СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПРЯМОТОЧНЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2005 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2261425C1

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам, предназначенным для испытаний прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

В настоящее время на летательных аппаратах (ЛА) различного назначения находят применение прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) с боковым воздухозаборным устройством, состоящим из нескольких диффузоров с патрубками. На тягово-экономические характеристики прямоточного двигателя существенное влияние оказывает полнота сгорания топлива в его камере сгорания, которая определяется экспериментально с помощью стендовых испытаний.

Известен стенд для испытания воздушно-реактивных двигателей (Солохин Э.Л. "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей", М.: Машиностроение, 1975, с.136, фиг.3.19), содержащий подводящий трубопровод, присоединенный трубопровод и динамоплатформу с силоизмерительным устройством. Однако на таком стенде не представляется возможным провести испытания прямоточного воздушно-реактивного двигателя из-за отсутствия стендового воздухозаборного устройства с боковыми патрубками.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является стенд для испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей, содержащий подводящий трубопровод, присоединенный трубопровод, ресивер, стендовое воздухозаборное устройство с патрубками и динамоплатформу с силоизмерительным устройством (Webster F.F. «Ramjet development testing: which way is riqht?-J. Propulsion. Vol.5, №5, 1989, стр.565-576, фиг.8).

Стенд работает следующим образом. Воздух после подогревателя через подводящий трубопровод, присоединенный трубопровод поступает в стендовый ресивер. Из ресивера воздух подается в стендовое воздухозаборное устройство, состоящее из нескольких патрубков, и далее в камеру сгорания, размещенную на динамоплатформе с силоизмерительным устройством. При проведении испытаний на этом стенде определяется зависимость коэффициента полноты сгорания топлива в камере прямоточного двигателя от температуры торможения поступающего в двигатель воздуха (Т*в) и коэффициента избытка воздуха (α). Однако на этом стенде не представляется возможным определить влияние углов атаки ЛА на полноту сгорания топлива в камере, а следовательно, и на тягово-экономические характеристики (тяга, удельный импульс) двигателя в целом.

Решаемой задачей изобретения является определение полноты сгорания топлива в камере сгорания и тягово-экономических характеристик прямоточного воздушно-реактивного двигателя на различных углах атаки полета ЛА, а также формирование требуемого профиля скоростей, давлений воздушного потока на выходе из воздухозаборного устройства.

Обеспечивается это тем, что в стенде для испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей, содержащем подводящий трубопровод, присоединенный трубопровод, ресивер, стендовое воздухозаборное устройство с патрубками, имитирующими размещение с наветренной и подветренной стороны летательного аппарата (ЛА), и динамоплатформу с силоизмерительным устройством, в патрубке, имитирующем расположение с подветренной стороны ЛА, установлен регулируемый дроссель, а ниже по потоку присоединен дренажный патрубок, в котором размещены мерное устройство и регулируемый дроссель.

На выходе из дренажного патрубка смонтирован выхлопной эжектор.

В патрубках размещены регулируемые элементы.

На фиг.1 изображена схема предлагаемого стенда для испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей, на фиг.2 - схема дренажного патрубка, на выходе из которого смонтирован выхлопной эжектор.

Заявляемый стенд для испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей состоит из подводящего трубопровода 1, присоединенного трубопровода 2, ресивера 3, стендового воздухозаборного устройства с патрубками 4, в которых размещены мерные устройства 5, динамоплатформы 6 с силоизмерительным устройством 7, установленной на гибких лентах 8. В каждом патрубке стендового воздухозаборного устройства, имитирующего расположение патрубка летного варианта воздухозаборного устройства с подветренной стороны ЛА, размещен регулируемый дроссель 9 с приводом 10 и датчиком угла поворота (перемещения) 11, а ниже по потоку присоединен дренажный патрубок 12, в котором размещены мерное устройство 13 и регулируемый дроссель 14 с приводом 15 и датчиком угла поворота 16. На динамоплатформе с помощью опоры 17 закреплен испытываемый двигатель, состоящий из топливного бака (твердотопливного газогенератора) 18, камеры сгорания 19 с входными патрубками 20 и сопла 21. На выходе из дренажного патрубка смонтирован выхлопной эжектор 22 с коллектором 23 и трубопроводом 24. В патрубках размещены регулируемые элементы (например, интерцепторы) 25.

Стенд работает следующим образом. Нагретый после подогревателя воздух через подводящий трубопровод 1, присоединенный трубопровод 2 поступает в ресивер 3. Из ресивера воздух подается в стендовое воздухозаборное устройство, в каждом патрубке 4 которого размещено мерное устройство 5, выполненное, например, в виде критического расходомерного сопла. Из стендового воздухозаборного устройства воздух через входные патрубки 20 поступает в камеру сгорания 19 прямоточного двигателя. Из топливного бака (твердотопливного газогенератора в случае ракетно-прямоточного двигателя) 18 в камеру сгорания подается топливо, где оно смешивается и сгорает. Продукты сгорания выбрасываются в окружающую среду через сопло 21.

При нулевых значениях угла атаки ЛА (αат=0) регулируемый дроссель 9 в патрубке 4 занимает нейтральное положение с максимальной величиной проходного сечения, что соответствует максимальному расходу воздуха, соответствующему заданным условиям полета (число М, высота полета). При этом регулируемый дроссель 14 в дренажном патрубке 12 закрыт. Для получения одинаковых гидравлических характеристик при угле атаки αат=0 в патрубках, имитирующих расположение с наветренной стороны ЛА, целесообразно разместить имитаторы регулируемого дросселя в нейтральном положении.

При небольших углах атаки (углах скольжения) регулируемый дроссель поворачивается (перемещается) и перекрывает часть проходного сечения патрубка 4, имитирующего расположение с подветренной стороны ЛА, что приводит к снижению расхода воздуха через этот патрубок.

При этом расход воздуха через патрубки, имитирующие расположение с наветренной стороны ЛА, может возрастать (изменяться) вследствие подтормаживания набегающего потока воздуха корпусом ЛА. Соответствующее увеличение расхода воздуха через эти патрубки получают, например, путем требуемого изменения полного давления в присоединенном трубопроводе 2, обеспечиваемого с помощью регулируемого стендового дросселя (шибера), размещенного на линии подводящего трубопровода 1 (не показанного на фиг.1).

При больших углах атаки регулируемый дроссель 9 полностью перекрывает проходное сечение патрубка 4, что приводит к прекращению поступления воздуха в камеру сгорания через этот патрубок.

При очень больших (предельных) углах атаки - при закрытом положении дросселя 9 - открывается регулируемый дроссель 14 на дренажном патрубке 12 и при необходимости включается выхлопной эжектор 22 с помощью подачи эжектирующего газа по трубопроводу 24 в коллектор 23. С помощью регулирования подачи эжектирующего газа получают необходимое разряжение на выходе из дренажного патрубка 12, которому соответствует определенный расход продуктов сгорания из камеры сгорания в атмосферу при полете ракеты на предельных углах атаки.

Формирование требуемого профиля скоростей, давлений воздушного потока на выходе из патрубков 20 (на входе в камеру сгорания) получают с помощью соответствующего перемещения (поворота) регулируемых элементов 25, размещенных в патрубках.

Техническим результатом является то, что предлагаемый стенд позволяет определять параметры камеры сгорания и прямоточного двигателя (полнота сгорания топлива, тяга, удельный импульс) при имитации полета ЛА с различными углами атаки (углами скольжения). При заданном угле атаки соответствующий расход воздуха через патрубок воздухозаборного устройства, расположенный с подветренной стороны, определяется экспериментально или с помощью расчетов.

Размещение на выходе из дренажного патрубка выхлопного эжектора позволяет определять на стенде характеристики рабочего процесса прямоточного воздушно-реактивного двигателя (в первую очередь, полноту сгорания топлива) на предельно высоких (околосрывных) углах атаки.

Размещение в патрубках регулируемых элементов (интерцепторов и др.) позволяет получить требуемый по условиям полета ЛА профиль скоростей, давлений воздушного потока на выходе из воздухозаборного устройства и, таким образом, определить влияние на характеристики работы двигателя на стенде не только углов атаки ЛА, но и параметров воздушного потока.

При возрастании угла атаки ЛА из-за значительного (в несколько раз) снижения расхода воздуха через патрубки воздухозаборного устройства, расположенные с подветренной стороны, в камере сгорания прямоточного двигателя изменяется газодинамическая структура течения. В этих условиях актуальной проблемой является обеспечение эффективного рабочего процесса в камере сгорания. В настоящее время испытания ЛА с работающим прямоточным двигателем на разных углах атаки проводят в сверхзвуковом воздушном горячем потоке, вытекающем из сопла, что требует создания громоздкого стендового оборудования с большими расходами воздуха.

В процессе испытаний прямоточного двигателя на предлагаемом стенде с имитацией углов атаки ЛА открываются возможности выбора наиболее рационального размещения форсунок (сопловых отверстий на газораспределительной головке) для получения наиболее высоких параметров рабочего процесса во всем диапазоне полетных условий.

При исследовании влияния углов атаки (а также углов скольжения) на характеристики двигателя получается значительный экономический эффект по сравнению с испытаниями в свободной струе по причине минимальных расходов воздуха, поскольку предлагаемый стенд выполнен по схеме с присоединенным трубопроводом.

Похожие патенты RU2261425C1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2012
  • Девлеканов Дмитрий Рашидович
  • Девлеканов Рашид Шамильевич
  • Карышев Сергей Иванович
RU2540202C2
Способ определения тяги прямоточного воздушно-реактивного двигателя при летных испытаниях 2017
  • Семёнов Вячеслав Львович
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Арефьев Константин Юрьевич
  • Иванов Александр Петрович
  • Погорелова Ольга Фёдоровна
RU2663320C1
Стенд для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания 2018
  • Зосимов Сергей Анатольевич
  • Власенко Виктор Владимирович
  • Сысоев Андрей Викторович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Серманов Валерий Николаевич
  • Николаев Алексей Анатольевич
RU2730542C2
Способ испытания газотурбинного двигателя в термобарокамере высотного стенда 2018
  • Клинский Борис Михайлович
RU2697588C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЭНЕРГОУСТАНОВОК С КРИОГЕННЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ТОПЛИВА 2010
  • Ильичев Виталий Александрович
  • Пригожин Виктор Иванович
  • Савич Анатолий Романович
  • Зарницын Владимир Васильевич
  • Зюбин Евгений Иванович
RU2445503C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ СОПЛА 2012
  • Фершалов Юрий Яковлевич
  • Сазонов Тимофей Викторович
  • Грибиниченко Матвей Валерьевич
  • Куренский Алексей Владимирович
RU2528467C2
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ИНТЕГРИРОВАННЫМ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Семенов Вячеслав Львович
  • Прохоров Александр Николаевич
  • Александров Вадим Юрьевич
  • Захаров Вячеслав Сергеевич
RU2370744C1
Стенд для испытания газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя 2020
  • Клинский Борис Михайлович
RU2739168C1
Ракета с воздушно-реактивным двигателем 2017
  • Ярославцев Михаил Иванович
RU2685002C2
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВУХКОНТУРНЫХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СПОСОБ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Егоров Игорь Валерьевич
  • Жигунов Михаил Михайлович
  • Нарышкин Александр Николаевич
RU2467302C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 261 425 C1

Реферат патента 2005 года СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПРЯМОТОЧНЫХ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для испытаний прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). В данном стенде в патрубке стендового воздухозаборного устройства, имитирующем расположение с подветренной стороны летательного аппарата (ЛА), установлен регулируемый дроссель, а ниже по потоку присоединен дренажный патрубок, в котором размещены мерное устройство и регулируемый дроссель. В зависимости от угла атаки регулируемый дроссель поворачивается (перемещается) таким образом, что перекрывает часть проходного сечения патрубка, что приводит к снижению расхода воздуха через этот патрубок. При этом расход воздуха через патрубки, имитирующие расположение с наветренной стороны ЛА, может возрастать (изменяться) вследствие подтормаживания набегающего потока воздуха корпусом ЛА. Соответствующее увеличение расхода воздуха через эти патрубки получают, например, путем требуемого изменения полного давления в присоединенном трубопроводе, обеспечиваемого с помощью регулируемого стендового дросселя (шибера), размещенного на линии подводящего трубопровода. Таким образом, предлагаемый стенд, выполненный по схеме с присоединенным трубопроводом, позволяет определять параметры камеры сгорания и прямоточного двигателя (полнота сгорания топлива, тяга, удельный импульс) при имитации полета ЛА с различными углами атаки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 261 425 C1

1. Стенд для испытания прямоточных воздушно-реактивных двигателей, содержащий подводящий трубопровод, присоединенный трубопровод, ресивер, стендовое воздухозаборное устройство с патрубками, имитирующими размещение с наветренной и подветренной сторон летательного аппарата (ЛА), и динамоплатформу с силоизмерительным устройством, причем в патрубке, имитирующем расположение с подветренной стороны ЛА, установлен регулируемый дроссель, а ниже по потоку присоединен дренажный патрубок, в котором размещены мерное устройство и регулируемый дроссель.2. Стенд по п.1, отличающийся тем, что на выходе из дренажного патрубка смонтирован выхлопной эжектор.3. Стенд по п.1, отличающийся тем, что в патрубках размещены регулируемые элементы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2261425C1

WEBSTER F.F
Ramjet development testing: which way is right? Propulsion
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
СОЛОХИН Э.Л
Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей
- М.: Машиностроение, 1975, с.136, фиг.3.19
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОВОРОТНЫМ ОСЕСИММЕТРИЧНЫМ РЕАКТИВНЫМ СОПЛОМ 1998
  • Андреев А.В.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Павленко В.Н.
  • Руднев Ю.Т.
  • Целяев И.Г.
  • Чепкин В.М.
RU2144658C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОВОРОТНЫМ РЕАКТИВНЫМ СОПЛОМ 2002
  • Андреев А.В.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Никутов О.Н.
  • Поляков Б.С.
  • Фадеев В.А.
  • Чепкин В.М.
RU2216005C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Покровский Н.В.
RU2162593C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С УЧЁТОМ СЕЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ 2001
  • Лобурев А.В.
  • Хорошилов В.Н.
  • Саатчан Г.С.
  • Зимин Л.А.
RU2210066C1
US 5230241 А, 27.07.1993
US 5396793 А, 14.03.1995.

RU 2 261 425 C1

Авторы

Верхоломов В.К.

Суриков Е.В.

Даты

2005-09-27Публикация

2004-02-09Подача