Стабилизатор винтового воздушного потока винтомоторного самолёта Российский патент 2021 года по МПК B64C1/00 B64C5/00 

Описание патента на изобретение RU2750508C1

Изобретение относится к самолетостроению, а именно винтомоторной установке (ВМУ) винтомоторного самолета и касается конструкции стабилизатора винтового воздушного истока.

Известны устройства для упорядочения воздушного потока работающего винта, который своими лопастями отбрасывает воздух в осевом направлении, создавая тяговое усилие. При этом воздушный поток имеет также радиальную и окружную составляющие, что приводит к уменьшению тягового усилия и коэффициента полезного действия (КПД) винта и является существенным его недостатком. Для устранения этого недостатка разрабатываются различные устройства, в частности в виде импеллера - кольца с помещенным внутри его винтом. Такая конструкция применена, в экспериментальном американском самолете BELLX-22, выпущенном в 1966 г. Импеллеры применяются в аэросанях, глиссерах. Несмотря на увеличение тягового усилия и КПД они широкого применения в двигательных установках винтовых самолетов не получили из-за громоздкости и увеличенной массы.

Более совершенными являются направляющие аппараты, в которых импеллеры снабжены дополнительными стационарными лопатками, закрепленными перед или после винта, что значительно препятствует закручиванию воздушного потока и обеспечивает ощутимое увеличение КПД. Указанные устройства установлены в двигателях воздушного охлаждения автомобилей «Татра 603», «ЗАЗ-968».

Известна направляющая насадка воздушного винта, содержащая предвинтовую и винтовую насадки, коаксиально установленных с образованием кольцевой кантовки. (Пат. US №3672169; МПК В64С 11/00, опубл. 27.06.1972 г.) Данное техническое решение обеспечивает некоторое улучшение работы воздушного винта, но не может быть использовано в винтомоторных самолетах из-за своих габаритных размеров.

Известно техническое решение в виде насадки, содержащей предвинтовую и винтовые насадки, имеющие в продольных сечениях обтекаемую форму. Насадки установлены коаксиально с образованием кольцевой канавки. Конструкция насадки позволяет уменьшить течение воздуха в зазоре между воздушным винтом и насадкой и тем самым улучшить работу воздушного винта. (Пат. RU 2634856 опубл. 07.11.2017 г.) Однако использование данного устройства в винтомоторных самолетах ограничено из-за весовых и габаритных размеров.

Задачей заявляемого изобретения является разработка высокоэффективного стабилизатора винтового воздушного потока винтомоторного самолета, который обеспечил бы спрямление и упорядочение движения винтового воздушного потока, повышение тягового усилия и КПД винтомоторной установки.

Поставленная задача решается тем, что на верхней поверхности крыла и, частично, мотогондолы винтомоторного самолета установлен стабилизатор винтового воздушного потока, который в сечении имеет Г-образную форму. Он состоит из двух частей - вертикального стабилизатора в виде тонкостенной пластины двояковыпуклой в горизонтальном сечении и присоединенному перпендикулярно к нему, горизонтального стабилизатора. Вертикальный стабилизатор расположен в плоскости проходящей через ось винта. Г-образный стабилизатор своей горизонтальной частью обращен навстречу направлению вращения винта и обладает аэродинамическим продольным профилем крыла вдоль продольной оси самолета. Протяженность Г-образного стабилизатора ограничена по своей длине, который с одной стороны примыкает своим передним торцем к лопастям винта, а с другой - заканчивается у задней кромки крыла. Горизонтальный стабилизатор Г-образного стабилизатора расположен несколько выше конца лопасти винта в вертикальном его положении.

Данная конструкция стабилизатора винтового воздушного потока обеспечивает снижение закрутки, спрямление и упорядочение его движения в осевом направлении, что обуславливает повышение тягового усилия и КПД винтомоторной установки самолета.

На фиг. 1 представлена заявляемая конструкция Г-образного стабилизатора винтового воздушного потока на примере двухмоторного винтомоторного самолета; на фиг. 2 изображен Г-образный стабилизатор в увеличенном масштабе.

На полуплоскостях 1 и 2, составляющих в целом крыло самолета (фиг. 1) установлены, на их верхних поверхностях, стабилизаторы винтового воздушного потока 3 и 4, Г-образной формы. Стабилизаторы 3 и 4 являются идентичными по конструкции и каждый из них состоит из двух частей - вертикальных 5 и 6 и горизонтальных 7 и 8 стабилизаторов. Вертикальные стабилизаторы 5, 6 расположены в плоскостях проходящих соответственно через оси винтов 9 и 10. Перпендикулярно стабилизаторам 5, 6 находятся совмещенные с ними горизонтальные стабилизаторы 7 и 8, которые имеют аэродинамический продольный профиль. Протяженность стабилизаторов 3 и 4 ограничена по своей длине, которые своими передними торцами выступают за переднюю кромку крыла, и располагаясь на верхней части мотогондол 11 и 12, примыкают к лопастям винтов 9 и 10. Заканчиваются они у задней кромки крыла. Направление вращения винтов 9 и 10 показаны стрелками 13 и 14 (фиг. 1).

При вращении винтов закрученный ими поток, за счет окружной составляющей своей скорости, набегает на вертикальные стабилизаторы 5 и 6, что приводит к его спрямлению в осевом направлении. Одновременно радиально движущиеся массы воздушного потока упираются в нижнюю поверхность горизонтальных стабилизаторов 7, 8 и оказывают на них дополнительное вертикально давление. При этом происходит их перенаправление в осевом направлении.

Горизонтальные стабилизатор 7 и 8, обладающие аэродинамическим профилем крыла вдоль продольной оси самолета, одновременно являются дополнительными малыми крыльями с увеличенной подъемной силой за счет повышенного вертикального давления на его нижнюю поверхность. Поэтому его можно считать двухфункциональным.

Стабилизирующий эффект Г-образного стабилизатора, выраженный в выпрямлении и упорядочении сложного винтового воздушного потока, обусловлен взаимным, функционально усиливающим влиянием друг на друга каждого из составляющих его частей - вертикальных 5, 6 и горизонтальных 7, 8 стабилизаторов.

Вертикальные стабилизаторы 5, 6 без горизонтальных 7, 8 в значительной мере теряют способность направлять закрученный поток в осевом направлении. В этом случае воздушный поток имеет возможность перекатываться через вертикальные стабилизаторы 5 и 6. При наличии горизонтальных стабилизаторов 7 и 8 воздушный поток оказывается запертым в ограниченном пространстве, образованном вертикальным с горизонтальным стабилизаторами и верхней поверхностью крыла.

Горизонтальные стабилизаторы 7, 8 без вертикальных 5, 6 обладают заниженными функциональными свойствами потому, что воздушный поток, упирающийся в их нижнюю поверхность, вновь приобретает возможность за счет окружной составляющей своей скорости, свободно перемещаться в сторону отсутствующих вертикальных стабилизаторов. Это приводит к потере кинетической энергии воздушного потока в осевом направлении.

Вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, каждые из них в отдельности, не обладают способностью решить задачу, поставленную в заявляемом изобретении и только их объединение в Г-образную техническую композицию, создающую синергетический эффект, позволяет достичь целевого, технического результата.

Таким образом, установка Г-образных стабилизаторов на верхней поверхности крыла винтомоторного самолета обеспечивает упорядочение и увеличение кинетической энергии винтового воздушного потока в осевом направлении его движения, повышение тягового усилия и КПД винтомоторной установки.

Иными словами, заявляемое техническое решение обеспечивает, за счет усовершенствования винтомоторной установки, повышение эксплуатационных технико-экономических показателей самолета.

Похожие патенты RU2750508C1

название год авторы номер документа
ГАЗОУПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Абрамишвили Марлен Мелитонович
RU2486360C2
Газоуплотнение цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Абрамишвили Марлен Мелитонович
RU2750742C1
Конвертоплан 2017
  • Арефьев Александр Дмитриевич
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Черепанов Андрей Сергеевич
RU2657706C1
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки 2017
  • Каневский Михаил Игоревич
  • Зубарев Александр Николаевич
  • Бояров Максим Евгеньевич
  • Кораблев Юрий Николаевич
RU2716391C2
ТЯЖЕЛЫЙ СКОРОСТНОЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2608122C1
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки и способ его изготовления 2023
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
  • Байдеряков Сергей Васильевич
RU2819460C1
МНОГОВИНТОВОЙ ТЯЖЕЛЫЙ КОНВЕРТОВИНТОКРЫЛ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2521121C1
НАРОДНЫЙ ВЕРТОЛЕТ 21 ВЕКА КАН 21 (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кочетков Алексей Николаевич
RU2364550C2
АЭРОМОБИЛЬ 2000
  • Бернс Дэвид Джонстон
  • Медведев М.М.
RU2211155C2
Конвертоплан 2019
  • Сабадаш Андрей Андреевич
  • Милевский Александр Владимирович
RU2723516C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 750 508 C1

Реферат патента 2021 года Стабилизатор винтового воздушного потока винтомоторного самолёта

Изобретение касается конструкции стабилизатора винтового воздушного потока винтомоторного самолета. Стабилизатор винтового воздушного потока винтомоторного самолета, содержащего воздушный винт, крыло и мотогондолу размещается на верхней поверхности крыла и мотогондолы. При этом стабилизатор выполнен Г-образным в сечении и состоит из тонкостенного двояковыпуклого в горизонтальном сечении вертикального стабилизатора и присоединенного перпендикулярно к нему с аэродинамическим продольным профилем горизонтального стабилизатора. Причем вертикальный стабилизатор расположен в плоскости, проходящей через ось винта, а горизонтальный стабилизатор обращен навстречу направлению вращения винта, передним торцом примыкает к лопастям винта и заканчивается у задней кромки крыла. Заявленное изобретение обеспечивает создание высокоэффективного стабилизатора винтового воздушного потока винтомоторного самолета, который обеспечивает спрямление и упорядочение движения винтового воздушного потока, повышение тягового усилия и КПД винтомоторной установки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 750 508 C1

Стабилизатор винтового воздушного потока винтомоторного самолета, содержащего воздушный винт, крыло и мотогондолу, отличающийся тем, что размещаемый на верхней поверхности крыла и мотогондолы Г-образный в сечении стабилизатор состоит из тонкостенного двояковыпуклого в горизонтальном сечении вертикального стабилизатора и присоединенного перпендикулярно к нему с аэродинамическим продольным профилем горизонтального стабилизатора, вертикальный стабилизатор расположен в плоскости, проходящей через ось винта, при этом горизонтальный стабилизатор обращен навстречу направлению вращения винта, передним торцом примыкает к лопастям винта и заканчивается у задней кромки крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2750508C1

US 2010181427 A1, 22.07.2010
WO 2005047105 А2, 26.05.2005
Механизм преобразования качательного движения в прямолинейное возвратно-поступательное движение 1990
  • Долгий Сергей Иванович
SU1803655A1
US 2019002076 А, 03.01.2019.

RU 2 750 508 C1

Авторы

Абрамишвили Марлен Мелитонович

Даты

2021-06-29Публикация

2020-07-09Подача