СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2020 года по МПК C10L1/04 C10L10/12 C10G45/58 C10G65/02 

Описание патента на изобретение RU2736084C1

Изобретение относится к способу получения дизельного топлива с использованием гидрогенизационных процессов переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, для изменения структурного скелета углеводородов, и может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах, имеющих соответствующее технологическое оборудование.

В настоящее время дизельные топлива выпускаются по пяти ГОСТ, в которых указаны требования к основным показателям, определяющим специфику эксплуатации техники, качественную работу двигателей и их сезонное применение.

При применении дизельных топлив в межсезонье возникает проблема, связанная с заменой марок дизельного топлива для умеренного климата на марки дизельного топлива для зимнего и арктического климата, Кроме того, каждая из этих марок требует раздельного транспортирования и хранения.

Известен способ получения всесезонного дизельного топлива, в котором фракцию нефти, выкипающую в пределах 170-340°С, или ее смесь с газойлем замедленного коксования и/или каталитического крекинга, выкипающих в пределах 170-340°С, подвергают последовательно гидроочистке, гидродепарафинизации и глубокой стабилизации конечного продукта, в который вводят в количестве 0,02-0,04% масс. противоизносную присадку и 0,15-0,30% масс. промотор воспламенения, что позволяет получить показатели качества, удовлетворяющие дизельному топливу, как для умеренного климата, так и для холодного и арктического климата (Патент RU №2559877):

Цетановое число, не менее 51 Плотность при 15°С, кг/м3 820-840 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее 55 Кинематическая вязкость при 40°С, мм2 2,00-4,00 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше минус 44

Это топливо удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) и ГОСТ 32511-2013 (ЕН 590:2009), но не удовлетворяет требованиям ГОСТ 305-2013 и ГОСТ РВ 9130-002-2011 по показателю «Температура вспышки в закрытом тигле» (не ниже 62°С), что не позволяет использовать такое топливо в двигателях судовой техники, т.е. оно не является унифицированным.

Наиболее близким к предлагаемому является способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из смеси среднедистиллятных фракций, состоящих из газойлевых фракций атмосферной и вакуумной перегонки и фракций вторичной переработки нефтяного сырья, которые подвергают гидроочистке и гидрокрекингу, полученный продукт после гидроочистки и гидрокрекинга подвергают последовательно гидродеароматизации в присутствии никелькобальтмолибденового катализатора и гидродепарафинизации в присутствии платиносодержащего катализатора, после чего осуществляют отгонку фракции, выкипающей в интервале 175°С-335°С и являющейся целевым продуктом (Патент RU №2673558).

Однако данный способ состоит из пяти длительных стадий и требует использования большого количества водорода (соотношение кубических метров водорода к кубометру сырья в процессе гидрокрекинга равно 400, а в процессе гидродеароматизации равно 500), способ энергоемок (потребление топлива в процессе гидрокрекинга составляет 1200 МДж/тонну, а в процессе гидродеароматизации - 0,0076 тонн условного топлива на тонну сырья), требует использования ректификационного и специального оборудования. (Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 30-2017. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Москва, Бюро НДТ, 2017, -635 стр.).

Цель изобретения состоит в том, чтобы получить всесезонное унифицированное дизельное топливо с улучшенными эксплуатационными свойствами, уменьшить количество стадий и специального соответствующего оборудования способа получения всесезонного дизельного топлива, сократить используемое количество водорода, снизить энергоемкость процесса.

Поставленную задачу решают использованием способа получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, при этом в качестве среднедистиллятных фракций перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти.

Способ осуществляют следующим образом.

Электрообезвоженную и обессоленную нефть (установка 1, фиг. 1) перерабатывают на установках атмосферно-вакуумной трубчатки (установка 2, фиг. 1). Отогнанные газойлевые фракции атмосферной перегонки нефти перекачивают на гидроочистку (установка 3, фиг. 1), где в присутствии алюмокобальтмолибденовых или алюмоникельмолибденовых катализаторов, проводят процесс при температуре от 300 до 400°С, давлении водорода от 2,5 до 6,5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1,0-1,2 ч-1. Далее продукт подают на установку гидроизомеризации (установка 4, фиг. 1), где применяют платиносодержащий катализатор, при температуре процесса 320-390°С и давлении не менее 41 кгс/см2, скорости подачи сырья не более 2,5 ч-1 и объемном соотношении водородосодержащего газа не более 290 нм33 к сырью. Полученный в этих условиях продукт является целевым и имеет - температуру помутнения ниже минус 35°С, предельную температуру фильтруемости ниже минус 45°С и температуру застывания ниже минус 55°С. Для обеспечения показателя по цетановому числу, в целевой продукт вводят 1000 ррm цетаноповышающей присадки «Додицет».

Заявленный способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива позволяет получить топливо с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 62°С, что подтверждается результатами испытаний (таблица 1).

Как видно из таблицы получаемое по предлагаемому способу всесезонное унифицированное топливо имеет значительно лучшие низкотемпературные свойства и более высокую температуру вспышки, а исключение из способа стадий гидрокрекинга и гидродеароматизации позволяет снизить затраты на его производство, сократить используемое количество водорода, снизить энергоемкость способа.

Похожие патенты RU2736084C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2020
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Пискунов Александр Васильевич
  • Бубнов Максим Александрович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2743762C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2014
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2559877C1
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ 2017
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Матин Максим Евгеньевич
RU2655606C1
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ 2023
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2815817C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ 2021
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Семенов Константин Игоревич
  • Стадник Александр Владимирович
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Матузов Сергей Николаевич
  • Глебкин Николай Александрович
RU2791610C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ 2021
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Зеленский Константин Валентинович
  • Лейметер Тибор Дьорд
  • Карбаев Константин Владимирович
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Хмелев Иван Александрович
  • Стадник Александр Владимирович
RU2785762C2
ВСЕСЕЗОННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2015
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2631116C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Груданова Алёна Игоревна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Болдушевский Роман Эдуардович
RU2623088C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 736 084 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к способу получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, причем в качестве среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти и в полученный после гидроизомеризации продукт дополнительно вводят цетаноповышающую присадку «Додицет». 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 736 084 C1

Способ получения всесезонного унифицированного дизельного топлива из среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти, которые подвергают гидроочистке, полученный продукт после гидроочистки гидроизомеризуют в присутствии платиносодержащего катализатора, отличающийся тем, что в качестве среднедистиллятных фракций атмосферной перегонки нефти применяют газойлевую фракцию атмосферной перегонки нефти и в полученный после гидроизомеризации продукт дополнительно вводят цетаноповышающую присадку «Додицет».

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2736084C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Середа Василий Александрович
RU2673558C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2014
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2559877C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Кинзуль Александр Петрович
  • Иващенко Игорь Викторович
  • Мельчаков Дмитрий Александрович
  • Хандархаев Сергей Васильевич
  • Твердохлебов Владимир Павлович
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Винокуров Борис Владимирович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2527564C1
WO 2013093227 A1, 27.06.2013.

RU 2 736 084 C1

Авторы

Карпов Николай Владимирович

Вахромов Николай Николаевич

Дутлов Эдуард Валентинович

Пискунов Александр Васильевич

Бубнов Максим Александрович

Гудкевич Игорь Владимирович

Борисанов Дмитрий Владимирович

Даты

2020-11-11Публикация

2019-10-10Подача