Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитологии, медико-социальной экспертизе и предназначено для обследования пациентов старше 18 лет, страдающих детским церебральным параличом, в поликлинических и стационарных учреждениях здравоохранения.
Выбор тактики реабилитационных мероприятий зависит от данных клинической картины заболевания и исходного уровня функционирования у конкретного больного. Степень выраженности клинических показателей в неврологии может быть определена с помощью стандартизированных оценочных шкал. Уровень функционирования представляет собой интегральный показатель определителей специфичных для заболевания доменов Международной классификации функционирования (МКФ). Для доказательства правильности выбора тактики реабилитационных мероприятий необходимо провести оценку эффективности реабилитации.
Известен способ оценки эффективности реабилитации при хронической ишемии мозга (Патент РФ 2665388). Способ заключается в том, что пациентам с когнитивными нарушениями до начала курса реабилитации и после проводят нейропсихологическое исследование с помощью шкал MMSE (Mini-Mental State Examination), MoCA, теста «запоминания 10 слов Лурия», «батареи лобной доли» (FAB) и определяют количественное содержание мозгового нейротрофического фактора (BDNF) в сыворотке крови. При улучшении результатов нейропсихологических тестов в сочетании с увеличением уровня BDNF в сыворотке, по сравнению с исходными показателями, делают заключение об улучшении когнитивных функций и эффективности курса реабилитации. Данный способ не позволяет получить оценку эффективности реабилитации в количественном выражении, то есть ответить на вопрос «на сколько эффективна реабилитация», что на практике важно, применим для определенной патологии и непосредственно связан с объективным показателем - уровнем BDNF в сыворотке.
Известен способ оценки эффективности комплексной реабилитации лиц с инвалидностью (Патент РФ 2405434), который предусматривает измерения и суммирование показателей в начале и конце курса реабилитации, при этом учитывают три блока показателей, характеризующих состояние функций организма по 5 параметрам: когнитивные функции, тонус и сила мышц, выраженность боли, выделительные функции; активность по 5 параметрам: возможности кисти, физические возможности, мобильность, уровень самообслуживания, продуктивность в домашних условиях; участие по 4 параметрам: коммуникативные навыки, досуг, социализация, профессиональная пригодность, а также дополнительно оценивают выраженность ограничений жизнедеятельности (ВОЖ), который рассчитывают по формуле ВОЖ=100-(РП1/МРП×100) (%),
где ВОЖ - коэффициент выраженности ограничений жизнедеятельности, измеряемый в %,
PП1 - сумма баллов по результатам измерений до реабилитации,
МРП - максимальный реабилитационный потенциал, максимальное количество баллов при оценке функций, активности и участия,
и при значении коэффициента ВОЖ 10-24% определяют незначительную степень выраженности ограничений жизнедеятельности, при значении ВОЖ 25-49% - умеренно выраженную, при значении ВОЖ 50-74% - выраженную, при значении ВОЖ 75-100% - значительно выраженную; затем определяют эффективность реабилитации - изменение реабилитационного статуса инвалида в процессе курса реабилитации, которую рассчитывают по формуле
ЭР=(РП2-РП1)/МРП⋅100(%),
где ЭР - эффективность реабилитации,
PП1 - сумма баллов до реабилитации,
РП2 - сумма баллов после реабилитации,
МРП - максимальный реабилитационный потенциал, максимальное количество баллов при оценке функций, активности и участия; далее полученный результат оценивают в процентах с учетом коэффициента ВОЖ, где при значении ВОЖ 10-24% эффективность реабилитации 15-25% определяют как очень хорошую, 10-14% - хорошую, 5-9% - удовлетворительную, 0-4% - без динамики; при значении ВОЖ 25-49% эффективность реабилитации 25-50% оценивают как очень хорошую, 15-24% - хорошую, 5-14% - удовлетворительную, 0-4% - без динамики; при значении ВОЖ 50-74% эффективность реабилитации 20-35% оценивают как очень хорошую, 10-19% - хорошую, 5-9% удовлетворительную, 0-4% - без динамики; при значении ВОЖ 75-100% эффективность реабилитации 10-15% оценивают как очень хорошую, 5-9% - хорошую, 1-4% - удовлетворительную, 0-0,09% - без динамики.
Однако вышеуказанный способ, как указывают его авторы, «обеспечит единый подход к анализу работы реабилитационных отделений учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, позволит сделать заключение об эффективности реабилитационной деятельности учреждения (отделения) за курс или календарный период (месяц, год) дифференцированно с учетом вида патологии, ведущих ограничений жизнедеятельности, степени тяжести нарушений, возраста пациентов», но в меньшей степени даст информацию врачу, составляющему индивидуальную программу реабилитации, поскольку не учитывает особенностей патологии.
Известен способ оценки эффективности реабилитации пациентов после инсульта (Патент РФ 2615275) путем измерения показателей с помощью стандартизированных оценочных шкал в начале и в конце курса реабилитации, при котором используют категории Международной классификации функционирования для оценки показателей нарушений функций организма, активности и участия пациента, подсчет выраженности ограничения для каждого показателя вычисляют по формуле, где α - степень выраженности ограничения; - максимальное значение шкалы; Xi - реальное значение шкалы, затем полученному значению α присваивают определитель выраженности ограничения αi, при значении α 0-4% определяют отсутствие нарушений, αi=0, при значении α 5-24% - легкие нарушения, αi=1, при значении α 25-49% - умеренные нарушения, αi=2, при значении α 50-95% - тяжелые нарушения, αi=3, при значении α 96-100% - абсолютные нарушения, αi=4; далее исходный и конечный реабилитационный потенциал рассчитывают по формуле , где RP - нормированный реабилитационный потенциал, αi - определитель выраженности ограничений функции по МКФ, n - количество используемых в оценке эффективности показателей, затем подсчитывают эффективность реабилитации (RE) по формуле , где RP1 - реабилитационный потенциал до курса реабилитации, RP2 - реабилитационный потенциал после курса реабилитации, и при величине RE 0-5% эффективность реабилитации без динамики; 5-20% - удовлетворительная, 21-50% - хорошая, 50% и выше - очень хорошая.
Способ позволяет точно и эффективно провести оценку реабилитации пациентов после инсульта за счет учета стандартизированных оценочных шкал и категорий МКФ. Данный способ был выбран нами в качестве прототипа.
Не смотря на объективность и относительную простоту оценивания, способ не подходит для оценки эффективности реабилитации пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Во-первых, вследствие того, что инсульт и детский церебральный паралич представляют собой разные заболевания, при обследовании пациентов с ДЦП должен быть обозначен ряд специфических доменов МКФ и рассчитаны их определители, что позволит оценить уровень функционирования больного. Также важной является оценка показателей деятельности и возможности, активности и участия по МКФ у больных ДЦП для определения тактики реабилитации. Во-вторых, формула расчета степени выраженности ограничений подходит только в том случае, если оценивание доменов МКФ производят с помощью регрессивных оценочных шкал. В-третьих, в обследование пациентов с ДЦП рекомендуется включать диффузно-тензорную магнитно-резонансную томографию с оценкой состояния проводящих путей головного мозга. Анализ таких показателей, как фракционная анизотропия (ФА) и средний коэффициент диффузии, (СКД), позволяет определить минимальные изменения проводников головного мозга.
Задача изобретения: создание объективного комплексного способа обследования взрослых пациентов с ДЦП, позволяющего оценивать эффективность реабилитационных мероприятий у этой категории больных.
Технический результат: повышение точности и объективности способа путем использования формул расчета выраженности ограничения в зависимости от типа используемой шкалы и/или показателей диффузно-тензорной магнитно-резонансной томографии, унификация способа оценки за счет одновременного кодирования ограничений здоровья в системе «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» (МКФ, ВОЗ, 2001), создание индивидуального оценочного инструмента.
Технический результат достигается тем, что в способе оценки эффективности реабилитации взрослых пациентов с детским церебральным параличом, включающем измерение показателей с помощью стандартизированных оценочных шкал в начале и в конце курса реабилитации, использование категорий Международной классификации функционирования (МКФ) для оценки показателей нарушений функций организма, активности и участия пациента, подсчет выраженности ограничения для каждого показателя α, присвоение каждому значению α определителя выраженности ограничения αi значения от 0 до 4 так, что при значении α 0-4% αi=0, при значении α 5-24% - αi=1, при значении α 25-49% - αi=2, при значении α 50-95% - αi=3, при значении α 96-100% - αi=4; расчет исходного и конечного реабилитационного потенциала (RP) по формуле, где αi - определитель выраженности ограничений функции по МКФ i-го показателя, n - количество используемых в оценке эффективности показателей, подсчет эффективности реабилитации (RE) по формуле , где RP1 - реабилитационный потенциал до курса реабилитации, RP2 - реабилитационный потенциал после курса реабилитации, оценку эффективности реабилитации при величине RE 0-5% без динамики; 5-20% - удовлетворительная, 21 и выше - хорошая, для каждого специфичного ДЦП домена, если используемая шкала прогрессивная, то есть чем больше значение по шкале тем лучше функция, то подсчет выраженности ограничения показателя α для этого домена вычисляют по формуле:
где α - степень выраженности ограничения, Xi - реальное значение шкалы - максимальное значение шкалы,
если используемая шкала регрессивная, то есть чем меньше значение по шкале, тем лучше функция, то значение α для этого показателя вычисляют по формуле:
где α - степень выраженности ограничения, Xi - реальное значение шкалы - максимальное значение шкалы.
Предпочтительно дополнительно определяют уровень функционирования (LF) по формуле LF=RP×100%, который учитывают в динамике на всех этапах наблюдения за пациентом, при этом при оценке эффективности реабилитации RE могут быть использованы LF вместо RP, и при оценке эффективности нескольких курсов реабилитации может быть в качестве LF1 использован любой из ранее определенных LF, полученные значение RE при этом интерпретируют как эффективность реабилитации за период.
Предпочтительно дополнительно для оценки структур головного мозга используют данные диффузионно-тензорной МРТ и трактографии так, что для оценки степени хаотичности структур трактов головного мозга используют средний коэффициент диффузии моторных и сенсорных трактов и выполняют подсчет выраженности ограничения показателя по формуле 2, для оценки степени направленности и целостности трактов головного мозга используют значение фракционной анизотропии моторных и сенсорных трактов и выполняют подсчет выраженности ограничения показателя по формуле 1.
Предпочтительно оценивают домены: «когнитивные функции» с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций, являющейся прогрессивной; «Эмоциональный статус (тревога)» с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, являющейся регрессивной; «Эмоциональный статус (депрессия)» с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, являющейся регрессивной; «Выраженность боли» с помощью Визуальной аналоговой шкалы, являющейся регрессивной; «Возможность самостоятельной ходьбы» с помощью Системы классификации больших моторных функций при церебральном параличе, являющейся регрессивной; «Сила мышц» с помощью Шестибалльной шкалы оценки мышечной силы, являющейся прогрессивной; «Тонус мышц» с помощью Модифицированной шкалы спастичности Ашфорт, являющейся регрессивной; «Объем движений в суставах конечностей» с помощью Модифицированной шкалы Тардье, являющейся регрессивной; «Повседневная активность и самообслуживание» с помощью Индекса активности повседневной жизни и мобильности Бартел, являющейся прогрессивной.
Способ осуществляют следующим образом.
Формируют индивидуальный оценочный набор для пациента с учетом категорий МКФ, оценивая домены:
Когнитивные функции:
b110 Функции сознания
b114 Функции ориентированности (время, место, человек)
b140 Функции внимания
b144 Функции памяти
b156 Функции восприятия
Эмоциональный статус:
b152 Функции эмоций
Выраженность боли:
b280 Боль
Возможность самостоятельной ходьбы:
d450 Ходьба
d465 Передвижение с использованием технических средств (инвалидная коляска, коньки и т.д.)
d470 Использование пассажирского транспорта (автомобиль, автобус, поезд, самолет и т. д.)
Сила мышц:
b730 Функции мышечной силы
Тонус мышц:
b735 Функции мышечного тонуса
Объем движений в суставах конечностей
b710 Функции подвижности сустава
Непроизвольные двигательные функции:
b765 Непроизвольные двигательные функции
d430 Поднятие и перенос объектов
d440 Использование точных движений кисти (точное манипулирование объектами с помощью кисти, хватание и т. д.)
Повседневная активность и самообслуживание:
b525 Функции дефекации
b620 Функции мочеиспускания
d510 Мытье (купание в ванне, вытирание, мытье рук и т. д.)
d520 Уход за частями тела (уход за полостью рта, кожей, ногтями, бритье и т.д.)
d530 Физиологические отправления
d540 Одевание
d550 Прием пищи
d560 Питье
Степень направленности и целостности трактов головного мозга и степень хаотичности структур трактов головного мозга:
s110 Структура головного мозга.
Проводят первичную количественную оценку показателей функций организма, активности и участия пациента с использованием стандартизированных оценочных шкал, а также при наличии технической возможности проводят диффузионно-тензорную МРТ и трактографию.
Используют стандартизированные шкалы:
1. Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА, Z. Nasreddine, 1996)
2. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS, Zigmond, Snaith, 1983).
3. Визуальная аналоговая шкала (Visual Analog Scale - VAS, Huskisson E.C., 1974)
4. Система классификации больших моторных функций при церебральном параличе (GMFCS, Robert Palisano, Peter Rosenbaum, Stephen Walter, Dianne Russell, Ellen Wood, Barbara Galuppi, 1997)
5. Шестибалльная шкала оценки мышечной силы (MRC, Мс PeakL., 1996, Вейсс М., 1986).
6. Модифицированная шкала спастичности Ашфорт (R. Bohannon, V. Smith, 1987; D. Wade, 1992).
7. Модифицированная шкала Тардье (Tardieu Scale)
8. Шкала оценки дистонии Барри-Олбрайта (Barry Albright Dystonia scale)
9. Индекс активности повседневной жизни и мобильности Бартел (Mahoney, Barthel, 1965 Collin и соавт., 1988).
По данным диффузионно-тензорной МРТ и трактографии определяют фракционную анизотропию моторных трактов (ФАМТ) и средний коэффициент диффузии моторных (СКДМТ) на 3-х уровнях: прецентральная извилина, заднее бедро внутренней капсулы, ножки мозга. А также фракционную анизотропию сенсорных трактов (ФАСТ) и средний коэффициент диффузии сенсорных трактов (СКДСТ) на уровнях: постцентральная извилина, заднее бедро внутренней капсулы, таламус.
Для каждого специфичного ДЦП домена, если используемая для его оценки шкала прогрессивная (шкалы под номерами 1, 5, 10), то есть чем больше значение по шкале тем лучше функция, то подсчет выраженности ограничения показателя α для этого домена вычисляют по формуле:
если используемая шкала регрессивная (шкалы под номерами 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9), то есть чем меньше значение по шкале тем лучше функция, то значение α для этого показателя вычисляют по формуле:
где α - степень выраженности ограничения, Xi - реальное значение шкалы - - максимальное значение шкалы.
Для оценки степени хаотичности структур трактов головного мозга используют средний коэффициент диффузии моторных и сенсорных трактов и выполняют подсчет выраженности ограничения показателя по формуле 2, для оценки степени направленности и целостности трактов головного мозга используют значение фракционной анизотропии моторных и сенсорных трактов и выполняют подсчет выраженности ограничения показателя по формуле 1, при этом за принимают максимальное значение коэффициента.
Согласно полученному значению α каждому показателю присваивают свой определитель (αi):
при α 0-4% (0%≤α<5%) - отсутствие нарушений, αi=0,
при α 5-24% (5%≤α<25%)- легкие нарушения, αi=1,
при α 25-49% (25%≤α<50%)- умеренные нарушения, αi=2,
при α 50-95% (50%≤α<96%)- тяжелые нарушения, αi=3,
при α 96-100% (96%≤α≤100%)- абсолютные нарушения, αi=4.
Исходный реабилитационный потенциал формируют с учетом всех использованных инструментов оценки и полученных значений определителей выраженности ограничения по МКФ в результате первичной оценки. Реабилитационный потенциал рассчитывают по формуле:
https://www1.fips.ru/ofpstorage/Doc/IZPM/RUNWC1/000/000/002/615/275/%D0%98%D0%97-02615275-00001/00000008.jpg
где RP - нормированный реабилитационный потенциал,
αi - определитель выраженности ограничений функции по МКФ, 4 - максимальное значение для каждого αi, n - количество используемых в оценке эффективности показателей.
Суммируют значения определителей выраженности ограничения для каждого показателя оценки в отношении к максимальному значению определителя, а затем реабилитационный потенциал приводят к нормированному значению от 0 до 1, что позволяет получить единое значение вне зависимости от количества используемых шкал, а также уравнять соотношение показателей. Максимальный реабилитационный потенциал равен 1 при любом количестве используемых показателей.
Конечный реабилитационный потенциал рассчитывают по формуле 3, используя значения показателей, полученные при повторной оценке в конце курса реабилитации.
Эффективность реабилитации рассчитывают по формуле:
https://www1.fips.ru/ofpstorage/Doc/IZPM/RUNWC1/000/000/002/615/275/%D0%98%D0%97-02615275-00001/00000010.jpg
где RE - эффективность реабилитации;
RP1 - реабилитационный потенциал до курса реабилитации;
RP2 - реабилитационный потенциал после курса реабилитации.
Значение RE интерпретируют:
0-5% - без динамики,
5-20% - удовлетворительная,
21 и выше - хорошая.
Дополнительно определяют уровень функционирования (LF) по формуле LF=RP×100%, который учитывают в динамике на всех этапах наблюдения за пациентом, при этом при оценке эффективности реабилитации RE могут быть использованы LF вместо RP, и при оценке эффективности нескольких курсов реабилитации может быть в качестве LF1 использован любой из ранее определенных LF, полученные значение RE при этом интерпретируют как эффективность реабилитации за период.
Примеры конкретного использования способа:
Пример 1. Пациентка Ш., 41 год. Была осмотрена 25.05.2018. Диагноз: спастический церебральный паралич (G 80.0), тетрапаретическая форма, псевдобульбарный синдром. Данные, полученные при оценке доменов представлены в таблице (фиг. 1, 2). Расчеты определителей, приведенных в таблице, приводим ниже.
До курса реабилитации:
α1=1, так как α=(1-25/30)×100%=16,7%, что удовлетворяет α 5-24%
α2=1, так как α=5/21×100%=23,8%, что удовлетворяет α 5-24%
α3=3, так как α=5/10×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α4=3, так как α=3/5×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α5=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α6=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α7=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α8=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α9=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α10=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α11=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α12=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α13=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α14=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α15=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α16=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α17=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α18=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α19=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α20=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α21=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α22=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α23=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α24=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α25=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α26=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α27=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α28=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α29=3, так как α=(1-50/100)×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α30=3, так как α=0,625/1×100%=62,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α31=3, так как α=0,816/1×100%=81,6%, что удовлетворяет α 50-95%
α32=3, так как α=0,777/1×100%=77,7%, что удовлетворяет α 50-95%
α33=3, так как α=0,667/1×100%=66,7%, что удовлетворяет α 50-95%
α34=3, так как α=0,665/1×100%=66,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α35=3, так как α=0,672/1×100%=67,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α36=3, так как α=0,596/1×100%=59,6%, что удовлетворяет α 50-95%
α37=3, так как α=0,851/1×100%=85,1%, что удовлетворяет α 50-95%
α38=3, так как α=0,711/1×100%=71,1%, что удовлетворяет α 50-95%
α39=3, так как α=0,818/1×100%=81,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α40=3, так как α=0,83/1×100%=83,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α41=3, так как α=0,79/1×100%=79,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α42=2, так как α=(1-0,68/1)×100%=32,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α43=2, так как α=(1-0,71/1)×100%=29,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α44=2, так как α=(1-0,65/1)×100%=35,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α45=2, так как α=(1-0,7/1)×100%=30,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α46=2, так как α=(1-0,63/1)×100%=37,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α47=2, так как α=(1-0,73/1)×100%=27,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α48=2, так как α=(1-0,66/1)×100%=34,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α49=2, так как α=(1-0,62/1)×100%=38,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α50=2, так как α=(1-0,64/1)×100%=36,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α51=2, так как α=(1-0,6/1)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α52=2, так как α=(1-0,68/1)×100%=32,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α53=2, так как α=(1-0,65/1)×100%=35,0%, что удовлетворяет α 25-49%
Произведя расчеты по формуле 3 получаем:
RP1=1-25,75/53=0,514,
LF1=51,4%
После курса реабилитации:
α1=1, так как α=(1-26/30)×100%=13,3%, что удовлетворяет α 5-24%
α2=1, так как α=4/21×100%=19,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α3=2, так как α=3/10×100%=30,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α4=2, так как α=2/5×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α5=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α9=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α10=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α13=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α14=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α15=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α16=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α17=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α18=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α19=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α20=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α22=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α23=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α24=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α25=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α26=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α27=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α28=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α29=2, так как α=(1-60/100)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α30=3, так как α=0,645/1×100%=64,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α31=3, так как α=0,788/1×100%=78,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α32=2, так как α=0,486/1×100%=48,6%, что удовлетворяет α 25-49%
α33=3, так как α=0,664/1×100%=66,4%, что удовлетворяет α 50-95%
α34=2, так как α=0,478/1×100%=47,8%, что удовлетворяет α 25-49%
α35=3, так как α=0,781/1×100%=78,1%, что удовлетворяет α 50-95%
α36=2, так как α=0,48/1×100%=48,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α37=3, так как α=0,892/1×100%=89,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α38=3, так как α=0,799/1×100%=79,9%, что удовлетворяет α 50-95%
α39=3, так как α=0,832/1×100%=83,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α40=3, так как α=0,854/1×100%=85,4%, что удовлетворяет α 50-95%
α41=2, так как α=0,465/1×100%=46,5%, что удовлетворяет α 25-49%
α42=1, так как α=(1-0,8/1)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α43=2, так как α=(1-0,74/1)×100%=26,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α44=1, так как α=(1-0,78/1)×100%=22,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α45=1, так как α=(1-0,82/1)×100%=18,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α46=1, так как α=(1-0,76/1)×100%=24,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α47=2, так как α=(1-0,68/1)×100%=32,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α48=1, так как α=(1-0,89/1)×100%=11,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α49=1, так как α=(1-0,83/1)×100%=17,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α50=1, так как α=(1-0,81/1)×100%=19,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α51=1, так как α=(1-0,86/1)×100%=14,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α52=1, так как α=(1-0,8/1)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α53=1, так как α=(1-0,84/1)×100%=16,0%, что удовлетворяет α 5-24%
RP2=1-4,75/53=0,618,
LF2=61,8%
Эффективность курса реабилитации:
RE=(0,618-0,514)/0,514×100%=20,2%
Таким образом, эффективность курса реабилитации хорошая, уровень функционирования до курса реабилитации LF1=51,4%, после курса реабилитации LF2=61,8%. Таким образом, реабилитационные мероприятия у взрослых больных ДЦП позволяют добиться повышения их уровня функционирования.
Пример 2. Пациент К., 25 лет. Был осмотрен 18.02.2018. Диагноз: спастический церебральный паралич (G 80.0), спастическая диплегия. Проведены два курса реабилитации. Расчет показателей RP1 и LF1 производился до курсов реабилитации, RP2 и LF2 - после первого курса реабилитации, RP3 и LF3 - после второго курса реабилитации. По окончании двух курсов реабилитации оценивалась общая эффективность реабилитации путём сравнения исходных показателей RP1 и LF1 и итоговых RP3 и LF3. Исследование ДТ-МРТ и трактографии данному пациенту не проводилось, поэтому в оценку не включены домены «Степень хаотичности» и «Степень направленности и целостности». Данные, полученные при оценке доменов представлены в таблице (фиг. 3). Расчеты определителей, приведенных в таблице, приводим ниже.
До курсов реабилитации:
α1=3, так как α=(1-12/30)×100%=60,0 %, что удовлетворяет α 50-95%
α2=3, так как α=11/21×100%=52,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α3=3, так как α=8/10×100%=80,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α4=3, так как α=3/5×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α5=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0 %, что удовлетворяет α 0-4%
α9=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α10=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α11=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α12=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α13=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α14=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α15=4, так как α=4/4×100%=100,0%, что удовлетворяет α 96-100%
α16=4, так как α=4/4×100%=100,0%, что удовлетворяет α 96-100%
α17=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α18=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α19=4, так как α=4/4×100%=100,0%, что удовлетворяет α 96-100%
α20=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α22=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α23=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α24=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α25=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α26=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α27=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α28=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α29=3, так как α=(1-20/100)×100%=80,0%, что удовлетворяет α 50-95%
Произведя расчеты по формуле 3, получаем:
RP1=1-10,25/29=0,647,
LF1=64,7%
После первого курса реабилитации:
α1=2, так как α=(1-16/30)×100%=46,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α2=2, так как α=8/21×100%=38,1%, что удовлетворяет α 25-49%
α3=3, так как α=7/10×100%=70,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α4=2, так как α=2/5×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α5=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1-5/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1-5/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=(1-5/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α9=3, так как α=(1-2/5)×100%=60,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α10=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α13=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α14=0, так как α=0/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α15=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α16=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α17=0, так как α=0/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α18=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α19=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α20=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α22=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α23=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α24=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α25=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α26=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α27=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α28=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α29=3, так как α=(1-50/100)×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
RP2=(1-8/29)=0,724,
LF2=72,4%
Эффективность первого курса реабилитации:
RE=(0,724-0,647)/0,647×100%=11,9%
Таким образом, эффективность 1 курса реабилитации удовлетворительная, уровень функционирования до курса реабилитации LF1=64,7%, после курса реабилитации LF2=72,4%. С учетом полученной положительной динамики уровня функционирования больному проведен второй курс реабилитации с целью дальнейшей реализации его реабилитационного потенциала и дальнейшего повышения уровня функционирования.
После второго курса реабилитации:
α1=2, так как α=(1-16/30)×100%=46,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α2=1, так как α=3/21×100%=14,3%, что удовлетворяет α 5-24%
α3=1, так как α=1/10×100%=10,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α4=2, так как α=2/5×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α5=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=(1-5/5)×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α9=2, так как α=(1-3/5)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α10=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α13=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α14=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α15=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α16=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α17=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α18=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α19=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α20=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α22=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α23=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α24=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α25=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α26=0, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α27=3, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α28=3, так как α=0/4×100%=0,0%, что удовлетворяет α 0-4%
α29=2, так как α=(1-60/100)×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
RP3=(1-6,25/29)=0,784,
LF3=78,4%
Эффективность второго курса реабилитации:
RE=(0,784-0,724)/0,724×100%=8,3%
Таким образом, эффективность второго курса реабилитации удовлетворительная, уровень функционирования до курса реабилитации LF2=72,4%, после курса реабилитации LF3=78,4%, что говорит о том, что реабилитационный потенциал данного больного не был исчерпан после первого реабилитационного курса, и в результате нового курса реабилитационных мероприятий удалось повысить уровень функционирования пациента.
Общая эффективность реабилитации:
RE=(0,784-0,647)/0,647×100%=21,2%
Таким образом, общая эффективность двух курсов реабилитации хорошая, уровень функционирования до курсов реабилитации LF1=64,7%, после двух курсов реабилитации LF3=78,4%. Это может свидетельствовать о правильно подобранной индивидуальной реабилитационной траектории. Также это говорит о том, что каждый курс реабилитации привносит свой вклад в уровень функционирования взрослого больного ДЦП, и существует необходимость в систематическом проведении восстановительных мероприятий, направленных на раскрытие реабилитационного потенциала взрослых пациентов с ДЦП.
Пример 3. Пациентка С., 32 года. Была осмотрена 26.10.2017. Диагноз: дискинетический церебральный паралич (G 80.3), синдром генерализованной дистонии, нейропатический болевой синдром.
Расчет показателей RP1 и LF1 производился до курсов реабилитации, RP2 и LF2 - после первого курса реабилитации, RP3 и LF3 - после второго курса реабилитации. По окончании двух курсов реабилитации оценивалась общая эффективность реабилитации путём сравнения исходных показателей RP1 и LF1 и итоговых RP3 и LF3. Проводилось исследование ДТ-МРТ и МРТ-трактография после завершения каждого курса реабилитации. Данные, полученные при оценке доменов представлены в таблице (фиг. 4, 5). Расчеты определителей, приведенных в таблице, приводим ниже.
До курса реабилитации:
α1=2, так как α=(1-20/30)×100%=33%, что удовлетворяет α 25-49%
α2=2, так как α=6/21×100%=29%, что удовлетворяет α 25-49%
α3=3, так как α=8/10×100%=80,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α4=2, так как α=2/5×100%=40%, что удовлетворяет α 25-49%
α5=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α9=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α10=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α13=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α14=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α15=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α16=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α17=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α18=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α19=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α20=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α22=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α23=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α24=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α25=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α26=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α27=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α28=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α29=2, так как α=(1-70/100)×100%=30,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α30=3, так как α=0,748/1×100%=74,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α31=3, так как α=0,82/1×100%=82%, что удовлетворяет α 50-95%
α32=3, так как α=0,79/1×100%=79%, что удовлетворяет α 50-95%
α33=3, так как α=0,812/1×100%=81,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α34=3, так как α=0,802/1×100%=80,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α35=3, так как α=0,720/1×100%=72,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α36=3, так как α=0,898/1×100%=89,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α37=3, так как α=0,902/1×100%=90,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α38=3, так как α=0,845/1×100%=84,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α39=3, так как α=0,876/1×100%=87,6%, что удовлетворяет α 50-95%
α40=3, так как α=0,899/1×100%=89,9%, что удовлетворяет α 50-95%
α41=3, так как α=0,812/1×100%=81,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α42=2, так как α=(1-0,723/1)×100%=27,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α43=1, так как α=(1-0,778/1)×100%=22,2%, что удовлетворяет α 5-24%
α44=2, так как α=(1-0,688/1)×100%=32,2%, что удовлетворяет α 25-49%
α45=2, так как α=(1-0,765/1)×100%=33,5%, что удовлетворяет α 25-49%
α46=2, так как α=(1-0,668/1)×100%=33,2%, что удовлетворяет α 25-49%
α47=2, так как α=(1-0,699/1)×100%=30,1%, что удовлетворяет α 25-49%
α48=2, так как α=(1-0,634/1)×100%=36,6%, что удовлетворяет α 25-49%
α49=2, так как α=(1-0,621/1)×100%=37,9%, что удовлетворяет α 25-49%
α50=2, так как α=(1-0,642/1)×100%=35,8%, что удовлетворяет α 25-49%
α51=2, так как α=(1-0,634/1)×100%=36,6%, что удовлетворяет α 25-49%
α52=2, так как α=(1-0,682/1)×100%=31,8%, что удовлетворяет α 25-49%
α53=2, так как α=(1-0,605/1)×100%=39,5%, что удовлетворяет α 25-49%
Произведя расчеты по формуле 3, получаем:
RP1=(1-118/212)=0,44
LF1=44%
После 1 курса реабилитации:
α1=2, так как α=(1-21/30)×100%=30%, что удовлетворяет α 25-49%
α2=1, так как α=5/21×100%=24%, что удовлетворяет α 5-24%
α3=2, так как α=4/10×100%=40,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α4=2, так как α=2/5×100%=40%, что удовлетворяет α 25-49%
α5=0, так как α=5/5×100%=100%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=5/5×100%=100%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=5/5×100%=100%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=5/5×100%=100%, что удовлетворяет α 0-4%
α9=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α10=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α13=3, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α14=3, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α15=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α16=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α17=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α18=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α19=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α20=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α21=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α22=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α23=3, так как α=3/4×100%=75,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α24=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α25=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α26=2 так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α27=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α28=2, так как α= 1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α29=2, так как α=(1-75/100)×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α30=3, так как α=0,765/1×100%=76,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α31=3, так как α=0,790/1×100%=79%, что удовлетворяет α 50-95%
α32=3, так как α=0,698/1×100%=69,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α33=3, так как α=0,708/1×100%=70,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α34=3, так как α=0,836/1×100%=83,6%, что удовлетворяет α 50-95%
α35=3, так как α=0,687/1×100%=68,7%, что удовлетворяет α 50-95%
α36=3, так как α=0,765/1×100%=76,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α37=3, так как α=0,867/1×100%=86,7%, что удовлетворяет α 50-95%
α38=3, так как α=0,843/1×100%=84,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α39=3, так как α=0,755/1×100%=75,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α40=3, так как α=0,875/1×100%=87,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α41=3, так как α=0,745/1×100%=74,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α42=1, так как α=(1-0,821/1)×100%=17,9%, что удовлетворяет α 5-24%
α43=2, так как α=(1-0,732/1)×100%=26,8%, что удовлетворяет α 25-49%
α44=2, так как α=(1-0,621/1)×100%=37,9%, что удовлетворяет α 25-49%
α45=2, так как α=(1-0,699/1)×100%=30,1%, что удовлетворяет α 25-49%
α46=2, так как α=(1-0,705/1)×100%=29,5%, что удовлетворяет α 25-49%
α47=1, так как α=(1-0,788/1)×100%=21,2%, что удовлетворяет α 5-24%
α48=2, так как α=(1-0,667/1)×100%=33,3%, что удовлетворяет α 25-49%
α49=2, так как α=(1-0,703/1)×100%=29,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α50=2, так как α=(1-0,689/1)×100%=31,1%, что удовлетворяет α 25-49%
α51=2, так как α=(1-0,723/1)×100%=27,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α52=2, так как α=(1-0,701/1)×100%=29,9%, что удовлетворяет α 25-49%
α53=2, так как α=(1-0,645/1)×100%=35,5%, что удовлетворяет α 25-49%
Произведя расчеты по формуле 3 получаем:
RP2=(1 - 113/212)=0,47
LF2=47%
Рассчитываем эффективность курса реабилитации по формуле 4
RE1 = (0,47-0,43)/0,43×100%=9,3%, что соответствует удовлетворительной эффективности реабилитации.
Таким образом, эффективность первого реабилитационного курса была удовлетворительной. LF до реабилитации составил 43%, LF после реабилитации составил 47%
После 2 курса реабилитации:
α1=1, так как α=(1-23/30)×100%=23%, что удовлетворяет α 5-24%
α2=1, так как α=3/21×100%=14%, что удовлетворяет α 5-24%
α3=1, так как α=2/10×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α4=1, так как α=1/5×100%=20%, что удовлетворяет α 5-24%
α5=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α6=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α7=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α8=0, так как α=(1 - 5/5)×100%=0%, что удовлетворяет α 0-4%
α9=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α10=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α11=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α12=1, так как α=(1-4/5)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α13=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α14=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α15=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α16=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α17=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α18=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α19=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α20=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α21=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α22=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α23=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α24=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α26=3, так как α=2/4×100%=50,0%, что удовлетворяет α 50-95%
α27=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α28=2, так как α=1/4×100%=25,0%, что удовлетворяет α 25-49%
α29=1, так как α=(1-80/100)×100%=20,0%, что удовлетворяет α 5-24%
α30=3, так как α=0,823/1×100%=82,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α31=3, так как α=0,854/1×100%=85,4%, что удовлетворяет α 50-95%
α32=3, так как α=0,723/1×100%=72,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α33=3, так как α=0,834/1×100%=83,4%, что удовлетворяет α 50-95%
α34=3, так как α=0,745/1×100%=74,5%, что удовлетворяет α 50-95%
α35=3, так как α=0,843/1×100%=84,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α36=3, так как α=0,654/1×100%=65,4%, что удовлетворяет α 50-95%
α37=3, так как α=0,721/1×100%=72,1%, что удовлетворяет α 50-95%
α38=3, так как α=0,643/1×100%=64,3%, что удовлетворяет α 50-95%
α39=3, так как α=0,698/1×100%=69,8%, что удовлетворяет α 50-95%
α40=3, так как α=0,732/1×100%=73,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α41=3, так как α=0,702/1×100%=70,2%, что удовлетворяет α 50-95%
α42=1, так как α=(1-0,867/1)×100%=13,3%, что удовлетворяет α 5-24%
α43=1, так как α=(1-0,801/1)×100%=19,9%, что удовлетворяет α 5-24%
α44=2, так как α=(1-0,734/1)×100%=26,6%, что удовлетворяет α 25-49%
α45=1, так как α=(1-0,789/1)×100%=21,1%, что удовлетворяет α 5-24%
α46=2, так как α=(1-0,723/1)×100%=27,7%, что удовлетворяет α 25-49%
α47=1, так как α=(1-0,856/1)×100%=14,4%, что удовлетворяет α 5-24%
α48=2, так как α=(1-0,688/1)×100%=31,2%, что удовлетворяет α 25-49%
α49=2, так как α=(1-0,732/1)×100%=26,8%, что удовлетворяет α 25-49%
α50=1, так как α=(1-0,845/1)×100%=15,5%, что удовлетворяет α 5-24%
α51=1, так как α=(1-0,879/1)×100%=12,1%, что удовлетворяет α 5-24%
α52=1, так как α=(1-0,894/1)×100%=10,6%, что удовлетворяет α 5-24%
α53=2, так как α=(1-0,694/1)×100%=30,6%, что удовлетворяет α 25-49%
RP3 = (1-95/212)=0,55
LF3=55%
Эффективность 2 курса реабилитации по отношению к уровню функционирования после 1 курса реабилитации:
RE2 = (0,55 - 0,47)/0,47×100%=17%, что соответствует удовлетворительной эффективности реабилитации.
LF2 до второго курса реабилитации (после первого курса реабилитации) составлял 47%, LF3 после второго курса реабилитации составил 55%, а до первого курса LF1 - 44%. Разница между исходным функциональным уровнем перед первым курсом реабилитации (LF1=44%) и конечным функциональном уровнем после второго курса реабилитационных мероприятий (LF3=55%) выше, чем разница до и после первого курса реабилитации.
Эффективность 2 курса реабилитации по отношению к уровню функционирования до прохождения всех этапов реабилитационных мероприятий:
RE = (0,55-0,44)/0,44×100%=25%, что соответствует хорошей эффективности реабилитации.
Таким образом, общая эффективность двух курсов реабилитации хорошая, уровень функционирования до курсов реабилитации LF1=44%, после двух курсов реабилитации LF3=55%. Это может свидетельствовать о правильно подобранной индивидуальной реабилитационной траектории, а полученный уровень функционирования (LF3) будет учитываться при проведении этой пациентке последующих реабилитационных программ.
Уровень функционирования значим для определения тактики и прогноза эффективности реабилитационных мероприятий. Так как при детском церебральном параличе необходима длительная реабилитация, важно, чтобы каждый пациент знал свой исходный уровень и мог увидеть результат своего лечения. Когда пациент в объективном представлении видит насколько изменяется уровень его функционирования, улучшается его психологическое состояние, повышаются самооценка и уверенность в собственных силах и эффективности лечения, увеличивается комплаентность, лучше выполняются рекомендации врача.
Таким образом, предложенный способ оценки эффективности реабилитации больных ДЦП может быть использован в качестве индивидуального оценочного инструмента, что так важно при формировании индивидуальных реабилитационных программ для взрослых пациентов с ДЦП. Получение информации об уровне функционирования в различные моменты времени по предложенному способу позволяет объективно оценить изменение функциональных возможностей пациента в процессе наблюдения, обосновывать необходимость новых реабилитационных курсов, которые продолжат восстановительный процесс.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки эффективности реабилитации пациентов после инсульта | 2016 |
|
RU2615275C1 |
Способ социально-бытовой адаптации пациентов с когнитивными и речевыми нарушениями | 2021 |
|
RU2798703C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ | 2009 |
|
RU2405434C1 |
Способ определения реабилитационного потенциала детей раннего возраста с перинатальным поражением головного мозга | 2021 |
|
RU2782296C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПАЦИЕНТОВ СО СТАБИЛЬНЫМИ КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА | 2015 |
|
RU2605644C1 |
СТИМУЛЯТОР ПОЛОВОЙ, СЕКСУАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ | 2009 |
|
RU2404793C1 |
Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ | 2023 |
|
RU2816026C1 |
Способ определения реабилитационного прогноза и начала реабилитационных мероприятий при 3-этапной медицинской реабилитации детей раннего возраста, перенесших церебральную ишемию | 2016 |
|
RU2655825C2 |
Способ прогнозирования восстановления двигательных функций верхней конечности у больных после инсульта | 2022 |
|
RU2796323C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ ПНЕВМОНИИ | 2022 |
|
RU2792400C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитологии, может быть использовано для оценки эффективности реабилитации взрослых пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). Измеряют показатели с помощью стандартизированных оценочных шкал в начале и в конце курса реабилитации при помощи категорий Международной классификации функционирования (МКФ) для оценки показателей нарушений функций организма, активности и участия пациента. Вычисляют эффективность реабилитации (RE) по формуле , где RP1 - реабилитационный потенциал до курса реабилитации, RP2 - реабилитационный потенциал после курса реабилитации. Оценивают эффективность реабилитации при величине RE 0-5% как без динамики, при 5-20% - удовлетворительная динамика, 21% и выше – хорошая динамика. При этом показатель «когнитивные функции» оценивают с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций, «Эмоциональный статус (тревога)» - с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, «Эмоциональный статус (депрессия)» - с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, «Выраженность боли» - с помощью Визуальной аналоговой шкалы, «Возможность самостоятельной ходьбы» - с помощью Системы классификации больших моторных функций при церебральном параличе, «Сила мышц» - с помощью Шестибалльной шкалы оценки мышечной силы, «Тонус мышц» - с помощью Модифицированной шкалы спастичности Ашфорт, «Объем движений в суставах конечностей» - с помощью Модифицированной шкалы Тардье, «Повседневная активность и самообслуживание» - с помощью Индекса активности повседневной жизни и мобильности Бартел. Способ обеспечивает объективную оценку изменения функциональных возможностей пациента в процессе наблюдения, обоснование необходимости новых реабилитационных курсов за счет определения эффективности реабилитации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил., 3 пр.
1. Способ оценки эффективности реабилитации взрослых пациентов с детским церебральным параличом, включающий измерение показателей с помощью стандартизированных оценочных шкал в начале и в конце курса реабилитации, использование категорий Международной классификации функционирования (МКФ) для оценки показателей нарушений функций организма, активности и участия пациента, подсчет выраженности ограничения для каждого показателя α, присвоение каждому значению α определителя выраженности ограничения αi значения от 0 до 4 так, что при значении α 0-4% - αi=0, при значении α 5-24% - αi=1, при значении α 25-49% - αi=2, при значении α 50-95% - αi=3, при значении α 96-100% - αi=4; расчет исходного и конечного реабилитационного потенциала (RP) по формуле, где αi - определитель выраженности ограничений функции по МКФ i-го показателя, n - количество используемых в оценке эффективности показателей, подсчет эффективности реабилитации (RE) по формуле , где RP1 - реабилитационный потенциал до курса реабилитации, RP2 - реабилитационный потенциал после курса реабилитации, оценка эффективности реабилитации при величине RE 0-5% без динамики; 5-20% - удовлетворительная, 21% и выше - хорошая, отличающийся тем, что
оценивают домены: «когнитивные функции» с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций, «Эмоциональный статус (тревога)» с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, являющейся регрессивной; «Эмоциональный статус (депрессия)» с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии, являющейся регрессивной; «Выраженность боли» с помощью Визуальной аналоговой шкалы, являющейся регрессивной; «Возможность самостоятельной ходьбы» с помощью Системы классификации больших моторных функций при церебральном параличе, являющейся регрессивной; «Сила мышц» с помощью Шестибалльной шкалы оценки мышечной силы, являющейся прогрессивной; «Тонус мышц» с помощью Модифицированной шкалы спастичности Ашфорт, являющейся регрессивной; «Объем движений в суставах конечностей» с помощью Модифицированной шкалы Тардье, являющейся регрессивной; «Повседневная активность и самообслуживание» с помощью Индекса активности повседневной жизни и мобильности Бартел;
для доменов «когнитивные функции», оцениваемых с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций, и «Сила мышц», оцениваемых с помощью Шестибалльной шкалы оценки мышечной силы, α вычисляют по формуле: (1), а для остальных доменов по формуле (2), где α - степень выраженности ограничения, Xi - реальное значение шкалы, - максимальное значение шкалы.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что выполняют диффузионно-тензорную МРТ и трактографию, дополнительно оценивают степень хаотичности структур трактов головного мозга с помощью среднего коэффициента диффузии моторных и сенсорных трактов и α рассчитывают по формуле 2; степень направленности и целостности трактов головного мозга с помощью фракционной анизотропии моторных и сенсорных трактов и α рассчитывают по формуле 1.
Способ оценки эффективности реабилитации пациентов после инсульта | 2016 |
|
RU2615275C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ | 2009 |
|
RU2405434C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПАЦИЕНТОВ СО СТАБИЛЬНЫМИ КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА | 2015 |
|
RU2605644C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ | 2012 |
|
RU2492805C1 |
БУЛЕКБАЕВА Ш.А | |||
и др | |||
Использование международных шкал для диагностики и оценки эффективности реабилитации детей с детским церебральным параличом | |||
Наука о жизни и здоровье | |||
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий | 1923 |
|
SU2010A1 |
Авторы
Даты
2021-07-28—Публикация
2020-04-04—Подача