Коммутирующее устройство Российский патент 2020 года по МПК H01R39/00 

Описание патента на изобретение RU2735853C2

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коллекторном электрическом двигателе постоянного тока с улучшенными коммутационными свойствами.

В основе данного предполагаемого изобретения лежит идея улучшения коммутации коллекторных машин постоянного тока изменением принципа передачи тока с вращающегося якоря на неподвижные клеммы, увеличения межламельного напряжения и снижения потерь на трение в узле (см., например, Тур Б.К. К вопросу коммутации в машинах постоянного тока. //Электричество. 1956. № 11).

Сущность предлагаемого технического решения является очевидной, поскольку введение новых неизвестных ранее конструктивных элементов и технологических операций при изготовлении коллектора нового типа представляет собой неизвестную совокупность признаков с получением дополнительного технического результата и положительного эффекта, а именно улучшения коммутации коллекторных машин постоянного тока изменением принципа передачи тока с вращающегося якоря на неподвижные клеммы, увеличения межламельного напряжения и снижения потерь на трение в узле (см., например, Тур Б.К. К вопросу коммутации в машинах постоянного тока. «Электричество», 1956, № 11).

«Уровень техники»

Известна конструкция коммутирующего устройства электрической машины постоянного тока, состоящая из ряда пластин, расположенных по образующим изолированного цилиндра, закрепленного на валу якоря и поочередно подключающее в зоне коммутации смежные пластины к неподвижным клеммам. При этом каждые две противоположно расположенные пластины соединены с двумя противоположными точками якорной обмотки. С пластинами контактируют противоположно установленные соосно щетки, переходящие при вращении якоря с одной пары пластин на другую. Пластины коллектора изолируют от соседних прокладками из фибры или слюды. Концы пластин соединяются с соответственными выходными концами обмотки.

Недостатками пластинчато-щеточного узла являются:

- применение дефицитных материалов при изготовлении;

- необходимость увеличения габаритных размеров активных частей контакта;

- дефекты коллекторного цилиндра такие, как эксцентричность, овальность, бой (в отдельных точках поверхности), прогрессирующие в эксплуатации под действием динамических и электромагнитных сил, а также в результате ослабления затяжки шпилек коллектора и усадки изоляции;

- износ коллекторов, по причине повышенного давления щеток, некачественный материал элементов, вибрация, биение и высокая скорость вращения коллектора;

- значительное влияние величины переходного сопротивления между щеткой и коллектором, приводящее к нестабильности токосъема или полной его потере;

- искрение на скользящем контакте приводящее к обгоранию щеток и коллекторных пластин.

- случайный отрыв щеток от коллектора из-за дефектов исполнения узла. Это нарушение может охватывать все пластины коллектора, перекрытые щетками, но не одновременно под всеми брикетами;

- значительное влияние плотности тока под щетками, переходного сопротивления контакта и нарушение коммутации машины.

Известны также разработки коллекторно-щеточного узла с использованием радиальных поверхностей коллекторных пластин. Причинами, вызывающими появление дуги, переходящей в круговой огонь, являются:

- заволакивание межламельного пространства медью коллекторных пластин [http://www.dissercat.com/content/zavolakivanie-kollektorov-tyagovykh-dvigatelei-elektrovozov];

- неправильно снятые фаски с коллекторных пластин, что затрудняет выдувание щеточной пыли;

- загрязнение коллектора и выступание миканитовых пластин коллектора.

При увеличении межламельного напряжения до 34-36 В (пример для тягового электродвигателя локомотива) и при наличии вышесказанных причин механического характера, между смежными коллекторными пластинами может возникнуть искрение переходящее в дуговой разряд. В зависимости от состояния коллекторно-щеточного узла, его чистоты и влажности воздуха дуга соединяет коллекторные пластины между плюсовыми и минусовыми щеткодержателями или коллекторные пластины всего коллектора (круговой огонь).

Кроме этих недостатков непосредственно узла низкой надежностью обладает щеточная траверса, повреждения которой проявляются в виде поломки кольца траверсы, расстройства регулировки положения щеткодержателей на пальцах траверсы и другие повреждения деталей узла.

«Раскрытие изобретения»

Технический результат изобретения заключается в увеличении надежности коллектора и улучшении технологичности сборки, путем улучшения коммутации, увеличения межламельного напряжения и снижения потерь на трение в узле. Кроме того, техническим результатом является повышение срока службы.

Для реализации вышеуказанного технического результата предложено коммутирующее устройство, выполненное с возможностью поочередного подключения в зоне коммутации смежных токопроводящих пластин коллектора через коллекторно-щеточный узел к внешним, неподвижным клеммам, при этом с целью улучшения коммутации, увеличения межламельного напряжения и снижения потерь на трение в узле, по предполагаемому изобретению коллек-торно-коммутирующий узел представляет собой цилиндрические зубчатые пары, причем установленное на якоре колесо состоит из разрезных в средней части по зубу и изолированных прокладкой Т-образного сечения, разделяющей зуб и прикрывающей его вершину, половин зубьев, образующих зубчатую ячейку, и к которым подключены выводы секций обмотки якоря машины, при этом цельные шестерни, выполнены из электрографитного или металло-графитового материала с возможностью свободного вращения на осях, расположенных вблизи нейтрали и имеют непрерывный торцевой скользящий контакт с оконечными неподвижными клеммами.

Кроме того, согласно настоящему изобретению для снижения межламель-ных напряжений, возникающих вследствие самоиндукции в секциях якорной обмотки, изоляция между половинами зуба выполнена из материала с высокой диэлектрической проницаемостью с образованием конденсатора искрогасящей RC-цепочки.

Идея разрабатывалась в нескольких направлениях. Основные из них:

1) Использование в качестве коллекторно-коммутирующего узла цилиндрических зубчатых пар, причем установленное на якоре колесо является принципиально новым коллектором. Зубчатое колесо устанавливается с торцевой, лобовой части якоря, и число впадин между зубьями равно числу секций обмотки. Диаметр зубчатого колеса зависит от числа проводников обмотки и от скорости вращения якоря.

2) Для обеспечения существующих габаритов якоря применена зубчатая пара с внутренним зацеплением. Пара внутреннего зацепления имеет во много раз меньшее относительное скольжение рабочих поверхностей зубьев и меньшие габариты при большом передаточном отношении и малом межцентровом расстоянии.

3) Установленное на якоре зубчатое колесо, состоит из разрезных в средней части и изолированных прокладкой Т-образного сечения половин зубьев, образующих зубчатую ячейку, к которым подключены выводы секций обмотки якоря машины.

4) С зубчатым колесом контактируют цельные шестерни, выполненные из электрографитного или металлографитового материала. Шестерни свободно вращаются на осях, расположенных вблизи нейтрали и имеют непрерывный торцевой скользящий контакт с оконечными неподвижными клеммами.

В качестве коллекторно-коммутирующего узла по предполагаемому изобретению целесообразно применить арочные цилиндрические зубчатые элементы (колеса) с прямозубыми, косозубыми, шевронными или подобными зубьями с использованием внутреннего зацепления (возможно использование наружного зацепления при наличие запаса по габаритным ограничениям электрической машины).

Стяжка верхней нерабочей части зубчатого коллекторного колеса выполняется методом клина (ласточкиного хвоста).

В изобретении раскрываются следующие детали и аналогии:

а) шестерни внутреннего зацепления повышенной механической прочности, выполнены из электрографитного или металлографитового материала, а оси шестерен имеют непрерывный скользящий контакт с внешними неподвижными клеммами;

б) зубья колеса образуют зубчатую ячейку, состоящую из разрезных половинок смежных зубьев. При этом ячейка соединена с проводником секции обмотки петушком [А.с. СССР № 862285 МКИ Н01R 39/02/ Б.и. 33 от 07.09.81].

в) между зубчатыми ячейками размещена изоляция, выполненная из материала с большой диэлектрической проницаемостью (например, из титаната бария) (Авт. Свид. СССР №89965, кл. Н01r 39/06).

г) аналогия:

«Краткое описание чертежей»

На Фиг. 1 представлен основной вид коллектора в виде зубчатой пары внутреннего зацепления.

На Фиг 2 представлен процесс коммутации при замыкании секции обмотки якоря накоротко.

На Фиг. 3 показано распространение дугового разряда в базовом исполнении коллектора. Стрелкой показан путь и длина дугового разряда.

На Фиг. 4 показано распространение дугового разряда по предлагаемому варианту. Стрелкой показан путь и длина дугового разряда.

На Фиг. 5 схематично в аксонометрии показаны зубчатая ячейка и изолятор.

На Фиг. 6 представлена стяжка зубчатого коллекторного колеса.

На Фиг. 7 показан общий вид электромашины с предлагаемым зубчатым коллектором.

«Осуществление изобретения»

Коммутирующее устройство, содержащее коллектор в виде зубчатой пары внутреннего зацепления (см. Фиг. 1) состоит из коллекторного колеса 1 и шестерни 2. Применение внутреннего зацепления обеспечивает размещение всего узла в пределах габарита цилиндра якоря.

Зубчатое колесо 1, установленное с торцевой, лобовой части якоря, состоит из зубчатых ячеек в виде разрезных в средней части и изолированных половин зубьев 3 и 4, к которым подключены выводы 5 и 6 секций (Фиг. 2) обмотки якоря машины. При этом число зубчатых ячеек равно количеству впадин между зубьями колеса и равно числу секций обмотки якоря. Диаметр зубчатого колеса зависит от числа проводников обмотки и от скорости вращения якоря. Между зубчатых ячеек установлены изолирующие прокладки 7 Т-образного сечения, выполненные из материала с большой диэлектрической проницаемостью.

Одним из вариантов решения проблемы коммутации, является конструктивное удлинение пути для дугового разряда. На Фиг. 3 между коллекторными пластинами 8 расположена изолирующая прокладка 9. Стрелкой показан короткий путь распространения дугового разряда.

На Фиг. 4 в варианте изобретения путь и длина дугового разряда между двумя зубчатыми ячейками 3 и 4 зуба через изолирующую прокладку 7 значительно превышают основной вариант исполнения коллектора.

На Фиг 5 показаны в аксонометрии основные элементы: зубчатая ячейка 3 коллекторного колеса и прокладка 7.

Стяжка верхней нерабочей части зубчатого коллекторного колеса выполнена методом клина (ласточкиного хвоста) (см. Фиг. 6). Для внутреннего зацепления пары в отличие от аналогов стяжка установлена снаружи зубчатого коллектора. Зубчатая ячейка 3 соединяется с соответственным выходным концом обмотки 10. посредством петушка.

Общая компоновка зубчатого коллектора с обмотками возбуждения 11 и 12 показана на Фиг. 7.

Цельные шестерни 2, выполненные из электрографитного или металло-графитового материала, свободно вращаются на осях, расположенных на нейтрале и имеют непрерывный торцевой скользящий контакт 13 с оконечными неподвижными клеммами 14.

Похожие патенты RU2735853C2

название год авторы номер документа
КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2006
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2319267C1
Коллекторная электрическая машина 1979
  • Фридман Георгий Николаевич
  • Калашников Владилен Константинович
  • Бизня Владимир Михайлович
  • Коварский Ефим Михайлович
  • Борисов Борис Архильевич
  • Семенов Лев Сергеевич
  • Малышев Валентин Александрович
  • Воронин Николай Сергеевич
  • Стаскевич Лев Николаевич
  • Зинин Евгений Федорович
  • Дулицкая Галина Максимовна
  • Шегай Эльвира Романовна
SU1023541A1
Токосъемное устройство 1984
  • Чучман Юрий Иванович
  • Завгородний Виктор Дмитриевич
  • Черепаняк Мирон Владимирович
SU1275601A2
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1979
  • Чучман Юрий Иванович
SU862290A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2008
  • Чулков Илья Николаевич
RU2358372C1
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1979
  • Чучман Юрий Иванович
SU862291A1
Щеточно-коллекторный узел электрической машины 1990
  • Лотоцкий Владимир Леонтьевич
  • Лотоцкий Сергей Владимирович
  • Безсмертный Александр Иванович
  • Ниживий Анатолий Богданович
SU1785064A1
Коллектор электрической машины и способ его изготовления 1982
  • Аверьянов Генрих Павлович
  • Кривоносов Геннадий Иванович
SU1019528A1
Электрическая машина постоянного тока 1990
  • Алиевский Борис Львович
  • Трипунова Светлана Владимировна
SU1810956A1
КОЛЛЕКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2016
  • Сайфутдинов Ринат Хасанович
RU2629377C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 735 853 C2

Реферат патента 2020 года Коммутирующее устройство

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коллекторном электрическом двигателе постоянного тока с улучшенными коммутационными свойствами. Технический результат изобретения заключается в увеличении надежности коллектора и улучшении технологичности сборки, путем улучшения коммутации, увеличения межламельного напряжения и снижения потерь на трение в узле. Кроме того, техническим результатом является повышение срока службы. Коммутирующее устройство содержит коллекторно-коммутирующий узел, выполненный в виде цилиндрической зубчатой пары внутреннего зацепления, причем установленное на якоре колесо состоит из разрезных в средней части по зубу и изолированных прокладкой Т-образного сечения, разделяющей зуб и прикрывающей его вершину, половин зубьев, к которым подключены выводы секций обмотки якоря машины, при этом цельные шестерни выполнены из электрографитного или металлографитового материала с возможностью свободного вращения на осях, расположенных вблизи нейтрали, и имеют непрерывный торцевой скользящий контакт с оконечными неподвижными клеммами. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 735 853 C2

1. Коммутирующее устройство машины постоянного тока, содержащее коллекторно-коммутирующий узел, отличающееся тем, что коллекторно-коммутирующий узел выполнен в виде цилиндрической зубчатой пары внутреннего зацепления, содержащей коллекторное зубчатое колесо, установленное с торцевой части якоря машины, которое состоит из зубчатых ячеек, образованных из половин разрезанных в средней части зубьев, к которым подключены выводы обмотки якоря, между зубчатыми ячейками установлены изолирующие прокладки Т-образного сечения, а с зубчатым колесом контактируют цельные шестерни, имеющие возможность свободно вращаться на осях, расположенных вблизи нейтрали, и имеющие непрерывный торцевой скользящий контакт с оконечными неподвижными клеммами.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что изолирующие прокладки между половинами зуба выполнены из материала с высокой диэлектрической проницаемостью с образованием конденсатора искрогасящей RC-цепочки.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что цельные шестерни выполнены из электрографитного или металлографитного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2735853C2

Коллектор электрической машины 1979
  • Щербаков Виктор Гаврилович
  • Иванченко Николай Кузьмич
  • Кулиш Виктор Федорович
  • Шапиро Илья Лазаревич
SU862285A1
Коллектор 1950
  • Борисенко Н.И.
  • Лившиц А.Л.
  • Перчик Л.Д.
  • Рогачев И.С.
SU89965A1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СОКОЛОВА А.Ю. 2010
  • Соколов Александр Юрьевич
RU2464434C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ТЕКСТОВОГО ФОРМАТА, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ТВЕРДЫХ НОСИТЕЛЯХ ИНФОРМАЦИИ 2022
  • Якшин Андрей Алексеевич
  • Финько Олег Анатольевич
  • Елисеев Николай Иванович
  • Меретуков Клим Сергеевич
  • Карнажицкий Тарас Викторович
RU2792258C1
US 6105359 A1, 22.08.2000
US 20070130910 A1, 14.06.2007.

RU 2 735 853 C2

Авторы

Балабин Валентин Николаевич

Калугин Сергей Павлович

Даты

2020-11-09Публикация

2019-04-25Подача