Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ Российский патент 2024 года по МПК G16H20/00 A61F11/00 

Описание патента на изобретение RU2816026C1

Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии и сурдологии, и может найти применение при лечении нарушения восприятия речи, улучшения пространственных и качественных характеристик слуха у пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью после проведенной процедуры слухопротезирования путем тренировки навыков слушания с использованием программы для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» [1].

Современные слуховые аппараты, работающие по принципу усиления звука, не позволяют в полной степени достигнуть адаптации пациентов к быстро меняющимся сигналам окружающей среды, что отражается на затруднении восприятия речи. Одним из направлений в лечении пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью после впервые проведенного слухопротезирования является методика слуховой тренировки, которая способствует повышению эффективности восстановления слуха на этапе реабилитации. Варианты проведения слуховых тренировок предусматривают использование компьютерных программ. Многократное повторение сигналов обеспечивает образование новых и коррекцию сформированных ранее слуховых образов. Метод слуховой тренировки заключается в акустической стимуляции путем предъявления звуковых сигналов с различными характеристиками: речевые сигналы (представленные в виде устной речи), неречевые сигналы (звуки окружающей среды, природы, музыка), которые возможно воспроизводить в различном порядке, с разной интенсивностью, неоднократно повторять, для усложнения прослушивания комбинировать с помехой, например, в виде «белого шума», имитирующей речевой спектр голосов большой группы людей.

Известен «Способ слухоречевой реабилитации и устройство для его реализации» [2], при котором с помощью процедуры аудиометрии оценивают амплитудно-частотную характеристику слуха пациента и выделяют частотный диапазон остаточной нейросенсорной чувствительности слуха, формируют базу зрительных образов, озвученных соответствующими эталонными речевыми сигналами, зрительный образ выбирают из базы данных, воспроизводят его изображение и буквенное обозначение и одновременно озвучивают, при этом соответствующий ему эталонный речевой сигнал перед подачей к пациенту преобразуют путем переноса его спектра в частотный диапазон остаточной нейросенсорной чувствительности слуха пациента, после чего подают пациенту, анализируя ответную реакцию путем сравнения сигнала, поступившего от пациента после воспроизведения им эталонного речевого сигнала, степень совпадения, визуально отображают в виде числового значения уровня корреляции, по которому судят о правильном произношении пациента. Недостатком способа является необходимость дополнительного оборудования в виде устройства, содержащего микрофон, электронную плату и наушники. Заявляемые способ и устройство предназначены для пациентов только с глубокой потерей слуха - тугоухость 3-й, 4-й степени и глухота с остаточным слухом, что ограничивает применение для лиц со слабой и умеренной потерей слуха (тугоухость 1-й и 2-й степени).

Известен «Способ слухоречевой реабилитации и ее оценки у пациентов с кохлеарными имплантами» [3], при котором тренируют умение инвариантно и помехоустойчиво распознавать речь путем подачи звуковых речевых сигналов, определяют количество правильных ответов и время реакции пациента, сопоставляя с ранее полученными данными. Недостатком способа являются ограниченные технические возможности: выбор условий подачи сигналов и направления тренинга, необходимость специализированной установки, включающей персональный компьютер со звуковой платой, выносной пульт с лампочками-индикаторами для ввода ответов, что ограничивает применение в домашних условиях. Данный способ используют только у пациентов с предварительно установленными кохлеарными имплантами не ранее пятого дня после первого включения процессора кохлеарного импланта.

Наиболее близким к заявляемому способу и принятый за прототип является «Комплекс для развития базовых навыков слухового восприятия у людей с нарушениями слуха» [4], при котором комбинированный и разнонаправленный тренинг базовых навыков слуха проводится путем согласованного предъявления аудио- и видеосигналов пациенту с помощью функционального комплекса, автоматически производится регистрация результатов занятий и сравнение полученных результатов с заданной величиной по проценту правильных слуховых опознаний. Недостатком комплекса являются условия подачи сигналов путем фиксированного выбора значения паузы между сигналами, что может влиять на результаты восприятия при недостаточном времени между сигналами, отсутствует оценка динамики пространственных, речевых и качественных характеристик слуха. Комплекс разработан для пациентов с предварительно установленными кохлеарными имплантами.

Цель изобретения - создание способа тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»».

Техническим результатом способа является реабилитация и повышение навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью совместно с оценкой динамики проведенной реабилитации с учетом пространственных, речевых и качественных характеристик слуха.

Этот результат достигается тем, что при способе тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» при подаче речевых сигналов используют аудиодорожки, структурированные по уровню сложности речевого материала (числа, односложные слова, многосложные слова) и частотному спектру (мужской голос, женский голос, детский голос), тренируют способность распознавать неречевые и речевые сигналы как в тишине, так и на фоне помехи в виде «белого шума», правильные ответы фиксируются автоматически в процентах и в форме диаграмм, дополнительно пациентом перед началом курса слуховых тренировок, на 5-й и 10-й день тренировки навыков слушания заполняются в интерфейсе компьютерной программы опросники - Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ) и Опросник пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ), результат фиксируется в баллах и на диаграмме по шкалам опросников, итоговый протокол отправляется врачу-сурдологу-оториноларингологу посредством интернет-связи для анализа, результат, полученный на 5-й день тренировки навыков слушания сравнивается с исходным (перед началом тренировок навыков слушания) и результатом, полученным на 10-й день тренировки навыков слушания, динамику считают удовлетворительной и завершают, если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 70% в тишине и выше 60% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 50 баллов на 5-й день тренировки навыков слушания, и если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 80% в тишине и выше 70% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 70 баллов на 10-й день тренировки навыков слушания. Если по окончании курса слуховых тренировок (к 10-му дню тренировки навыков слушания) результат правильных ответов при прослушивании аудиодорожек менее 60% в тишине и менее 50% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников менее 49 баллов, динамику считают неудовлетворительной и пациенту требуется повторное консультирование у врача сурдолога-оториноларинголога.

Сущность способа поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен скриншот экрана личных данных пациента; на фиг. 2 представлен скриншот экрана результатов тональной пороговой аудиометрии; на фиг. 3 приведен скриншот экрана Шкалы речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ); на фиг. 4 представлен скриншот экрана Опросника пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ); на фиг. 5 приведен скриншот экрана режима тренировки навыков слушания; на фиг. 6 приведен скриншот экрана ответа при правильном и неправильном ответе на звуковой сигнал аудиодорожки; на фиг. 7 представлен скриншот экрана фиксации результатов правильных ответов пациента на предъявляемый звуковой сигнал аудиодорожки в тишине и на фоне помехи в виде «белого шума»; на фиг. 8 представлен скриншот экрана фиксации результата шкал Опросника пространственного слуха в виде диаграммы; на фиг. 9 приведен пример итогового протокола.

Заявляемый способ по сравнению с известными изобретениями имеет следующие преимущества: способ обеспечивает тренировку навыков слушания, структурированных по уровню сложности речевого материала (числа, односложные слова, многосложные слова) и частотному спектру (мужской голос, женский голос, детский голос); способ позволяет проводить тренировку навыков слушания в тишине и на фоне помехи в виде «белого шума»; способ предполагает фиксацию результата в виде правильных ответов на предъявляемый звуковой сигнал аудиодорожки в процентах (перед началом тренировок навыков слушания, на 5-й и 10-й день тренировки навыков слушания), дополнительно отображаемых в диаграмме; способ предполагает фиксацию результатов опросников - Шкалы речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ) и Опросника пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ) в баллах по шкалам с графическим отображением на диаграмме; способ предполагает сравнительную оценку исходных результатов (перед началом тренировок навыков слушания) с результатами, полученными на 5-й и 10-й день тренировок навыков слушания, врачом-сурдологом-оториноларингологом; способ способствует повышению адаптации к слуховому аппарату у впервые слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью.

Способ реализуется следующим образом. Предварительно у пациента выполняется тональная пороговая аудиометрия, проводится подбор слухового аппарата согласно степени тугоухости врачом-сурдологом-оториноларингологом, выполняется речевая аудиометрия в свободном звуковом поле в тишине и на фоне шума.

Для тренировки навыков слушания используют персональный компьютер или ноутбук (операционная система Windows, Linux; процессор от 4 ГГц, оперативное запоминающее устройство не менее 4 ГБ, внутренний жесткий диск не менее 100 ГБ) со звуковой платой и акустическими колонками (суммарная звуковая мощность не менее 38 Вт, частотный диапазон от 20 Гц до 20 КГц, импеданс не менее 4 Ом), клавиатуру персонального компьютера или ноутбука или компьютерную «мышь», программу для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» [1].

В рабочем интерфейсе программы для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» вводятся личные данные пациента (ФИО, возраст, пол), данные о наличии слухового аппарата, жалобы, сопутствующие заболевания и принимаемые лекарственные средства (Фиг. 1).

Далее заполняется по приведенному образцу шаблон бланка тональной пороговой аудиометрии, предварительно выполненной врачом-сурдологом-оториноларингологом (Фиг. 2).

До начала тренировки навыков слушания заполняется Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ) (Фиг. 3) и Опросник пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ) (Фиг. 4).

Пациентом выбираются к прослушиванию аудиодорожки с неречевыми и речевыми сигналами, структурированные по уровню сложности речевого материала (числа, односложные слова, многосложные слова) и частотному спектру (мужской голос, женский голос, детский голос), в случайном порядке воспроизведения. После предложенного звукового сигнала (речевой или неречевой сигнал) пациенту на экране ноутбука или компьютера предлагается три варианта ответа, один из которых необходимо выбрать с помощью клавиатуры или компьютерной «мыши» (Фиг. 5).

При правильном ответе в интерфейсе программы высвечивается слово «Правильно» зелеными буквами, при неправильном высвечивается слово «Неправильно» красными буквами (Фиг. 6). По желанию пациента аудиодорожки могут многократно воспроизведены путем нажатия кнопки с зеленым треугольником на интерфейсном окне, если он не разобрал звуковой сигнал.

Прослушивание аудиодорожек проводится последовательно в тишине и на фоне помехи в виде «белого шума». Результат фиксируется в программе и автоматически сохраняется в процентах правильных ответов (Фиг. 7).

Продолжительность одной тренировки по улучшению навыков слушания составляет 30 минут, из которых 10 минут - для прослушивания аудиодорожек в тишине и 20 минут - для прослушивания аудиодорожек на фоне помехи в виде «белого шума». Длительность курса тренировки навыков слушания составляет десять дней по два занятия в неделю.

На 5-й и 10-й день тренировки навыков слушания повторно заполняются Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ) и Опросник пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ), результаты фиксируются в баллах и на диаграмме по шкалам опросников (Фиг. 8), итоговый протокол (Фиг. 9) отправляется для анализа врачу-сурдологу-оториноларингологу посредством интернет-связи.

По окончании курса тренировок навыков слушания (к 10-му дню) врач-сурдолог-оториноларинголог выполняет пациенту речевую аудиометрию в свободном звуковом поле в тишине и на фоне шума.

Результат, полученный на 5-й день тренировки навыков слушания, сравнивается с исходным (перед началом тренировок навыков слушания) и результатом, полученным на 10-й день тренировки навыков слушания, динамику считают удовлетворительной, если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 70% в тишине и выше 60% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 50 баллов на 5-й день тренировки навыков слушания, и если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 80% в тишине и выше 70% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 70 баллов на 10-й день тренировки навыков слушания.

Если по окончании курса тренировок навыков слушания (к 10-му дню) результат правильных ответов при прослушивании аудиодорожек менее 60% в тишине и менее 50% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников менее 49 баллов, динамику считают неудовлетворительной.

Способ позволяет повысить эффективность реабилитации пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью после впервые проведенной процедуры слухопротезирования.

Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» разработан в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России на кафедре оториноларингологии имени академика РАН И.Б. Солдатова. Способ апробирован у впервые слухопротезированных 49 пациентов в возрасте от 21 до 86 лет с положительным результатом.

Заявленный способ реабилитации применяется в отношении взрослых пациентов от 18 лет включительно, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи и проведении комплексной реабилитации после впервые проведенного слухопротезирования по причине хронической сенсоневральной тугоухости. При помощи предложенного способа занятия по улучшению навыков слушания могут проводиться пациентом как самостоятельно, так и под руководством врача-сурдолога-оториноларинголога. Способ применим в условиях клинической практики в качестве дополнительной средовой адаптации в ходе реабилитации для впервые слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью.

Способ иллюстрирован клиническими примерами.

Клинический пример №1.

Пациентка П., 75 лет, отметила снижение слуха после перенесенной коронавирусной инфекции в декабре 2022 г., обследована у врача-сурдолога-оториноларинголога, в результате диагностирована двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость II степени, проведено слухопротезирование на оба уха аппаратами воздушного проведения, при речевой аудиометрии в свободном звуковом поле количество правильно разобранных слов в тишине составило 70%, на фоне шума - 60%.

Субъективно пациентка отмечала, что она слышит различные звуки и речь, но неразборчиво, особенно на фоне окружающего шума. Пациентке проведен курс тренировок по улучшению навыков слушания с использованием предложенного способа. Занятия проводили по 30 минут два раза в неделю.

На 1-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 60%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 50%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 50 баллов, «восприятие женского голоса» 55 баллов, «восприятие детского голоса» 40 баллов, «восприятие музыки» 45 баллов, «локализация источника звука» 65 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 55 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 60 баллов.

На 5-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 70%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 60%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 60 баллов, «восприятие женского голоса» 65 баллов, «восприятие детского голоса» 60 баллов, «восприятие музыки» 60 баллов, «локализация источника звука» 65 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 60 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 60 баллов.

На 10-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 80%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 70%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 75 баллов, «восприятие женского голоса» 75 баллов, «восприятие детского голоса» 70 баллов, «восприятие музыки» 80 баллов, «локализация источника звука» 70 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 70 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 70 баллов. При речевой аудиометрии в свободном звуковом поле количество правильно разобранных слов в тишине составило 90%, на фоне шума - 80%.

Анализ итогового протокола врачом-сурдологом-оториноларингологом с учетом обозначенных критериев эффективности показал удовлетворительный результат динамики и улучшение навыков слушания, поэтому принято решение об окончании реабилитации.

Клинический пример №2.

Пациент Г., 32 года, обратил внимание на стойкое снижение слуха после эпизода резкого повышения артериального давления, обратился к врачу-сурдологу-оториноларингологу, в результате диагностирована двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость II степени, проведено слухопротезирование на оба уха аппаратами воздушного проведения, при речевой аудиометрии в свободном звуковом поле количество правильно разобранных слов в тишине составило 60%, на фоне шума - 50%.

Субъективно пациент отмечал о сложности при разговоре по телефону, о трудности сфокусироваться на основном собеседнике в группе разговаривающих людей. Пациенту проведен курс реабилитации с использованием предложенного способа.

На 1-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 60%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 50%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 40 баллов, «восприятие женского голоса» 40 баллов, «восприятие детского голоса» 40 баллов, «восприятие музыки» 45 баллов, «локализация источника звука» 45 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 40 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 45 баллов.

На 5-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 60%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 50%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 45 баллов, «восприятие женского голоса» 40 баллов, «восприятие детского голоса» 45 баллов, «восприятие музыки» 45 баллов, «локализация источника звука» 45 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 45 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 45 баллов.

На 10-й день тренировки навыков слушания число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек в тишине составило 60%, на фоне помехи в виде «белого шума» - 50%, шкалы Опросника пространственного слуха «восприятие мужского голоса» 45 баллов, «восприятие женского голоса» 45 баллов, «восприятие детского голоса» 45 баллов, «восприятие музыки» 45 баллов, «локализация источника звука» 45 баллов, «восприятие целевого сигнала и шума» 40 баллов и «восприятие пространственно-разделенного целевого сигнала и шума» 45 баллов. При речевой аудиометрии в свободном звуковом поле количество правильно разобранных слов в тишине составило 60%, на фоне шума - 50%. Анализ итогового протокола врачом-сурдологом-оториноларингологом показал неудовлетворительную динамику в виде числа правильных ответов в тишине и на фоне помехи в виде «белого шума» и стабильно низкого уровня шкал Опросника пространственного слуха, принято решение о повторном консультировании у врача-сурдолога-оториноларинголога для калибровки слуховых аппаратов.

Источники информации.

1. Владимирова Т.Ю., Мартынова А.Б. Программа для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2023616840 от 03.04.2023 г.).

2. Кочергин А.В., Кочергин А.А., Колигаев О.А., Колигаев С.О. Способ слухоречевой реабилитации и устройство для его реализации (RU 2 525366 C1 опубл. 10.08.2014 г.).

3. Королева И.В., Люблинская В.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Пудов В.И. Способ слухо-речевой реабилитации и ее оценки у пациентов с кохлеарными имплантами (RU 2209057, опубл. 23.07.2003 г.).

4. Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В., Рыбаков М.В., Янов Ю.К. Комплекс для развития базовых навыков слухового восприятия у людей с нарушениями слуха (RU 82419 U1, опубл. 27.04.2009 г.).

Похожие патенты RU2816026C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕНСОНЕВРАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ ПУТЕМ СЛУХОВЫХ ТРЕНИРОВОК В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 2021
  • Владимирова Татьяна Юльевна
  • Куренков Александр Валерьевич
  • Мартынова Анастасия Борисовна
  • Чаплыгин Сергей Сергеевич
  • Ровнов Сергей Викторович
  • Кривуша Павел Дмитриевич
RU2758165C1
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 2019
  • Владимирова Татьяна Юльевна
  • Куренков Александр Валерьевич
  • Айзенштадт Любовь Витальевна
  • Чаплыгин Сергей Сергеевич
  • Литвенцов Алексей Сергеевич
RU2724859C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕНСОНЕВРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ВЗРОСЛЫХ 2017
  • Лазарева Лариса Анатольевна
  • Музаева Берлант Рамзановна
RU2639856C1
Способ оценки эффективности слухопротезирования и подбора слуховых аппаратов 2021
  • Гауфман Владимир Евгеньевич
  • Гребенюк Ирина Эдуардовна
RU2769058C1
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации 2023
  • Бурнос Светлана Викторовна
  • Королева Инна Васильевна
RU2809692C1
Способ оценки эффективности слухопротезирования у взрослых пациентов 2023
  • Гребенюк Ирина Эдуардовна
  • Туфатулин Газиз Шарифович
  • Гауфман Владимир Евгеньевич
RU2821663C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ 2007
  • Огородникова Елена Александровна
  • Королева Инна Васильевна
  • Пак Сергей Павлович
RU2342109C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКОМ 1998
  • Бабкина Л.Н.
  • Домбровский Р.В.
  • Лопотко А.И.
  • Молчанов А.П.
RU2148391C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ 1998
  • Бабкина Л.Н.
  • Лопотко А.И.
  • Молчанов А.П.
RU2147833C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 816 026 C1

Реферат патента 2024 года Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ

Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии и сурдологии. Предложен способ, в котором пациентом выбираются к прослушиванию аудиодорожки с неречевыми и речевыми сигналами, структурированные по уровню сложности речевого материала и частотному спектру, в случайном порядке воспроизведения как в тишине, так и на фоне помехи в виде «белого шума». После предложенного звукового сигнала пациент с помощью клавиатуры или компьютерной «мыши» на экране ноутбука или компьютера выбирает вариант ответа, правильные ответы автоматически фиксируются в программе в процентах и в форме диаграмм. Продолжительность одной тренировки по улучшению навыков слушания составляет 30 минут, из которых 10 минут - для прослушивания аудиодорожек в тишине и 20 минут - для прослушивания аудиодорожек на фоне помехи в виде «белого шума». Длительность курса тренировки навыков слушания составляет десять дней по два занятия в неделю. Дополнительно пациентом перед началом курса тренировок навыков слушания, на пятый и десятый день заполняются в интерфейсе компьютерной программы опросники - Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (The Speech, Spatial and Qualities of Hearing Scale, SSQ) и Опросник пространственного слуха (The Spatial Hearing Questionnaire, SHQ), результат фиксируется в баллах и на диаграмме по шкалам опросников. Итоговый протокол отправляется врачу-сурдологу-оториноларингологу посредством интернет-связи для анализа. По окончании курса тренировок навыков слушания (к 10-му дню) врач-сурдолог-оториноларинголог выполняет пациенту речевую аудиометрию в свободном звуковом поле в тишине и на фоне шума. Результат, полученный на пятый день тренировки навыков слушания, сравнивается с исходным (перед началом тренировок навыков слушания) и результатом, полученным на десятый день тренировки навыков слушания. Расценивают эффективность навыков слушания, динамику считают удовлетворительной и завершают, если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 70% в тишине и выше 60% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 50 баллов на пятый день тренировки навыков слушания, и если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 80% в тишине и выше 70% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 70 баллов на десятый день тренировки навыков слушания. Если по окончании курса тренировок навыков слушания (к 10-му дню) результат правильных ответов при прослушивании аудиодорожек менее 60% в тишине и менее 50% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников менее 49 баллов, динамику считают неудовлетворительной и пациенту требуется повторное консультирование у врача сурдолога-оториноларинголога. Изобретение обеспечивает повышение навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью совместно с оценкой динамики проведенной реабилитации с учетом пространственных, речевых и качественных характеристик слуха. 9 ил.

Формула изобретения RU 2 816 026 C1

Способ тренировки навыков слушания у слухопротезированных пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью с использованием программы для ЭВМ,

отличающийся тем, что

для тренировки навыков слушания используют персональный компьютер или ноутбук со звуковой платой и акустическими колонками, клавиатуру или компьютерную «мышь», программу для ЭВМ «Программа для реабилитации и тренировки слуха «Audio Tracker»;

выбирают к прослушиванию аудиодорожки с неречевыми и речевыми сигналами, структурированные по уровню сложности речевого материала: числа, односложные слова, многосложные слова и частотному спектру: мужской голос, женский голос, детский голос, в случайном порядке воспроизведения как в тишине, так и на фоне помехи в виде «белого шума»;

после предложенного звукового сигнала с помощью клавиатуры или компьютерной «мыши» на экране ноутбука или компьютера выбирают вариант ответа, правильные ответы автоматически фиксируются в программе в процентах и в форме диаграмм;

продолжительность одной тренировки по улучшению навыков слушания составляет 30 минут, из которых 10 минут - для прослушивания аудиодорожек в тишине и 20 минут - для прослушивания аудиодорожек на фоне помехи в виде «белого шума»;

длительность курса тренировки навыков слушания составляет десять дней по два занятия в неделю;

дополнительно перед началом курса тренировок навыков слушания, на пятый и десятый день заполняются в интерфейсе компьютерной программы опросники - Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха и Опросник пространственного слуха, результат фиксируется в баллах и на диаграмме по шкалам опросников;

итоговый протокол отправляют врачу-сурдологу-оториноларингологу посредством интернет-связи для анализа;

результат, полученный на пятый день тренировки навыков слушания, сравнивают с исходным результатом, полученным перед началом тренировок навыков слушания, и с результатом, полученным на десятый день тренировки навыков слушания;

расценивают эффективность навыков слушания, при этом динамику считают удовлетворительной и завершают курс тренировок, если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 70% в тишине и выше 60% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 50 баллов на пятый день тренировки навыков слушания, и если число правильных ответов при прослушивании аудиодорожек выше 80% в тишине и выше 70% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников более 70 баллов на десятый день тренировки навыков слушания;

если по окончании курса тренировок навыков слушания результат правильных ответов при прослушивании аудиодорожек менее 60% в тишине и менее 50% на фоне помехи в виде «белого шума» и уровень шкал опросников менее 49 баллов, динамику считают неудовлетворительной и пациенту требуется повторное консультирование у врача сурдолога-оториноларинголога.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2816026C1

0
SU82419A1
СПОСОБ СЛУХО-РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ 2002
  • Королева И.В.
  • Люблинская В.В.
  • Огородникова Е.А.
  • Пак С.П.
  • Столярова Э.И.
  • Пудов В.И.
RU2209057C1
RU 2013103897 A, 10.08.2014
СЫРОЕЖКИН Ф.А., Реабилитация больных со слуховыми и вестибулярными нарушениями: нейрофизиологические аспекты компенсаторно-восстановительных процессов Дисертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук, Санкт-Петербург - 2016 г., стр
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 816 026 C1

Авторы

Владимирова Татьяна Юльевна

Фатенков Олег Вениаминович

Мартынова Анастасия Борисовна

Даты

2024-03-25Публикация

2023-07-10Подача