Предлагаемое изобретение может быть использовано в пассажирских или грузопассажирских транспортных средствах, которые предназначены для передвижения по суше, воде, преимущественно при передвижении с низкими скоростями или при малой вероятности опрокидывания транспортного средства, например, в конструкциях вездеходов, лодок и амфибийных транспортных средств.
Известен салон транспортного средства, содержащий сиденья, которые установлены на полу, в том числе с подвижными относительно друг друга частями, при этом расположение сидений реализовано с обеспечением удобства размещения людей в салоне без возможности их полного перемещения относительно пола (пат. РФ на изобретение №2019449, МПК B60N 2/00, опубл. 15.09.1994).
Недостатком данной конструкции является неприспособленной конструкции для обеспечения удобства размещения людей в салоне в зависимости от их количества и размеров багажа или ручной клади.
Известно устройство для крепления пассажирского сиденья к полу, которое входит в состав салона транспортного средства, конструкция которого принята за прототип, содержащего пол, сиденья, которые основанием закреплены на полу с возможностью их перемещения относительно пола и закрепления относительно него при помощи установки в монтажные выемки выступов основания сидений и фиксатора. Монтажные выемки выполнены в полозьях-рельсах, закрепленных на полу и выступающих над его поверхностью, а фиксаторы представляют собой механические зацепы (пат. РФ на изобретение №2136548, МПК B64D 11/06, B60N 2/08, опубл. 10.09.1999).
Недостатком данной конструкции является ее сложность, низкая надежность и неудобство использования, вызванное плохой приспособленностью к перемещению сидений и использования поверхности пола для перемещения и расположения людей и грузов по следующим причинам. Имеются полозья-рельсы, которые выступают над полом и препятствуют как смещению сидений вбок, так и могут являться препятствие для передвижения людей по полу в случае увеличения для удобства длины перемещения сидений или их демонтажа полностью. Исполнение полозьев-рельсов заподлицо с поверхностью пола все равно позволит перемещать сиденья только в одном направлении и потребует демонтировать сиденье путем перемещения на большую длину, что затруднительно при наличии рядом расположенных сидений. Механические зацепы требуют выполнения большого количества операций для демонтажа сидений, а также их использование требует плотного прижимания основания сидений к полу для исключения дребезга, что усложняет их конструкцию и уменьшает надежность.
Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение сложности конструкции и повышение ее надежности, а также повышение удобства использования салона транспортного средства, путем обеспечения лучшей приспособленности к перемещению сидений и использования поверхности пола для перемещения и расположения людей и грузов, а также путем реализации постоянной немеханической силы притягивания основания сидений к полу.
Для достижения указанного технического результата, в салоне транспортного средства, содержащем пол, сиденья, которые основанием закреплены на полу с возможностью их перемещения относительно пола и закрепления относительно него при помощи установки в монтажные выемки выступов основания сидений и фиксатора, применены следующие новые признаки.
Монтажные выемки выполнены непосредственно в полу и начинаются от уровня пола, фиксатор выполнен магнитным, имеющим возможность создавать магнитную силу притяжения между основанием сидения и полом, величина которой позволяет осуществлять отрыв сидений от пола усилием человека. Монтажные выемки в полу имеют такое количество и расположены так, что позволяют при необходимости менять расположение сидений. Соединение, которое образуют выступы основания сидений с полом в монтажных выемках выполнено так, что монтаж и демонтаж сидений относительно пола может быть осуществлен одним поступательным движением сидений относительно пола усилием человека.
Единство изобретения обеспечено тем, что указанная задача изобретения решена сочетанием свойств магнитного фиксатора и конструкции узла, состоящего из выступов основания сидений и монтажных выемок, что обеспечивает монтаж и демонтаж сидений относительно пола одним поступательным движением сидения относительно пола усилием человека, что обосновано для необходимости легкого, частого перемещения сидений в разные монтажные выемки в полу, который при этом сохраняет ровную удобную поверхность.
Имеются следующие частные случаи.
Для выступов основания сидений имеются свободные монтажные выемки в полу. Выступы основания сидений выполнены в виде параллельных друг другу штырей, которые могут быть установлены в монтажные выемки в полу и образуют с ними соединение со скользящей посадкой или посадкой с зазором. При этом штыри расположены перпендикулярно полу, либо под одинаковым острым углом относительно пола в направлении движения транспортного средства вперед. При этом глубина, на которую установлены штыри в монтажные выемки в полу такая, что обеспечивает безопасный подъем сидений относительно пола без демонтажа сидений в результате подскока при передвижении транспортного средства по неровностям.
Магнитный фиксатор представляет собой постоянный магнит, установленный в полу, и способную притягиваться к магниту колодку на основании сидения, либо постоянный магнит, установленный в основании сидения, и способную притягиваться к магниту колодку, установленную в полу.
В случае расположения штырей перпендикулярно полу, штыри выполнены круглыми или квадратными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания сидений образуют в плоскости пола квадратную фигуру, а сиденья выполнены с возможностью разворота друг относительно друга на 90 и/или 180 градусов. Либо штыри выполнены круглыми или шестиугольными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания сидений образуют в плоскости пола фигуру в виде правильного шестиугольника, а сиденья выполнены с возможностью разворота друг относительно друга с шагом угла поворота 60 и/или 120 и/или 180 градусов. При этом сиденья выполнены со спинками, и, в частном случае, монтажные выемки в полу образуют сетку с ячейками одинакового размера и для выступов основания сидений имеются свободные монтажные выемки в полу.
Монтажные выемки в полу имеют такое количество и расположены так, что сидения могут быть расположены в ряды, сомкнутые между собой.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 и 2 изображен вид сбоку сиденья, частные случаи; на фиг. 3-8 - частные случаи вида сверху салона транспортного средства с разным расположением сидений относительно пола.
Салон транспортного средства содержит пол 1, сиденья 2, которые основанием 3 закреплены на полу с возможностью их перемещения относительно пола 2 и закрепления относительно него при помощи установки в монтажные выемки 4 выступов 5 основания 3 сидений 2 и магнитного фиксатора, который, в частном случае, представляет собой постоянный магнит 6, установленный в полу 1, и способную притягиваться к магниту 6 колодку 7 на основании 3 сидения 2, либо наоборот -постоянный магнит 6, установленный в основании 3 сидения 2, и способную притягиваться к магниту 6 колодку 7, установленную в полу 1. Функцию колодки 7 сидений 2 может выполнять металлический пол 1, либо металлическая часть основания 3 сидений 2, которые выполнены из способного примагничиваться металла. Магнит 6 и колодка 7 магнитного фиксатора сидений 2 выполнены имеющими возможность создавать магнитную силу притяжения между основанием 3 сидения 2 и полом 1, величина которой позволяет осуществлять отрыв сидений от пола 1 усилием человека. При этом под усилием человека понимается мускульное усилие человека (без использования инструментов, например рычагов) разного возраста или физических способностей, для перевозки которых предназначено транспортное средство.
Сиденья 2, в частном случае, выполнены со спинками 8, выступы 5 их оснований 3 могут выполнять, совместно или заодно с магнитами 6 или колодками 7, функцию опорных ножек сидений 2, либо функция опоры может быть передана только магнитам 6 или колодкам 7. Могут быть также применены другие элементы опоры сидений 2.
Соединение, которое образуют выступы 5 основания 3 сидений 2 с полом 1 в монтажных выемках 4 выполнено так, что монтаж и демонтаж сидений 2 относительно пола 1 может быть осуществлен одним поступательным движением сидений 2 относительно пола 1 усилием человека, что может быть достигнуто, например, параллельностью и прямолинейностью рабочих поверхностей выступов 5, сопрягаемых с соответствующими поверхностями монтажных выемок 4.
В частном случае, выступы 5 основания 3 сидений 3 выполнены в виде параллельных друг другу штырей, которые могут быть установлены в монтажные выемки 4 в полу 1 и образуют с ними соединение со скользящей посадкой или посадкой с зазором.
В частном случае, выступы 5 в виде штырей расположены перпендикулярно полу 1 (фиг. 1), либо штыри расположены под одинаковым острым углом относительно пола 1 в направлении движения транспортного средства вперед (фиг. 2). При этом в частном случае, глубина, на которую установлены штыри в монтажные выемки 4 в полу 1 такая, что обеспечивает безопасный подъем сидений 2 относительно пола 1 без демонтажа сидений 2 в результате подскока при передвижении транспортного средства по неровностям. В частном случае, штыри выполнены круглыми или квадратными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания 3 сидений 2 образуют в плоскости пола 1 квадратную фигуру, а сиденья 2 выполнены с возможностью разворота друг относительно друга на 90 и/или 180 градусов (фиг. 3), например, благодаря сочетанию их размеров и/или формы с расположением штырей относительно их основания 3. Либо штыри выполнены круглыми или шестиугольными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания 3 сидений 2 образуют в плоскости пола 1 фигуру в виде правильного шестиугольника, а сиденья выполнены с возможностью разворота друг относительно друга с шагом угла поворота 60 и/или 120 и/или 180 градусов (фиг. 7), также, например, благодаря сочетанию их размеров и/или формы с расположением штырей относительно их основания 3.
В частных случаях для выступов 5 основания 3 сидений 2 имеются свободные монтажные выемки 4 в полу 1, том числе в частных случаях, изображенных на фиг. 3-8, где монтажные выемки 4 в полу 1 образуют сетку с ячейками одинакового размера.
Монтажные выемки 4 выполнены непосредственно в полу 1 и начинаются от уровня пола 1, имеют такое количество и расположены так, что позволяют при необходимости менять расположение сидений 2, например, путем их поворота в плоскости пола 1 и/или переустановки в другие монтажные выемки 4, при наличии средин них свободных от выступов 5 других сидений 2. Для уменьшения вероятности засорения монтажных выемок 4, они могут быть выполнены сквозными или свободные от выступов 5 монтажные выемки 4 могут закрываться нажимными или съемными пробками (на чертежах не показаны).
Используют салон транспортного средства следующим образом.
Для установки сидений 2 на полу 1 производят совмещение выступов 5 их оснований 3 с монтажными выемками 4, затем надавливанием или под собственным весом производят опускание сидений 2 до совмещения магнитов 6 с колодками 7, в результате чего происходит фиксация сидений 2 относительно пола 1. При передвижении транспортного средства магнитные силы постоянно прижимают сидения 2 к полу 1, что исключает дребезг при передвижении по неровностям. Из-за того, что глубина, на которую установлены выступы 5 в виде штырей в монтажные выемки 4 в полу 1 такая, что обеспечивает безопасный подъем сидений 2 относительно пола 1 без демонтажа сидений 2 в результате подскока при передвижении транспортного средства по неровностям, повышается надежность конструкции. Для демонтажа сидений 2 требуется человеку руками произвести их подъем, в результате чего произойдет отрыв магнита 6 от колодки 7 и сидения 2 могут быть подняты одним поступательным движением относительно пола 1 на такую высоту, при которой выступы 5 выйдут из монтажных выемок 4.
В частном случае, когда выступы 5 в виде штырей расположены под одинаковым острым углом относительно пола 1 в направлении движения транспортного средства вперед (фиг. 2), повышается надежность конструкции, так как сила инерции при торможении, в больше степени совпадает с направлением движения вперед и сидение 2 менее подвержено отрыву от пола 1. Если выступы 5 в виде штырей расположены перпендикулярно полу 1 (фиг. 1), сила инерции при торможении приводит к перекосу выступов 5 относительно монтажных выемок 4, что также увеличивает сопротивление отрыву сидений 2 от пола 1 и увеличивает надежность конструкции.
Из-за того, что монтажные выемки 4 выполнены непосредственно в полу 1 и начинаются от уровня пола 1 после демонтажа сидений 2 пол 1 остается ровным и не препятствует удобному перемещению людей по нему, что повышает удобство использования салона транспортного средства.
Из-за того, что монтажные выемки 4 имеют такое количество и расположены так, что позволяют при необходимости менять расположение сидений 2, например, путем их поворота в плоскости пола 1 и/или переустановки в другие монтажные выемки 4, при наличии средин них свободных от выступов 5 других сидений 2, улучшается эффективность использования пространства салона транспортного средства. Это происходит, например, если сиденья 2 сгруппировать впереди (фиг. 5) или сзади (фиг. 6) для размещения крупногабаритных грузов или багажа пассажиров. Также, благодаря этому, поворотом сидений 2 друг относительно друга, можно обеспечивать более удобное расположение пассажиров друг относительно друга (фиг. 4 и 8).
Наличие сетки монтажных выемок 4 с ячейками одинакового размера и для выступов 5 основания 3 сидений 2 свободных монтажных выемок 4 в полу 1 позволяет эффективно приспосабливать салон транспортного средства для перевозки пассажиров и/или грузов, что повышает удобство его использования, особенно при увеличении количества выемок 5 в виде штырей, которые образуют в плоскости пола правильную фигуру с четным числом граней, например, квадрат (фиг. 3-6), либо шестиугольник (фиг. 7 и 8), так как при увеличении количества граней можно производить поворот сидений 2 с более малым шагом угла поворота, а также разворачивать сидения 2 на 180 градусов, располагая их вперед или назад по ходу движения.
Использование магнитов 6 и колодок 7, вместо механических фиксаторов, повышает надежность, так как механические фиксаторы способны изнашиваться и требуют сложную конструкцию, обеспечивающую постоянное надежное прижимание их рабочих поверхностей.
Таким образом, происходит уменьшение сложности конструкции и повышение ее надежности, а также повышение удобства использования салона транспортного средства, путем обеспечения лучшей приспособленности к перемещению сидений 2 и использования поверхности пола 1 для перемещения и расположения людей и грузов, а также путем реализации постоянной немеханической силы притягивания основания 3 сидений 2 к полу 1.
Изобретение относится к салону транспортного средства, содержащему: пол и сиденья. В полу выполнены монтажные выемки, начинающиеся от уровня пола. На основании сиденья выполнены монтажные выступы в виде штырей круглого, квадратного или шестигранного сечения. Также в полу или в основании сиденья расположен магнитный фиксатор для создания магнитной силы притяжения между основанием сиденья и полом. Сиденье основанием закрепляется на полу, посредством магнитного фиксатора и монтажных выступов основания сиденья, устанавливаемых в монтажные выемки в полу и образующих с ними соединение со скользящей посадкой или посадкой с зазором. Величина магнитной силы фиксатора позволяет осуществлять отрыв сидений от пола усилием человека без использования инструментов. Количество и расположение монтажных выемок в полу позволяют менять расположение сидений. Монтаж и демонтаж сиденья может быть осуществлен одним поступательным движением сиденья относительно пола. Достигается создание салона транспортного средства, обеспечивающего упрощение перемещения сидений. 10 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Салон транспортного средства, содержащий пол, сиденья, которые основанием закреплены на полу с возможностью их перемещения относительно пола и закрепления относительно него при помощи установки в монтажные выемки выступов основания сидений и фиксатора, отличающийся тем, что монтажные выемки выполнены непосредственно в полу и начинаются от уровня пола, фиксатор выполнен магнитным, имеющим возможность создавать магнитную силу притяжения между основанием сиденья и полом, величина которой позволяет осуществлять отрыв сидений от пола усилием человека, монтажные выемки в полу имеют такое количество и расположены так, что позволяют при необходимости менять расположение сидений, соединение, которое образуют выступы основания сидений с полом в монтажных выемках, выполнено так, что монтаж и демонтаж сидений относительно пола может быть осуществлен одним поступательным движением сидений относительно пола усилием человека.
2. Салон транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что выступы основания сидений выполнены в виде параллельных друг другу штырей, которые могут быть установлены в монтажные выемки в полу и образуют с ними соединение со скользящей посадкой или посадкой с зазором.
3. Салон транспортного средства по п. 2, отличающийся тем, что штыри расположены перпендикулярно полу.
4. Салон транспортного средства по п. 3, отличающийся тем, что штыри расположены под одинаковым острым углом относительно пола в направлении движения транспортного средства вперед.
5. Салон транспортного средства по п. 3 или 4, отличающийся тем, что глубина, на которую установлены штыри в монтажные выемки в полу, такая, что обеспечивает безопасный подъем сидений относительно пола без демонтажа сидений в результате подскока при передвижении транспортного средства по неровностям.
6. Салон транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что магнитный фиксатор представляет собой постоянный магнит, установленный в полу, и способную притягиваться к магниту колодку на основании сиденья.
7. Салон транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что магнитный фиксатор представляет собой постоянный магнит, установленный в основании сиденья, и способную притягиваться к магниту колодку, установленную в полу.
8. Салон транспортного средства по п. 3, отличающийся тем, что сиденья выполнены со спинками, штыри выполнены круглыми или квадратными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания сидений образуют в плоскости пола квадратную фигуру, а сиденья выполнены с возможностью разворота друг относительно друга на 90 и/или 180 градусов.
9. Салон транспортного средства по п. 3, отличающийся тем, что сиденья выполнены со спинками, штыри выполнены круглыми или шестиугольными в поперечном сечении и расположены так, что относительно основания сидений образуют в плоскости пола фигуру в виде правильного шестиугольника, а сиденья выполнены с возможностью разворота друг относительно друга с шагом угла поворота 60, и/или 120, и/или 180 градусов.
10. Салон транспортного средства по п. 8 или 9, отличающийся тем, что монтажные выемки в полу образуют сетку с ячейками одинакового размера и для выступов основания сидений имеются свободные монтажные выемки в полу.
11. Салон транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что для выступов основания сидений имеются свободные монтажные выемки в полу.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО КРЕСЛА К ПОЛУ | 1995 |
|
RU2136548C1 |
US 4142757 A, 06.03.1979 | |||
ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬ | 1991 |
|
RU2019449C1 |
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2602010C1 |
DE 102007013433 A1, 12.06.2008. |
Авторы
Даты
2020-11-12—Публикация
2020-01-21—Подача