КОМПЕНСАТОР ПОМЕХ В ГАРМОНИЧЕСКОМ НИЗКОЧАСТОТНОМ СИГНАЛЕ Российский патент 2021 года по МПК B61L25/06 

Описание патента на изобретение RU2754372C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает повышение помехоустойчивости приемников сигналов в рельсовых цепях и в системах автоматической локомотивной сигнализации за счет компенсации помех.

Уровень техники

Известны устройства для подавления помех в рельсовых цепях и в системах автоматической локомотивной сигнализации [1]. Однако они не обеспечивают требуемой степени подавления помех, обладающих широким частотным диапазоном и большим изменением во времени амплитуд.

Известно устройство для компенсации помех в приемнике автоматической локомотивной сигнализации, подключаемое к входу приемника и снабженное режекторным фильтром, усилителем и сумматором и подстроечным усилителем [2]. Однако устройство относительно сложно, а качество подавления помех зависит от качества настройки соответствующих элементов.

Известно также устройство, в котором компенсатор помех, подключаемый к входу приемника, снабжен режекторным фильтром, усилителем и алгебраическим сумматором [1]. Однако достаточно сложно выбирать коэффициент усиления, обеспечиваемый усилителем и определяющий качество.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано в аппаратуре рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации.

В этой аппаратуре используются электрические фильтры на резонансных контурах, построенных на катушках индуктивности и конденсаторах. Вызвано это тем, что сигнальные токи в рельсовых цепях и автоматической локомотивной сигнализации имеют несущие частоты в нижней части звукового диапазона, на которых наиболее эффективны такие фильтры.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является повышение помехоустойчивости приемников рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации за счет увеличения степени подавления помех при исключении необходимости внесения для этого сложных схемных или конструктивных изменений.

Задача достигается тем, что компенсатор помех снабжен дополнительно инвертирующим трансформатором с коэффициентом трансформации, равным единице, и суммирующим трехобмоточным трансформатором, две первичные обмотки которого имеют одинаковое количество витков и соединены согласно, причем вторичная обмотка изолирующего трансформатора рельсовой цепи или выход приемных локомотивных катушек автоматической локомотивной сигнализации подключены через режекторный фильтр к первичной обмотке инвертирующего трансформатора и к одной первичной обмотке суммирующего трансформатора, другая первичная обмотка которого подключена к вторичной обмотке инвертирующего трансформатора, а вторичная обмотка суммирующего трансформатора подключена к входу приемника сигналов; причем режекторный фильтр выполнен в виде параллельно соединенных катушки индуктивности и конденсатора.

Краткое описание чертежей

На чертеже - Блок-схема устройства представлена блок-схема компенсатора помех.

Осуществление изобретения

Устройство содержит инвертирующий трансформатор 1 с коэффициентом трансформации, равным единице, первичная обмотка которого через режекторный фильтр, выполненный в виде параллельно соединенных катушки индуктивности 2 и конденсатора 3, подключена к вторичной обмотке изолирующего трансформатора рельсовой цепи или к выходу приемных локомотивных катушек автоматической локомотивной сигнализации, к которым подключена также одна первичная обмотка суммирующего трансформатора 4. Вторичная обмотка инвертирующего трансформатора 1 подключена к другой первичной обмотке суммирующего трансформатора 4, вторичная обмотка которого подключена к входу приемника сигналов 5.

Устройство работает следующим образом:

Напряжение на вторичной обмотке изолирующего трансформатора рельсовой цепи или на выходе приемных локомотивных катушек автоматической локомотивной сигнализации, каждое из которых содержит сумму напряжений полезного сигнала и помех , поступает на режекторный фильтр, который существенно ослабляет полезный сигнал . Поэтому на вход инвертирующего трансформатора поступает практически только напряжение помех , который изменяет фазу напряжения помех на 180°, и это напряжение подается на одну из первичных обмоток суммирующего трансформатора. На другую первичную обмотку этого трансформатора поступает сигнал, содержащий сумму напряжений полезного сигнала и помех . Поскольку первичные обмотки суммирующего трансформатора соединены согласно, выходной сигнал его равен разности сигналов и . В результате компенсатор существенно ослабляет помехи в принимаемом из рельсовой линии сигнале.

Таким образом, снабжение компенсатора помех указанными элементами, обеспечивает существенное ослабление мощных помех от переменного тягового тока в рельсовых линиях, возникающих при сгущении потока поездов или движении тяжеловесных поездов, а также обеспечивает практически полное подавление помех на аппаратуру автоматической локомотивной сигнализации от магнитного поля рельсов, неравномерно намагниченных по их длине. Это обеспечивает снижение сбоев в работе приемников сигналов в рельсовых цепях и в системах автоматической локомотивной сигнализации, в результате чего достигается повышение безопасности движения поездов и уменьшение потерь в поездной работе вследствие снижения количества появлений на напольных или локомотивных светофорах ложных сигналов, требующих снижения скорости поезда.

Испытания компенсатора в лабораторных условиях на компьютере и нп физической модели подтвердили его работоспособность и высокую эффективность.

Источники информации

1. Шаманов В.И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики. - М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.

2. Шаманов В.И., Пультяков А.В., Трофимов Ю.А. Приемное устройство для автоматической локомотивной сигнализации. Патент РФ №59010 от 10.12. 2006 г.

Похожие патенты RU2754372C1

название год авторы номер документа
Компенсатор гармонических помех в низкочастотном сигнале 2023
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2804284C1
КОМПЕНСАТОР ГАРМОНИЧЕСКИХ ПОМЕХ ОТ ТЯГОВОГО ТОКА 2023
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2823641C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации с индуктивным каналом передачи информации 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2735147C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ В ТОНАЛЬНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ 2017
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Ваньшин Александр Евгеньевич
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2668007C1
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ С ОБРАТНОЙ ТЯГОВОЙ СЕТЬЮ 2013
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
RU2533942C2
Устройство для диагностики релейной локомотивной аппаратуры АЛСН 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Барышев Юрий Алексеевич
  • Титова Наталия Николаевна
RU2725829C1
Устройство для проверки автоматической локомотивной сигнализации с учетом асимметрии в канале индукционной связи 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2735187C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ ПРИ ЭЛЕКТРОТЯГЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2022
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2786253C1
Устройство подавления импульсных помех на входе локомотивного приемника АЛС 2015
  • Аргунов Игорь Алексеевич
  • Вихрова Нина Юрьевна
  • Горенбейн Евгений Вячеславович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Табунщиков Александр Константинович
RU2618616C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗЛОМА РЕЛЬСОВ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2020
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2748826C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 754 372 C1

Реферат патента 2021 года КОМПЕНСАТОР ПОМЕХ В ГАРМОНИЧЕСКОМ НИЗКОЧАСТОТНОМ СИГНАЛЕ

Изобретение относится к средствам компенсации помех в гармоническом низкочастотном сигнале рельсовых цепей и АЛС. Компенсатор содержит режекторный фильтр, подавляющий сигнальное напряжение с частотой 25 и/или 75 Гц, инвертирующий трансформатор с коэффициентом трансформации, равным единице, суммирующий трехобмоточный трансформатор, две первичные обмотки которого имеют одинаковое количество витков и соединены согласно. При этом вторичная обмотка изолирующего трансформатора рельсовой цепи или выход приемных локомотивных катушек автоматической локомотивной сигнализации подключены через режекторный фильтр к первичной обмотке инвертирующего трансформатора и к одной первичной обмотке суммирующего трансформатора, другая первичная обмотка которого подключена к вторичной обмотке инвертирующего трансформатора, а вторичная обмотка суммирующего трансформатора подключена к входу приемника сигналов. Причем режекторный фильтр выполнен в виде параллельно соединенных катушки индуктивности и конденсатора. Достигается повышение помехоустойчивости приемников сигналов в рельсовых цепях и АЛС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 754 372 C1

Компенсатор помех в гармоническом низкочастотном сигнале рельсовых цепей или автоматической локомотивной сигнализации, содержащий режекторный фильтр, который подавляет сигнальное напряжение с частотой 25 и/или 75 Гц, отличающийся тем, что он снабжен дополнительно инвертирующим трансформатором с коэффициентом трансформации, равным единице, и суммирующим трехобмоточным трансформатором, две первичные обмотки которого имеют одинаковое количество витков и соединены согласно, причем вторичная обмотка изолирующего трансформатора рельсовой цепи или выход приемных локомотивных катушек автоматической локомотивной сигнализации подключены через режекторный фильтр к первичной обмотке инвертирующего трансформатора и к одной первичной обмотке суммирующего трансформатора, другая первичная обмотка которого подключена ко вторичной обмотке инвертирующего трансформатора, а вторичная обмотка суммирующего трансформатора подключена ко входу приемника сигналов; причем режекторный фильтр выполнен в виде параллельно соединенных катушки индуктивности и конденсатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2754372C1

Следящее устройство 1936
  • Барский Б.А.
SU59010A1
0
SU162214A1
Поворотный кран 1960
  • Меклер М.Б.
SU137247A1
Шаманов В.И
Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики
- М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2013
Нагревательный прибор для центрального отопления 1920
  • Шашков А.Н.
SU244A1

RU 2 754 372 C1

Авторы

Шаманов Виктор Иннокентьевич

Денежкин Дмитрий Валерьевич

Даты

2021-09-01Публикация

2021-03-26Подача