Изобретение относится к области медицины, а именно к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в функциональной диагностике, педагогике, психологии, для объективной оценки личностных качеств человека в контексте профессиональной деятельности.
Известен способ психологического анализа и устройство для его реализации в целях составления объективного психологического портрета испытуемого RU 2319444 С1 (2). В способе психологического анализа, включающем предъявление испытуемому ряда задач и тестов, измерение и регистрацию физиологических параметров, испытуемому на экране персонального компьютера последовательно предъявляют стимулы проективных методик, вопросы и утверждения, объединенные диагностическим сценарием, а испытуемый на каждый стимул, путем движения руки с сенсорным устройством ввода информации в персональный компьютер, вырисовывает исполнение задания и предъявляет ответы, при этом в процессе рисования и предъявления ответов испытуемым, автоматически осуществляют синхронный съем и обработку одного и более электрофизиологических сигналов, вариабельных к психоэмоциональной реакции испытуемого на стимулы, и хотя бы одного сигнала, характеризующего движение руки с сенсорным устройством ввода информации в персональный компьютер, а полученные результаты представляют в таблицах и графиках, характеризующих психологический портрет Испытуемого. Также в данном источнике раскрывается устройство, позволяющее реализовать данный способ. Способ и устройство позволяют обеспечить возможность составления объективного психологического портрета Испытуемого, что обеспечивает сопоставление в количественных показателях динамики изменения психологического портрета испытуемого, сравнение испытуемых между собой. Однако данный способ требует использования специфических технических средств, как для предъявления стимулов, так и для регистрации психоэмоциональных реакций. Также данный способ слишком трудоемкий и требует обработки большого массива данных и информации.
Известны способы оценки профессиональной ориентации, включающие тестирование с помощью персонального компьютера (CN 107506928 А (3) и GR 1005969 В (4). Эти способы предусматривают фиксацию личностных характеристик испытуемых, их профессиональных интересов, после чего, с помощью программного алгоритма, определяется перечень возможных направлений профессиональной деятельности испытуемых. Поскольку достоверность предоставленных испытуемыми сведений ничем не проверяется, точность определения вектора профессиональной направленности с помощью данных способов оставляет желать лучшего.
Также известен способ определения профессиональной ориентации по патентному документу US 3716928 А (5), предусматривающий манипулирование стимульным материалом в виде карточек. В результате использования данной методики, человек может получить только приблизительные рекомендации для дальнейшего выбора профессиональной деятельности.
В качестве ближайшего аналога может быть принят способ выявления профессиональной ориентации RU 2519774 C1 (1). Способ предусматривает предварительное определение текущего нормального фонового состояния физиологических параметров Испытуемого с помощью полиграфа. Затем осуществляют предварительный отбор визуальной информации, ассоциирующейся с личностными характеристиками человека, составляющей набор стимулов для предъявления испытуемому. Далее, для оценки индивидуального семантического пространства испытуемого, предлагают испытуемому из набора стимулов провести отбор значимой для него визуальной информации с последующей ее оценкой и распределением по нескольким группам, предварительно выбранным с помощью психосемантического и факторного анализа. Из выбранных и распределенных по семантическому дифференциалу стимулов и дополнительных контрольных и нейтральных стимулов формируют базу данных для последующего ранжирования отобранных стимулов. Предъявляют испытуемому совокупность из 6-8 стимулов совместно с контрольными и нейтральными стимулами на демонстрационном экране устройства регистрации движения глаз для оценки субъективной значимости отобранных стимулов. Регистрируют положения глаз, перемещения, траекторию движения и продолжительность фиксаций, регистрируют зоны предпочтительной непроизвольной фиксации внимания. Затем проводят анализ полученных данных с выделением области фиксации взгляда и определением длительности фиксации. Определяют стимулы, привлекающие основное внимание в процессе предъявления отобранных стимулов на экране устройства регистрации движения глаз Испытуемому. С помощью полиграфа производят синхронные измерения физиологических параметров состояния организма Испытуемого. Осуществляют оценку изменения физиологических параметров Испытуемого путем сравнения отклонения их текущих значений от предварительно записанных фоновых значений. По изменениям физиологических параметров Испытуемого, характерным для восприятия им субъективно значимой информации, соответствующим по времени моментам фиксации взгляда, определяют стимулы, восприятие которых оказывает на Испытуемого наибольшее эмоциональное воздействие. Валидность результатов при таком способе диагностики зависит от профессионализма специалистов, осуществляющих выбор проблемных ситуаций и других стимулов для предъявления их Испытуемым. Также данный способ требует использования системы аппаратных комплексов для регистрации вегетативных реакций и движения глаз.
Следует отметить, что методики исследования содержания и структуры профессиональной направленности наименее разработаны по сравнению с инструментарием определения других характеристик личности. Решение задач выявления профессиональной направленности требует создания и совершенствования объективных, надежных и научно обоснованных методов диагностики человека. Обычно для диагностики профессиональной направленности человека используются опросные, реже проективные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. Прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие интересы и склонности. Кроме того, даже адекватно осознанные интересы и склонности могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых выборов. Проективные методы разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку от него скрыто истинное содержание такого рода методов. Однако использование многих проективных методик является трудоемкой процедурой, а достоверность и надежность результатов в большой мере зависит от квалификации и опыта специалиста. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт. Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание профориентации. Поэтому, актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к трудовой деятельности.
В соответствии с принципами культурно-исторического и деятельностного подходов к формированию и развитию высших психических функций (6, 7), профессиональная направленность человека есть функциональный орган, интериоризированный в ходе активного присвоения субъектом предметной человеческой действительности для удовлетворения своих потребностей. Соответствующие психические средства регуляции психической деятельности человека в профессии организованы в систему, тождественную структуре деятельности (8), и сознательно переживаются как интересы и склонности к решению определенного типа и вида задач. Трудность определения индивидуальных интересов и склонностей заключается в том, что человеку бывает сложно различить предмет и свое отношение к этому предмету и, как следствие, дать отчет (означить и вербализовать) свои желания и устремления относительно сферы занятий и выбора будущей профессии.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа психофизиологического исследования при профессиональном отборе, подборе персонала, выявлении профессиональной направленности, обеспечивающего повышение точности и достоверности получаемых данных при меньшей трудоемкости в сравнении с аналогичными методиками.
Указанная задача решается следующим образом.
Разработан способ выявления профессиональной направленности Испытуемого, включающий:
- определение эмоциональной значимости для Испытуемого семантических стимулов (изображений), включающих в себя типовые признаки профессий, посредством одновременной фиксации вегетативных реакций (программно-аппаратными комплексами типа «полиграф», «айтрекер», ЭЭГ (электроэнцефалограф) и проч.) и вербальных ассоциативных ответов;
- классификацию Испытуемым полученных релевантных стимулов по группам (общий признак для каждой группы определяется самим Испытуемым);
- построение структуры деятельности путем ранжирования Испытуемым полученных групп стимулов (карточек) по предпочтительности;
- определение вектора профессиональной направленности Испытуемого путем интерпретации полученной иерархии критериев на основании структуры деятельности.
Первый этап (диагностический) способа выявления профессиональной направленности предусматривает определение эмоциональной значимости специфических семантических стимулов для Испытуемого. Определение эмоциональной значимости осуществляется двумя параллельными методами. Первый метод представляет собой регистрацию вегетативных показателей в рамках психофизиологического исследования. Данный метод можно проводить программно-аппаратными средствами разного типа (программно-аппаратными комплексами типа «полиграф», «айтрекер», ЭЭГ и проч.) при этом не требуется разработка специфического программного обеспечения, что упрощает работу специалистам и организациям, имеющим соответствующие технические средства. Важным отличием от существующих аналогов определения профессиональной направленности является то, что в рамках данной процедуры не требуется применение контрольных стимулов. Данная возможность появляется в силу того обстоятельства, что для регистрации эмоционально значимых стимулов параллельно используется второй метод - ассоциативный эксперимент. В рамках данного метода эмоциональная значимость стимула определяется характером ассоциативной вербальной реакции логического периферического и грамматического синтагматического типа. Параллельное использование двух методов исследования позволяет добиться надежных результатов выявления эмоционально значимых стимулов (9).
Стимульный материал должен отражать предметную действительность человеческой деятельности и содержать типовые признаки профессии: трудовые действия и операции, условия и средства труда. Вместе с этим необходимо, чтобы стимульный материал активизировал работу семантического слоя образа мира для обнаружения подлинных интересов и склонностей человека. Эти требования реализуются посредством использования такой формы психического отражения реальности как образ. Другими словами, стимульный материал должен представлять собой изображение (картинка на карточке) представителя профессии в момент совершения им типового трудового действия (операции) при использовании типового средства (орудия) труда в типовых условиях труда. Существует набор карточек М. Ахтниха, однако их достаточно тяжело обнаружить в свободной продаже на территории РФ. Тем не менее, подобного рода изображения (набор карточек) в настоящее время широко представлены на рынке настольных игр по тематике «Профессии». Данный факт позволяет значительно снизить затраты финансовых и временных ресурсов на разработку, подготовку и работу со стимульным материалом. Практика проведения диагностической работы по нашему способу доказывает, что использование карточек из имеющихся перечней настольных игр типа «Профессии» отвечает требованиям валидности и надежности. Примеры карточек представлены на фигурах 1-3 чертежей. Проведение диагностического этапа процедуры заканчивается, когда из общего числа карточек отобраны 9-15 карточек, имеющих эмоциональную значимость для Испытуемого (данное число выявлено опытным путем). Примерное соотношение числа карточек имеющих эмоциональную значимость к числу не имеющих эмоциональную значимость составляет 1:4 (данное соотношение выявлено опытным путем). Таким образом, общее количество карточек, входящих в стимульный материал, составляет 36-60 карточек. Проведение первого (диагностического) этапа составляет в среднем 10-15 минут.
Второй этап (интерпретационный) предполагает на выходе выявление профессиональной направленности субъекта в виде системы интересов и склонностей, имеющей форму структуры деятельности, и формирование у Испытуемого ориентировочной схемы выбора. Данный этап осуществляется путем работы с карточками, имеющими эмоциональную значимость для Испытуемого, и состоит из трех стадий. На первой стадии Испытуемому предлагается разложить карточки по трем группам, где карточки каждой группы объединены по одному признаку, на основании своих личных оценок. На следующей стадии Испытуемому предлагается выстроить полученные группы в столбик по предпочтительности от наиболее привлекательной группы к менее привлекательной. Таким образом, получается структура из 3х групп признаков, тождественная структуре деятельности (8): верхняя группа признаков соответствует уровню мотивации и отражает предмет потребности Испытуемого (трудовая мотивация), средняя группа признаков соответствует уровню цели и отражает образ конечного результата (продукт, итог труда), нижняя группа признаков соответствует уровню условий и отражает способ достижения цели (средства труда). Третья стадия предусматривает обсуждение с Испытуемым полученных результатов: раскрытие выявленной системы интересов и склонностей и объяснение порядка осуществления выбора профессии. Проведение второго (интерпретационного) этапа составляет в среднем 10-15 минут. Итоговые временные затраты на проведение одного исследования составляют 30 минут.
Способ позволяет выявить структуру профессиональной направленности человека и повысить точность получаемых данных за счет использования системы психофизиологических, психосемантических и проективных методов диагностики.
В качестве примера реализации заявленного способа приводится работа по выявлению профессиональной направленности, проведенная с женщиной 39-ти лет по имени Ольга, которая работала бухгалтером в крупной компании около двадцати лет. Необходимость прохождения исследования по заявленной методике была обусловлена тем, что данная женщина попала под сокращение кадров и в ближайшее время ей было необходимо определиться со следующим местом работы. Трудности возникли из-за появившихся сомнений испытуемой, связанных с желанием продолжать свою трудовую деятельность в сфере финансов.
Первый шаг состоял из предварительной беседы, в ходе которой обсуждались интересы испытуемой, ее стремления, хобби, нереализованные мечты и цели. Далее проговорилась инструкция к предъявлению стимульного материала и возможные варианты действий. Затем на испытуемую устанавливались датчики полиграфа и предъявлялись карточки с профессиями. В ответ испытуемая говорила все ассоциации, которые ей приходили в голову. При появлении значимых реакций на полиграфе и значимых вербальных ассоциаций, карточка откладывалась. В результате этого этапа были отложены следующие карточки: ученый, архитектор, моряк, военный, инженер, полицейский, изобретатель, летчик, почтальон, поэт. После этого испытуемой было предложено разложить выбранные карточки на три группы по признаку, который на взгляд Ольги, объединяет карточки в одну из групп. После этого с испытуемой проговаривался конкретный признак для каждой из групп. Далее Ольга расположила группы карточек в порядке значимости. В результате были получены следующие группы в порядке значимости: летчик, почтальон, моряк - по признаку «дорога»; ученый, архитектор, поэт, инженер, изобретатель - по признаку «предлагают новые варианты для удобства других людей»; военный и полицейский - по признаку «контроль» (см. фиг. 4).
Далее проводилась интерпретация результатов данного порядкового ряда с учетом структуры деятельности: «дорога» отражает мотивационный уровень, «предлагают новые варианты для удобства других людей» отражает образ конечного результата, «контроль» отражает способ и средство достижения цели. На основании этой структуры совместно с Ольгой были выявлены возможные варианты профессиональной деятельности, которые отвечают данной структуре, например: логист, диспетчер на транспорте, инженер по управлении на транспорте, менеджер по работе с таможней и т.д.
В заключение автором отмечается, что, по его мнению, заявленное изобретение соответствует условиям «новизны», «изобретательского уровня» и «промышленной применимости», так как относится к области медицины и реализуется с помощью известных методой и технических средств, а уровень техники не содержит источников информации, из которых была бы известна вся совокупность существенных признаков заявленного способа или их причинно-следственная связь с достигаемым техническим результатом, заключающимся в повышении точности и достоверности получаемых данных при сокращении трудоемкости способа.
Литература
1. Патент РФ №2519774 С1, опубл. 20.06.2014.
2. Патент РФ №2319444 С1, опубл. 20.03.2008.
3. Патент КНР №107506928 А, опубл. 22.12.2017.
4. Патент Греции №1005969 В, опубл. 04.07.2008.
5. Патент США №3716928 А, опубл. 20.02.1973.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. Стр. 5-165.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н. Леонтьев. - 4-е издание. - Москва: Издательство Московского университета, 1981. Стр. 188-222.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, 1975. Стр. 44-58.
9. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. - М.: «Когито-Центр», 2002. Стр. 65-250.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
АДАПТИВНЫЙ СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА НА НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ ПУТЕМ АНАЛИЗА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА | 2012 |
|
RU2480156C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ | 2012 |
|
RU2529482C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2319444C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУУМА | 2004 |
|
RU2283670C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПО ОБЪЕКТУ | 2001 |
|
RU2215474C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2002 |
|
RU2216272C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ | 2009 |
|
RU2406441C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2539016C1 |
МЕТОД ВЗАИМНЫХ ИСКЛЮЧЕНИЙ ЛОСЕВА-МИЛЛЕРА | 2013 |
|
RU2531645C2 |
Изобретение относится к области проведения психофизиологических исследований, например анализа психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в функциональной диагностике, педагогике, психологии для объективной оценки личностных качеств человека в контексте профессиональной деятельности. В способе выявления профессиональной направленности Испытуемого определяют эмоциональную значимость для Испытуемого семантических стимулов с типовыми признаками профессий. Значимость определяют путем одновременной фиксации вегетативных реакций и вербальных ассоциативных ответов. Классифицируют релевантные семантические стимулы по группам. Ранжируют группы и выстраивают структуру деятельности. На основании структуры деятельности определяют вектор профессиональной направленности. В результате обеспечивается повышение точности и достоверности получаемых данных при сокращении трудоемкости. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ выявления профессиональной направленности Испытуемого, отличающийся тем, что последовательно осуществляют:
- определение эмоциональной значимости для Испытуемого семантических стимулов в виде карточек с изображениями, включающими в себя типовые признаки профессий, посредством одновременной фиксации вегетативных реакций программно-аппаратными комплексами и вербальных ассоциативных ответов;
- классификацию Испытуемым полученных релевантных семантических стимулов по группам, причем общий признак для каждой группы определяется самим Испытуемым;
- построение Испытуемым структуры деятельности путем ранжирования полученных групп семантических стимулов по предпочтительности;
- определение вектора профессиональной направленности Испытуемого на основании полученной структуры деятельности.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве программно-аппаратных комплексов используют полиграф, и/или айтрекер, и/или электроэнцефалограф.
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ | 2000 |
|
RU2164776C1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2245097C1 |
Кинопередвижка с динамо-машиной | 1934 |
|
SU41336A1 |
US 3716928 A1, 20.02.1973 | |||
СЫМАНЮК Э.Э | |||
Использование нейрокогнитивных методов для разработки прогностической модели профессиональной ориентации молодежи | |||
Мат | |||
междунар | |||
форума COGNITIVE NEUROSCIENCE | |||
Екатеринбург, 6-7 ноября 2019, стр | |||
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Авторы
Даты
2020-12-02—Публикация
2019-11-27—Подача