Статор отказоустойчивой электрической машины Российский патент 2021 года по МПК H02K1/04 H02K1/16 H02K3/34 H02K1/20 

Описание патента на изобретение RU2755922C1

Изобретение относится к области электротехники, а более конкретно к устройству статоров электрических машин, и может быть использовано в электромашиностроении для обеспечения отказоустойчивости.

Известен охлаждаемый статор электрической машины [патент РФ №169096 U1, H02K 1/20, 03.03.2017], содержащий размещенные в пазах магнитопровода статора фазные обмотки с образованием между смежными обмотками и магнитопроводом полостей треугольного сечения, в которых размещен трубчатый теплообменник с образованием контакта с поверхностями обмоток и магнитопровода, образующими указанное треугольное сечение, при этом трубчатый теплообменник выполнен из теплопроводящего силикона так, что 4T/π≥D≥T, где D - внешний диаметр трубчатого теплообменника; Τ - длина профиля указанного треугольного сечения по магнитопроводу.

Недостатком аналога является низкая отказоустойчивость.

Известен статор электрической машины [авт. свид. SU №383161 Α1, H02K 3/24, 23.05.1973], содержащий магнитопровод и обмотку, размещенную в его пазах и выполненную из отдельных стержней, между которыми установлены вентиляционные трубки с встречным прохождением охлаждающего вещества в рядом расположенных трубках, причем указанные вентиляционные трубки имеют сплошную поперечную перегородку в средней части паза, причем каждая пара смежных трубок гидравлически соединена между собой посредством сквозных отверстий, выполненных в сопрягаемых стенках трубок с обеих сторон от поперечной перегородки.

Недостатком аналога является низкая отказоустойчивость.

Известна электрическая машина из композитных материалов [патент RU №200923 U1, 06.12.2019 H02K 21/02; H02K 1/16; H02K 1/20; H02K 1/27; H02K 5/02; H02K 5/16; H01F 1/08], содержащая корпус, в котором размещены статор с расположенной на нем многофазной многополюсной обмоткой, ротор, состоящий из массива блоков постоянных магнитов, содержащий чередующиеся постоянные магниты с радиальной и тангенциальной намагниченностями, на внешней поверхности которого расположена тонкостенная оболочка, при этом корпус выполнен из прессованного композитного материала, зубчатый сердечник статора выполнен из прессованного магнитомягкого порошкового композитного материала, проводники многофазной многополюсной обмотки, расположенные в пазах зубчатого сердечника статора, выполнены из углеродных нанотрубок, причем в пазах зубчатого сердечника статора рядом с проводниками обмотки расположены полые трубки охлаждения из композитного материала с высокой теплопроводностью с возможностью прохождения по ним хладагента, которые соединены между собой и составляют систему охлаждения с одним входом и одним выходом для прохождения хладагента, а чередующиеся постоянные магниты с радиальной и тангенциальной намагниченностями выполнены из полимерных постоянных магнитов, созданных при помощи трехмерной печати, тонкостенная оболочка, расположенная на внешней поверхности ротора, выполнена из углеродных или арамидных волокон, при этом вал, на котором расположен массив блоков постоянных магнитов, содержащий чередующиеся постоянные магниты с радиальной и тангенциальной намагниченностями, выполнен из материала на основе углеродного волокна, подшипники, установленные на валу, выполнены из композитного материала на основе нитрида кремния.

Недостатком аналога является низкая отказоустойчивость.

Известен статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения [патент RU №2719287 C1, H02K 3/24, H02K 1/20, 17.04.2020], содержащий магнитопровод с уложенными в нем обмоткой с проводниками и силиконовыми трубками. Обмотка статора расположена внутри силиконовых трубок с возможностью омывания хладагентом поверхности проводников. Силиконовые трубки выполняют также функции пазовой изоляции. В области лобовых частей обмотки силиконовые трубки присоединены к тройникам с возможностью прохождения хладагента через отверстия. Один из тройников имеет отверстие, через которое герметично выведены проводники обмотки.

Наиболее близким по конструкции к заявляемому изобретению является статор электрической машины [патент RU №2025864 C1, H02K 3/24, H02K 1/16, 30.12.1994], содержащий магнитопровод с открытыми прямоугольными пазами, в которых расположена обмотка с упорядоченным расположением круглых проводников в катушечных группах, пазовые части которых выполнены с жесткими гильзами, опрессованными на клее и термически отвержденными, и закреплены в пазах термически отвержденной магнитодиэлектрической массой, в котором поверхность жестких пазовых гильз, обращенная к расточке статора, выполнена с продольными призматическими выступами, а в закрепляющей обмотку в пазах магнитодиэлектрической массе образованы соответствующие продольные впадины.

Недостатком ближайшего аналога является низкая отказоустойчивость.

Задача изобретения - повышение надежности электрической машины за счет повышения ее отказоустойчивости.

Техническим результатом является повышение отказоустойчивости электрической машины благодаря применению конструкции статора, в котором при повышении температуры выше допустимых пределов обеспечивается создание нового теплоизоляционного слоя, возможность пожаротушения, и минимизация тепловыделений обмотки статора.

Поставленная задача решается и указанный результат достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем магнитопровод с открытыми прямоугольными пазами, в которых расположена обмотка, с упорядоченным расположением проводников в катушечных группах, согласно изобретению, пазовые части обмотки разделены слоями - слоем огнеупорной пасты и, с обеих сторон огнеупорной пасты, последовательно слоем изоляции, устойчивой к воздействию хладагента и воздушным зазором с возможностью протекания по нему хладагента.

Кроме того, статор электрической машины, согласно изобретению может быть выполнен с открытыми прямоугольными пазами, выполненными с выступом в центре с возможностью введения слоя огнеупорной пасты.

Кроме того, статор электрической машины, согласно изобретению может быть выполнен с открытыми прямоугольными пазами, выполненными ступенчатой формы в центре с возможностью введения слоя огнеупорной пасты.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показаны конструктивные исполнения формы паза статора и размещения в нем огнеупорной пасты: открытый прямоугольный паз с выступом в центре (а) и открытый прямоугольный паз ступенчатой формы в центре (б).

Предложенное устройство содержит магнитопровод с открытыми прямоугольными пазами, в которых расположена обмотка статора 1, с упорядоченным расположением проводников в катушечных группах, причем пазовые части обмотки разделены слоями - слоем огнеупорной пасты 2 и, с обеих сторон огнеупорной пасты 2, последовательно слоем изоляции 3, устойчивой к воздействию хладагента, например, полиамида, и воздушным зазором с возможностью протекания по нему хладагента.

Достижение отказоустойчивости электрической машины обеспечивается дополнительной изоляцией обмотки огнеупорной пастой, которая при повышении температуры выше допустимых пределов расширяется и создает новый теплоизоляционный слой, обеспечивает возможность пожаротушения и минимизацию тепловыделений обмотки статора.

Статор отказоустойчивой электрической машины работает следующим образом: при протекании тока по обмотке статора 1 в ней образуются потери, выделяющиеся в виде тепловой энергии. При возникновении неисправности обмотки (например, короткого замыкания) проходит ее местный нагрев, при этом температура нагрева может повыситься выше допустимых пределов, в результате которого происходит расширение огнеупорной пасты 2 и создание нового теплоизоляционного слоя в воздушном зазоре 4 и пазовом пространстве, что позволяет снизить температуру нагрева и блокировать возможное возгорание. Таким образом достигается повышение надежности электрической машины и соответственно отказоустойчивости электрической машины. Важным преимуществом заявляемого изобретения является минимизация тепловыделений обмотки статора и обеспечение возможности пожаротушения.

Похожие патенты RU2755922C1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины с трубчатой системой охлаждения 2019
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Ямалов Ильнар Илдарович
  • Фаррахов Данис Рамилевич
  • Минияров Айбулат Халяфович
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Жарков Евгений Олегович
  • Пермин Данила Юрьевич
RU2719287C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2023
  • Каримов Руслан Динарович
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2798501C1
Отказоустойчивая электрическая машина со статором из двухфазного материала 2020
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Каримов Руслан Динарович
  • Юшкова Оксана Алексеевна
RU2753739C1
СТАТОР ШКИЛЬКО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1989
  • Шкилько Григорий Яковлевич[Ua]
RU2025864C1
МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2570834C1
Изоляция паза статора электрической машины 2020
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Каримов Руслан Динарович
  • Саяхов Ильдус Финатович
  • Хасанов Самат Мухаметович
  • Кунсбаев Ильфат Асхатович
  • Пестерева Елизавета Дмитриевна
  • Халиуллин Рамиль Ямилевич
  • Меднов Антон Александрович
RU2754498C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416861C1
Способ Шкилько изготовления обмотки статора электрической машины 1989
  • Шкилько Григорий Яковлевич
SU1791913A1
Магнитоэлектрический генератор 2018
  • Мухаметшин Рамиз Басимович
  • Шакиров Камил Киаметдинович
  • Замилов Роман Флюрович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2697812C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437200C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 755 922 C1

Реферат патента 2021 года Статор отказоустойчивой электрической машины

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройству статоров электрических машин. Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости электрической машины благодаря применению конструкции статора, в котором при повышении температуры выше допустимых пределов обеспечиваются создание нового теплоизоляционного слоя, возможности пожаротушения и минимизации тепловыделений обмотки статора. Статор электрической машины содержит магнитопровод с открытыми прямоугольными пазами. В пазах расположена обмотка, пазовые части которой разделены слоем огнеупорной пасты, слоем изоляции и воздушным зазором. Слой изоляции расположен последовательно с обеих сторон огнеупорной пасты и является устойчивым к воздействию хладагента. Воздушный зазор выполнен с возможностью протекания по нему хладагента. Открытый прямоугольный паз статора может быть выполнен с выступом в центре или ступенчатой формы с возможностью введения слоя огнеупорной пасты. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 755 922 C1

1. Статор электрической машины, содержащий магнитопровод с открытыми прямоугольными пазами, в которых расположена обмотка с упорядоченным расположением проводников в катушечных группах, отличающийся тем, что пазовые части обмотки разделены слоями: слоем огнеупорной пасты и с обеих сторон огнеупорной пасты последовательно слоем изоляции, устойчивой к воздействию хладагента, и воздушным зазором с возможностью протекания по нему хладагента.

2. Статор электрической машины по п. 1, отличающийся тем, что открытый прямоугольный паз статора выполнен в центре с выступом с возможностью введения слоя огнеупорной пасты.

3. Статор электрической машины по п. 1, отличающийся тем, что открытый прямоугольный паз статора выполнен в центре ступенчатой формы с возможностью введения слоя огнеупорной пасты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2755922C1

ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1972
SU436519A3
Высокочастотный трансформатор 1991
  • Аграновский Семен Григорьевич
  • Старченко Дмитрий Игоревич
  • Кизилов Андрей Борисович
  • Фридман Леонид Израилевич
SU1802879A3
СТАТОР ШКИЛЬКО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1989
  • Шкилько Григорий Яковлевич[Ua]
RU2025864C1
Литейная машина 1947
  • Верте Л.А.
SU114376A1
Устройство для автоматического определения теоретического веса сортового проката 1984
  • Кирсанов Валентин Васильевич
  • Устименко Александр Викторович
  • Кузьменко Анатолий Григорьевич
  • Кирсанов Николай Васильевич
SU1154543A1

RU 2 755 922 C1

Авторы

Исмагилов Флюр Рашитович

Вавилов Вячеслав Евгеньевич

Каримов Руслан Динарович

Юшкова Оксана Алексеевна

Ямалов Ильнар Ильдарович

Гусаков Денис Валерьевич

Саяхов Ильдус Финатович

Меднов Антон Александрович

Подгузов Александр Александрович

Нургалиева Рушана Азатовна

Даты

2021-09-23Публикация

2021-01-12Подача