Описываемое предполагаемое изобретение относится к способам поражения морской цели торпедой.
Известна торпеда, как средство поражения морской цели, имеющая боевую часть с зарядом взрывчатого вещества, бортовые системы управления и обнаружения цели, служащие для поиска цели, ее обнаружения и наведения на цель, сближения с ней на дистанцию срабатывания взрывного устройства, энергетическую установку, обеспечивающую работу приборов управления и органов движения, двигательную установку и движитель.
Современные торпеды различаются:
- по габаритам (калибры 324, 400, 482, 533, 550 и более мм);
- по носителям - корабельные и авиационные;
- по способу управления - самонаводящиеся и телеуправляемые;
- по назначению - противокорабельные, противолодочные, универсальные;
- по типу энергосиловой установки - тепловые и электрические [1, 2].
Торпедному оружию отводится важная роль в борьбе как с подводным, так и с надводным противником, совершенствуются существующие и создаются новые противолодочные и универсальные торпеды, предназначенные для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов, применяются самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды [3].
Самонаводящаяся торпеда имеет автономную систему самонаведения, которая обнаруживает цель, определяет ее положение относительно продольной оси торпеды и вырабатывает необходимые команды для бортовой системы управления. В современных торпедах применяют в основном акустические системы самонаведения (ССН), которые обеспечивают наведение торпеды на цель по отраженным от нее звуковым импульсам (активные ССН) или по шуму от винтов и работающих механизмов (пассивные ССН) [1, 2].
Телеуправляемые торпеды оснащают системами телеуправления с проводной или оптоволоконной линиями связи. Команды управления формируются на корабле и в виде электрических сигналов подаются на торпеду. Точность наведения торпеды зависит от погрешностей работы гидроакустического комплекса корабля. При подходе к цели торпеду переводят в режим поиска цели и в режим самонаведения [1, 2].
Универсальные торпеды применяются как по подводным лодкам, так и по надводным кораблям (судам). Их оснащают акустическими системами самонаведения в противолодочном и противокорабельном вариантах, а также системой телеуправления. Универсальная торпеда имеет прочный корпус, обеспечивающий ее живучесть при стрельбе по подводной лодке, идущей на большой глубине [1].
Системы самонаведения торпед излучают и принимают звуковые импульсы в двух плоскостях: в горизонтальной - по курсу торпеды и в вертикальной - по ее глубине. Двухплоскостные ССН используются в противолодочных и универсальных торпедах, а одноплоскостные - в противокорабельных. При этом задействуется либо горизонтальная плоскость, либо вертикальная, как, например, в подструйной ССН торпеды Мк45 F мод. 1 (США) [4] и торпеды 53-65К [2], работающей по кильватерному следу цели.
Известны:
- оптические приборы, способные обнаруживать нестационарные режимы вихревых течений в водной среде, связанные с образованием спутного вихревого следа (СВС), который может быть обнаружен в течение нескольких часов после своего появления [5, с. 18];
- малогабаритные лазерные излучатели и высокочувствительные фотоприемники, способные обнаруживать спутный вихревой след после прохождения подводного объекта [6];
- устройства бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарных режимов вихревых течений, основанные на совместном использовании лазерной доплеровской анемометрии (ЛДА) и цифровой трассерной визуализации PIV - Particlelmage Velocimetry [7].
Все эти устройства могут быть размещены на торпеде в составе ССН вместо подструйного канала ССН или совместно с ним.
Выбор способа поражения морской цели торпедой зависит от типа цели и торпед, применяемых кораблем-носителем, и в общем случае включает обнаружение носителем морской цели, определение ее координат и параметров движения, маневрирование корабля для занятия позиции торпедной стрельбы, решение приборами управления стрельбой задачи встречи торпеды с целью, подготовку одной и более торпед к пуску, ввод в их приборы управления маршрута движения, выстреливание торпед из торпедного аппарата, телеуправляемое или автономное наведение торпед в упрежденную или расчетную точку, поиск цели ССН каждой торпеды, обнаружение цели или ее кильватерного следа, наведение на цель по командам ССН или системы телеуправления, сближение с целью на расстояние срабатывания неконтактного или контактного взрывателя, подрыв боевой части и поражение цели, выпуск средств ГПД (имитатора) для защиты от атаки торпедой противника [8].
Указанный способ поражения морской цели выбран за прототип изобретения.
Недостатком способа поражения морской цели, принятого за прототип изобретения, является невозможность его применения кораблем по морской цели, применившей свою торпеду, оставаясь при этом не обнаруженной, то есть координаты которой не известны.
Целью изобретения является разработка способа поражения морской цели торпедой, когда ее координаты на стреляющем корабле не известны, а известен только пеленг на обнаруженную торпеду, атакующую корабль, и ее курс.
Для достижения цели изобретения предлагается способ поражения морской цели торпедой, при котором на корабле готовят к пуску одну торпеду или более, вводят в бортовую систему управления торпеды маршрутное задание, выстреливают торпеду из торпедного аппарата корабля и осуществляют ее движение к цели, включают в заданной точке траектории бортовую акустическую систему самонаведения торпеды, обнаруживают цель и производят ее атаку, для чего сближают торпеду с помощью системы самонаведения или телеуправления с целью вплотную или на дальность действия контактного или неконтактного взрывателя, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель, для защиты от атаки торпедой противника выпускают средство ГПД, например, имитатор, отличающийся тем, что готовят торпеду к пуску по цели, координаты которой не известны, а известен только пеленг на обнаруженную торпеду, выпущенную морской целью, и ее курс, при подготовке к пуску в бортовую систему управления торпедой вводят маршрут движения, направленный по курсу обнаруженной торпеды в противоположную сторону в противоположную сторону в направлении точки ее старта, дополнительно включают канал ССН обнаружения спутного вихревого следа и осуществляют вначале поиск спутного вихревого следа атакующей торпеды противника, обнаруживают его и направляют торпеду вдоль следа до места ее выпуска с морской цели, производят поиск спутного вихревого следа морской цели, обнаруживают его, определяют сторону движения цели и направляют торпеду вдоль обнаруженного спутного вихревого следа для догона морской цели, периодически обследуют водное пространство акустической системой самонаведения, обнаруживают морскую цель, классифицируют ее системой самонаведения или, при телеуправлении - оператором, продолжают движение торпеды спутном вихревом следе до момента встречи торпеды с морской целью и срабатывания ее взрывателя.
Осуществление способа поражения морской цели торпедой показано на фиг. 1, 2, 3, 4:
- фиг. 1 - обнаружение кораблем атакующей торпеды противника;
- фиг. 2 - пуск кораблем торпеды в направлении обнаруженной торпеды противника;
- фиг. 3 - захват торпедой спутного вихревого следа торпеды противника;
- фиг. 4 - преследование по спутному вихревому следу и поражение торпедой морской цели противника.
Цифрами на фиг. 1-4 обозначены: 1 - корабль, 2 - морская цель (подводная лодка), 3 - поверхность моря, 4 - торпеда, атакующая корабль, выпущенная морской целью, 5 - место старта торпеды противника с морской цели, 6 -обнаружение средствами наблюдения корабля торпеды, атакующей корабль, 7 - торпеда, выпущенная с корабля с ССН, имеющая канал обнаружения спутного вихревого следа, 8 - спутный вихревой след торпеды, 9 - спутный вихревой след морской цели, 10 - средство ГПД (имитатор), выпущенное с корабля, 11 - траектория преследования торпедой морской цели по каналу обнаружения ее спутного вихревого следа, 12 - наведение торпеды противника на средство ГПД (имитатор), выпущенное с корабля.
Техническим результатом изобретения является способ поражения морской цели торпедой, позволяющий поражать морскую цель, когда ее координаты на стреляющем корабле не известны, а известны только пеленг на обнаруженную торпеду противника, выпущенную морской целью по кораблю, и ее курс.
Источники информации
1. Торпеда. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. 511 с. С. 431.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. - 614 с. - С. 374-383.
3. Коптев Б.А., Гусев А.Л. Тенденции развития зарубежного торпедного оружия 11 Морская радиоэлектроника, №3 (17), 2006, с. 58-63.
4. В.А. Барков, В.В. Климов. Развитие торпедного оружия США (информационный обзор). СПб.: ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор», 2009. 44 с. С.24.
5. Андронов П.Р., Гувернюк С.В, Дынникова Г.Я. Вихревые методы расчета нестационарных гидродинамических нагрузок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 184 с.
6. Полетаева М.А. Экспериментальное исследование гидрофизических возмущений поля скорости, вызванного движением подводного объекта сферической формы, методом объемных измерений // 13-я Всероссийская конференция «Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики» // ФГУП «Крыловский государственный научный центр». - СПб: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН (Санкт-Петербург).
7. Патент на полезную модель RU 121082. Устройство бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарных режимов вихревых течений / И.В. Наумов. М.: ФИПС, 2012. Бюл. №28.
8. В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков. Противолодочные средства иностранных флотов. М.: ВИ, 1991. 128 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ ТОРПЕДАМИ | 2019 |
|
RU2733734C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ ОТ ТОРПЕДЫ | 2020 |
|
RU2746085C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ И СУДНА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ТОРПЕДОЙ | 2019 |
|
RU2733732C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ | 2017 |
|
RU2692332C2 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПО ЦЕЛЯМ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА И СПОСОБЫ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2622051C2 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2513366C2 |
САМОХОДНЫЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2688562C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ | 2015 |
|
RU2594314C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ | 2020 |
|
RU2742904C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ | 2019 |
|
RU2730749C1 |
Изобретение относится к способам поражения морской цели торпедами. Для поражения морской цели торпедой, при котором выстреливают торпеду из торпедного аппарата корабля и осуществляют ее движение к цели. Включают в заданной точке траектории бортовую акустическую систему самонаведения торпеды, обнаруживают цель и производят ее атаку, для чего сближают торпеду с помощью системы самонаведения или телеуправления с целью вплотную или на дальность действия контактного или неконтактного взрывателя, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель. Для защиты от атаки торпедой противника выпускают средство гидроакустического противодействия (ГПД). Готовят торпеду к пуску по цели, координаты которой не известны, а известен только пеленг на обнаруженную торпеду, выпущенную морской целью, и ее курс. При подготовке к пуску в бортовую систему управления торпедой вводят маршрут движения, направленный по курсу обнаруженной торпеды в противоположную сторону в направлении точки ее старта, дополнительно включают канал системы самонаведения (ССН) обнаружения спутного вихревого следа и осуществляют вначале поиск спутного вихревого следа атакующей торпеды противника. Обнаруживают его и направляют торпеду вдоль следа до места ее выпуска с морской цели, производят поиск спутного вихревого следа морской цели, обнаруживают его. Определяют сторону движения цели и направляют торпеду вдоль обнаруженного спутного вихревого следа для догона морской цели, периодически обследуют водное пространство акустической системой самонаведения, обнаруживают морскую цель, классифицируют ее системой самонаведения или, при телеуправлении - оператором, продолжают движение торпеды спутном вихревом следе до момента встречи торпеды с морской целью и срабатывания ее взрывателя. Достигается возможность поражать морскую цель торпедой, когда ее координаты на стреляющем корабле не известны, а известны только пеленг на обнаруженную торпеду противника, выпущенную морской целью по кораблю, и ее курс. 4 ил.
Способ поражения морской цели торпедой, при котором на корабле выстреливают торпеду из торпедного аппарата корабля и осуществляют ее движение к цели, включают в заданной точке траектории бортовую акустическую систему самонаведения торпеды, обнаруживают цель и производят ее атаку, для чего сближают торпеду с помощью системы самонаведения или телеуправления с целью вплотную или на дальность действия контактного или неконтактного взрывателя, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель, для защиты от атаки торпедой противника выпускают средство гидроакустичского противодействия (ГПД), например, имитатор, отличающийся тем, что готовят торпеду к пуску по цели, координаты которой не известны, а известен только пеленг на обнаруженную торпеду, выпущенную морской целью, и ее курс, при подготовке к пуску в бортовую систему управления торпедой вводят маршрут движения, направленный по курсу обнаруженной торпеды противника в противоположную сторону в направлении точки ее старта, дополнительно включают канал системы самонаведения (ССН) обнаружения спутного вихревого следа и осуществляют вначале поиск спутного вихревого следа атакующей торпеды противника, обнаруживают его и направляют торпеду вдоль следа до места ее выпуска с морской цели, производят поиск спутного вихревого следа морской цели, обнаруживают его, определяют сторону движения цели и направляют торпеду вдоль обнаруженного спутного вихревого следа для догона морской цели, периодически обследуют водное пространство акустической системой самонаведения, обнаруживают морскую цель, классифицируют ее системой самонаведения или, при телеуправлении - оператором, продолжают движение торпеды в спутном вихревом следе до момента встречи торпеды с морской целью и срабатывания ее взрывателя.
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ | 2015 |
|
RU2594314C1 |
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ МОРСКОЙ ЦЕЛИ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2513366C2 |
DE 3617429 A1, 09.03.1995. |
Авторы
Даты
2020-11-19—Публикация
2019-04-01—Подача