СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ СВЕРХТЯЖЕЛОГО КЛАССА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Российский патент 2021 года по МПК F02K9/00 B64G1/40 

Описание патента на изобретение RU2752727C1

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании ракет-носителей сверхтяжелого класса (РН СТК).

Прототипом предлагаемого изобретения является способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, раскрытый в статье «Способ обеспечения требуемой надежности ракеты-носителя с использованием резервирования в двигательной установке» авторов: Капгер В.В., Мосолов С.В., Орлова Л.И., Пастухов А.И., Савельев В.О., опубликованной в Общероссийском научно-технический журнале «Полет». - 2016. - №10. - С.9-11. В указанной статье проведен сравнительный анализ надежности следующих вариантов двигательных установок (ДУ): с четырьмя жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) без резервирования, с пятью, десятью и двенадцатью двигателями с резервированием. Вариант ДУ из 5 двигателей с одним резервируемым рассматривается авторами как наиболее перспективный - в данном варианте двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса из 5 двигателей с резервированием, двигатели штатно работают на режиме 80% номинальной тяги. По состоянию на 2020 год разрабатываемые варианты РН СТК имеют массу, не позволяющую использовать 5 двигателей с резервированием, и отказ одного двигателя приведет к аварии РН СТК из-за недостаточной тяговооруженности РН.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание нового способа функционирования двигательной установки, позволяющего повысить надежность двигательной установки, обеспечить парирование возможных отказов двигателей с сохранением функционирования РН СТК и безопасность полетов ракет-носителей сверхтяжелого класса с уменьшением финансовых потерь при выполнении программы пусков, а, следовательно, повышает конкурентоспособность отечественной РН СТК.

Техническим результатом является обеспечение запаса по суммарной тяге двигательной установки первой ступени по отношению к массе ракеты-носителя сверхтяжелого класса.

Для решения задачи и достижения технического результата предложен способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги.

Надежность двигательной установки с резервированием двигателей определяют по расчетному соотношению [Калабро С.Р. Принципы и практические вопросы надежности. М.: Изд. «Машиностроение» - 1966], описывающему полную группу событий в случае отказа одного ЖРД, продолжения работы как минимум (n-1) двигателей, входящих в ДУ, своевременного обнаружения и отключения неисправного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД):

где Рду - надежность двигательной установки;

Ред - надежность единичного двигателя;

W - вероятность формирования ложного сигнала на отключение исправного двигателя;

h - вероятность своевременного отключения неисправно работающего ЖРД системой аварийной защиты (САЗ);

i - число резервируемых ЖРД (i=0, 1);

n - количество двигателей в двигательной установке;

- число сочетаний из «n» по «i».

Анализ надежности двигательной установки первой ступени и безопасности полетов РН СТК проведен для трех вариантов компоновки изделия с числом ЖРД на первой ступени: четыре, пять и шесть двигателей (Таблица 1).

Расчеты проведены при изменении требуемой надежности единичного ЖРД в диапазоне достигнутых в отечественной практике двигателестроения значений 0,995÷0,999.

В качестве количественных характеристик работоспособности системы контроля и аварийной защиты для расчетов приняты полученные на сегодня с учетом данных для таких систем безопасности изделий ракетно-космической техники оценки показателей:

- вероятность своевременного отключения неисправно работающего ЖРД системой аварийной защиты - 0,9;

- вероятность формирования ложного сигнала на отключение исправно работающего двигателя - 0,0005.

Результаты расчетов надежности ДУ первой ступени РН СТК для принятых вариантов компоновок двигательных установок приведены в Таблице 2.

По полученным данным построены зависимости надежности ДУ от требуемой надежности единичного двигателя и принятых показателей эффективности системы САЗ, которые приведены на Фигуре.

Результаты сравнительного анализа надежности вариантов ДУ первой ступени РН СТК показывают (Фигура), что наибольшая эффективность резервирования ДУ достигается при использовании варианта ДУ первой ступени, состоящего из шести двигателей с одним резервируемым. Надежность такой резервируемой двигательной установки при требуемой надежности единичного двигателя 0,998÷0,999 и реально ожидаемых характеристиках САЗ составляет 0,9987÷0,9994, что выше, чем для варианта ДУ с пятью ЖРД с одним резервируемым двигателем, и значительно выше, чем для варианта ДУ с четырьмя ЖРД без резервирования (Рду=0,992÷0,996).

Вероятность катастрофы из-за отказа двигателя в составе ДУ первой ступени РН СТК при принятых требованиях к надежности единичного двигателя и характеристикам системы САЗ составляет 0,0006÷0,0013, то есть одна авария на 1000 летных пусков РН при обеспечении запаса по суммарной тяге ДУ, что в 4-8 раза меньше, чем для варианта ДУ с четырьмя двигателями без резервирования (4-8 аварий на 1000 пусков РН).

Предложенный вариант резервируемой ДУ первой ступени позволяет также обеспечить минимальную стоимость пуска изделия за счет меньшего количества аварийных пусков РН из-за отказов двигателей. Стоимость эксплуатации РН СТК снижается на 20% по сравнению с вариантом ДУ из четырех двигателей без резервирования. Это должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного РН СТК на международном космическом рынке.

Похожие патенты RU2752727C1

название год авторы номер документа
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 2011
  • Ахметов Равиль Нургалиевич
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Минаев Михаил Михайлович
  • Новиков Валентин Николаевич
  • Солунин Владимир Сергеевич
  • Сторож Александр Дмитриевич
  • Широков Виталий Анатольевич
RU2482030C2
Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком 2015
  • Денисов Алексей Эмильевич
  • Крайко Александр Николаевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Пономарев Николай Борисович
  • Пьянков Кирилл Сергеевич
  • Старков Владимир Кирилович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Чванов Владимир Константинович
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2610873C2
КОМПОНОВКА МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2013
  • Денисов Алексей Эмильевич
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Чванов Владимир Константинович
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2532445C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПЛА МНОГОКАМЕРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СОСТАВНОЙ СОПЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2012
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Денисов Алексей Эмильевич
RU2511800C1
ГЛУБОКО ДРОССЕЛИРОВАННЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2023
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2810868C1
ВОЗВРАЩАЕМАЯ ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ ПОСАДКИ 2022
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2809408C1
СПОСОБ ДОСТАВКИ НА ОРБИТУ СЫРЬЕВОГО ПРОДУКТА, РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА, РАКЕТА НА ЕЕ ОСНОВЕ, СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НА ГЕОСТАЦИОНАРНУЮ ОРБИТУ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ТРАНСПОРТНО-ЗАПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА 2003
  • Михальчук Михаил Владимирович
RU2299160C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МНОГОКРАТНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Архангельский Николай Иванович
RU2447313C1
Способ эжектирования атмосферного воздуха для увеличения тяги маршевой двигательной установки ракеты-носителя и компоновка штыревого соплового блока для его осуществления 2019
  • Гришко Яков Петрович
  • Денисов Алексей Эмилевич
  • Левочкин Петр Сергеевич
  • Лопатин Борис Викторович
  • Пономарев Николай Борисович
  • Стернин Леонид Евгеньевич
  • Ширшов Вячеслав Евгеньевич
  • Юрьев Василий Юрьевич
RU2744528C2
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ГОРЮЧЕГО И ОКИСЛИТЕЛЯ В ОТДЕЛЯЮЩИХСЯ СТУПЕНЯХ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Карраск Владимир Константинович
  • Жаркова Нина Алексеевна
  • Каменщиков Владимир Николаевич
  • Латышев Александр Александрович
  • Пухов Сергей Петрович
  • Потёмкин Владимир Иванович
  • Талмазан Василий Иванович
RU2290352C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 752 727 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ СВЕРХТЯЖЕЛОГО КЛАССА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании ракет-носителей сверхтяжелого класса (РН СТК). Предлагается способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги. Техническим результатом является обеспечение запаса по суммарной тяге двигательной установки первой ступени по отношению к массе ракеты-носителя сверхтяжелого класса. 1 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 752 727 C1

Способ работы двигательной установки первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в котором обеспечивают штатное функционирование входящих в состав двигательной установки жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя, а в случае отказа одного из двигателей обеспечивают работу двигательной установки за счет перевода оставшихся двигателей на режим номинальной тяги, отличающийся тем, что обеспечивают штатное функционирование шести жидкостных ракетных двигателей с резервированием в полете на режиме тяги 80% от номинального режима каждого двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2752727C1

Капгер В.В
и др
Способ обеспечения требуемой надежности ракеты-носителя, "Полет" Общероссийский научно-технический журнал, М., Маш., N10, 2016, с.9-11
СПОСОБ СТАРТА РАКЕТЫ 2010
  • Камалеев Рустам Зангирович
  • Проскурин Александр Георгиевич
  • Семёнов Андрей Александрович
  • Чернышёв Геннадий Иванович
  • Дубенкова Нина Изосимовна
  • Могиленко Владимир Иванович
  • Сукорцев Александр Митрофанович
  • Таращик Наталья Васильевна
RU2446081C1
СПОСОБ ПУСКА КОСМИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ 2015
  • Белоусов Игорь Иванович
  • Ефимочкин Александр Фролович
RU2582514C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ НА ОРБИТУ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ-НОСИТЕЛЕМ КОМБИНИРОВАННОЙ СХЕМЫ С МАРШЕВЫМИ ЖИДКОСТНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ (ЖРДУ), МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННОЙ СХЕМЫ С МАРШЕВЫМИ ЖРДУ И СПОСОБ ЕЕ ОТРАБОТКИ 2000
  • Киселев А.И.
  • Медведев А.А.
  • Карраск В.К.
  • Дермичев Г.Д.
  • Радугин И.С.
  • Петроковский С.А.
  • Моторный Е.И.
  • Юрьев В.Ю.
RU2161108C1
СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО СТАРТА РАКЕТЫ С МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ 2011
  • Володин Валерий Дмитриевич
  • Соломаха Сергей Григорьевич
  • Ветлов Виктор Иванович
  • Цуриков Юрий Александрович
  • Лотарев Николай Михайлович
RU2481251C1
CN 110239745 A, 17.09.2019.

RU 2 752 727 C1

Авторы

Кошлаков Владимир Владимирович

Мосолов Сергей Владимирович

Пастухов Александр Иванович

Капгер Владимир Владимирович

Чебаненко Александр Викторович

Савельев Владимир Олегович

Даты

2021-07-30Публикация

2020-10-08Подача