ШАРОВОЙ КРАН Российский патент 2020 года по МПК F16K5/00 

Описание патента на изобретение RU2734989C2

Шаровой кран (далее кран) относится к области арматуростроения и может быть использован при выполнении работ по созданию ядерных энергетических установок для подводного энергетического комплекса, в установках с водо-водяными энергетическими реакторами в качестве локализующей арматуры второго контура, а также в кранах на магистральных нефтепроводах, газопроводах, на предприятиях энергетического комплекса, нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Известна конструкция шарового крана, патент №45495. Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, проходной канал, сферическую поворотную пробку на опорах, подпружиненные седла, управляющий узел, установленный на шпиндель шарового крана, а также канал, соединяющий входной патрубок с полостью между корпусом, сферической поворотной пробкой и седлами, и снабженный средством его перекрытия при закрытом положении шарового крана, причем канал, соединяющий входной патрубок с полостью между корпусом, сферической поворотной пробкой и седлами, расположен внутри корпуса шарового крана, а средством его перекрытия служит расположенный также внутри корпуса шарового крана запорный клапан, шток которого имеет в верхнем окончании завальцованный шар, выступающий над поверхностью корпуса шарового крана, причем управляющий узел, установленный на шпиндель шарового крана, содержит специальную пластину с двумя отверстиями, в которых закреплены два штыря, и клиновой фаской, которая контактирует с завальцованным шаром запорного клапана, а на квадратном конце шпинделя шарового крана установлена пластина с двумя кольцевыми пазами, в которые диаметрально противоположно друг другу входят штыри специальной пластины так, что при повороте управляющего узла они обеспечивают его перемещение без поворота сферической поворотной пробки на угол, при котором перемещение завальцованного шара запорного клапана по клиновой фаске специальной пластины обеспечивает открытие запорного клапана на заданную величину хода. Данная известная конструкция имеет ряд недостатков:

- отсечной клапан, прерывающий гидравлическую связь полости входного патрубка с межседельной полостью, выполнен в виде единой сборки, интегрированной в корпус крана, усложняет конструкцию и снижает надежность крана;

- в конечный момент закрытия крана запорный клапан начинает закрываться раньше закрытия шаровой пробки, что приводит к повороту пробки под полным перепадом давления среды и износу седел;

- применение для передачи крутящего момента двух пластин, взаимодействующих между собой с помощью штырей, приводит к невозможности передачи большого крутящего момента и возможности заклинивания. Наиболее близким техническим решением является вентиль со сферической поворотной заглушкой, патент №2417336. Вентиль содержит корпус, в котором выполнен канал с осью и который предназначен для размещения между впускной трубой и выпускной трубой; сферическую поворотную заглушку, установленную в корпусе с возможностью поворота между закрытым положением и открытым положением вокруг оси, перпендикулярной оси канала, и имеющую сквозное отверстие с осью, которое при нахождении заглушки в открытом положении обеспечивает проход текучей среды из впускной трубы к выпускной трубе; седло, расположенное со стороны впуска, имеющее центральный проход и установленное в канале корпуса перед заглушкой с возможностью поступательного перемещения оси указанного канала; средства выравнивания давления текучей среды между впускным и выпускным концами седла перед открытием вентиля; упругое средство, предназначенное для поджатая указанного седла к заглушке, при этом вентиль дополнительно содержит по меньшей мере один выступ, выполненный на седле и выступающий параллельно оси канала корпуса в направлении заглушки и по меньшей мере один первый паз, выполненный в заглушке и предназначенный для взаимодействия с выступом при нахождении заглушки в закрытом положении; второй паз, выполненный в заглушке с возможностью взаимодействия с выступом при нахождении заглушки в открытом положении и расположенный на таком же расстоянии, что и первый паз, от плоскости, которая ортогональна оси поворота заглушки и которая проходит через ось сквозного отверстия, причем указанный второй паз расположен в плоскости, образованной осью поворота заглушки и осью сквозного отверстия заглушки, при этом первый паз в угловом измерении отстоит от второго паза на угол, составляющий от 70 до 80 градусов.

Данная известная конструкция имеет ряд недостатков:

- запорный клапан, прерывающий гидравлическую связь полости входного патрубка с межседельной полостью, выполнен в виде единой сборки, интегрированной в корпус крана, усложняет конструкцию и снижает надежность;

- уплотнительный узел, состоящий из обоймы и седла, герметизируется мембранами одного диаметра, при этом седла разгружаются только от гидравлического давления среды и остаются в контакте с шаровой пробкой под действием сжатия пружин, таким образом, контакт остается.

Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности и срока службы.

Техническим результатом является разработка шарового крана с уменьшенным крутящим моментом, который позволяет осуществить поворот шаровой пробки относительно седел без износа при открытии и закрытии и, следовательно, сохранить герметичность по рабочей среде.

Технический результат достигается тем, что вторичные уплотнения седел выполнены в виде гофрированных мембран различных диаметров, при этом запорное устройство представляет собой клапан, который образуется при контакте уплотнительной поверхности, расположенной на штоке, и ответной уплотнительной поверхности на крышке корпуса, причем клапан перекрывает канал гидравлической связи входного патрубка с полостью, образованной корпусом, шаровой пробкой и седлами, в закрытом положении крана, кроме того, одно из седел может быть выполнено в виде дросселя.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

на фиг. 1 - общий вид шарового крана;

на фиг. 2 - увеличенный разрез шарового крана;

на фиг. 3 - вид А;

на фиг. 4 - разрез шарового крана (одно из седел выполнено в виде дросселя).

Кран содержит корпус 1, представляющий собой сосуд, выполненный из коррозионностойкой стали, имеющий входной 2 и выходной 3 патрубки с разделкой кромок под приварку трубопровода (см. фиг. 1).

Кран содержит шаровую пробку 4, установленную на подшипниках 5, которые позволяют ей вращаться, воспринимают осевые и радиальные нагрузки, действующие на нее (см. фиг. 1, 2).

Корпус 1 выполнен с верхним разъемом крышки 6. Соединение корпуса 1 с крышкой 6 обеспечивается шпилечным соединением. Герметизация разъема между крышкой 6 и корпусом 1 осуществляется спирально-навитой прокладкой 7 и усиковым сварным швом 8 (см. фиг. 2).

В крышке 6 установлен механизм преобразования поступательного движения штока 9 во вращательное движение шаровой пробки 4 посредством несамотормозящей резьбовой пары, образованной гайкой 10 и резьбовой втулкой 11. Гайка 10 резьбовой пары вращается в упорных подшипниках 12 и передает вращательный момент шаровой пробке 4 посредством шлицевого соединения Б. Резьбовая втулка 11 резьбовой пары установлена на шток 9 в нижней его части и связана с ним шлицевым соединением В. Резьбовая втулка 11 фиксируется гайкой 13 на штоке 9 с обеспечением конструктивного торцевого зазора Г в осевом направлении (см. фиг. 2).

Относительно внешней среды шток 9 герметизируется сильфоном 14 и дублирующим сальником 15 (см. фиг. 1).

На штоке 9 выполнена уплотнительная поверхность Д, которая контактирует с ответной уплотнительной поверхностью Е на крышке 6 корпуса 1 и образует клапан (см. фиг. 2).

В корпусе 1 и крышке 6 имеется канал гидравлической связи 16, соединяющий полость входного патрубка 2 с полостью 17 крышки 6, а при открытом клапане с межседельной полостью 18, образованной корпусом 1, шаровой пробкой 4 и седлами 19 (см. фиг. 2).

Во внутренней полости корпуса 1 соосно с осью выполнены проточки, в которые установлены уплотнительные узлы 20. Уплотнительный узел 20 состоит из обоймы 21, седла 19, мембран 22 и 23, отжимных винтов 24, полуколец 25 и пружин 26 (см. фиг. 1, 3).

Обойма 21 и седло 19 уплотняются относительно друг друга посредством вваренных гофрированных мембран 22 и 23, причем диаметральные размеры мембран различны. Седло 19 имеет возможность осевого и углового смещения относительно обоймы 21 в допустимых пределах (см. фиг. 2, 3).

Уплотнительный узел 20 герметизируется относительно корпуса 1 прокладкой 27. Обжатие прокладки 27 осуществляется отжимными винтами 24 (см. фиг. 3).

Кран работает следующим образом: в положении «закрыто» существует перепад давлений в полостях входного 2 и выходного 3 патрубков. При этом клапан, который образуется при контакте уплотнительных поверхностей Д и Е, закрыт, и гидравлическая связь через канал 16 между полостью входного патрубка 2 с межседельной полостью 18 отсутствует. Во входном патрубке 2 высокое давление рабочей среды осуществляет гидравлическое прижатие седла 19 со стороны входного патрубка 2 к уплотнительной поверхности шаровой пробки 4. Усилие поджатая пружин 26 добавляет величину прижатия седла 19 к шаровой пробке 4. В межседельной полости 18 устанавливается давление, которое уравновешивается гидравлическим давлением среды в выходном патрубке 3 и усилием пружин 26 выходного патрубка 3. В межседельной полости 18 создается давление среды, существенно ниже давления среды во входном патрубке 2.

В момент начала срабатывания крана на открытие привод 28 начинает перемещать шток 9 в верхнее положение, причем, за счет зазора Г в начальный момент времени открывается клапан, образованный контактом уплотнительных поверхностей Д и Е, в результате чего происходит гидравлическое соединение полости входного патрубка 2 с межседельной полостью 18 через канал гидравлической связи 16, то есть в начальный момент времени в межседельной полости 18 создается давление, равное давлению во входном патрубке 2. За счет разности площадей мембран 22 и 23 (со стороны межседельной полости 18 площадь мембран 22 больше, чем мембран 23 со стороны входного 2 и выходного 3 патрубков - величина расчетная) сначала давлением отжимается седло 19 со стороны выходного патрубка 3 на величину зазора Ж, заложенного конструктивно между обоймой 21 и седлом 19, а через образующийся зазор между уплотнительными поверхностями шаровой пробки 4 и седла 19 часть жидкости дросселлируется в выходной патрубок 3, при этом через канал гидравлической связи 16 жидкость постоянно пополняет межседельную полость 18. Давление в межседельной полости 18 снижается, но его величины достаточно, чтобы отжать седло 19 со стороны входного патрубка 2 либо существенно снизить усилие прижатия седла 19 к шаровой пробке 4 со стороны входного патрубка 2.

При появлении сигнала на приводе 28 на закрытие крана шаровая пробка 4 «безызносно» поворачивается в положение «закрыто», при этом в конце рабочего хода клапан, образованный контактом уплотнительных поверхностей Д и Е, перекрывает канал гидравлической связи 16. За счет разности площадей мембран 22 и 23 давление в межседельной полости 18 падает, а седло 19 со стороны входного патрубка 2 нагружается гидравлическим давлением. Дальнейшее падение давления в межседельной полости 18 приводит к уплотнению седла 19 со стороны выходного патрубка 3.

При использовании крана только с односторонним направлением рабочей среды обойму 21, седло 19, мембраны 22 и 23 и пружины 26 выходного патрубка 3 заменяются дросселем 29, который установлен относительно шаровой пробки 4 с минимальным постоянным зазором (см. фиг. 4).

Такое техническое решение повышает надежность работы и увеличивает срок службы крана.

Такое техническое решение уменьшает крутящий момент привода, который позволяет осуществить поворот шаровой пробки относительно седел без износа при открытии и закрытии и, следовательно, сохранить герметичность по рабочей среде.

Похожие патенты RU2734989C2

название год авторы номер документа
Способ монтажа затвора шарового крана в корпус 2015
  • Курылев Андрей Вадимович
  • Косенков Артем Евгеньевич
  • Бабушкин Сергей Владимирович
  • Чернов Сергей Васильевич
RU2629317C2
КРАН СФЕРИЧЕСКИЙ С РАЗДЕЛИТЕЛЕМ СРЕД 2019
  • Кривоногов Игорь Анатольевич
  • Патраков Владислав Дмитриевич
  • Мальцев Евгений Михайлович
RU2720907C1
ШАРОВОЙ КЛАПАН 2012
  • Алексеев Александр Борисович
  • Гончарик Николай Иванович
  • Лоскутов Иван Павлович
RU2486395C1
ШАРОВОЙ КРАН 2011
  • Бабушкин Сергей Владимирович
  • Зверев Дмитрий Леонидович
  • Косенков Артем Евгеньевич
  • Курылев Андрей Вадимович
  • Чернов Сергей Васильевич
RU2476745C1
КРАН ШАРОВОЙ СИЛЬФОННЫЙ С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ 2012
  • Бокач Евгений Николаевич
RU2486394C2
ТРЕХХОДОВОЙ ШАРОВОЙ КРАН С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ 2005
  • Басаргин Михаил Григорьевич
  • Веремеев Дмитрий Николаевич
RU2282087C1
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ 2001
  • Филиппов В.Н.
  • Козлов И.В.
  • Недорчук Б.Л.
  • Балабин В.Н.
  • Шаринов И.Л.
  • Петров В.Д.
  • Архипов Л.Н.
  • Иванов Н.В.
RU2185982C1
ШАРОВОЙ КРАН 2013
  • Евсиков Владимир Евсеевич
  • Удалов Андрей Иванович
  • Пронин Антон Игоревич
RU2521701C1
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СЕДЕЛ 2007
  • Барбин Владимир Георгиевич
RU2355933C1
ГАЗОВЫЙ КРАН-КЛАПАН В.И.КОЗИНА 1993
  • Козин Валентин Иванович
RU2056566C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 734 989 C2

Реферат патента 2020 года ШАРОВОЙ КРАН

Шаровой кран относится к области арматуростроения и может быть использован при выполнении работ по созданию ядерных энергетических установок для подводного энергетического комплекса, в установках с водо-водяными энергетическими реакторами в качестве локализующей арматуры второго контура, а также в кранах на магистральных нефтепроводах, газопроводах, на предприятиях энергетического комплекса, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности и срока службы. Техническим результатом является разработка шарового крана с уменьшенным крутящим моментом, который позволяет осуществить поворот шаровой пробки относительно седел без износа при открытии и закрытии и, следовательно, сохранить герметичность по рабочей среде. Технический результат достигается тем, что вторичные уплотнения седел выполнены в виде гофрированных мембран различных диаметров, при этом запорное устройство представляет собой клапан, который образуется при контакте уплотнительной поверхности, расположенной на штоке, и ответной уплотнительной поверхности на крышке корпуса, причем клапан перекрывает канал гидравлической связи входного патрубка с полостью, образованной корпусом, шаровой пробкой и седлами, в закрытом положении крана, кроме того, одно из седел может быть выполнено в виде дросселя. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 734 989 C2

1. Шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками и с верхним разъемом крышки, шаровую пробку, установленную в корпусе с возможностью поворота, подпружиненные седла, контактирующие уплотнительными поверхностями со сферической уплотнительной поверхностью шаровой пробки, вторичные уплотнения, канал гидравлической связи входного патрубка с полостью, образованной корпусом, шаровой пробкой и седлами, запорное устройство, прерывающее эту связь, шток и привод, отличающийся тем, что вторичные уплотнения седел выполнены в виде гофрированных мембран различных диаметров.

2. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что запорное устройство представляет собой клапан, который образуется при контакте уплотнительной поверхности, расположенной на штоке, и ответной уплотнительной поверхности на крышке корпуса, причем клапан перекрывает канал гидравлической связи входного патрубка с полостью, образованной корпусом, шаровой пробкой и седлами, в закрытом положении крана.

3. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что одно из седел выполнено в виде дросселя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2734989C2

ВЕНТИЛЬ СО СФЕРИЧЕСКОЙ ПОВОРОТНОЙ ЗАГЛУШКОЙ 2006
  • Артру Патрик
RU2417336C2
РЕГУЛИРУЕМЫЙ АВТОНОМНЫЙ ИНВЕРТОР 0
SU183269A1
УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖНОЕ 2017
  • Самбурова Анастасия Александровна
  • Сергеев Михаил Юрьевич
RU2632349C1
US 4815701 A1, 28.03.1989.

RU 2 734 989 C2

Авторы

Курылев Андрей Вадимович

Бабин Валерий Александрович

Косенков Артем Евгеньевич

Вандышев Сергей Васильевич

Коробов Илья Борисович

Даты

2020-10-27Публикация

2019-04-22Подача