УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА Российский патент 2020 года по МПК E01H5/12 

Описание патента на изобретение RU2737828C2

Изобретение относиться к области ледотехники, в частности к удалению с дорожных покрытий снежно-ледяного наката.

Уровень техники известен из решения (1 RV 2390602 С2), в котором для удаления с поверхности аэродромных и твердых дорожных покрытий ледяного и снежного накатов используется устройство, выполненное в виде дисковых ножей, насаженных на две оси, концы которых при помощи подшипников закреплены каждая на своей раме. Рамы по одним торцам шарнирно соединены друг с другом и заключены в общий каркас, на котором жестко с ним закреплен вибратор, способный возбуждать вертикальные и горизонтальные колебания устройства. Рамы оснащены приспособлениями, позволяющими устанавливать их под углом друг к другу в горизонтальной плоскости, а дисковые ножи выполнены с возможностью пассивно вращаться и катиться по поверхности покрытия от действия толкающего их усилия и сил трения, возникающих в местах контакта ножей с поверхностью покрытия, при этом устройство установлено впереди ножа грейдера, толкающего устройство.

Недостатком устройства является сложность конструкции из-за необходимости заключения рам в общий каркас и жесткого закрепления на нем вибратора. При такой конструкции для создания вертикальных и горизонтальных колебаний устройства, увеличивающих сдвиговые деформации, т.е. касательные напряжения в накате, повышающие эффективность его разрушения, вибратору придется трясти не только рабочие органы (дисковые ножи), но и все устройство в целом. Очевидно, что это потребует при работе устройства соответствующих дополнительных энергозатрат.

Сущность изобретения заключается в упрощении конструкции устройства.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности удаления наката с дорожного покрытия.

Очевидно, что благодаря эллипсовидной форме дисков в накате будут возникать периодически изменяющиеся вертикальные нагрузки. Сопряжение осей под углом α<180° и волнистость режущих кромок дисков так же приведут к периодическим изменениям действующих на накат и горизонтальных нагрузок. Возникающие при этом периодически изменяющиеся нормальные и касательные напряжения уменьшат по сравнению с аналогом необходимые для разрушения наката нагрузки, что, соответственно, облегчит удаление наката с поверхности дорожного покрытия, т.е. повысит энергоэффективность работ.

Существенные признаки, характеризующие устройство.

Ограничительные: устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката, включающее в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180°.

Отличительные: режущие кромки дисков выполнены волнистыми, при этом крепление дисков на осях обеспечивает их синхронное вращение и сонаправленность гофров волнистости, сами диски имеют форму эллипсов с их сонаправленными большими полуосями, оси соединены между собой при помощи карданной передачи, шаг волнистости кромок выбран из условия обеспечения равенства частоты действующих на накат горизонтальных нагрузок частоте собственных горизонтальных колебаний устройства при заданной скорости его движения, а для обеспечения поступательной скорости движения устройство прикреплено к транспортному средству.

Изобретение осуществляется следующим образом.

По поверхности дорожного покрытия со снежно-ледяным накатом буксируют, например, при помощи транспортного средства, устройство, включающее в себя диски, имеющие форму эллипсов и волнистые режущие кромки, диски насажены на две сопряженные под углом α<180° оси, который с помощью приспособления можно изменить в зависимости от характеристик наката. Диски способны пассивно вращаться от буксирующего их усилия и сил трения возникающих между кромками дисков и поверхностью покрытия. За счет, например собственного веса устройства и ориентации осей по отношению друг к другу под углом α<180°, в накате будут возникать нормальные N и касательные Т усилия. В результате накат будет разрушаться за счет их одновременного воздействия.

Очевидно, что периодичность приложения динамических вертикальных (нормальных напряжений) и горизонтальных нагрузок (касательных напряжений) существенно увеличит их интенсивность.

Для обеспечения периодичности горизонтальных нагрузок, действующих на накат, режущие кромки дисков выполнены волнистыми, при этом крепление дисков на осях обеспечивает их синхронное вращение и сонаправленность гофров волнистости. В целях обеспечения периодичности вертикальных нагрузок диски имеют форму эллипсов с сонаправленными большими полуосями. Соединение осей карданной передачей обеспечит синхронность их вертикальных колебаний, что уменьшит буксирующее устройство усилие за счет повышения устойчивости его движения (уменьшение рыскливости). Сонаправленность гофров волнистости и больших полуосей эллипсов позволит всем дискам одновременно создавать сдвиговые деформации фрагментам наката, находящимся между дисками, в одном направлении. Это так же уменьшит разрушающие накат нагрузки. В результате энергозатраты на разрушение наката по сравнению с аналогом уменьшается, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг. 1 показан вид на устройство сверху; на фиг. 2 - вид по сечению А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид позиции 3 на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение С-С на фиг. 3.

На дорожном покрытии 1 с накатом 2 размещено устройство, включающее в себя диски 3, насаженные на оси 4 (фиг. 1-5) и сопряженные под углом α<180° (фиг. 1), который с помощью приспособления 6 можно изменять в зависимости характеристик наката 2 (фиг. 1). С этой целью приспособление 6 включает в себя и элементы в виде винтовых сопряжений 7 и цилиндрических шарниров 8. К карданной передаче 9 прикладывается буксирующие усилие Р от транспортного средства (на фиг. не показан). При движении транспортного средства за счет собственных сил тяжести устройства в накате возникнут нормальные усилия N, а за счет угла атаки α - касательные усилия Т (фиг. 1, 2). Это приведет к разрушению наката 2 до обломков 10 (фиг. 1, 2). Периодичность приложения N и Т увеличит их интенсивность, что позволит достичь заявленный технический результат.

Похожие патенты RU2737828C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА 2018
  • Протасов Николай Валерьевич
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Канделя Михаил Васильевич
RU2700461C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Литовченко Александр Константинович
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2416689C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Литовченко Александр Константинович
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2416690C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Литовченко Александр Константинович
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2416688C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ АЭРОДРОМНЫХ И ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2007
  • Козин Виктор Михайлович
  • Козин Михаил Викторович
  • Ворончихина Мария Андреевна
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2361036C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА С ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2017
  • Желукевич Рышард Борисович
  • Кайзер Юрий Филиппович
  • Лысянников Алексей Васильевич
  • Артёменко Вячеслав Александрович
  • Серебреникова Юлия Геннадьевна
  • Селин Денис Дмитриевич
  • Иванова Наталья Вячеславовна
RU2649342C1
НОЖ РАБОЧЕГО ОРГАНА АВТОГРЕЙДЕРА 2015
  • Лысянников Алексей Васильевич
  • Малянов Владимир Викторович
  • Кайзер Юрий Филиппович
  • Серебреникова Юлия Геннадьевна
RU2613207C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ДОРОГ 2015
  • Иванников Петр Александрович
  • Соколов Артем Александрович
RU2579364C1
РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА С ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ 2009
  • Желукевич Рышард Борисович
  • Ганжа Владимир Александрович
  • Безбородов Юрий Николаевич
RU2396389C1
РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА С ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2022
  • Лысянников Алексей Васильевич
  • Желукевич Рышард Борисович
  • Теслин Денис Максимович
  • Кайзер Юрий Филиппович
  • Лысянникова Наталья Николаевна
RU2780866C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 737 828 C2

Реферат патента 2020 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА

Изобретение относиться к области ледотехники, в частности к удалению с дорожных покрытий снежно-ледяного наката. Устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката включает в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180° оси. Режущие кромки дисков выполнены волнистыми, а крепление дисков на осях обеспечивает их синхронное вращение и сонаправленность гофров волнистости. Диски имеют форму эллипсов с их сонаправленными большими полуосями, оси соединены между собой при помощи карданной передачи, а шаг волнистости кромок выбран из условия обеспечения равенства частоты действующих на накат горизонтальных нагрузок частоте собственных горизонтальных колебаний устройства при заданной скорости его движения. Изобретение обеспечивает повышение эффективности очистки дорожных покрытий от снежно-ледяного наката. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 737 828 C2

1. Устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката, включающее в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180° оси, отличающееся тем, что режущие кромки дисков выполнены волнистыми, при этом крепление дисков на осях обеспечивает их синхронное вращение и сонаправленность гофров волнистости, сами диски имеют форму эллипсов с их сонаправленными большими полуосями, оси соединены между собой при помощи карданной передачи, а шаг волнистости кромок выбран из условия обеспечения равенства частоты действующих на накат горизонтальных нагрузок частоте собственных горизонтальных колебаний устройства при заданной скорости его движения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для обеспечения поступательной скорости движения устройство прикреплено к транспортному средству.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2737828C2

СПОСОБ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ АЭРОДРОМНЫХ И ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2007
  • Козин Виктор Михайлович
  • Козин Михаил Викторович
  • Ворончихина Мария Андреевна
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2390602C2
Машина для удаления льда и снега с дорожного покрытия 1976
  • Сердюков Жан Николаевич
SU771242A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ ТВЕРДЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ЛЕДЯНОГО И СНЕЖНОГО НАКАТОВ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Литовченко Александр Константинович
  • Макеева Вера Сергеевна
RU2416690C1
РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО 0
SU284005A1
US 6394696 B1, 28.05.2002
JP 7317037 A, 05.12.1995.

RU 2 737 828 C2

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Протасов Николай Валерьевич

Канделя Михаил Васильевич

Даты

2020-12-03Публикация

2019-04-22Подача