Изобретение относится к способу получения дизельного топлива с использованием гидрогенизационных процессов переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, для изменения структурного скелета углеводородов, и может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах, имеющих соответствующее технологическое оборудование.
В настоящее время дизельные топлива выпускаются по пяти ГОСТ, в которых указаны требования к основным показателям, определяющим специфику эксплуатации техники, качественную работу двигателей и их сезонное применение.
При применении дизельных топлив в межсезонье возникает проблема, связанная с заменой марок дизельного топлива для умеренного климата на марки дизельного топлива для зимнего и арктического климата, Кроме того, каждая из этих марок требует раздельного транспортирования и хранения.
Известен способ получения всесезонного дизельного топлива, в котором фракцию нефти, выкипающую в пределах 170-340°С, или ее смесь с газойлем замедленного коксования и/или каталитического крекинга, выкипающих в пределах 170-340°С, подвергают последовательно гидроочистке, гидродепарафинизации и глубокой стабилизации конечного продукта, в который вводят в количестве 0,02-0,04% масс. противоизносную присадку и 0,15-0,30% масс. промотор воспламенения, что позволяет получить показатели качества, удовлетворяющие дизельному топливу, как для умеренного климата, так и для холодного и арктического климата (Патент RU №2559877):
Это топливо удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) и ГОСТ 32511-2013 (ЕН 590:2009), но не удовлетворяет требованиям ГОСТ 305-2013 и ГОСТ РВ 9130-002-2011 по показателю «Температура вспышки в закрытом тигле» (не ниже 62°С), что не позволяет использовать такое топливо в двигателях судовой техники, т.е. оно не является унифицированным.
Наиболее близким к предлагаемому является способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из смеси среднедистиллятных фракций, состоящих из газойлевых фракций атмосферной и вакуумной перегонки и фракций вторичной переработки нефтяного сырья, которые подвергают гидроочистке и гидрокрекингу, полученный продукт после гидроочистки и гидрокрекинга подвергают последовательно гидродеароматизации в присутствии никелькобальтмолибденового катализатора и гидродепарафинизации в присутствии платиносодержащего катализатора, после чего осуществляют отгонку фракции, выкипающей в интервале 175°С-335°С и являющейся целевым продуктом (Патент RU №2673558).
Однако данный способ состоит из пяти длительных стадий и требует использования большого количества водорода (соотношение кубических метров водорода к кубометру сырья в процессе гидрокрекинга равно 400, а в процессе гидродеароматизации равно 500), способ энергоемок (потребление топлива в процессе гидрокрекинга составляет 1200 МДж/тонну, а в процессе гидродеароматизации - 0,0076 тонн условного топлива на тонну сырья), требует использования ректификационного и специального оборудования. (Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 30-2017. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Москва, Бюро НДТ, 2017, -635 стр.).
Цель изобретения состоит в том, чтобы получить всесезонное унифицированное дизельное топливо с улучшенными эксплуатационными свойствами, уменьшить количество стадий и специального соответствующего оборудования способа получения всесезонного дизельного топлива, сократить используемое количество водорода, снизить энергоемкость процесса.
Поставленную задачу решают использованием способа получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, при этом в качестве среднедистиллятных фракций перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти.
Способ осуществляют следующим образом.
Электрообезвоженную и обессоленную нефть (установка 1, фиг. 1) перерабатывают на установках атмосферно-вакуумной трубчатки (установка 2, фиг. 1). Отогнанные газойлевые фракции атмосферной перегонки нефти перекачивают на гидроочистку (установка 3, фиг. 1), где в присутствии алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализаторов, проводят процесс при температуре от 300 до 400°С, давлении водорода от 2,5 до 6,5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1,0-1,2 ч-1. Далее продукт подают на установку гидроизомеризации (установка 4, фиг. 1), где применяют платиносодержащий катализатор, при температуре процесса 320-390°С и давлении не менее 41 кгс/см2, скорости подачи сырья не более 2,5 ч-1 и объемном соотношении водородосодержащего газа не более 290 нм3/м3 к сырью. Полученный в этих условиях продукт является целевым и имеет - температуру помутнения ниже минус 35°С, предельную температуру фильтруемости ниже минус 45°С и температуру застывания ниже минус 55°С. Для обеспечения показателя по цетановому числу, в целевой продукт вводят 1000 ррm цетаноповышающей присадки «Додицет».
Заявленный способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива позволяет получить топливо с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 62°С, что подтверждается результатами испытаний (таблица 1).
Как видно из таблицы получаемое по предлагаемому способу всесезонное унифицированное топливо имеет значительно лучшие низкотемпературные свойства и более высокую температуру вспышки, а исключение из способа стадий гидрокрекинга и гидродеароматизации позволяет снизить затраты на его производство, сократить используемое количество водорода, снизить энергоемкость способа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2020 |
|
RU2743762C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2673558C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2014 |
|
RU2559877C1 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ | 2017 |
|
RU2655606C1 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ | 2023 |
|
RU2815817C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2015 |
|
RU2569686C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2021 |
|
RU2791610C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2021 |
|
RU2785762C2 |
ВСЕСЕЗОННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2015 |
|
RU2631116C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2016 |
|
RU2623088C1 |
Изобретение относится к способу получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, причем в качестве среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти и в полученный после гидроизомеризации продукт дополнительно вводят цетаноповышающую присадку «Додицет». 1 ил., 1 табл., 1 пр.
Способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, отличающийся тем, что в качестве среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти и в полученный после гидроизомеризации продукт дополнительно вводят цетаноповышающую присадку «Додицет».
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2673558C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2014 |
|
RU2559877C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2527564C1 |
WO 2013093227 A1, 27.06.2013. |
Авторы
Даты
2020-11-11—Публикация
2019-10-10—Подача