Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе Российский патент 2021 года по МПК F02K7/08 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2755211C2

Изобретение относится к авиационной технике и ракетно-космической технике, а именно к разработке высокоскоростных летательных аппаратов (ЛА) с интегрированной силовой установкой (СУ) на водородном топливе.

Важным показателем совершенства силовой установки (двигателя) является коэффициент полноты сгорания топлива (топливной смеси), характеризующий происходящий в силовой установке экзотермический процесс окисления топлива при его соединении с воздушным потоком.

Коэффициент полноты сгорания топлива можно определять несколькими способами: анализом проб, отобранных из тракта двигателя; методами лазерной диагностики состава газа; оптическими методами; на основании измерения сил, приложенных к поверхностям двигателя; определением концентрации компонентов продуктов сгорания двигателя расчетным путем и газодинамическим способом - по измерению давлений и тепловых потоков в стенки камеры сгорания двигателя. Все эти способы являются способами косвенного определения необходимых данных для вычисления коэффициента полноты горения топлива и соответственно точность зависит от выбранного метода. Наиболее точным определением коэффициента полноты сгорания топлива может быть в способе в котором определяют абсолютные значения усилия двигателя, статическое давление на выходном сечении сопла при испытаниях в свободном потоке течения газа в камере сгорания двигателя или его модели. Известен способ определения коэффициента полноты сгорания топливной смеси по температуре продуктов сгорания [William Н. Heiser, David Т. Pratt. Hypersonic Airbreathing Propulsion. AIAA Education Series. 1994, p. 330.331] расчетным путем. Недостатком температурного способа является то, что способ непригоден для высокотемпературных потоков газа, характерных для высокоскоростных двигателей.

Известен способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя с использованием замеров статического давления [Орлик Е.В., Старов А.В., Шумский В.В. Определение газодинамическим способом полноты выгорания в модели с горением. Физика горения и взрыва, 2004, т. 40, №4, стр. 23-34]. В способе производят измерение статического давления вблизи стенки в качестве среднего по сечению. Недостатком является использование в расчетах этого усредненного значения, что не позволяет корректно определять коэффициенты полноты сгорания в потоках с сильной неравномерностью.

Наиболее близким к заявленному способу, принятому за прототип, является способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (патент РФ №2495270). В этом способе модель прямоточного воздушно-реактивного двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, установленной на упругих опорах. Тягоизмерительную платформу также соединяют с датчиком силы. Первоначально воздух подают на вход двигателя без подачи топлива в камеру сгорания. Измеряют усилие на датчике силы. Затем дополнительно подают в камеру сгорания топливо. Воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы. Затем вычисляют η коэффициент полноты сгорания топливной смеси по соотношению:

Недостатком данного способа является то, что он применим только для двигателей с критическим сечением, в котором реализуется замыкающее условие - число Маха М=1 и не пригоден для определения коэффициента полноты сгорания топлива со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания.

Задачей и техническим результатом предлагаемого изобретения является:

- обеспечение возможности определение коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, характеризующейся сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания;

- повышение точности определения коэффициента полноты сгорания топлива при натурных измерениях и испытаниях модели такого типа двигателя.

Технический результат достигается тем, что в способе определения коэффициента полноты сгорания топлива модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, платформу устанавливают на упругие опоры и соединяют с датчиком силы производят первый этап измерений подают воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы (Р), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Тх) площадь выходного сечения (F), угол атаки модели (γ), скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметр сечения проточного тракта (П), расход воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовую долю воздуха в выходном сечении сопла (gв), далее производят второй этап измерений для чего подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (T), расход топлива через проточный тракт модели (Gг), разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статическую энтальпию топлива в выходном сечении сопла (hг), статическую энтальпию продуктов сгорания в выходном сечении сопла (hnc), массовую долю топлива в выходном сечении сопла (gг), массовую долю продуктов сгорания в выходном сечении сопла (gnc) так, что в выходном сечении сопла устанавливают датчики статического давления и дополнительно при первом и втором этапах измерений производят измерения статического давления на срезе сопла в выходном сечении сопла модели (рх) и статического давления газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (р), затем на основании полученных измеренных данных и констант вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива η, для чего решают систему уравнений:

где

Rx - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

hg - статическая энтальпия воздуха;

Нв0 - полная энтальпия воздуха;

R - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Нго - полная энтальпия топлива;

α - коэффициент избытка окислителя;

L0 - стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания топлива;

Р - угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

q - тепловой поток к стенке проточного тракта;

qх - тепловой поток к стенке для текущей координаты х.

Изобретение поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 представлена модель двигателя со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания, установленная на тягоизмерительной платформе.

Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива при сверхзвуковом течении газа в камере сгорания 2 модели прямоточного воздушно-реактивного двигателя осуществляют в следующей последовательности действий. Перед работой модель двигателя 1 жестко соединяют с тягоизмерительной платформой 3. Платформу 3 устанавливают на упругие опоры 4 и соединяют с датчиком силы 5. Измеряют усилие на датчике силы 5. После чего подают воздух в камеру сгорания 2. Измеряют усилие на датчике силы 5 (Р) и давление (рх) в выходном сечении 6. Производят измерение статической температуры газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Тх), площади выходного сечения (F), угла атаки модели (γ), скорости газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметра сечения проточного тракта (П), расхода воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовой доли воздуха в выходном сечении сопла (gв). Потом дополнительно подают топливо в камеру сгорания 2. Воспламеняют образовавшуюся топливную смесь. Осуществляют процесс горения в камере сгорания 2 топливной смеси. В процессе горения смеси измеряют силу по датчику 5 и давление (р) в выходном сечении 6 сопла 7. Производят измерения скорости газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статической температуры газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (Т), расхода топлива через проточный тракт модели (), разности показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статической энтальпии топлива в выходном сечении сопла (), статической энтальпии продуктов сгорания в выходном сечении сопла (), массовой доли топлива в выходном сечении сопла (), массовой доли продуктов сгорания в выходном сечении сопла (). Затем вычисляют полноту сгорания топливной смеси для чего используют полученные измеренные данные и константы.

Затем вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива путем решения системы уравнений, удовлетворяющей закону сохранения массы, импульса и энергии, которая составляется для выходного сечения сопла:

где

wx скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

рх статическое давление газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

Rx газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

Тх статическая температура газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

F площадь выходного сечения сопла;

γ угол атаки модели;

β угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

hв статическая энтальпия воздуха;

Нв0 полная энтальпия воздуха;

qx тепловой поток в стенки проточного тракта;

П периметр сечения проточного тракта;

Gв расход воздуха через проточный тракт модели;

w скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

р статическое давление газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

R газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Т статическая температура газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

расход горючего через проточный тракт модели;

ΔР разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи топлива;

статическая энтальпия топлива в выходном сечении сопла;

статическая энтальпия продуктов сгорания в выходном сечении сопла;

gв массовая доля воздуха в выходном сечении сопла;

массовая доля топлива в выходном сечении сопла;

массовая доля продуктов сгорания в выходном сечении сопла;

полная энтальпия топлива;

α коэффициент избытка окислителя;

L0 стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания.

Таким образом, совокупностью существенных признаков предложенного способа определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, достигается возможность определения коэффициента полноты сгорания топлива в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, характеризующейся сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания; повышение точности определения коэффициента полноты сгорания топлива при натурных измерениях и испытаниях модели такого типа двигателя.

Похожие патенты RU2755211C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ СВЕРХЗВУКОВОГО ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Климовский Константин Константинович
  • Прохоров Александр Николаевич
RU2495270C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГИ В ПОЛЕТЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СМЕШЕНИЕМ ПОТОКОВ 2015
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Кизеев Илья Сергеевич
  • Пудовкин Иван Юрьевич
RU2596413C1
Способ определения тяги прямоточного воздушно-реактивного двигателя при летных испытаниях 2017
  • Семёнов Вячеслав Львович
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Арефьев Константин Юрьевич
  • Иванов Александр Петрович
  • Погорелова Ольга Фёдоровна
RU2663320C1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Семенов В.Л.
  • Клеянкин Г.А.
  • Дударева Н.Н.
  • Щекарева И.Г.
RU2238420C1
Способ полетной диагностики авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков 2016
  • Эзрохи Юрий Александрович
  • Хорева Елена Александровна
  • Кизеев Илья Сергеевич
RU2649715C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДЕТОНАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Носачев Леонид Васильевич
  • Пляшечник Владимир Ильич
  • Лацоев Казбек Федорович
  • Павлов Юрий Алексеевич
  • Швалев Юрий Григорьевич
RU2381472C1
ГОРЕЛКА И СПОСОБ РАБОТЫ ГОРЕЛКИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Прохоров Александр Николаевич
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Мнацаканян Юрик Саркисович
  • Жирнов Дмитрий Борисович
RU2381417C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НЕПРЕРЫВНО-ДЕТОНАЦИОННОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2019
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
  • Фролов Сергей Михайлович
RU2724558C1
Способ испытания высокоскоростного летательного аппарата 2015
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Мосеев Дмитрий Сергеевич
RU2610329C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Старик Александр Михайлович
  • Сериков Ростислав Иванович
  • Титова Наталия Сергеевна
  • Безгин Леонид Викторович
  • Копченов Валерий Игоревич
RU2542652C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 755 211 C2

Реферат патента 2021 года Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе

Изобретение относится к авиационной технике и ракетно-космической технике, а именно к разработке высокоскоростных летательных аппаратов с интегрированной силовой установкой на водородном топливе. Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, в котором модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой. Платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы. После этого подают воздух на вход в камеру сгорания. Измеряют усилие на датчике силы. Потом в камеру сгорания подают топливо. Воспламеняют полученную топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы и статическое давление в выходном сечении модели. Измеряют физические величины во время испытания. Затем вычисляют коэффициент полноты сгорания топливной смеси путем решения системы уравнений, удовлетворяющей закону сохранения массы, импульса и энергии, которая составляется для выходного сечения сопла. Изобретение обеспечивает возможность определения коэффициента полноты сгорания топлива со сверхзвуковой скоростью течения газов в камере сгорания модели двигателя, обтекаемой свободным воздушным потоком, а также повышение точности определения параметров при натурных измерениях и испытаниях модели двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 755 211 C2

Способ определения коэффициента полноты сгорания топлива в прямоточном воздушно-реактивном двигателе, при котором модель двигателя жестко соединяют с горизонтальной тягоизмерительной платформой, платформу устанавливают на упругие опоры и соединяют с датчиком силы, производят первый этап измерений, подают воздух на вход в камеру сгорания и измеряют усилие на датчике силы (P), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (Tx,), площадь выходного сечения (F), угол атаки модели (γ), скорость газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива (wx), периметр сечения проточного тракта (П), расход воздуха через проточный тракт модели (Gв), массовую долю воздуха в выходном сечении сопла (gв), далее производят второй этап измерений, для чего подают в камеру сгорания топливо, воспламеняют образовавшуюся топливную смесь и в процессе горения смеси измеряют усилие на датчике силы, скорость газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (w), статическую температуру газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (Т), расход топлива через проточный тракт модели (Gг), разность показаний датчика силы в пуске с подачей топлива и без подачи (ΔР), статическую энтальпию топлива в выходном сечении сопла (hг), статическую энтальпию продуктов сгорания в выходном сечении сопла (hтс), массовую долю топлива в выходном сечении сопла (gг), массовую долю продуктов сгорания в выходном сечении сопла (gnc), отличающийся тем, что в выходном сечении сопла устанавливают датчики статического давления и дополнительно при первом и втором этапах измерений производят измерения статического давления на срезе сопла в выходном сечении сопла модели (рх) и статического давления газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива (р), затем на основании полученных измеренных данных и констант вычисляют коэффициент полноты сгорания топлива η, для чего решают систему уравнений:

где Rx - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске без подачи топлива;

hв - статическая энтальпия воздуха;

Нв0 - полная энтальпия воздуха;

R - газовая постоянная газа в выходном сечении сопла в пуске с подачей топлива;

Нг0 - полная энтальпия топлива;

α - коэффициент избытка окислителя;

L0 - стехиометрическое соотношение топлива и окислителя;

χ - коэффициент, зависящий от коэффициента избытка окислителя;

η - коэффициент полноты сгорания топлива;

β - угол наклона струи газа к строительной горизонтали модели;

q - тепловой поток к стенке проточного тракта;

qx - тепловой поток к стенке для текущей координаты х.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2755211C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ СВЕРХЗВУКОВОГО ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Климовский Константин Константинович
  • Прохоров Александр Николаевич
RU2495270C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПРЯМОТОЧНЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2004
  • Верхоломов В.К.
  • Суриков Е.В.
RU2261425C1
СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ 2008
  • Черноморский Вадим Семенович
RU2389008C1
US 4719750 A, 19.06.1988.

RU 2 755 211 C2

Авторы

Александров Вадим Юрьевич

Арефьев Константин Юрьевич

Кукшинов Николай Владимирович

Прохоров Александр Николаевич

Губанов Анатолий Александрович

Иванькин Михаил Анатольевич

Талызин Вадим Алексеевич

Даты

2021-09-14Публикация

2019-11-18Подача