ПОВЫШАЮЩАЯ СМАЗЫВАЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ ПРИСАДКА ДЛЯ ТОПЛИВА С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ СЕРЫ Российский патент 2020 года по МПК C11B13/02 

Описание патента на изобретение RU2732454C2

Настоящее изобретение относится к повышающей смазывающую способность присадке для топлива двигателя внутреннего сгорания, в частности для дизельного топлива, непосредственно полученной при подкислении соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования одного или более растительных масел и/или животных жиров.

Для ограничения выбросов загрязняющих веществ множество норм требуют относительно низкого содержания серосодержащих соединений в топливах, в частности дизельных топливах. Для этой цели углеводороды, используемые для получения топлив, подвергают процессам гидрообработки и гидрокрекинга для удаления серосодержащих соединений, которые они обычно содержат. Это удаление серосодержащих соединений приводит к потере смазывающей способности получаемых топлив.

Однако дизельные топлива и авиационные топлива должны иметь смазывающие способности для защиты насосов, систем впрыска и всех подвижных частей, с которыми эти продукты входят в контакт в двигателе внутреннего сгорания. Следовательно, присадки необходимо добавлять в эти топлива для сохранения их смазывающей способности.

Повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению более конкретно предназначена для топлив двигателя внутреннего сгорания с низким содержанием серы, например, менее 500 частей на миллион (ч.н. млн) (по массе).

Подкисление соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования растительного масла и/или животного жира, делает возможным получение масла, называемого кислым маслом. Настоящее изобретение также относится к применению кислого масла или смеси кислых масел, полученных из одного или более соапстоков, в качестве повышающей смазывающую способность присадки для топлива, в частности топлива с низким содержанием серы.

В результате настоящее изобретение относится к топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания, содержащей повышающую смазывающую способность присадку согласно настоящему изобретению, в частности к топливной композиции, содержание серы которой составляет менее 500 ч.н. млн (по массе).

Известно использование жирных кислот в качестве повышающих смазывающую способность присадок. В общем, используемые жирные кислоты получают фракционированием растительных масел или животных жиров. Например, жирные кислоты таллового масла или TOFA, как известно, имеют хорошие смазывающие свойства для дизельных топлив с низким содержанием серы (WO 9804656). Эти жирные кислоты имеют высокое кислотное число. Прирост коэффициента улучшения смазывающей способности имеет значительную величину при низкой дозировке, но, как правило, снижается, когда дозировка увеличивается.

Кроме того, известно использование моноглицеридов и диглицеридов в качестве повышающих смазывающую способность присадок. Моноглицериды и диглицериды представляют собой сложные эсриры, получаемые при реакции между жирными кислотами и глицерином. Они имеют очень низкое кислотное число: ссылка сделана на нейтральную смазывающую способность. Однако улучшение смазывающей способности происходит не сразу при низкой дозировке, требуя использования больших количеств, что повышает стоимость обработки.

Таким образом, существует потребность в новых повышающих смазывающую способность присадках для топлива, в частности топлива для двигателей внутреннего сгорания, которые являются недорогими и эффективными, в частности для дизельных топлив.

Соапстоки представляют собой побочные продукты рафинирования неочищенных (растительных или животных) масел. Они содержат омыляемые частицы, присутствующие в жирном веществе после его экстракции. Их подкисление делает возможным получение смеси жирных кислот, сложных эфиров и триглицеридов, называемой «кислое масло». Кислые масла, таким образом, представляют собой смеси активных материалов с низкой стоимостью производства.

Кислые масла, полученные при подкислении соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования растительного масла и/или животного жира, имеют хорошие низкотемпературные свойства по сравнению с жирными кислотами или сложными эфирами диглицеридов или триглицеридов, обычно используемыми для повышения смазывающей способности дизельного топлива.

Первый объект настоящего изобретения, таким образом, относится к повышающей смазывающую способность присадке для топлива двигателя внутреннего сгорания, непосредственно полученной в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира.

Повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению, таким образом, получена только из биомассы.

Другой объект настоящего изобретения относится к применению одного или более кислых масел, непосредственно полученных при подкислении по меньшей мере одного соапстока, в качестве повышающей смазывающую способность присадки для топлива двигателя внутреннего сгорания, причем соапсток получают при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира.

Другой объект настоящего изобретения относится к топливной композиции двигателя внутреннего сгорания, в частности дизельного топлива, имеющему содержание серы менее 500 ч.н. млн и содержащему повышающую смазывающую способность присадку согласно настоящему изобретению.

Предпочтительно содержание повышающей смазывающую способность присадки в топливной композиции достаточно, чтобы топливная композиция имела смазывающую способность меньшую или равную 500 мкм, предпочтительно меньшую или равную 460 мкм, предпочтительно меньшую или равную 400 мкм при условиях теста HFRR (на аппарате с возвратно-поступательным движением высокой частоты), как описано в статье SAE 932692 от J.W. HADLEY из Ливерпульского университета.

Предпочтительно содержание повышающей смазывающую способность присадки в топливной композиции меньше или равно 1000 ч.н. млн (по массе), предпочтительно меньше или равно 500 масс. ч.н. млн, предпочтительно от 10 до 400 масс. ч.н. млн (предельные значения включены).

Настоящее изобретение также относится к способу получения топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания, включающему стадию, на которой по меньшей мере одну повышающую смазывающую способность присадку, непосредственно полученную в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира, добавляют по меньшей мере в одно топливо. Содержание повышающей смазывающую способность присадки в топливной композиции может быть таким, как определено выше.

Настоящее изобретение также относится к способу увеличения смазывающей способности топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания, включающему стадию, на которой по меньшей мере одну повышающую смазывающую способность присадку, непосредственно полученную в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира, добавляют в топливную композицию. Содержание повышающей смазывающую способность присадки в топливной композиции может быть таким, как определено выше.

Повышающую смазывающую способность присадку согласно настоящему изобретению непосредственно получают в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока. Этот соапсток получают, в частности непосредственно, при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира.

Повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению, таким образом, представляет собой кислое масло или смесь кислых масел.

Кислое масло можно определить как композиции из жирных кислот, нейтрализованных основанием, затем подкисленных.

Жирные кислоты предпочтительно получают непосредственно при омылении растительного масла и/или животного жира, такого как, однако не ограничиваясь этим, подсолнечное, соевое, рапсовое, льняное, пальмовое, коксовое, арахисовое или оливковое масло, или рыбий жир, обычно содержащий, в очень большом количестве, насыщенные или ненасыщенные C16-C18 углеродные цепи, среди которых предпочтительно находятся C18 ненасыщенные углеродные цепи. Растительные масла обычно содержат пальмитиновую кислоту, масляную кислоту, линолевую кислоту и другие кислоты в меньших количествах. Композиции из жирных кислот, нейтрализованных основанием, представляют собой типичные соапстоки.

Согласно одному предпочтительному варианту осуществления повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению получена только из одного или более растительных масел. Другими словами, она непосредственно получена в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного растительного масла.

Повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению может также предпочтительно иметь один или более следующих признаков:

(а) содержание свободных жирных кислот больше или равно 5 масс. %, предпочтительно больше или равно 10 масс. %, предпочтительно от 10 масс. % до 90 масс. %, более предпочтительно от 30 масс. % до 70 масс. %,

(b) содержание триглицеридов больше или равно 5 масс. %, предпочтительно больше или равно 15 масс. %, предпочтительно от 10 масс. % до 60 масс. %,

(c) содержание жирных кислот, содержащих более двух ненасыщенностей, меньше или равно 40 масс. %, предпочтительно меньше или равно 20 масс. %, предпочтительно меньше или равно 10 масс. %, например, от 0,05 масс. % до 10 масс. %,

(d) содержание C18:1 и C18:2 жирных кислот больше или равно 40 масс. %, предпочтительно больше или равно 60 масс. %, предпочтительно больше или равно 70 масс. %, например, от 70 масс. % до 95 масс. %,

(e) температура потери текучести меньше или равна -3°С, предпочтительно меньше или равна -9°С.

Предпочтительно повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению может иметь признаки а) и b).

Предпочтительно повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению может иметь признаки а), b) и е).

Предпочтительно повышающая смазывающую способность присадка согласно настоящему изобретению может иметь все признаки а)-е).

Процесс подкисления, который делает возможным непосредственное получение повышающей смазывающую способность присадки согласно настоящему изобретению, может включать:

a) стадию экстракции жирных кислот, находящихся по меньшей мере в одном соапстоке, полученном при рафинировании одного или более масел, выбранных из растительного масла и/или животного жира, эту стадию экстракции проводят в кислой среде при условиях, эффективных для образования водной фазы и органической фазы, содержащей указанные жирные кислоты,

b) стадию разделения, на которой указанную ранее образованную органическую фазу отделяют и извлекают.

Органическая фаза, извлеченная на стадии b), составляет кислое масло. Такое кислое масло обычно имеет содержание воды меньшее или равное 3 масс. %.

Соапсток, используемый на стадии а)

Соапсток, обработанный на стадии а), может представлять собой смесь соапстоков, полученных при рафинировании различных масел, или может представлять собой соапсток, полученный при рафинировании одного масла.

Такие соапстоки получают, в частности непосредственно, при омылении растительного масла и/или животного жира.

Соапсток, обработанный на стадии а), можно, таким образом, получать, в частности непосредственно, при помощи процесса рафинирования растительного масла и/или животного жира, включающего:

а1) стадию омыления растительного масла или животного жира или смеси растительных масел и/или животных жиров при условиях, эффективных для омыления свободных жирных кислот, присутствующих в масле или смеси масел, и для образования соапстока,

а2) стадию разделения масла или смеси масел и соапстока, образованного на стадии а1).

В общем, стадию омыления а1) проводят путем добавления основания, обычно гидроксида натрия, и это делает возможным удаление свободных жирных кислот, присутствующих в масле, которые находятся в соапстоке в виде солей щелочных металлов жирных кислот. Перед этой стадией омыления а1) растительное масло и/или животный жир можно подвергать операции обессмоливания или удаления клейких веществ, которая нацелена на исключение фосфолипидов, лецитинов, комплексов Сахаров и других примесей.

Стадию а2) разделения масла и соапстока, полученного при омылении, можно проводить центрифугированием.

Соапстоки, следовательно, главным образом содержат жирные кислоты, нейтрализованные основанием.

Помимо жирных кислот, нейтрализованных основанием, соапстоки могут содержать, в зависимости от их происхождения и качества омыления, сросфолипиды или моноглицериды, диглицериды или триглицериды, которые не прореагировали. Обычно жирные кислоты имеют C12-C24, предпочтительно C16-C20 или еще лучше C16-C18 углеродные цепи.

Соапсток, таким образом, представляет собой продукт, полученный из биомассы. Преимущества, связанные с такими соапстоками, заключаются, с одной стороны, в низких затратах на их обработку и, с другой стороны, в отсутствии нежелательных токсичных веществ, таких как пестициды, афлатоксины, тяжелые металлы, диоксин и предшественники фуранов, РСВ и нитриты.

Стадия экстракции а)

Роль стадии экстракции а) процесса подкисления состоит в экстракции жирных кислот, содержащихся в соапстоке. Эту экстракцию проводят в кислой среде при условиях, эффективных для образования водной фазы и органической фазы, содержащей жирные кислоты, изначально содержащиеся в соапстоке.

Эту органическую фазу, содержащую жирные кислоты, обычно называют «кислым маслом» или также «маслом нейтрализации».

Кислота, используемая для экстракции жирных кислот, присутствующих в соапстоке в виде солей, обычно представляет собой неорганическую кислоту, такую как, например, серная кислота, фосфорная кислота или соляная кислота.

Серная кислота, однако, предпочтительна, поскольку она обеспечивает лучшую экстракцию жирных кислот при подходящих оптимальных затратах.

Экстракцию обычно проводят при нагревании до температуры от 70°С до 100°С (предельные значения включены), предпочтительно от 80°С до 90°С (предельные значения включены).

Для получения хорошей экстракции жирных кислот рН кислоты предпочтительно поддерживают в течение времени реакции, например, рН меньше или равный 6, предпочтительно меньше или равный 4.

Время реакции выбирают для обеспечения экстракции всех жирных кислот. Оно составляет, например, от 1 часа до 12 часов в зависимости от габаритов реактора и природы и состава сырья, которое необходимо обработать.

Экстракцию предпочтительно проводят при перемешивании.

Таким образом, происходит образование водной фазы и органической фазы, содержащей жирные кислоты.

Стадия разделения b)

На этой стадии органическую фазу, образованную на стадии а), отделяют от водной фазы. Другими словами, выделяют кислое масло, образующее повышающую смазывающую способность присадку согласно настоящему изобретению.

Эту стадию разделения b) можно проводить дистилляцией, осаждением или даже центрифугированием. Эту стадию можно проводить при помощи любых подходящих, известных и коммерчески доступных устройств.

Предпочтительно это разделение проводят осаждением с последующим удалением водной фазы. Осаждение зависит от разницы плотности жидкостей и их вязкости, параметров, которые могут быть при необходимости модифицированы известным образом специалистом в данной области для предпочтительного разделения.

Полученное кислое масло можно использовать в качестве повышающей смазывающую способность присадки для топлива двигателя внутреннего сгорания, которая может иметь один или более признаков а)-е), указанных выше.

Предпочтительно перед его использованием в качестве повышающей смазывающую способность присадки кислое масло можно подвергать одной или более стадиями обработки, выбранным из центрифугирования, фильтрации и осаждения. В частности, стадия центрифугирования может делать возможным получение содержания воды меньше или равно 1 масс. % или даже меньше или равно 0,8 масс. %, в частности от 0,1 масс. % до 0,7 масс. %.

Помимо удаления воды, извлеченной в водной фазе, центрифугирование может также обеспечивать удаление части суспендированных твердых остатков.

Повышающую смазывающую способность присадку, описанную выше, можно предпочтительно добавлять в топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания для улучшения его смазывающей способности.

Топливная композиция может содержать по меньшей мере одно жидкое углеводородное топливо, выбранное из газойля, дизельных топлив, бензинов, биотоплив, реактивных топлив, бытовых нефтяных топлив (DFO) и тяжелых топлив, предпочтительно газойля и дизельных топлив.

Согласно одному конкретному варианту осуществления топливная композиция может содержать по меньшей мере одно топливо или горючее вещество, выбранное из средних дистиллятов с температурой кипения от 100°С до 500°С, предпочтительно от 140°С до 400°С.

Эти средние дистилляты можно, например, выбирать из дистиллятов, полученных прямой дистилляцией неочищенных углеводородов, вакуумных дистиллятов, гидроочищенных дистиллятов, дистиллятов, полученных при каталитическом крекинге и/или гидрокрекинге вакуумных дистиллятов, дистиллятов, полученных при процессах конверсии типа ARDS (обессеривание мазута) и/или типа висбрекинга, дистиллятов, полученных при обогащении фракций Фишера-Тропша, дистиллятов, полученных при конверсии BTL (превращение биомассы в топливо) растительной и/или животной биомассы и/или их смесей.

Топлива могут также содержать дистилляты, полученные при операциях очистки, которые являются более сложными, чем полученные при прямой дистилляции углеводородов. Дистилляты можно, например, получать при помощи процессов крекинга, гидрокрекинга и/или каталитического крекинга и при помощи процессов висбрекинга.

Топлива могут также содержать новые источники дистиллятов, среди которых, в частности, можно упомянуть:

- самые тяжелые фракции, полученные при помощи процессов крекинга и висбрекинга, сконцентрированные для получения тяжелых парафинов, содержащих больше 18 атомов углерода,

- синтетические дистилляты, полученные при преобразовании газа, такие как полученные при помощи процесса Фишера-Тропша,

- синтетические дистилляты, полученные при обработке биомассы растительного и/или животного происхождения, такие как, в частности, NexBTL,

- и растительные масла, и/или животные жиры, и/или их сложные эфиры, предпочтительно метиловые сложные эфиры жирных кислот (FAME) или этиловые сложные эфиры жирных кислот (FAEE), в частности метиловые сложные эфиры растительного масла (VOME) или этиловые сложные эфиры растительного масла (VOEE),

- гидрообработанные, и/или подвергнутые гидрокрекингу, и/или гидродеоксигенированные (HDO) растительные масла и/или животные жиры,

- или также биодизели животного и/или растительного происхождения.

Топливная композиция может содержать только новые источники дистиллятов или может состоять из смеси с обычными нефтяными средними дистиллятами, такими как базовый компонент дизельного топлива и/или базовый компонент бытового нефтяного топлива. Эти новые источники дистиллятов, в общем, содержат длинные парафинистые цепи, больше или равные 10 атомам углерода, и предпочтительно цепи с 14-30 атомами углерода.

В общем, содержание серы в топливной композиции согласно настоящему изобретению составляет менее 500 ч.н. млн, предпочтительно менее 50 ч.н. млн или даже менее 10 ч.н. млн, и предпочтительно он не содержит серу, особенно для дизельных топлив.

Топливную композицию согласно настоящему изобретению можно получать при помощи способа получения, включающего стадию, на которой по меньшей мере одну повышающую смазывающую способность присадку, непосредственно полученную в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира, добавляют по меньшей мере в одно топливо.

Повышающую смазывающую способность присадку согласно настоящему изобретению можно использовать в топливной композиции в комбинации с одной или более дополнительными присадками. Эти дополнительные присадки можно выбирать из диспергирующих средств/моющих средств, масел-носителей, деактиваторов металлов, пассиваторов металлов, антиоксидантов, красителей, антистатиков, ингибиторов коррозии, биоцидов, маркеров, теплостабилизаторов, эмульгаторов, антистатических средств, понизителей трения, поверхностно-активных веществ, средств, повышающих октановое число, средств против помутнения, присадок, которые улучшают проводимость, отдушек и их смесей.

Среди других дополнительных присадок, в частности, можно упомянуть:

a) средства, повышающие октановое число, такие как, например, алкил-нитрат;

b) противовспенивающие присадки, примеры таких присадок даны в документах ЕР 0861182, ЕР 0663000, ЕР 0736590;

c) моющие средства и/или антикоррозионные присадки, примеры таких присадок даны в документах ЕР 0938535, US 2012/0010112 и WO 2012/004300;

e) присадки для изменения температуры помутнения. Примеры таких присадок даны в документах ЕР 0071513, ЕР 0100248, FR 2528051, FR 2528051, FR 2528423, ЕР 112195, ЕР 0172758, ЕР 0271385, ЕР 0291367;

f) противоосаждающие присадки и/или диспергирующие средства для парафина. Примеры таких присадок даны в документах ЕР 0261959, ЕР 0593331, ЕР 0674689, ЕР 0327423, ЕР 0512889, ЕР 0832172, US 2005/0223631, US 5998530, W01993/014178;

g) многофункциональные присадки для увеличения пригодности к использованию в холодном режиме, выбранные в частности из группы, состоящей из полимеров на основе олефин- и алкенилнитратов, как описано в документе ЕР 0573490;

h) присадки, которые улучшают поведение и фильтруемость в холодном режиме (CFI), такие как сополимеры этилена/винилацетата (EVA) и/или этилена/винилпропионата (EVP);

i) другие антиоксиданты затрудненного фенольного типа, или аминного типа, или алкил-пара-фенилендиаминного типа;

j) пассиваторы металлов, такие как триазолы, алкилбензотриазолы и алкилтолутриазолы;

k) поглотители металлов, такие как дисалицилиденпропандиамин (DMD);

l) нейтрализаторы кислотности, такие как циклические алкиламины.

Топливную композицию, таким образом, можно получать способом, включающим:

(1) стадию обеспечения одного или более топлив,

(2) стадию добавления по меньшей мере одной повышающей смазывающую способность присадки согласно настоящему изобретению в топливо(а), обеспеченные на стадии (1).

Способ может необязательно включать стадию добавления по меньшей мере одной дополнительной присадки типа, описанного выше.

Для пояснения преимуществ настоящего изобретения ниже приведены иллюстративные, но неограничивающие, примеры объектов заявленного изобретения.

Были использованы следующие обозначения:

АО: кислое масло,

FA: свободные жирные кислоты,

MG: моноглицериды,

DG: диглицериды,

TG: триглицериды,

VOME: метиловые сложные эфиры растительного масла,

Сх:у, жирная кислота с х атомами углерода и у ненасыщенностями (углерод-углеродными двойными связями).

ПРИМЕРЫ

Смазывающую способность нескольких присадок в двух дизельных топливах для дизельного двигателя тестировали при условиях теста HFRR (на аппарате с возвратно-поступательным движением высокой частоты), как описано в статье SAE 932692 от J.W. HADLEY из Ливерпульского университета. Эту смазывающую способность можно, таким образом, определить как свойство жидкости, определенное путем измерения следа износа, получаемого при контакте качающегося шарика на неподвижной пластине, погруженной в жидкость и при жестко контролируемых условиях.

Тест состоит в совместном приложении к стальному шарику, находящемуся в контакте с неподвижной металлической пластиной, давления, соответствующего массе 200 г, и периодическим перемещением в 1 мм с частотой 50 Гц. Движущийся шарик смазан тестируемой композицией. Температуру поддерживают на уровне 60°С в течение времени тестирования, а именно 75 мин. Смазывающую способность выражают как среднее значение диаметров следа износа от шарика на пластине. Чем меньше диаметр следа износа, тем лучше смазывающая способность. В общем, диаметр следа износа меньший или равный 460 мкм ± 63 мкм требуется для дизельного топлива.

Характеристики протестированных дизельных топлив сравниваются в таблице 1.

Различные присадки добавляли в эти дизельные топлива в количествах в диапазоне от 100 до 300 частей на миллион (по массе) в зависимости от теста. Тест HFRR проводили для каждой присадки для определения смазывающей способности.

В таблице 2 сравнивают характеристики кислых масел, протестированных в качестве повышающей смазывающую способность присадки.

Все протестированные кислые масла непосредственно получали в процессе подкисления по меньшей мере одного соапстока, полученного при помощи процесса рафинирования одного или более растительных масел и/или животных жиров.

Получение тестируемых кислых масел

Соапсток подвергали следующей обработке:

- вводили 120 л 97% серной кислоты в реактор, содержащий 4000 кг соапстока, причем температура составляла от 80°С до 90°С. Время реакции составляло 24 часа с непрерывным контролем рН для поддержания рН на значении ниже 4,

- расслаивали водную фазу и органическую фазу, образовавшуюся на стадии а1), затем удаляли водную фазу.

В таблице 3 сравнивают характеристики двух обычно используемых повышающих смазывающую способность присадок. Сравнительная присадка 1 представляет собой смесь сложных эфиров жирных кислот, содержащую главным образом моноглицериды и диглицериды. Сравнительная присадка 2 представляет собой смесь, содержащую главным образом свободные жирные кислоты.

Пример 1

В этом примере различные присадки добавляли в дизельное топливо №1.

Результаты сравнивают в таблице 4.

Указанные значения соответствуют среднему значению полученных результатов, которые находятся в интервале ±10 мкм.

Отмечали, что кислое масло, полученное из льняного масла, является наименее эффективным из кислых масел в отношении смазывающей способности (тест HFRR). При содержании 300 ч.н. млн результат теста HFRR больше, чем техническое требование 460 мкм для дизельных топлив, тогда как это техническое требование удовлетворяется для других протестированных кислых масел. В отличие от других кислых масел, это кислое масло, полученное из льняного масла, имело содержание жирных кислот с более чем 2 ненасыщенностями более 40 масс. %.

Пример 2

В этом примере различные присадки добавляли в дизельное топливо №2.

Результаты сравнивают в таблице 5.

Указанные значения соответствуют среднему полученных результатов, которые находятся в интервале ±10 мкм.

Отмечали, что кислое масло, полученное из рыбьего жира, является менее эффективным в отношении смазывающей способности (тест HFRR), чем кислые масла, полученные из растительных масел.

Также следует отметить, что кислое масло, полученное из рыбьего жира, и кислое масло, полученное из льняного масла, имеют температуры потери текучести свыше -10°С. Для этих двух кислых масел содержание C18:1 + C18:2 жирных кислот составляет менее 40 масс. %. Кроме того, содержание жирных кислот с числом ненасыщенностей больше 2 составляет более 10%.

Другие кислые масла удовлетворяли техническому требованию 460 мкм при содержании только 200 ч.н. млн.

Также следует отметить, что рапсовое АО 1 имело наилучшие результаты, в частности лучше, чем у масла из TOFA (сравнительное №2).

Похожие патенты RU2732454C2

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БУРЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2023
  • Беляков Андрей Юрьевич
  • Чумаков Евгений Михайлович
  • Чертовских Евгений Олегович
RU2809142C1
КОМПОЗИЦИЯ ЖИРНЫХ КИСЛОТ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ 2003
  • Брюер Марк
  • Каутто Торбьерн
  • Раваска Матти
RU2332442C2
АДДИТИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ С АДДУКТАМИ МИХАЭЛЯ, СОСТОЯЩИМИ ИЗ N-ЗАМЕЩЕННЫХ ФЕНИЛЕНДИАМИНОВ 2008
  • Бера Тушар Канти
  • Хартли Рольф Дж.
  • Емерт Джейкоб
  • Чэн Цзе
  • Налесник Теодор Е.
  • Роуланд Роберт Дж.
RU2489479C2
ПОЛИМЕРЫ В КАЧЕСТВЕ ПРИСАДОК К ТОПЛИВАМ И СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ 2015
  • Мецгер Йохен
  • Перетолчин Максим
  • Флоресфигуэроа Аарон
  • Ханш Маркус
  • Фелькель Людвиг
  • Гарсиа Кастро Иветте
  • Мюхльбах Клаус
RU2685271C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ВИЗЕЛЬ" И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2006
  • Ветцель Тимоти
RU2418845C2
КОМПОЗИЦИЯ ГАЗОЙЛЯ 2007
  • Сугано Хидеаки
RU2429281C2
Ингибитор засорения низкосернистого дизельного топлива, способ его получения и его применение 2019
  • Ли Ланьпэн
  • Цао Чанхай
  • Чэн Цзинь
  • Ли Сючжэн
  • Ван Йиди
RU2804547C1
ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ СЫРЬЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 2007
  • Штер Торстен
  • Шнабель Юрген
  • Янссен Дитер
  • Мюллер Михаэль
RU2441902C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА 2011
  • Лаумола Хели
  • Котонева Яри
  • Риссанен Арто
  • Ноусиайнен Яакко
RU2569681C2
СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (ЭЧДТ) 2017
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Еремеева Анжелика Михайловна
  • Нелькенбаум Савелий Яковлевич
  • Нелькенбаум Константин Савельевич
RU2650119C1

Реферат патента 2020 года ПОВЫШАЮЩАЯ СМАЗЫВАЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ ПРИСАДКА ДЛЯ ТОПЛИВА С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ СЕРЫ

Изобретение относится к масложировой промышленности. Применение одного или более кислых масел, непосредственно полученных при подкислении по меньшей мере одного соапстока, в качестве повышающей смазывающую способность присадки для топлива двигателя внутреннего сгорания, причем соапсток получен при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира. Изобретение позволяет получить присадку, предназначеную для топлив двигателя внутреннего сгорания с низким содержанием серы, например менее 500 частей на миллион (ч./млн) (по массе). 9 з.п. ф-лы, 5 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 732 454 C2

1. Применение одного или более кислых масел, непосредственно полученных при подкислении по меньшей мере одного соапстока, в качестве повышающей смазывающую способность присадки для топлива двигателя внутреннего сгорания, причем соапсток получен при помощи процесса рафинирования по меньшей мере одного масла, выбранного из растительного масла и/или животного жира.

2. Применение по п. 1, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел имеет содержание свободных жирных кислот больше или равное 5% мас.

3. Применение по п. 1 и 2, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел имеет содержание триглицеридов больше или равное 5% мас.

4. Применение по одному из пп. 1-3, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел имеет содержание жирных кислот, содержащих более двух ненасыщенностей, меньше или равное 40% мас.

5. Применение по одному из пп. 1-4, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел имеет содержание C18:1 и С18:2 жирных кислот больше или равное 40% мас.

6. Применение по одному из пп. 1-5, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел имеет температуру потери текучести меньше или равно -3°С, предпочтительно меньше или равно -9°С.

7. Применение по одному из пп. 1-6, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел непосредственно получают при помощи процесса подкисления, включающего:

a) стадию экстракции жирных кислот, находящихся по меньшей мере в одном соапстоке, полученном при рафинировании одного или более масел, выбранных из растительного масла и/или животного жира, причем указанную стадию экстракции проводят в кислой среде при условиях, эффективных для образования водной фазы и органической фазы, содержащей указанные жирные кислоты,

b) стадию разделения, на которой указанную ранее образованную органическую фазу отделяют и извлекают.

8. Применение по п. 7, отличающееся тем, что соапсток, обработанный на стадии а), получают при помощи процесса рафинирования растительного масла и/или животное жира, включающего:

а1) стадию омыления растительного масла или животного жира или смеси растительных масел и/или животных жиров при условиях, эффективных для омыления свободных жирных кислот, присутствующих в масле или смеси масел, и для образования соапстока,

а2) стадию разделения масла или смеси масел и соапстока, образованного на стадии а1).

9. Применение по одному из пп. 1-8, отличающееся тем, что указанные одно или более кислых масел применяют в качестве повышающей смазывающую способность присадки в топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания, в частности дизельного типа, имеющей содержание серы менее 500 ч./млн.

10. Применение по п. 9, отличающееся тем, что содержание указанных одного или более кислых масел в топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания меньше или равно 1000 мас.ч./млн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2732454C2

CN 1958751 A, 09.05.2007
WO 2013098524 A1, 04.07.2013
WO 2014102492 A1, 03.07.2014
Жолоб для отделения грубой суспензии от тонкой 1937
  • Сафронюк Л.П.
SU55907A1
RU 25289612 C1, 20.12.2006.

RU 2 732 454 C2

Авторы

Бен Сахель Хаким

Ланглуа Оливье

Херо Жульен

Германо Лоран

Даты

2020-09-16Публикация

2016-09-02Подача