Изобретение относится к судостроению и техническим средствам для подъема судов и выполнения доковых судоремонтных работ.
Известен комплекс для подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других судов (патент RU 2390460 С1), состоящий из отдельных модулей, включающий в себя два автономных плавучих подъемных средства - крановые суда с несколькими стреловыми подъемными устройствами, соединительные балки, днищевые приставки-балластирующиеся понтоны, носовую и кормовую приставки-обтекатели и автоматическое захватное устройство.
Относительным недостатком названного комплекса является существенные ограничения по условиям работы. Этот недостаток частично уменьшен в судоподъемном комплексе по патенту RU 2710876 С1 за счет установки в корпусах крановых судов опускающихся балластных килей.
Целью настоящего изобретения является расширение эксплуатационных возможностей судоподъемного комплекса по условиям работы.
Этот технический результат достигается путем увеличения остойчивости крановых судов за счет понижения точки присоединения грузовых канатов стреловых подъемных устройств.
Реализация изобретения позволит существенно расширить эксплуатационные возможности патентуемого модульного судоподъемного комплекса.
Отличительной особенностью изобретения является то, что грузовые стрелы подъемных устройств крановых судов выполняются изогнутой Г-образной формы, опирающиеся в нижнем положении на борт кранового судна, что позволяет при работе с максимальной нагрузкой концевым блокам занимать положение ниже грузовой ватерлинии крановых судов. При этом подъем затонувшего судна - подводной лодки на заключительном этапе осуществляется за счет подъемной силы подведенных балластирующихся понтонов и одновременного подъема грузовых стрел в верхнее положение. При меньшей, ограниченной нагрузке в соответствующих условиях, подъем судна может осуществляться при верхнем или промежуточном положении грузовых стрел.
Устройство и работа патентуемого модульного судоподъемного комплекса-дока показаны на чертежах: фиг. 1 - захват и подъем подлодки, лежащей на грунте; фиг. 2 - подведение балластирующегося понтона-днищевых приставок под корпус лодки и продолжение ее подъема; фиг. 3 и фиг. 4 - модульный судоподъемный комплекс-док с поднятой подлодкой (поперечный разрез и вид сверху).
Модульный судоподъемный комплекс-док включает в себя два крановые судна 1 со стреловыми подъемными устройствами 2, соединительные балки 3, днищевые балластирующиеся приставки-понтон 4, захватное устройство 5, носовую и кормовую приставки- 6 и 7. Подъемные устройства 2 крановых судов 1 выполнены уравновешенными и состоят из грузовой стрелы 8, вспомогательной противовесной стрелы 9 и выносного противовеса 10, выполненного в виде емкости, заполняемой водой. Грузовые и противовесные стрелы подъемных устройств 2 смонтированы на поворотных колоннах и изменяют угол наклона с помощью гидроцилиндров 11 и 12. Грузовые стрелы в нижнем положении опираются на борт кранового судна. В корпусе крановых судов установлены опускающиеся балластные кили 13, понижающие центр тяжести судов.
Работа патентуемого судоподъемного комплекса-дока осуществляется следующим образом. Модули судоподъемного комплекса собираются в единый комплекс на месте выполнения судоподъемных работ. Для этого крановые суда 1 с опущенными балластными килями устанавливаются на плавучих якорях носом против волн и соединяются друг с другом соединительными балками 3, навешивается захватное устройство 5 и противовесы 10. После этого судоподъемный комплекс устанавливается над затонувшим судном - подводной лодкой 14, лежащей на грунте. Грузовые стрелы 8 опускаются в крайнее нижнее положение и захватное устройство опускается на грузовых канатах к корпусу подводной лодки. Далее осуществляется захват (охват) корпуса подлодки 14 путем поворота лап захватного устройства 5. Затем включаются поочередно механизмы подъемов сначала одного потом второго кранового судна. При этом корпус подлодки поочередно накренивается сначала на один, затем на другой борт, устраняя эффект присоса корпуса к грунту.
После отрыва корпуса подлодки от грунта, судоподъемный комплекс устанавливается носом против волн и продолжается подъем подлодки при синхронной работе всех крановых механизмов подъема. При достижении крайнего верхнего положения захватного устройства с поднимаемой подлодкой, под корпус лодки со стороны носовой оконечности крановых судов подводится на канатах 15 предварительно подготовленный балластирующийся понтон 4 с минимальной отрицательной плавучестью. Далее включается продувка балластирующегося понтона и осуществляется заключительный этап подъема за счет сил плавучести балластирующегося понтона и одновременного подъема грузовых стрел в верхнее положение. По окончании подъема днищевые приставки-балластирующийся понтон плотно принайтовываются с помощью цепей или лент 16 к корпусам крановых судов и устанавливаются носовая и кормовая приставки 6 и 7, образуя замкнутый док, в котором, после откачки воды, поднятая подлодка транспортируется к месту утилизации или ремонта. Относительно небольшой ремонт подлодки может осуществляться на месте подъема в судоподъемном комплексе-доке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мобильный судоподъемный модульный комплекс-док | 2019 |
|
RU2714831C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ДОК | 2019 |
|
RU2710876C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2009 |
|
RU2390460C1 |
Способ подъема со дна судов и подводных лодок | 2023 |
|
RU2821376C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ | 2009 |
|
RU2417921C2 |
МОБИЛЬНЫЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН | 2019 |
|
RU2718494C1 |
Судозахватное устройство | 2020 |
|
RU2755232C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2014 |
|
RU2564271C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА И КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2012 |
|
RU2479460C1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ | 2020 |
|
RU2755358C1 |
Изобретение относится к судостроению и техническим средствам для подъема судов и выполнения доковых работ. Модульный судоподъемный комплекс-док включает в себя два крановых судна со стреловыми подъемными устройствами, соединительные балки и днищевые приставки-балластирующийся понтон. Грузовые стрелы подъемных устройств выполнены изогнутой Г-образной формы, которые при подъеме судна - подводной лодки, лежащей на грунте, с максимальной нагрузкой занимают крайнее нижнее положение, при котором концевые блоки находятся ниже уровня грузовых ватерлиний крановых судов. Завершающий этап подъема судна - подводной лодки осуществляется за счет подъемной силы подведенного балластирующегося понтона и одновременного подъема грузовых стрел подъемных устройств в верхнее положение. Достигается расширение эксплуатационных возможностей комплекса. 4 ил.
Модульный судоподъемный комплекс-док, включающий два крановых судна со стреловыми подъемными устройствами, соединительные балки и днищевые приставки-балластирующийся понтон, отличающийся тем, что грузовые стрелы подъемных устройств крановых судов выполнены изогнутой Г-образной формы и при подъеме судна - подводной лодки, лежащей на грунте, с максимальной нагрузкой занимают крайнее нижнее положение, опираясь на борт крановых судов, при котором концевые блоки находятся ниже уровня грузовых ватерлиний крановых судов, а завершающий этап подъема судна - подводной лодки осуществляется за счет подъемной силы подведенного балластирующегося понтона, при удалении из него балластной воды, и одновременного подъема грузовых стрел подъемных устройств в верхнее положение.
СУДОПОДЪЕМНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ДОК | 2019 |
|
RU2710876C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ | 2009 |
|
RU2417921C2 |
CA 2941673 A1, 01.10.2015 | |||
Мобильный судоподъемный модульный комплекс-док | 2019 |
|
RU2714831C1 |
Авторы
Даты
2021-04-23—Публикация
2020-10-08—Подача