БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО Российский патент 2023 года по МПК B63B35/00 B63G8/40 B63C9/00 

Описание патента на изобретение RU2798921C1

Изобретение относится к области судостроения, а именно к области создания спасательных судов для ВМФ. Известны многочисленные конструкции отечественных спасательных судов и катеров различного назначения, например, противопожарное судно проекта 1893, водолазный катер проекта 14157, морское водолазное судно проекта 11980, спасательное судно проекта 21300 и др.

Основными недостатками существующих спасательных судов (СС) являются:

- малая скорость развертывания в район аварии надводных кораблей (НК) или подводных лодок (ПЛ);

- сравнительно узкая специализация;

- невозможность оказания помощи при значительном волнении моря.

В связи с этим, необходимо отметить следующее:

1. Успех любой спасательной операции зависит от своевременной доставки спасателей и спасательных средств к месту проведения аварийно-спасательных работ. Поэтому время доставки СС к месту аварии должно быть минимальным.

2. Аварии НК или ПЛ в мирное время относятся к редким событиям, поэтому создавать узкоспециализированные технические средства только для спасения экипажей НК и ПЛ экономически нецелесообразно. Преимущества в этом случае получают суда, которые могут быть использованы для решения и других задач.

3. Волнение моря свыше 3 баллов оказывает отрицательное влияние на успех спасательной операции, но спасти экипаж аварийной ПЛ возможно при нахождении спасателя в подводном положении. С этой целью в СССР и были построены спасательные ПЛ проекта 940 («Ленок»), несущие по два спасательных глубоководных аппарата проекта 1837.

Задачей настоящего изобретения является создание быстроходного многофункционального спасательного судна, способного двигаться в надводном и подводном положениях.

Наиболее близким аналогом изобретения является надводно-подводный катер «Тритон-НП» разработки АО ЦКБ «Лазурит», Нижний Новгород, 2009 г. Он имеет легкий корпус с балластными и дифферентно-уравнительными цистернами, проницаемой кабиной экипажа, прочным моторным отсеком, и может глиссировать по поверхности воды со скоростью 24 - 25 уз, погружаться на глубину до 20 метров и двигаться под водой на скорости 3 уз. Прототипом предложенного спасательного судна может служить погружающийся катер [1]. Однако этот катер не предназначен для оказания помощи аварийным судам и кораблям ВМФ.

Предлагаемое авторами многофункциональное быстроходное спасательное судно может иметь дальность плавания на подводных крыльях до 800 - 1000 км. Оно может погружаться на глубину до 40 м и передвигаться под водой на аккумуляторах со скоростью 4 - 5 уз на дистанцию до 20 миль. Судно имеет сухую герметичную кабину экипажа, рассчитанную на пребывание 3-4 операторов в течение 3-х суток и три режима плавания:

- надводный, на подводных крыльях;

- надводный, в водоизмещающем режиме (крейсерское и позиционное положения);

- подводный, может плавать на глубине и под поверхностью воды или под перископом.

На подводных крыльях предложенное быстроходное спасательное судно (БСС) может плавать при волнении моря до 3 - 4 баллов, при этом его скорость достигает 40 - 50 уз. При волнении моря свыше 4 баллов, стоянке у пирса и при швартовке оно может находиться в водоизмещающем режиме (крейсерское положение, скорость до 14 - 15 уз). Конструкция быстроходного спасательного судна приведена на чертеже.

Цифрами на чертеже обозначены: 1 - кормовая дифферентная цистерна; 2 - прочный отсек двигателя; 3 - грузовой отсек; 4 - прочная сухая кабина экипажа; 5 - носовая дифферентная цистерна; 6 - балластная цистерна (БЦ); 7 - прочные контейнеры с аккумуляторами; 8 - спасательный глубоководный аппарат (СГА); 9 - топливная цистерна; 10 - газотурбинный двигатель; 11 - винторулевые колонки; 12 - баллоны воздуха высокого давления (ВВД); 13 - вертикальный руль на стойке кормового подводного крыла; 14 - выпускной патрубок газотурбинной установки (ГТУ); 15 - впускной патрубок ГТУ; 16 - уравнительная цистерна; 17 - шахта люка, закрытого плоской сдвижной крышкой; 18 - антенна ГАС шумопеленгования; 19 - спасательный контейнер (СК); 20 - отсек шлюзования; 21 - комингс-площадка для посадки СГА; 22 - второй спасательный контейнер; 23 - цистерна замещения СК; 24 - кингстон; 25 - клапан вентиляции; 26 - легкие крышки грузового отсека БСС; 27 - рубка БСС.

Конструктивно БСС представляет собой погружающееся судно, постоянный плавучий объем которого образован двумя прочными герметичными отсеками - носовым отсеком экипажа и кормовым отсеком двигателя, а между ними в легком корпусе размещены грузовой отсек, аккумуляторная батарея, уравнительная, дифферентные и балластные цистерны (БЦ). Снизу к легкому корпусу прикреплены подводные крылья, а сверху - легкие крышки грузового отсека.

При плавании на подводных крыльях, вес БСС должен быть минимальным. Грузовой отсек 3, находящиеся в нем средства (функциональные модули) и балластные цистерны 6 должны быть осушены.

Для плавания в водоизмещающем режиме (крейсерское положение) грузовой отсек судна 3 должен быть осушен, балластные цистерны продуты. В таком положении БСС имеет минимальную осадку. Чтобы предотвратить заливание грузового отсека волной, отсек может закрываться легкими крышками 26.

Для быстрого осушения и заполнения водой грузового отсека 3 служат нижние люки 17, закрывающиеся сдвижными плоскими крышками и герметизирующиеся (прижимающимися к резиновым кольцам-прокладкам) с помощью электромагнитов.

В надводном положении БСС, когда грузовой отсек заполнен водой, продуты только балластные цистерны 6. Осадка судна максимальная. Скорость плавания при этом значительно ниже, чем в крейсерском положении.

При плавании под водой (на аккумуляторах или под РДП) балластные цистерны и грузовой отсек заполняются водой. Все функциональные модули приводятся к нулевой плавучести, используя собственные цистерны замещения.

Винторулевые колонки 11 позволяют успешно маневрировать БСС возле аварийного судна или швартоваться у причала.

Предложенное многофункциональное быстроходное спасательное судно может применяться для решения следующих задач:

- спасания экипажа аварийной подводной лодки;

- спасания экипажа надводного корабля при угрозе его гибели;

- борьбы с пожаром на судах;

- проведения поисковых работ;

- проведения водолазных работ;

- проведения научно-исследовательских и подводно-технических работ обитаемыми подводными аппаратами (ОПА);

- проведения научно-исследовательских и подводно-технических работ телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА) и автономными необитаемыми подводными аппаратами (АНПА);

- борьбы с радиационным, химическим и бактериологическим заражением судов;

- борьбы с морскими пиратами.

Для решения перечисленных выше задач БСС должно иметь сменные функциональные модули, размещаемые в грузовом отсеке.

Варианты использования БСС с различными сменными функциональными модулями представлены ниже.

Вариант 1. Спасание экипажа аварийной подводной лодки

Для спасания экипажа аварийной ПЛ необходимо в кратчайшее время доставить к месту аварии спасательный глубоководный аппарат (СГА) типа «Бестер» или «Приз». Для этого СГА устанавливается в БСС береговым подъемным краном в грузовой отсек 3 у причальной стенки. Также в грузовой отсек БСС необходимо загрузить спасательный контейнер 19 или второй СГА на его место. Спасательный контейнер представляет собой двухотсечное несамоходное спасательное средство с комингс-площадкой наверху и люком внизу.

При нахождении БСС на воде СГА может быть установлен и самоходом, что упрощает и ускоряет операцию. При этом БСС должен погрузиться, а СГА самостоятельно сманеврировать сверху в грузовой отсек на свое место.

По окончании загрузки БСС всплывает в позиционное положение (продувает БЦ) и дает ход. Благодаря подводным крыльям и плоскому днищу судна, образуется подъемная сила, которая выталкивает его на поверхность. Вода из грузового отсека быстро уходит через люки 17 (крышки которых открыты) и судно встает на подводные крылья. После этого крышки люков закрывают, и БСС может идти как на подводных крыльях, так и в водоизмещающем режиме.

Для выхода на аварийную ПЛ, БСС использует впередсмотрящий многолучевой эхолот и гидроакустический шумопеленгатор, который принимает сигналы аварийного маяка ПЛ или сигналы станции гидроакустической (звукоподводной) связи экипажа ПЛ (он может пеленговать и стуки металла о корпус ПЛ).

Кроме того, БСС должен иметь гидроакустическую и УКВ радиосвязь с СГА, размещенным в грузовом отсеке, а также звукоподводную связь с экипажем аварийной ПЛ.

По прибытии к месту аварии ПЛ, БСС погружается на глубину 30-40 м и стабилизируется на ней с помощью уравнительной цистерны 16. Откачка и прием воды в нее производятся автоматически по данным глубиномера. СГА подвсплывает, выходит из грузового отсека БСС, погружается обнаруживает аварийную ПЛ и опускается на ее комингс-площадку. Принимает личный состав из аварийной ПЛ и возвращается к БСС. Затем садится на комингс-площадку СК и передает в него спасенных подводников, где их ожидает врач-спецфизиолог и санитары (которые размещаются в СК перед выходом в море). Если спасенным нужна декомпрессия, то под руководством врача-спецфизиолога повышается давление в СК и оказывается помощь пострадавшим.

Вариант 2. Спасание экипажа надводного корабля при угрозе его гибели

Если аварию терпит пассажирское судно (столкнулось с другим судном) или военный корабль, получивший боевые повреждения, то на БСС целесообразно установить два спасательных контейнера (СК).

БСС может изменять высоту надводного борта за счет заполнения или осушения балластных цистерн 6. Для подъема спасателей на борт аварийного судна на БСС загружают приставные лестницы.

Вариант 3. Борьба с пожаром

Для борьбы с пожаром на корабле на БСС необходимо разместить пожарный модуль. В нем будет находиться пожарный расчет со средствами пожаротушения: цистерной с огнегасящим составом, пеногенераторами, мотопомпами, шлангами, брандспойтами, приставными лестницами и другим оборудованием.

Вариант 4. Проведение поисковых работ

Для поиска затонувшего объекта на судне устанавливается функциональный модуль поиска и обнаружения малоразмерных и крупноразмерных подводных объектов с группой специалистов его обслуживающих.

Вариант 5. Проведение водолазных работ

Для проведения водолазных работ на БСС размещается водолазный модуль (ВМ). В нем должна быть барокамера для декомпрессии и запасы газовых смесей.

Снаружи на ВМ целесообразно установить грузовую стрелу, грузоподъемностью 3-5 тонн и тросовую лебедку. Стрела управляется оператором из ВМ. Она сможет поднимать небольшие затонувшие предметы, остропленные водолазами. Подъемная сила обеспечивается продувкой балластных цистерн 6.

Водолазы могут опускаться и подниматься из ВМ на беседке, через нижний люк 17 так, что вся операция выполняется скрытно.

Если необходимо использовать водолазов в жестких скафандрах (глубина до 300 м), то диаметр нижнего люка 17 на БСС необходимо увеличить.

Вариант 6. Проведение научно-исследовательских и подводно-технических работ обитаемыми подводными аппаратами

В этом варианте в грузовой отсек БСС загружается ОПА. Экипаж ОПА размещается в СК.

ОПА, размещенный в грузовом отсеке 3, может производить поиск затонувших подводных объектов и выполнять подводно-технические работы.

Вариант 7. Проведение научно-исследовательских и подводно-технических работ телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами и автономными необитаемыми подводными аппаратами

В этом варианте в грузовой отсек БСС загружаются ТНПА или АНПА и их обслуживающий персонал.

ТНПА или АНПА, размещенные в грузовом отсеке 3, могут производить допоиск затонувших подводных объектов, а ТНПА рабочего класса выполнять подводно-технические работы.

Вариант 8. Борьба с радиационным, химическим и бактериологическим заражением корабля (судна)

В этом варианте на БСС устанавливается функциональный модуль с группой специалистов радиационной, химической и бактериологической защиты и средствами дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженного корабля.

Вариант 9. Борьба с морскими пиратами

В этом варианте на БСС устанавливается модуль со штурмовыми средствами для освобождения захваченного пиратами судна, штурмовыми абордажными группами и группой боевых пловцов.

БСС скрытно (под перископом, ночью) подходит к борту захваченного пиратами судна, всплывает в надводное положение и начинает штурм абордажной группой. В это же время, группа боевых пловцов, под водой, с другого борта судна, скрытно, по штормтрапам поднимается на борт судна и внезапной атакой подавляет сопротивление пиратов.

Кроме перечисленных выше задач, предложенное быстроходное многофункциональное надводно-подводное судно на подводных крыльях может применяться и для решения других боевых (наступательных, оборонительных и разведывательных) задач ВМФ при наличии соответствующих функциональных модулей. По сути - это новое инновационное направление развития кораблей и судов ВМФ.

Литература

1. Патент №2319636. Погружающийся катер: опубл. 20.03.2008/ Ю.А. Берков и др.; патентообладатель войсковая часть 20914.

Похожие патенты RU2798921C1

название год авторы номер документа
СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2789096C1
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат 2020
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Кудряков Виктор Борисович
  • Гуляева Елена Евгеньевна
  • Власовских Максим Геннадьевич
  • Гончаров Сергей Петрович
RU2764140C1
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов 2015
  • Никитинский Аврелий Иванович
  • Бурняшев Александр Александрович
RU2622520C2
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2007
  • Крылова Валерия Федоровна
  • Баженов Сергей Евгеньевич
  • Егошин Ростислав Борисович
  • Горев Юрий Николаевич
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Агишев Евгений Робертович
  • Мысенко Михаил Васильевич
RU2334650C1
Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов 2016
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
RU2690327C2
СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Аскералиев Агамирзе Аскералиевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Береговой Владимир Андреевич
RU2797933C1
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР 2008
  • Берков Юрий Алексеевич
RU2380274C1
Спасательный подводный аппарат 2021
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
  • Щукин Павел Иванович
RU2761043C1
Самоходный телеуправляемый спасательный колокол 2017
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Гапанюк Михаил Викторович
  • Скакун Алексей Николаевич
RU2679381C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО 2007
  • Цветков Олег Александрович
RU2333864C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 798 921 C1

Реферат патента 2023 года БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО

Изобретение относится к области судостроения, а именно к области создания спасательных судов для ВМФ. Заявленное быстроходное спасательное судно (БСС), способное погружаться под воду, содержит постоянный плавучий объем, образованный двумя прочными герметичными отсеками: в носу - кабиной экипажа, в корме - отсеком двигателя. Между ними в проницаемом легком корпусе размещен грузовой отсек со сменными функциональными модулями, аккумуляторной батареей, топливной, уравнительной, дифферентными и балластными цистернами. Снизу к легкому корпусу судна прикреплены подводные крылья, а в днище грузового отсека установлены люки со сдвижными электромагнитными крышками для быстрого заполнения отсека водой и его осушения, а также для выпуска и приема водолазов. Движение БСС на подводных крыльях позволяет максимально сократить время доставки спасателей к аварийному кораблю (судну), а сменные функциональные модули позволяют решать различные поисковые и аварийно-спасательные задачи. Способность БСС погружаться под воду позволит ему выполнять операции по поиску и спасению подводников из аварийной подводной лодки даже при волнении моря свыше 3 баллов. Кроме спасательных операций быстроходное многофункциональное надводно-подводное судно способно решать и другие задачи при наличии необходимых функциональных модулей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 798 921 C1

Быстроходное спасательное судно, способное погружаться под воду, постоянный плавучий объем которого образован двумя прочными герметичными отсеками - носовым отсеком экипажа и кормовым отсеком двигателя, а между ними в легком корпусе размещен грузовой отсек со сменными функциональными модулями, с аккумуляторной батареей, топливной, уравнительной, дифферентными и балластными цистернами, отличающееся тем, что снизу к корпусу грузового отсека прикреплены подводные крылья, а в днище грузового отсека установлены люки со сдвижными электромагнитными крышками для быстрого заполнения отсека водой и его осушения, а также для выпуска и приема водолазов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2798921C1

CN 110329443 A, 15.10.2019
US 5377613 A, 03.01.1995
US 5373800 A, 20.12.1994
ПОГРУЖАЮЩИЙСЯ КАТЕР 2004
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Кузяшов Алексей Владимирович
RU2319636C2
УСТРОЙСТВО СТРЕЛЯЮЩЕГО ПЕРФОРАТОРА 2007
  • Гудман Кеннет
  • Бертоджа Майкл
  • Очоа Луис
RU2434122C2
НАДВОДНО-ПОДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 1999
  • Тюрев А.В.
  • Гаранин Л.Д.
RU2149120C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН 2013
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Лобанов Андрей Алесандрович
  • Бухов Денис Михайлович
  • Шарков Андрей Михайлович
  • Свиридов Валерий Петрович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2546357C2
СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО 2016
  • Сурма Владислав Анатольевич
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Гапанюк Михаил Викторович
RU2659317C2

RU 2 798 921 C1

Авторы

Овчинников Алексей Викторович

Марков Александр Сергеевич

Поплутин Игорь Александрович

Берков Юрий Алексеевич

Агеев Антон Сергеевич

Даты

2023-06-28Публикация

2023-02-14Подача