Фрикционный амортизатор Российский патент 2021 года по МПК B61G11/14 F16F7/08 

Описание патента на изобретение RU2751903C2

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается фрикционных амортизаторов транспортных средств, преимущественно поглощающих аппаратов, устанавливаемых между вагонами железнодорожного состава.

Известен фрикционный амортизатор [1, Патент RU 2225306, конвенционный приоритет 13.02.2001 US 09/782114, опубликован 10.03.2004, Бюл. №7], принятый за прототип и содержащий корпус, в котором размещены воспринимающий усилие клин, фрикционные элементы, пружинный упор, прилегающий к фрикционным элементам, и пакет эластомерных подушек, установленный между днищем корпуса и упором. Фрикционные элементы выполнены в виде комплекта размещенных по окружности фрикционных башмаков, каждый из которых имеет наклонную внутреннюю поверхность, контактирующую с наклонной внутренней поверхностью клина, причем наклонная внутренняя поверхность фрикционного башмака и внутренняя поверхность клина расположены относительно главной оси корпуса под углом около 35±3°.

Такая схема реализации фрикционного узла, учитывая малый угол наклона внутренней поверхности фрикционного башмака и внутренней поверхности клина относительно главной оси корпуса, позволяет обеспечивать высокое распорное усилие, а, следовательно, и высокую энергоемкость за счет работы сил трения.

Однако у фрикционных башмаков подобной конфигурации, часто наблюдается обламывание ближайшего к клину буртика. Это вызвано, во-первых, малой величиной угла наклона внутренней поверхности фрикционного башмака относительно главной оси корпуса, и, во-вторых, неравномерным восприятием нагрузки каждым из башмаков, что вызвано суммарными погрешностями изготовления, смещенными относительно главной оси корпуса ударами, а также подвижностью клина относительно башмаков в перпендикулярном к главной оси направлении, в результате чего как минимум один из башмаков может испытывать перегрузки и смещения внутри корпуса. Это приводит к нестабильной работе фрикционного амортизатора, причем такие последствия могут наблюдаться в амортизаторах с любым количеством фрикционных башмаков.

Описанные выше недостатки фрикционного амортизатора по прототипу [1] снижают стабильность и надежность его работы, а также ограничивают его применимость для высокоэнергоемких устройств.

Поэтому задачей изобретения является достижение технического результата, направленного на повышение надежности фрикционного амортизатора.

Поставленная задача решается тем, что фрикционный амортизатор, содержащий корпус (1), образованный в направлении продольной оси (01) стенками (2), а также днищем (3), при этом в корпусе (1) расположены контактирующие между собой по наклонным поверхностям (n1, n2) к продольной оси (O1) нажимной клин (4) и распорные клинья (5), между которыми и днищем (3) расположено возвратно-подпорное устройство (6), причем распорные клинья (5) расположены своими фрикционными поверхностями (f) в контакте с направляющими элементами (N) фрикционного амортизатора, причем обеспечена возможность погружения распорных клиньев (5) и нажимного клина (4) внутрь корпуса (1) под действием на нажимной клин (4) внешней силы (F), имеет отличительный признак: вблизи геометрического центра (С) распорных клиньев (5) их наклонные поверхности (n2) выполнены с выпуклостями (7) в сторону нажимного клина (4), наклонные поверхности (n1) которого, контактирующие с наклонными поверхностями (n2) распорных клиньев (5), выполнены с вогнутостями (8).

Такой отличительный признак позволяет повысить прочность распорных клиньев и, соответственно, надежность фрикционного амортизатора, за счет усиления распорных клиньев вблизи их геометрического центра со стороны их контакта с нажимным клином, а также исключить подвижность и смещение нажимного клина относительно распорных клиньев в перпендикулярном к продольной оси направлении.

Дополнительные отличительные признаки изобретения:

- распорные клинья (5) расположены с возможностью обеспечения, при погружении нажимного клина (4) в корпус (1), следующего геометрического соотношения элементов фрикционного амортизатора: площадь прилегания распорных клиньев (5) к направляющим элементам (N) меньше половины общей площади их фрикционных поверхностей (f);

- выпуклости (7) на наклонных поверхностях (n2) распорных клиньев (5) образованы выступами (7'), а вогнутости (8) на наклонных поверхностях (n1) нажимного клина (4) образованы выборками (8');

- контактирующие с нажимным клином (4) наклонные поверхности (n2) распорных клиньев (5) выполнены с их началом от торцов (Т), ближайших к нажимному клину (4);

- направляющие элементы (N) выполнены в виде стенок (2) корпуса (1);

- направляющие элементы (N) выполнены в виде вставок (9, 9'), размещенных между распорными клиньями (5) и стенками (2) корпуса (1);

- стенками (2) корпуса (1) со стороны нажимного клина (4) образован шестигранный контур;

- стенками (2) корпуса (1) со стороны нажимного клина (4) образован четырехгранный контур;

- нажимной клин (4) размещен в корпусе (1) с частичным расположением (х) над ним не менее чем на 80 миллиметров.

Сущность изобретения поясняется иллюстрациями, где на фиг. 1 показан вид спереди на фрикционный амортизатор по изобретению в корпусе, стенки которого образуют шестигранный контур; на фиг. 2 показан вид спереди на фрикционный амортизатор по изобретению в корпусе, стенки которого образуют четырехгранный контур; на фиг. 3, 4 показан фрикционный амортизатор по изобретению в исходном и полностью сжатом положениях соответственно в разрезе А-А по фиг. 1, стенки которого образуют шестигранный контур; на фиг. 5, 6 показан фрикционный амортизатор по изобретению в исходном и полностью сжатом положениях соответственно в разрезе В-В по фиг. 2, стенки которого образуют четырехгранный контур; на фиг. 7-9 показаны распорные клинья фрикционного амортизатора по изобретению в различных вариантах своего исполнения; на фиг. 10 показан нажимной клин фрикционного амортизатора по изобретению.

Фрикционный амортизатор в различном своем исполнении (фиг. 1-6), содержит корпус 1, образованный в направлении продольной оси O1 стенками 2, а также днищем 3. В корпусе 1 расположены контактирующие между собой по наклонным поверхностям n1, n2 к продольной оси O1 нажимной клин 4 и распорные клинья 5, между которыми и днищем 3 расположено возвратно-подпорное устройство 6 (на фиг. 3-6 условно показано скрещивающимися прямыми). Распорные клинья 5 контактируют своими фрикционными поверхностями f с направляющими элементами N, которые могут быть выполнены в виде стенок 2 корпуса 1 (фиг. 1, 3, 4), или в виде вставок 9, 9', размещенных между распорными клиньями 5 и стенками 2 корпуса 1 (фиг. 2, 5, 6). Нажимной клин 4 размещен в корпусе 1 с частичным расположением над ним на величину х, которая является рабочим ходом дом фрикционного амортизатора. Под действием внешней силы F, нажимной клин 4 и распорные клинья 5 имеют возможность погружаться внутрь корпуса 1 (фиг. 4, 6).

Наклонные поверхности n1 нажимного клина 4 и контактирующие с ними наклонные поверхности n2 распорных клиньев 5, в отличие от прототипа [1], выполнены неплоскими так, что на распорных клиньях 5, ближе к их геометрическому центру С (фиг. 7), образованы выпуклости 7, а на нажимном клине 4 - вогнутости 8. Такой отличительный признак является ключевым, и предназначен для достижения следующих результатов:

- выпуклости 7 на наклонных поверхностях n2 распорных клиньев 5 позволяют повысить их прочность и предотвратить их обламывание со стороны торцов Т, ближайших к нажимному клину 4;

- обеспечить препятствование взаимному смещению нажимного клина 4 и распорных клиньев 5 в направлении, поперечном продольной оси O1, что наблюдается при работе фрикционного амортизатора с горизонтально ориентированной продольной осью O1 и приводит к неравномерному восприятию внешней силы F.

Выпуклости 7 на распорных клиньях 5 и вогнутости 8 на нажимном клине 4 могут быть образованы криволинейными поверхностями (фиг. 7) с вершинами у их геометрических центров С, или с помощью выступов 7' на распорных клиньях 5 (фиг. 9) и впадин 8' на нажимном клине 4 (фиг. 10), при этом сами наклонные поверхности n1, n2 могут быть как плоскими (фиг. 9), так и криволинейными (фиг. 7, 10).

Полезно выполнять наклонные поверхности n2 распорных клиньев 5 с началом от торцов Т, ближайших к нажимному клину 4 (фиг. 3, 4, 7). Это также позволяет устранить недостаток, упомянутый в прототипе [1], заключающийся в обламывании ближайшего к клину буртика.

Следует отметить, что эффективность упомянутых отличительных признаков фрикционного амортизатора по изобретению наиболее полно реализуется в высокоэнергоемких устройствах, которые характеризуются значительным рабочим ходом, величина которого не менее 80 миллиметров, при этом схема реализации такого устройства не имеет значения. Это может быть, например, фрикционный амортизатор, стенки 2 корпуса 1 которого со стороны нажимного клина 4 образуют традиционные шестигранный или четырехгранный контур, или другой, с установленными в нем распорными клиньями 5 в количестве не менее двух.

Другим способом устранения упомянутых недостатков, присущих прототипу [1], с целью повышения стабильности работы фрикционного амортизатора, является ограничение площади контакта распорных клиньев 5 с направляющими элементами N в конце рабочего хода, равного величине х частичного расположения нажимного клина 4 над корпусом 1. Это достигается тем, что при погружении нажимного клина 4 в корпус 1, площадь прилегания распорных клиньев 5 к направляющим элементам N составляет менее половины общей площади фрикционных поверхностей f распорных клиньев 5 (фиг. 4, 6). Причем обеспечивать такое преимущество возможно несколькими способами. В первом случае, на направляющих элементах N можно выполнять со стороны днища 3 занижения, при перекрытии которых распорные клинья 5 свешиваются на расстояние b большее, чем оставшаяся в контакте с направляющими элементами N протяженность а распорных клиньев 5, что подразумевает и такое же соотношение площадей. Во втором случае, расстояние b может быть и меньше протяженности а, но выполнение условия, при котором площадь прилегания распорных клиньев 5 к направляющим элементам N должна составлять менее половины общей площади фрикционных поверхностей f распорных клиньев 5, соблюдается за счет выполнения на этих фрикционных поверхностях f углублений V (фиг. 8), дополнительно уменьшающих площадь контакта с направляющими элементами N. Такое соотношение площадей позволяет повысить стабильность работы фрикционного амортизатора за счет компенсации погрешностей формы распорных клиньев 5 и направляющих элементов N, негативное влияние которых на такой малой площади их взаимного контакта на стабильность фрикционного амортизатора незначительно.

Таким образом, введение упомянутых отличительных признаков, позволяет оказывать существенное повышение прочности деталей фрикционного амортизатора, обеспечивать их стабильное и устойчивое взаимное расположение, что повышает надежность фрикционного амортизатора в целом.

Источники информации:

1. Патент RU 2225306, конвенционный приоритет 13.02.2001 US 09/782114, опубликован 10.03.2004, Бюл. №7 /прототип/

Похожие патенты RU2751903C2

название год авторы номер документа
Фрикционный амортизатор 2020
  • Головач Руслан Николаевич
  • Янушкевич Виктор Николаевич
RU2751904C2
Фрикционный амортизатор 2020
  • Прокопчик Андрей Николаевич
  • Головач Руслан Николаевич
RU2754311C2
Поглощающий аппарат 2021
  • Прокопчик Андрей Николаевич
  • Головач Олег Николаевич
RU2771338C1
Поглощающий аппарат 2021
  • Прокопчик Андрей Николаевич
  • Головач Олег Николаевич
RU2771213C1
Фрикционный амортизатор 2016
  • Головач Олег Николаевич
RU2646764C2
Фрикционный амортизатор 2020
  • Головач Олег Николаевич
  • Прокопчик Андрей Николаевич
  • Янушкевич Виктор Николаевич
RU2751887C2
АППАРАТ ПОГЛОЩАЮЩИЙ 2015
  • Скучко Сергей Васильевич
  • Головач Олег Николаевич
RU2615577C2
ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР 2017
  • Головач Олег Николаевич
RU2669875C1
ПОГЛОЩАЮЩИЙ ФРИКЦИОННЫЙ АППАРАТ 2015
  • Головач Олег Николаевич
RU2631085C2
АППАРАТ ПОГЛОЩАЮЩИЙ 2023
  • Смирнов Михаил Евгеньевич
  • Тиссен Александр Иванович
  • Романов Юрий Алексеевич
  • Саврулин Иван Алексеевич
RU2799912C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 751 903 C2

Реферат патента 2021 года Фрикционный амортизатор

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Фрикционный амортизатор содержит корпус (1), образованный в направлении продольной оси (O1) стенками (2), а также днищем (3). В корпусе (1) расположены контактирующие между собой по наклонным поверхностям (n1, n2) к продольной оси (O1) нажимной клин (4) и распорные клинья (5), между которыми и днищем (3) расположено возвратно-подпорное устройство (6). Распорные клинья (5) расположены своими фрикционными поверхностями (f) в контакте с направляющими элементами (N) фрикционного амортизатора. Вблизи геометрического центра распорных клиньев (5) их наклонные поверхности (n2) выполнены с выпуклостями в сторону нажимного клина (4). Наклонные поверхности (n1) нажимного клина (4), контактирующие с наклонными поверхностями (n2) распорных клиньев (5), выполнены с вогнутостями. Достигается повышение надежности фрикционного амортизатора. 8 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 751 903 C2

1. Фрикционный амортизатор, содержащий корпус (1), образованный в направлении продольной оси (O1) стенками (2), а также днищем (3), при этом в корпусе (1) расположены контактирующие между собой по наклонным поверхностям (n1, n2) к продольной оси (O1) нажимной клин (4) и распорные клинья (5), между которыми и днищем (3) расположено возвратно-подпорное устройство (6), причем распорные клинья (5) расположены своими фрикционными поверхностями (f) в контакте с направляющими элементами (N) фрикционного амортизатора, причем обеспечена возможность погружения распорных клиньев (5) и нажимного клина (4) внутрь корпуса (1) под действием на нажимной клин (4) внешней силы (F), отличающийся тем, что вблизи геометрического центра (С) распорных клиньев (5) их наклонные поверхности (n2) выполнены с выпуклостями (7) в сторону нажимного клина (4), наклонные поверхности (n1) которого, контактирующие с наклонными поверхностями (n2) распорных клиньев (5), выполнены с вогнутостями (8).

2. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что распорные клинья (5) расположены с возможностью обеспечения, при погружении нажимного клина (4) в корпус (1), следующего геометрического соотношения элементов фрикционного амортизатора: площадь прилегания распорных клиньев (5) к направляющим элементам (N) меньше половины общей площади их фрикционных поверхностей (f).

3. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что выпуклости (7) на наклонных поверхностях (n2) распорных клиньев (5) образованы выступами (7'), а вогнутости (8) на наклонных поверхностях (n1) нажимного клина (4) образованы выборками (8').

4. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что контактирующие с нажимным клином (4) наклонные поверхности (n2) распорных клиньев (5) выполнены с их началом от торцов (Т), ближайших к нажимному клину (4).

5. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что направляющие элементы (N) выполнены в виде стенок (2) корпуса (1).

6. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что направляющие элементы (N) выполнены в виде вставок (9, 9'), размещенных между распорными клиньями (5) и стенками (2) корпуса (1).

7. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что стенками (2) корпуса (1) со стороны нажимного клина (4) образован шестигранный контур.

8. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что стенками (2) корпуса (1) со стороны нажимного клина (4) образован четырехгранный контур.

9. Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что нажимной клин (4) размещен в корпусе (1) с частичным расположением (х) над ним не менее чем на 80 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2751903C2

ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА, ИМЕЮЩИЙ БОЛЬШОЙ РАБОЧИЙ ХОД 2001
  • Карлстед Ричард А.
RU2225306C2
ФРИКЦИОННЫЙ ПОГЛОЩАЮЩИЙ АППАРАТ 2015
  • Прокопчик Андрей Николаевич
  • Головач Олег Николаевич
RU2631098C2
GB 274873 A, 22.03.1928
GB 274873 A, 22.03.1928.

RU 2 751 903 C2

Авторы

Головач Руслан Николаевич

Янушкевич Виктор Николаевич

Даты

2021-07-20Публикация

2020-01-09Подача