроение, 1998 г., с.392 (см. с.269, 271, 276). При этом операция по спасению предусматривает:
- подход спасательного корабля к опрокинувшемуся и обеспечение надежного удержания его на минимально возможном, безопасном расстоянии;
- получение объективных данных о наличии и местонахождении живых людей в отсеках погибающего корабля;
- разработку плана, маршрута движения и оснащения водолазов, с учетом прогноза минимально возможного оставшегося времени пребывания корабля на плаву;
- переход лидирующей группы (2-3 чел.) водолазов по заданному маршруту внутри корабля до местонахождения людей, с выставлением постов (2-3 чел.) из обеспечивающих водолазов на сложных участках перехода;
- передачу спасаемым, доставленных водолазами дыхательных аппаратов, инструктаж и включение в них спасаемых;
- поочередное выведение, с сопровождением спасаемых, через затопленные отсеки корабля на спасатель.
Известен способ спасения людей из опрокинувшегося корабля путем прорезания в днищевых корпусных конструкциях больших отверстий и выведение через них людей. Сборник. Катастрофы на море. Н.П.Муру. Гибель и подъем линкора «Новороссийск». СПб. Судостроение, 1998 г., с.392 (см. с.267, 276).
Первый из приведенных способов чрезвычайно опасен для жизни водолазов, так как прогнозировать реальную продолжительность нахождения опрокинувшегося корабля на плаву проблематично. Кроме того, передвижение водолазов в отсеках опрокинувшегося корабля весьма сложно и опасно.
Вероятность спасения людей через вырезанные отверстия в днищевых корпусных конструкциях также мала, так как прорезание отверстий довольно трудоемкая и продолжительная операция и может вызвать стравливание воздушной подушки и потерю плавучести кораблем. Герметичная установка шлюзовой камеры над планируемым местом выреза отверстия для предотвращения стравливания подушки при волнении моря проблематична и опасна.
В качестве прототипа принят способ спасения людей из отсеков опрокинувшегося корабля с помощью водолазов. Сборник. Катастрофы на море. Н.П.Муру. Гибель и подъем линкора «Новороссийск». СПб. Судостроение, 1998 г., с.392 (см. с.276).
Авторами не выявлены ПА, предназначенные для спасения людей из опрокинувшегося корабля.
В качестве прототипа устройства принят малогабаритный инспекционный необитаемый ПА типа «Тор», предназначенный для обследования отсеков затонувших объектов. Справочник по подъемно-техническим средствам Министерств и ведомств для поиска и обследования затонувших объектов. ВМФ. СПб, 1995 г., с.301.
Однако необитаемый ПА «Тор» не может: открывать люки и двери, установить и обеспечить постоянную речевую связь спасаемых со спасателями, доставить спасаемым средства жизнеобеспечения (особенно аппараты для дыхания) и буксировать спасаемых через затопленные отсеки.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности и вероятности спасения людей из отсеков опрокинувшегося корабля, сокращение времени проведения спасательной операции при максимальном снижении риска для спасателей особенно водолазов.
Сущность способа состоит в том, что спасательную операцию, включающую поиск людей в отсеках корабля, доставку им средств поддержания жизнедеятельности (в первую очередь дыхательных аппаратов), инструктаж спасаемых, транспортировку их или сопровождение при проходе через затопленные отсеки на спасатель, выполняют дистанционно с помощью необитаемого ПА (НПА), выпускаемого и управляемого со спасательного судна или обитаемого спасательного ПА.
Сущность устройства для осуществления способа состоит в том, что на НПА размещены:
- автономные дыхательные аппараты для самостоятельного выхода спасаемых;
- воздушная система с клапанами, гибкими трубками и загубниками для дыхания наиболее ослабленных и раненных спасаемых, которые будут буксироваться аппаратом;
- аппаратура постоянной связи спасателей со спасаемыми, для управления их действиями при спасении;
- телевизионная аппаратура и светильники, обеспечивающие постоянное наблюдение за обстановкой и спасаемыми на носовых, кормовых углах и в верхней полусфере;
- движительно-рулевой комплекс, обеспечивающий движение и маневрирование НПА в пространстве, включая движение в вертикальном направлении по маршевыми движителями, после создания дифферента на угол примерно до ±80°, для преодоления горизонтальных люков и отверстий, особенно при буксировке спасаемых,
- манипуляторные устройства для открывания люков и дверей, устранения помех и препятствий движению НПА;
- кабель-трос для подачи энергии на НПА и управления им. Кабель-трос отмаркирован светящимися в воде марками и может использоваться как направляющий канат при самостоятельном выходе спасаемых;
- параллельно к кабель-тросу принайтован воздушный шланг для подачи воздуха в отсек корабля и систему дыхания спасаемых;
- устройство для прикрепления спасаемых к НПА, например в виде поручней или эластичных петель для кисти рук и т.п.
Положительным техническим результатом, который будет получен при использовании предлагаемого изобретения является возможность проводить спасательную операцию по выводу людей из отсеков опрокинувшегося корабля сразу после подхода и обеспечения удержания спасательного судна с НПА у борта аварийного корабля, НПА может быть размещен благодаря своей компактности и мобильности, на относительно небольшом судне, а также на обитаемом спасательном ПА, при спасении людей с корабля лежащего на грунте. При этом спасательное судно удерживается на относительно безопасном расстоянии и положении от аварийного корабля, так как "поведение" его не всегда можно прогнозировать. Такой НПА может использоваться также и для извлечения погибших из отсеков затонувших кораблей. Кроме того НПА благодаря своей маневренности и оснащенности телевизионным комплексом может быть использован для повседневных работ по обследованию различных объектов под водой.
Необходимо отметить, что НПА при работе в экстремальных условиях может быть утрачен. Поэтому при фактических спасательных работах потребуется иметь запасные аппараты.
Основные конструктивные элементы и схема действий устройства показаны на фиг.1, 2, 3, 4 и 5.
На фиг.1 показан отсек - 1, опрокинувшегося корабля, телеуправляемый НПА - 2, готовый к спасению людей, кабельно-шланговая линия (КШЛ) - 3, спасательное судно - 4 с краном - 5 и лебедкой - 6 для КШЛ и постом управления - 7, спасательный ПА -8, как возможный носитель НППА, с лебедкой - 9 для КШЛ.
На фиг.2, 3 и 4 показаны основные системы и устройства НПА, в том числе: маршевые движители - 10, вертикальные движители - 11, лаговый движитель - 12, манипуляторное устройство - 13, телевизионно-осветительное устройство - 14, переговорное устройство - 15, сигнальное устройство - 16, ячейки - 17 для автономных дыхательных аппаратов, стационарные дыхательные аппараты - 18, поручни - 19, защищающие от зацепов разгрузочные троса - 20.
На фиг.1 позиция 21 показан момент самостоятельного выхода спасаемого по КШЛ.
На фиг.5 показан момент буксировки НПА спасаемых.
Принципиальная технология спасения людей из опрокинувшегося корабля состоит из ряда последовательно выполняемых действий: спасатель приближается к борту опрокинувшегося корабля и закрепляется на минимально возможном безопасном расстоянии от отсека - 2 с находящимися живыми людьми. Местонахождение живых людей устанавливается по сообщениям ранее спасшихся, по данным перестукивания и другим способам связи. При этом закрепление спасательного судна должно позволить ему быструю и безопасную отдачу средств крепления от аварийного корабля.
Разрабатывается маршрут движения и оснащения НПА, с учетом необходимости открывания межотсечных и межпалубных дверей и люков.
НПА - 2 после подготовки спускается с судна - 4 на воду краном - 5 и движется по заданному маршруту, вытягивая КШЛ - 3 с лебедки - 6 под контролем и управлением с поста - 7. НПА и КШЛ имеют плавучесть близкую к «нулю».
В качестве носителя НПА - 2 может использоваться обитаемый спасательный ПА - 8, с временно устанавливаемой лебедкой - 9 для КШЛ - 3.
Такой носитель для НПА предпочтителен в том случае, если опрокинувшийся корабль лежит на грунте.
НПА - 2 при движении через затопленные отсеки корабля, маневрирует по курсу с использованием маршевых движителей - 10, по вертикали - движителей - 11, которые используются и для создания дифферента до ±80°, а для движения лагом (боком) - движитель - 12.
Открывание дверей и люков, уборка посторонних предметов обеспечивается манипуляторами - 13, в пределах их возможностей.
Наблюдение по курсу на носовых и кормовых углах обеспечивается телевизионно-осветительной аппаратурой - 14.
С помощью переговорного устройства - 15 проводится инструктаж спасаемых, управление их действиями при подготовке к выходу и в процессе спасения.
Для подачи спасаемыми ответного сигнала типа «Да!» или «Нет!» оператору НПА, предусмотрено сигнальное устройство - 16.
Оператор НПА, приведя аппарат в заданное помещение, оценивает обстановку и состояние спасаемых, принимает решение о порядке действий. Дает указание спасаемым, способным к самостоятельному выходу, взять автономные дыхательные аппараты из ячеек - 17, включиться в них и выходить из отсека, удерживаясь и ориентируясь по маркам на КШЛ - 3. Те, кто не может выходить самостоятельно, по командам оператора НПА включаются в стационарную систему дыхания - 18 и прикрепляются к поручням - 19. Для улучшения видимости спасаемым в комплект к дыхательным аппаратам предусматриваются очки. При необходимости в отсек может быть подан сжатый воздух по КШЛ - 3.
Для предотвращения зацепов НПА за конструкции корабля при обратном движении аппарата, в районе подключения КШЛ - 3 к аппарату установлены защитные троса - 20. При необходимости, самостоятельно выходящие спасаемые (более дееспособные), устраняют зацепы и препятствия, содействуя движению ПА с буксируемыми спасаемыми через затопленные отсеки судна.
После подключения спасаемых к дыхательной системе - 18 и закрепления к поручням - 19, спасаемые подают сигнал по устройству - 16 о готовности к выходу. НПА движется «задним» ходом «на выход». После всплытия на поверхность спасаемые подбираются катером. При необходимости НПА выполняет очередной рейс.
За базовый способ и устройство спасения людей из отсеков опрокинувшегося корабля принимается ныне принятая технология спасения с использованием водолазов.
Обычно в отсек опрокинувшегося корабля посылается группа (не менее трех) водолазов, доставляющих с собой 1-2 комплекта дыхательных аппаратов. После включения спасаемых в аппараты, водолазы «ведут» их на спасатель.
Технико-экономические и психологические преимущества предлагаемого способа спасения, по сравнению с принятыми в морской практике, чрезвычайно опасными для водолазов и малопроизводительными способами - очевидны и состоят в том, что:
- НПА за один рейс может доставить спасаемым в отсек 4-5 автономных малогабаритных дыхательных аппаратов и обеспечить для 2-3 человек спасаемых подключение к стационарной системе дыхания, т.е. за 1 рейс спасти до 6-8 человек, а не 1-2 как при ныне принятом;
- НПА имеет более высокую маневренность и скорость движения, чем водолаз;
- маршрут движения НПА может быть уточнен или изменен по рекомендациям находящихся рядом с оператором специалистов, хорошо знающих опрокинувшийся корабль;
- после доставки группы спасаемых на спасатель, НПА без задержек готов выполнять следующий рейс;
- НПА может быть использован и для извлечения погибших из затонувших кораблей, а также для выполнения различных повседневных подводных работ;
- при внезапном погружении опрокинувшегося корабля может быть утрачен или поврежден только НПА, но не человек.
По состоянию на 2001 год предлагаемый способ и устройство спасения людей из отсека опрокинувшегося корабля разработаны на уровне технического предложения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2000 |
|
RU2220880C2 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
СПОСОБ СПАСАНИЯ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТСЕКАХ ОПРОКИНУТОГО СУДНА, ПЛАВАЮЩЕГО НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2690740C2 |
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2282554C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2001 |
|
RU2200112C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2007 |
|
RU2334650C1 |
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол | 2017 |
|
RU2679381C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ КОМАНДЫ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА, ПОДЪЕМА И БУКСИРОВКИ ПОСЛЕДНЕГО | 2001 |
|
RU2235039C2 |
Способ подъема затонувшего судна | 1990 |
|
SU1785948A1 |
Способ спасения людей из отсеков опрокинувшегося корабля включает в себя доставку спасаемым системы дыхания, имеющей шланг для подачи воздуха, и последующий вывод спасаемых из отсека. При этом доставку системы дыхания осуществляют прикрепленным к шлангу дистанционно управляемым по кабелю необитаемым аппаратом, в носовой части которого стационарно размещены эта система дыхания и устройства для прикрепления спасаемых, а вывод последних выполняют их буксировкой этим аппаратом, идущим задним ходом. Кроме того, необитаемый подводный аппарат снабжен движительно-рулевым комплексом, манипуляторными устройствами, телевизионным комплексом, системой освещения, кабелем, соединенным с размещенными на носителе этого аппарата лебедкой и пультом управления, ячейками для размещения автономных дыхательных аппаратов, а также размещенными в его носовой части аппаратурой связи со спасаемыми и средствами для прикрепления последних к аппарату. Реализация этой группы изобретений обеспечит повышение эффективности и вероятности спасения людей из отсеков опрокинувшегося корабля, а также сокращение времени проведения спасательной операции. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Спасательное водолазное устройство | 1960 |
|
SU134155A1 |
Роторно-поршневой двигатель Журилова В. | 1990 |
|
SU1814689A3 |
Способ получения изделий из керамического порошка | 1990 |
|
SU1814642A3 |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2001-08-27—Подача