Трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями Российский патент 2021 года по МПК E02D29/45 

Описание патента на изобретение RU2746610C1

Изобретение относится к области строительства станций метрополитена сооружаемых открытым способом производства работ.

В настоящее время, в связи с необходимостью ускоренного строительства метрополитена возник вопрос создания станций, рассчитанных на поточный метод строительства с соблюдением при этом разнообразия архитектурно-художественного оформления каждой из станций при обеспечении комфортного и безопасного обслуживания пассажиров. Такие станции сооружаются, как правило, в открытых котлованах с временным ограждением выработки в виде металлического шпунта, металлических балок с деревянной затяжкой или монолитных железобетонных стен, возводимых методом "стена в грунте", временное крепление ограждающих стен выполняется металлической распорной или анкерной крепью.

Известна станция метрополитена мелкого заложения, включающая станционные, обслуживающие и специальные дополнительные сооружения, возводимая открытым способом в вертикальной грунтовой выработке (котловане) с полным вскрытием дневной поверхности, например, путем предварительного выполнения отрывки котлована с последующим возведением сооружения традиционными способами (Тоннели и метрополитены. /Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г., изд. 2-е перераб. и доп. Москва, "Транспорт", 1975 г., стр. 408-412, 494-500, 502).

Известна станция метрополитена мелкого заложения, включающая замкнутую рамную конструкцию из монолитного железобетона с размещенными в ней рельсовыми путями, платформенным участком с подплатформенным пространством, в которых размещены технические помещения (Патент РФ на полезную модель №104202, опубл. от 10.05.2011, Бюл. №13). Однако данная станция выполнена однопролетной и одноуровневой, что обуславливает сложность строительства станции, необходимость создания значительной толщины покрытия однопролетной станции и отсутствие полезного пространства для размещения служебных и технических помещений.

Известна многоуровневая трехпролетная станции метрополитена мелкого заложения, содержащая на нижнем уровне островную пассажирскую платформу и однопутные перегонные тоннели (Патент РФ №2505646, опубл. от 27.01.2014, Бюл. №3). Однако данная станция сооружается с использованием полузакрытых способов строительства, известных как, "top-down", "semi-top-down" или "top&down", что значительно сложнее открытого способа производства работ и требует установки большого количества «свай-колонн», а также высокозатратной технологии выемки грунта.

Известна трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, представляющая собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней, в верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения, в нижнем уровне расположены рельсовые пути в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, и островная платформа, в среднем пролете, с светопрозрачными перегородками и автоматическими платформенными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством (Патент на полезную модель РФ №141153, опубл. от 27.05.2014, Бюл. №15).

Недостатком данной конструкции станции является:

- во-первых, необходимость сооружения колонно-прогонных комплексов для опирания элементов станции, что значительно усложняет конструкцию опалубки при бетонировании перекрытий и мешает пропуску и эксплуатации технологических коммуникаций;

- во-вторых, установка дорогостоящих светопрозрачных перегородок с автоматическими платформенными дверями между боковыми пролетами и средним пролетом, что ведет к удорожанию строительства станции и снижает скорость ее возведения;

- в-третьих, наличие светопрозрачных перегородок с автоматическими платформенными дверями, тем не менее, обеспечивает свободный доступ пассажиров на край платформы, что делает необходимым архитектурное оформление боковых пролетов станции с рельсовыми путями. Это ведет к увеличению сроков строительства и удорожанию станции, а также проблемам с транзитом коммуникаций вдоль линии метрополитена;

- в-четвертых, возможность доступа пассажиров на край платформы снижает уровень безопасности станции для пассажиров.

Технический результат, который может быть получен при реализации изобретения, заключается в повышение технологичности и скорости строительства трехпролетной станции открытого способа производства работ с островным размещением пассажирской платформы, а также надежности и безопасности эксплуатации станции.

Для достижения данного технического результата трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, представляющая собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом в котловане, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней, на верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения, на нижнем уровне, в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, расположены рельсовые пути, в среднем пролете островная пассажирская платформа с раздвижными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством, выполнена в виде многопролетной рамы (замкнутой рамной конструкции), содержащей монолитные железобетонные лотковую плиту, плиты перекрытия и покрытия, несущие боковые стены, а также промежуточные стены, которые разделяют рамную конструкцию станции на три пролета, при этом плиты покрытия и перекрытия опираются на боковые и промежуточные стены рамной конструкции, а боковые пролеты с рельсовыми путями и средний пролет с островной пассажирской платформой соединены между собой проемами в промежуточных стенах, в которых установлены раздвижные двери для входа и выхода пассажиров в вагоны поезда с платформы станции, при этом шаг осей проемов равен шагу осей дверей в вагонах поезда.

Введение в предлагаемую трехпролетную станцию метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, возводимую открытым способом в котловане рамную конструкцию, содержащую монолитные железобетонные лотковую плиту, плиты перекрытия и покрытия, несущие боковые стены, а также промежуточные стены, разделяющие рамную конструкцию станции на три пролета, при этом плиты покрытия и перекрытия опираются на боковые и промежуточные стены рамной конструкции, а также соединение между собой боковых пролетов с рельсовыми путями и среднего пролета с островной пассажирской платформой проемами в промежуточных стенах, в которых установлены раздвижные двери для входа и выхода пассажиров в вагоны поезда с платформы станции, при этом шаг осей проемов равен шагу осей дверей в вагонах поезда, позволяет получить новое свойство, заключающееся в повышении технологичности и скорости строительства станции за счет упрощения конструкции станции, возводимой в виде монолитной железобетонной трехпролетной рамы, и сокращения объема строительных работ в виду отсутствия необходимости архитектурной отделки внутренней поверхности боковых пролетов с рельсовыми путями и возможности уменьшения, в соответствии с нормативными требования к станциям закрытого типа без боковых посадочных платформ, ширины пассажирской платформы до 8 метров, то есть на два метра меньше ширины платформы принятой на станциях других типов, что уменьшает на 10-15% объем разрабатываемого грунта и снижает стоимость станции, а также возможности повышения безопасности эксплуатации станции вследствие исключения случайного падения пассажиров с платформ на рельсовые пути вследствие отсутствия боковых посадочных платформ в зоне пролетов с рельсовыми путями и применения раздвижных дверей, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда, расположенных между островной пассажирской платформой и боковыми пролетами с рельсовыми путями.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено поперечное сечение трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, на фиг. 2 - чертеж фрагмента продольного разреза трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями с фрагментами проемов для прохода пассажиров, где:

1 - боковые пролеты станции;

2 - средний пролет со станционным залом;

3 - пассажирская платформа;

4 - монолитное железобетонное перекрытие;

5 - боковые монолитные железобетонные стены;

6 - промежуточные монолитные железобетонные стены;

7 - проем для посадки пассажиров в вагоны;

8 - раздвижные двери;

9 - конструкции рельсовых путей;

10 - технические и служебные помещения верхнего уровня;

11 - технические помещения под пассажирской платформой;

12 - монолитная железобетонная лотковая плита;

13 - конструкция крепления котлована;

14 - монолитная железобетонная плита покрытия.

Предлагаемое изобретение трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями сооружается следующим образом.

Станция сооружается в открытом котловане, конструкция крепления стенок которого определяется глубиной заложения станции, градостроительными и инженерно-геологическими условиями строительства, и может быть выполнена различными методами, например, в виде стен 13, созданных по технологии «стена в грунте».

Бетонирование трехпролетной замкнутой рамной конструкции производят методом «снизу вверх» от лотковой плиты 12. Затем возводят боковые стены 5, плиты перекрытия 4 и плиту покрытия 14, а также промежуточные стены 6, разделяющие рамную конструкцию станции на три пролета, два боковых 1 и средний пролет 2 со станционным залом.

Плиты покрытия 14 и перекрытия 4 опираются на боковые 5 и промежуточные стены 6 рамной конструкции, а боковые пролеты 1 и средний пролет 2 соединены между собой проемами 7 в промежуточных стенах 6.

По окончании возведения станционной обделки сооружаются островная пассажирская платформа 3 в станционном зале среднего пролета 2 нижнего уровня и конструкции рельсовых путей 9 в боковых пролетах 1 станции, под пассажирской платформой 3 и на верхнем ярусе станции, между плитой покрытия 14 и плитами перекрытия 4, размещаются служебные и технические помещения 11 и 10, соответственно.

Затем монтируются раздвижные двери 8 в проемах 7 для прохода пассажиров от пассажирской платформы 3 станционного зала среднего пролета 2 к вагонам поезда метрополитена. Шаг осей проемов 7 для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверных проемов вагонов, при этом раздвижные двери 8 открываются синхронно с дверями вагонов поезда.

Наличие раздвижных дверей 8, открывающихся синхронно с дверями вагонов поезда, обуславливают отсутствие необходимости архитектурного оформления боковых пролетов 1 с рельсовыми путями 9, что упрощает транзит коммуникаций вдоль станции и значительно снижает сроки строительства и расходы на архитектурное оформление станции.

Применение предлагаемой рамной конструкции трехпролетной станция метрополитена с островным расположением пассажирской платформы 3 и однопутными перегонными тоннелями, примыкающими к боковым пролетам 1 станции, позволяет реализовать проект станции метрополитена без боковых посадочных платформ, что в соответствии с нормативными требования к станциям закрытого типа без боковых посадочных платформ, обеспечивает возможность уменьшения ширины пассажирской платформы до 8 метров, то есть на два метра меньше значений ширины платформ, принятых на станциях других типов, приводящее к сокращению на 10-15% объема разрабатываемого грунта и снижению стоимости строительства станции.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Тоннели и метрополитены. /Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г., изд. 2-е перераб. и доп. Москва, "Транспорт", 1975 г., стр. 408-412, 494-500, 502.

2. Патент РФ на полезную модель №104202, опубл. от 10.05.2011, Бюл. №13.

3. Патент РФ №2505646, опубл. от 27.01.2014, Бюл. №3.

4. Патент на полезную модель РФ №141153, опубл. от 27.05.2014, Бюл. №15 - прототип.

Похожие патенты RU2746610C1

название год авторы номер документа
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Бойцов Дмитрий Анатольевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2754694C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2715493C1
Односводчатая станция метрополитена с обделкой из монолитного железобетона, сооружаемая закрытым способом производства работ 2021
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2758820C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1
Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона 2021
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2771803C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Андреев Артур Романович
RU2795011C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 746 610 C1

Реферат патента 2021 года Трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями

Изобретение относится к области строительства станций метрополитена сооружаемых открытым способом производства работ. Трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями представляет собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом в котловане, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней. На верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения. На нижнем уровне, в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, расположены рельсовые пути. В среднем пролете островная пассажирская платформа с раздвижными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством. Станция выполнена в виде замкнутой рамной конструкции, содержащей монолитные железобетонные лотковую плиту, плиты перекрытия и покрытия, несущие боковые стены. Станция содержит промежуточные стены, разделяющие рамную конструкцию станции на три пролета. Плиты покрытия и перекрытия опираются на боковые и промежуточные стены рамной конструкции. Боковые пролеты с рельсовыми путями и средний пролет с островной пассажирской платформой соединены между собой проемами в промежуточных стенах, в которых установлены раздвижные двери для входа и выхода пассажиров в вагоны поезда с платформы станции. Шаг осей проемов равен шагу осей дверей в вагонах поезда. Технический результат заключается в повышении надежности, безопасности эксплуатации, технологичности и скорости строительства трехпролетной станции открытого способа производства работ с островным размещением пассажирской платформы. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 746 610 C1

Трехпролетная станция метрополитена открытого способа производства работ с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, представляющая собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом в котловане, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней, на верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения, на нижнем уровне, в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, расположены рельсовые пути, в среднем пролете островная пассажирская платформа с раздвижными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством, отличающаяся тем, что станция выполнена в виде замкнутой рамной конструкции, содержащей монолитные железобетонные лотковую плиту, плиты перекрытия и покрытия, несущие боковые стены, а также промежуточные стены, разделяющие рамную конструкцию станции на три пролета, при этом плиты покрытия и перекрытия опираются на боковые и промежуточные стены рамной конструкции, а боковые пролеты с рельсовыми путями и средний пролет с островной пассажирской платформой соединены между собой проемами в промежуточных стенах, в которых установлены раздвижные двери для входа и выхода пассажиров в вагоны поезда с платформы станции, при этом шаг осей проемов равен шагу осей дверей в вагонах поезда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2746610C1

Способ выделения продуктов прямого синтеза метилхлорсиланов 1960
  • Гришин А.Ф.
  • Дьячков М.А.
  • Ермакова А.О.
  • Морозов Н.Г.
  • Морозова Л.П.
  • Ростунов В.Ф.
SU141153A1
РАМКА С ДВУМЯ РЯДАМИ ЛЕПЕСТКОВ 0
SU185555A1
Ручной прибор для письма шрифтом Брайля 1955
  • Вельяшев Л.И.
  • Калинин М.И.
SU103818A1
Станция метрополитена 1982
  • Фролов Юрий Степанович
  • Лиманов Юрий Андреевич
  • Кулагин Николай Иванович
SU1073385A1
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2505646C2
Станок для притирки клапанов к гнездам автотракторных двигателей 1959
  • Кузнецова М.П.
SU126037A1
CN 105003272 B, 17.05.2017
KR 1020110130196 A, 05.12.2011.

RU 2 746 610 C1

Авторы

Захаров Георгий Рафаэльевич

Маслак Владимир Александрович

Рябков Станислав Валерьевич

Тюшевская Лидия Валентиновна

Фадеева Вера Борисовна

Доненко Екатерина Евгеньевна

Даты

2021-04-16Публикация

2019-08-05Подача