1
Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструкциям уплотнения коллекторов .с арочным распором и может быть использовано в электрических машинах, работающих в сложных климатических условиях.
Известен коллектор электрической машины, содержащий комплект медных и изоляционных пластин, скрепленных нажимными колесами посредством стяжных болтов, головки которых имеют уплотнения в виде шайб, внутреннюю изоляционную камеру и внешнюю вентиляционную полость. Для предотвращения проникновения влаги во внутреннюю изоляционную камеру.коллектора служат сочленяемые посадочные поверхности нажимных колец (1.
Н остатком известного устройства является то,что по посадочньш поверхностям сочленяемых нажимных колец и под головки болтов влага во внутреннюю изоляционную камеру все же проникает, что вызывает электри- , ческий пробой на корпус.
Также известен коллектор электрической машины, являющийся наиболее близким к описываемому, который содержит комплект медных и изоляционных пластин, стянутых нажимными конусами, сочлененными по зсодовой посадке через изоляционные манжеты посредством стяжных болтов с уплотнитель ными шайбами под их головкой, внутреннюю изоляционную камеру, образованную комплектом пластин и нажимными конусами,- вентиляционную полость и уплотНительный замок, об10разованный нажимными конусами, заполненный эластичным материалом и расположенный между стяжными болтами и вентиляционной полостью. Про-, никновению влаги во внутреннюю изо15ляционную камеру коллектора препятствует указанный уплотнительный замок, уплотнительные шайбы по головкам стяжных болтов и резьба этих болтов t2D.
20
Недостатком известного устройства является то, что описанные уплотнения, особенно шайбы и резьба стяжных болтов, не обеспечивают полной защиты от проникновения влаги во
25 внутреннюю изоляхуюнную камеру, особенно в экстремальных климатических условиях работы электрических машин.
Целью настоящего изобретения является предотвращение электрических 30 npo6oeiB на корпус по причине увлажнения изоляции путем исключения поадания влаги во внутреннюю изоляцинную камеру коллектора.
Поставленная цель достигается ем, что в известном коллекторе электрической машины, содержащем комплект медных и изоляционных пластин, скреплённых нажимными конуами, сочлененными по ходовой посаде через изоляционные манжеты посредтвом стяжных болтов с уплотнитель№ли шайбами под их головками, внутеннюю изоляционную камеру, образоанную комплектом пластин и нажимными конусами, вентиляционную поость и уплотнительный замок, образованный нажимными конусами, заполненный эластичнЕ 1м материаломи расположенный между стяжными болтами и вентиляционной полостью, согласно изобретению между изоляционно камерой и стяжными болтами установлен второй уплотнительный замок.
На чертеже изображен коллектор электрической машины. .
Комплект 1 медных и изоляционных пластин стянут нажимными конусами 2 и 3 через изоляционные манжеты 4 посредством стяжных болтов 5. Под головки стяжных болтов установлены уплотнительнае шайбы 6, Нажимные конуса сочленяются по ходовой посадке поверхностями 1, 8, 9 и 10, образуя уплотнительные замки, которьле заполнены эластичным материалом И, например резиной или замазкой. Между нажимными конусами и комплектом пластин предусмотрена внутренняя изоляционная камера 12, в которой, как правило, установлен изоляционный цилиндр 13. Для прохода вентилирующего воздуха в якорь пр е ду смот рен а . ве нт ил яцион на я полость 14. Резьбовые отверстия в нажимном конусе 3 под стяжные болты 5 выполнены глухими.
Устройство работает следующим образом.
Во время эксплуатации электрической машины в экстремальных климатических условиях, при повышенной влажности, резких изменениях температуры, и т.п., влага поступает в вентиляционную полость 14 коллектора и конденсируется на ее поверхностях.
При вращении якоря часть &той влаги под действием центробежных сил стремится проникнуть по поверхности 7 и 8 сочленения нажимных конусов 2 и 3 и возможные дефекты в эластичн материале 11 во внутрь коллектора. Другой путь для проникновения влаги - по поверхностям уплотнительиых шайб 6 и головок стяжных болтов 5. Дальнейшее проникновение влаги во внутреннюю изоляционную камеру 12предотвращается эластичным материалом Ц второго уплотнительного замка./ .
Описанная конструкция обеспечивает надежную защиту внутриколлекторной изоляционной камеры от проникновения влаги и замыкания токопрово..ящкх коллекторных пластин на корпус через увлажненные манжеты что исключает выход из строя якорей электрических машин по этой причине Формула изобретения
Коллектор электрической машины, содержащий комплект медных и изоляционных пластин, скрепленных нажимными конусами, сочлененными по ходовой посадке .через изоляционные манжеты посредством стяжных болтов с уплотниТельными шайбами под их головками, внутреннюю изоляционную камеру образованную комплектом пластин и нажимными конусами, вентиляционную полость и уплотнительный замок, об разованный нажимными конусами, заполненный эластичным.материалом и расположен«ый между стяжными болтами и вентиляционной полостью, о т л ичающийся тем, что, с целью предотвращения электрических пробоев на корпус за счет исключения попадания; влаги во внутреннюю изоляционную камеру, между внутренней изоляционной камерой и стяжными болтами установлен второй уплотнительный замок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Алексеев. А.Е. Конструкция электрических машин, Госэнергоиздат, 1958, с. 203-212.
2.Алексеев А.Е. Тяговые электрические .машины и преобразователи. Энергия , 1967, с. 73 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коллектор электрической машины | 1980 |
|
SU1156176A1 |
Коллектор электрической машины | 1982 |
|
SU1083269A1 |
Способ изготовления коллектора электрической машины | 1986 |
|
SU1376161A1 |
Коллектор электрической машины | 1982 |
|
SU1065939A1 |
Коллектор электрической машины | 1974 |
|
SU593275A1 |
Способ изготовления коллектора электрической машины | 1987 |
|
SU1555752A1 |
Коллектор для электрической машины | 1983 |
|
SU1252845A1 |
Способ и устройство для насадки коллекторов электрических машин на втулку | 1931 |
|
SU28953A1 |
Коллектор электрической машины постоянного тока | 1988 |
|
SU1580477A1 |
Коллектор электрической машины | 1988 |
|
SU1656616A1 |
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1979-12-21—Подача