Изобретение относится к индивидуальным средствам защиты экипажа воздушного судна, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для защиты членов экипажа легкомоторной, транспортной, дальней и истребительной авиации от радиоактивного облучения, и может быть использовано, например, при выполнении летными экипажами специальных задач в зоне радиоактивного излучения.
Известен защитный шлем летчика ЗШ-5А (Авиационное оборудование (Самолет Су-25К) / С.А. Бевераки, Я.М. Кашин, В.В. Скалецкий, Ю.Н. Тонкошкуров, под общ. ред. Кашина Я.М.; - Краснодар: изд-во филиал ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2011), содержащий каску, светофильтр с подвижными кронштейнами крепления, телефонные наушники с регулировочным кронштейном, компенсатор натяга, пиромеханизм автоматического опускания светофильтра, замок крепления маски и подбородочный ремень.
Недостатком такого защитного шлема является отсутствие защиты глаз летчика от ионизирующего излучения, что ограничивает область применения такого шлема, а именно не позволяет летному экипажу выполнять специальные задачи, связанные с действиями в условиях радиоактивного заражения, при котором наиболее опасным фактором для человека является γ-излучение, способное разрушать молекулы тела человека за счет ионизации их атомов. Наиболее уязвимым органом человека, который при облучении γ-излучением поражается в первую очередь, является хрусталик глаза.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности, достигаемому техническому результату и принятым авторами за прототип является защитный шлем летчика (пат. РФ №2728982, авторы Кашин Я.М., Буканов С.С.), содержащий каску и светофильтр с подвижными кронштейнами крепления. Лобная часть каски такого шлема выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами летчика и светофильтром параллельно линии визирования установлен нижний преломляющий оптический элемент, выполненный с возможностью поворота и установки к линии визирования на угол 45°, при этом к внешней стороне нижнего преломляющего элемента прикреплена свинцовая пластина, а между верхним и нижним преломляющими элементами закреплен механизм переключения режимов, состоящий из блока питания, каркаса, датчика-анализатора ионизации, установленного в лобной части каски под защитным стеклом, блока включения защиты и втягивающего электромагнита.
Блок включения защиты принятого за прототип защитного шлема летчика состоит из реле, содержащего обмотку управления, подключенную к выходу датчика-анализатора ионизации, и нормально разомкнутые контакты, параллельно которым подсоединены нормально разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима.
Втягивающий электромагнит этого защитного шлема состоит из управляющей обмотки, подключенной к выходу блока включения защиты и отрицательному электроду блока питания, и стального стержня-якоря, к задней стороне которого прикреплена своим передним концом возвратная пружина, которая своим задним концом прикреплена к задней стенке втягивающего электромагнита, а к передней стороне стального стержня-якоря жестко прикреплен фиксатор, установленный в нижней части каркаса с возможностью скольжения, при этом к передней нижней части каркаса жестко прикреплена штанга, к нижней части которой прикреплен с возможностью поворота относительно нее посредством шарнира нижний преломляющий оптический элемент со свинцовой пластиной, а к передней части свинцовой пластины своим первым концом прикреплена пружина, которая своим вторым концом прикреплена к каркасу. Верхний и нижний преломляющие оптические элементы выполнены в виде зеркал или призм.
Однако недостатками известного из пат. РФ №2728982 являются: отсутствие возможности автоматического контроля уровня внешнего облучения летчика ионизирующим излучением, а также автоматической защиты глаз летчика от ультрафиолетового излучения.
Задачей предполагаемого изобретения является усовершенствование защитного шлема летчика, позволяющее расширить область его применения и улучшить его эксплуатационные характеристики.
Технический результат заявленного изобретения - повышение защитных свойства шлема за счет снижения степени ионизирующего излучения на организм летчика, обеспечение возможности автоматической защиты глаз летчика от ультарафиолетового излучения, обеспечение возможности автоматического контроля уровня внешнего облучения летчика ионизирующим излучением.
Технический результат достигается тем, что в предлагаемом защитном шлеме летчика, содержащем каску и светофильтр с левым и правым подвижными кронштейнами крепления, при этом лобная часть каски выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами летчика и светофильтром параллельно линии визирования установлен нижний преломляющий оптический элемент, выполненный с возможностью поворота и установки к линии визирования на угол 45°, при этом к внешней стороне нижнего преломляющего элемента прикреплена свинцовая пластина, а между верхним и нижним преломляющими элементами закреплен механизм переключения режимов, состоящий из блока питания, каркаса, датчика-анализатора ионизации, установленного в лобной части каски под защитным стеклом, втягивающего электромагнита, первого реле включения защиты, содержащего обмотку управления, подключенную к выходу датчика-анализатора ионизации, и нормально-разомкнутые контакты, параллельно которым подсоединены нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима, при этом втягивающий электромагнит состоит из управляющей обмотки, выполненной с возможностью подключения к блоку питания через нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты, и стального стержня-якоря, к задней стороне которого прикреплена своим передним концом возвратная пружина, которая своим задним концом прикреплена к задней стенке втягивающего электромагнита, а к передней стороне стального стержня-якоря жестко прикреплен фиксатор, установленный в нижней части каркаса с возможностью скольжения, при этом к передней нижней части каркаса жестко прикреплена штанга, к нижней части которой прикреплен с возможностью поворота относительно нее посредством шарнира нижний преломляющий оптический элемент со свинцовой пластиной, к передней части которой своим первым концом прикреплена пружина, которая своим вторым концом прикреплена к каркасу, при этом механизм переключения режимов дополнительно содержит второе реле включения защиты с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами, обмоткой замыкания контактов и обмоткой блокировки контактов, включенной последовательно с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами, а в лобной части каски под смотровой щелью дополнительно устанавливают детектор, выполненный с возможностью подключения к блоку питания через самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты второго реле включения защиты и нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты, а к торцу верхнего преломляющего элемента прикрепляют монтажную рамку с желтым, оранжевым и красным светодиодами, при этом во внутренней части каски возле левого подвижного кронштейна крепления светофильтра устанавливают электропривод, содержащий электродвигатель, концевой выключатель отключения электродвигателя с нормально-замкнутыми контактами, первое и второе зубчатые колеса с внешним зацеплением, при этом первое зубчатое колесо прикреплено к левому подвижному кронштейну крепления светофильтра, а второе зубчатое колесо установлено на ведущем валу электродвигателя и выполнено входящим в зацепление с зубьями первого зубчатого колеса, а электродвигатель выполнен с возможностью подключения к блоку питания через нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты и нормально-замкнутые контакты кнопки отключения электродвигателя, при этом детектор состоит из корпуса, прозрачной стеклянной ампулы, заполненной бесцветным рабочим раствором, с правой стороны которой устанавливают светодиод, а с левой стороны устанавливают первый фотодиод с высокой светочувствительностью, второй фотодиод со средней светочувствительностью и третий фотодиод с низкой светочувствительностью, при этом желтый светодиод выполняют с возможностью подключения к блоку питания через первый фотодиод с высокой светочувствительностью, оранжевый светодиод выполняют с возможностью подключения к блоку питания через второй фотодиод со средней светочувствительностью, а красный светодиод выполняют с возможностью подключения к блоку питания через третий фотодиод с низкой светочувствительностью.
Дополнительная установка в лобной части каски под смотровой щелью детектора, выполненного с возможностью подключения к блоку питания через самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты второго реле включения защиты, нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты позволяет идентифицтировать уровень облучения летчика ионизирующим излучением и в зависимостти от этого обеспечить протекание электрического тока в соответствии с тремя пороговыми значениями γ-излучения в четвертом контуре при облучении от 50 до 100 рад, в пятом контуре при облучении от 100 до 150 рад, в шестом контуре при облучении от 150 рад и выше. Это в свою очередь позволяет обеспечить контроль уровня внешнего облучения длетчика ионизирующим излучением.
Прикрепление к торцу верхнего преломляющего элемента монтажной рамки с желтым, оранжевым и красным светодиодами, позволяет летчику визуально по цвету включившегося светодиода определить уровень (степень) внешнего облучения ионизирующим излучением (желтый светодиод светится при уровне излучения от 50 до 100 рад, оранжевый светодиод - при уровне излучения от 100 до 150 рад, красный светодиод - при уровне излучения от 150 рад и выше), то есть автоматически контролировать уровень внешнего облучения летчика ионизирующим излучением.
Установка во внутренней части каски возле левого подвижного кронштейна крепления светофильтра электропривода, содержащего электродвигатель, концевой выключатель отключения электродвигателя с нормально-замкнутыми контактами, первое и второе зубчатые колеса с внешним зацеплением, при этом первое зубчатое колесо прикреплено к левому подвижному кронштейну крепления светофильтра, а второе зубчатое колесо установлено на ведущем валу электродвигателя и выполнено входящим в зацепление с зубьями первого зубчатого колеса, а также выполнение электродвигателя с возможностью подключения к блоку питания через нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты и нормально-замкнутые контакты кнопки отключения электродвигателя, позволяет автоматически защитить глаза летчика от ультрафиолетового излучения.
Выполнение детектора, состоящим из корпуса, прозрачной стеклянной ампулы, заполненной бесцветным рабочим раствором, с правой стороны которой установлен светодиод, а с левой стороны установлены первый фотодиод с высокой светочувствительностью, второй фотодиод со средней светочувствительностью и третий фотодиод с низкой светочувствительностью, выполнение желтого светодиода с возможностью подключения к блоку питания через первый фотодиод с высокой светочувствительностью, оранжевого светодиода - с возможностью подключения к блоку питания через второй фотодиод со средней светочувствительностью, а красного светодиода - с возможностью подключения к блоку питания через третий фотодиод с низкой светочувствительностью позволяет обеспечить летчика информацией об уровне внешнего облучения ионизирующим излучением для принятия своевременного решения о выходе за пределы зоны излучения для снижения степени ионизирующего излучения на организм летчика.
Дополнительное включение в состав механизма переключения режимов второго реле включения защиты с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами, обмоткой замыкания контактов и обмоткой блокировки контактов, включенной последовательно с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами позволяет обеспечить перевод защитного шлема летчика из режима «дежурный» в режим «рабочий» вручную и удержание его в этом режиме, благодаря чему также обеспечивается повышение защитных свойств шлема.
На фиг. 1 представлен предлагаемый защитный шлем летчика (вид спереди, режим дежурный), на фиг. 2 - защитный шлем летчика (вид сбоку, режим дежурный), на фиг. 3 - механизм переключения режимов (режим дежурный), на фиг. 4 - защитный шлем летчика (вид сбоку, режим рабочий), на фиг. 5 - механизм переключения режимов (режим рабочий), на фиг. 6 - электрическая схема механизма переключения режимов, на фиг. 7 - фрагмент защитного шлема летчика с электроприводом.
Защитный шлем летчика содержит каску 8 и светофильтр 9 с левым 10 и правым 2 подвижными кронштейнами крепления. Лобная часть каски 8 (фиг. 1) выполнена со смотровой щелью 5, закрытой спереди защитным стеклом 7, напротив которой под углом 45° к линии визирования 24 (фиг. 4) установлен верхний преломляющий оптический элемент 25. Между глазами летчика и светофильтром 9 параллельно линии визирования 24 установлен нижний преломляющий оптический элемент 4, выполненный с возможностью поворота и установки к линии визирования на угол 45°. К внешней стороне нижнего преломляющего элемента 4 прикреплена свинцовая пластина 3. Между верхним 25 и нижним 4 преломляющими элементами закреплен механизм переключения режимов (фиг. 3, 5, 6), состоящий из блока питания 22, каркаса 14, датчика-анализатора ионизации 6, установленного в лобной части каски 8 под защитным стеклом 7, втягивающего электромагнита 15, первого реле включения защиты 23, содержащего обмотку управления 31, подключенную к выходу датчика-анализатора ионизации 6, и нормально-разомкнутые контакты 30, параллельно которым подсоединены нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1. Втягивающий электромагнит 15 состоит из управляющей обмотки 17, выполненной с возможностью подключения к блоку питания 22 через нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1 или нормально-разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23, и стального стержня-якоря 18, к задней стороне которого прикреплена своим передним концом возвратная пружина 16, которая своим задним концом прикреплена к задней стенке втягивающего электромагнита 15. К передней стороне стального стержня-якоря 18 жестко прикреплен фиксатор 19, установленный в нижней части каркаса 14 с возможностью скольжения. К передней нижней части каркаса 14 жестко прикреплена штанга 20, к нижней части которой прикреплен с возможностью поворота относительно нее посредством шарнира 21 нижний преломляющий оптический элемент 4 со свинцовой пластиной 3, к передней части которой своим первым концом прикреплена пружина 13, которая своим вторым концом прикреплена к каркасу 14.
Механизм переключения режимов дополнительно содержит (фиг. 6) второе реле включения защиты 43 с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами 44, обмоткой замыкания контактов 45 и обмоткой блокировки контактов 46, включенной последовательно с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами 44.
В лобной части каски 8 под смотровой щелью 5 дополнительно установлен детектор 12 (фиг. 1, 2), выполненный с возможностью подключения к блоку питания 22 через самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44 второго реле включения защиты 43, нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1 или нормально-разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23. К торцу верхнего преломляющего элемента 25 прикреплена монтажная рамка 26 с желтым 36, оранжевым 37 и красным 38 светодиодами. Во внутренней части каски 8 возле левого подвижного кронштейна 10 крепления светофильтра 9 установлен электропривод (фиг. 6, 7), содержащий электродвигатель 27, концевой выключатель 11 отключения электродвигателя 27 с нормально-замкнутыми контактами 28, первое 29 и второе 42 зубчатые колеса с внешним зацеплением. Первое зубчатое колесо 29 прикреплено к левому подвижному кронштейну 10 крепления светофильтра 9. Второе зубчатое колесо 42 установлено на ведущем валу электродвигателя 27 и выполнено входящим в зацепление с зубьями первого зубчатого колеса 29. Электродвигатель 27 выполнен с возможностью подключения к блоку питания 22 через нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1 или нормально-разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23 и нормально-замкнутые контакты 28 кнопки 11 отключения электродвигателя 27. Детектор состоит из (фиг. 6) корпуса 41, прозрачной стеклянной ампулы 39, заполненной бесцветным рабочим раствором, с правой стороны которой установлен светодиод 40, а с левой стороны установлены первый фотодиод 33 с высокой светочувствительностью, второй фотодиод 34 со средней светочувствительностью и третий фотодиод 35 с низкой светочувствительностью. Желтый светодиод 36 выполнен с возможностью подключения к блоку питания 22 через первый фотодиод 33 с высокой светочувствительностью, оранжевый светодиод 37 выполнен с возможностью подключения к блоку питания 22 через второй фотодиод 34 со средней светочувствительностью, а красный светодиод 38 выполнен с возможностью подключения к блоку питания 22 через третий фотодиод 35 с низкой светочувствительностью.
Защитный шлем летчика может эксплуатироваться в двух режимах: дежурном и рабочем.
Эксплуатация защитного шлема летчика в дежурном режиме осуществляется при нахождении воздушного судна в незараженной зоне, когда ионизирующее γ-излучение не превышает допустимого (порогового) уровня. При этом светофильтр 9 с левым 10 и правым 2 подвижными кронштейнами крепления может находиться как в открытом (верхнем), так и в закрытом (нижнем) положении. Управляющая обмотка 17 втягивающего электромагнита 15, электродвигатель 27 и детектор 12 обесточены. Стальной стержень-якорь 18 с прикрепленным к его передней стороне фиксатором 19, установленным с возможностью скольжения в нижней части каркаса 14, к передней нижней части которого жестко прикреплена штанга 20, находится в крайнем переднем положении. Нижний преломляющий оптический элемент 4 со свинцовой пластиной 3, прикрепленной к его внешней стороне, установленный между глазами летчика и светофильтром 9, зафиксирован фиксатором 19 параллельно линии визирования. Пружина 13 находится в растянутом состоянии. Линия визирования 24 совпадает с линией зрения (фиг. 2, 3).
Перевод защитного шлема летчика из режима «дежурный» в режим «рабочий» может осуществляться вручную или автоматически.
Перевод защитного шлема летчика из режима «дежурный» в режим «рабочий» вручную осуществляется следующим образом. Перед выполнением специального задания, связанного с возможностью попадания воздушного судна в зону повышенного ионизирующего γ-излучения, летчик нажимает кнопку 1 ручного включения рабочего режима. При этом ее нормально-разомкнутые контакты 32 замыкаются, и напряжение блока питания 22 подается на управляющую обмотку 17 втягивающего электромагнита 15 (первый контур), на электродвигатель 27 (второй контур), на светодиод 40 детектора 12 (третий контур), на светодиод желтого цвета 35 (четвертый контур), на светодиод оранжевого цвета 36 (пятый контур), на светодиод красного цвета 37 (шестой контур).
Перед выполнением специального задания, связанного с возможностью попадания воздушного судна в зону повышенного ионизирующего γ-излучения, летчик нажимает кнопку 1 ручного включения рабочего режима. При этом ее нормально-разомкнутые контакты 32 замыкаются, и напряжение блока питания 22 подается на управляющую обмотку 17 втягивающего электромагнита 15 (первый контур), на электродвигатель 27 (второй контур).
Одновременно напряжение блока питания 22 подается на обмотку замыкания контактов 45 второго реле включения защиты 43. Под действием поданного напряжения по обмотке замыкания контактов 45 второго реле включения защиты 43 протекает электрический ток, индуктирующий в обмотке замыкания контактов 45 магнитный поток, замыкающий самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44 второго реле включения защиты 43. Через замкнутые самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44 напряжение блока питания 22 подается на обмотку блокировки контактов 46 и через нее на светодиод 40 детектора 12 (третий контур), на светодиод желтого цвета 36 (через четвертый контур), на светодиод оранжевого цвета 37 (через пятый контур), на светодиод красного цвета 38 (через шестой контур). Протекание электрического тока по обмотке блокировки контактов 46 приводит к возникновению в ней магнитного потока, сонаправленного с магнитным потоком обмотки замыкания контактов 45. Этот магнитный поток удерживает самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44 второго реле включения защиты 43 в замкнутом состоянии после отпускания летчиком кнопки ручного включения рабочего режима 1.
Электрический ток первого контура протекает по цепи (фиг. 6): «плюс» блока питания 22, замкнутые нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1, управляющая обмотка 17 втягивающего электромагнита 15, «минус» блока питания 22. Протекание электрического тока по управляющей обмотке 17 втягивающего электромагнита 15 приводит к возникновению магнитного потока, который втягивает стальной стержень-якорь 18 с прикрепленным к его передней стороне фиксатором 19. В результате этого стальной стержень-якорь 18 с прикрепленным к его передней стороне фиксатором 19 занимают крайнее заднее положение. Нижний преломляющий оптический элемент 4 со свинцовой пластиной 3, прикрепленный к штанге 20, освобождается от фиксатора 19 и под действием силы упругости сжимающейся пружины 13 поворачивается посредством шарнира 21 и устанавливается к линии визирования 24 под углом 45° (фиг. 4, 5). При этом глаза летчика закрываются от ионизирующего γ-излучения свинцовой пластиной 3, а линия визирования 24 (оптический луч) проходит через выполненную в лобной части каски 8 смотровую щель 5, закрытую спереди защитным стеклом 7, преломляется верхним преломляющим оптическим элементом 25, отражается от него поворачиваясь на угол 90°, и попадает на нижний преломляющий оптический элемент 4, который вновь преломляет его (фиг. 4). Линия визирования 24 (оптический луч), отражается от нижнего преломляющего элемента 4, поворачиваясь на угол 90°, в результате чего совпадает с линией зрения. При этом ионизирующее γ-излучение от верхнего преломляющего оптического элемента 25 не отражается, а глаза летчика закрыты от ионизирующего γ-излучения свинцовой пластиной 3.
Электрический ток второго контура протекает по цепи (фиг. 6): «плюс» блока питания 22, замкнутые нормально-разомкнутые контакты 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1, электродвигатель 27, замкнутые нормально-замкнутые контакты 28 концевого выключателя 11 электродвигателя 27, «минус» блока питания. Протекание электрического тока во втором контуре приводит к вращению ведущего вала электродвигателя 27 и установленного на его ведущем валу второго зубчатого колеса 42, входящего в зацепление с зубьями первого зубчатого колеса 29, прикрепленного к левому подвижному кронштейну 10 крепления светофильтра 9. Это приводит к повороту первого зубчатого колеса 29, и соответственно, опусканию светофильтра. При этом если светофильтр 9 был ранее опущен полностью, цепь второго контура будет разомкнута разомкнутыми нормально-замкнутыми контактами 28 концевого выключателя 11, и ток в цепи второго конутра будет отсутствовать.
Электрический ток третьего контура протекает по цепи (фиг. 6): «плюс» блока питания 22, замкнутые самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44, обмотка блокировки контактов 46, светодиод 40, «минус» блока питания 22. Протекание электрического тока в третьем контуре приводит к включению светодиода 40, размещенного в правой части корпуса детектора 41 и созданию направленного оптического излучения на фотодиоды 33, 34, 35 через прозрачную стеклянную ампулу 39, заполненную бесцветным рабочим раствором.
Одновременно под воздействием ионизирующего γ-излучения в бесцветном рабочем растворе происходят химические изменения, приводящие к затемнению рабочего раствора и, соответственно поглощению энергии оптического излучения, направленной от светодиода 40 на фотодиоды 33, 34, 35. При этом открытие p-n-переходов фотодиодов 33, 34, 35 и возможность свечения светодиодов желтого 36, оранжевого 37 и красного 38 цветов зависит от уровня светочувствительности этих фотодиодов и трех пороговых значений γ-излучения, а именно, светодиод желтого цвета 36 светится при γ-излучении от 50-100 рад, светодиод оранжевого цвета 37 при γ-излучении от 100 до 150 рад, а светодиод красного цвета 38 при γ-излучении от 150 рад и выше.
Электрический ток четвертого контура протекает по цепи (фиг. 6) при ионизирующем γ-излучении от 50 до 100 р: «плюс» блока питания 22, замкнутые самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44, обмотка блокировки контактов 46, фотодиод 33 с высокой светочувствительностью, светодиод желтого цвета 36, размещенный на монтажной рамке 26, «минус» блока питания 22. Протекание электрического тока в четвертом контуре приводит к свечению светодиода желтого цвета 36.
Электрический ток пятого контура протекает по цепи (фиг. 6) при ионизирующем γ-излучении от 100 до 150 р: «плюс» блока питания 22, замкнутые самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44, обмотка блокировки контактов 46, фотодиод 34 со средней светочувствительностью, светодиод оранжевого цвета 37 размещенный на монтажной рамке 26, «минус» блока питания 22. Протекание электрического тока в пятом контуре приводит к свечению светодиода оранжевого цвета 37.
Электрический ток шестого контура протекает по цепи (фиг. 6) при ионизирующем γ-излучении свыше 150 р: «плюс» блока питания 22, замкнутые самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты 44, обмотка блокировки контактов 46, фотодиод 35 с низкой светочувствительностью, светодиод красного цвета 38 размещенный на монтажной рамке 26, «минус» блока питания 22. Протекание электрического тока в шестом контуре приводит к свечению светодиода красного цвета 38.
Перевод защитного шлема летчика из режима «дежурный» в режим «рабочий» автоматически осуществляется следующим образом (фиг. 6). При попадании воздушного судна в зону, в которой ионизирующее γ-излучение превышает допустимый уровень, срабатывает датчик-анализатор ионизации 6, установленный в лобной части каски 8 под защитным стеклом 7. При этом напряжение с его выхода подается на обмотку управления 31 первого реле включения защиты 23. Под действием этого напряжения по обмотке управления 31 первого реле включения защиты 23 протекает электрический ток, под действием которого в обмотке управления 31 возникает магнитный поток, замыкающий нормально-разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23. Далее процесс перевода защитного шлема из режима «дежурный» в режим «рабочий» и протекание токов в первом, втором, третьем, четвертом, пятом и шестом контурах происходит также, как описано выше для случая замыкания нормально-разомкнутых контактов 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1.
Перевод защитного шлема летчика из режима «рабочий» в режим «дежурный» осуществляется летчиком вручную.
При снижении ионизирующего γ-излучения напряжение с выхода датчика-анализатора ионизации 6 на обмотку управления 31 первого реле включения защиты 23 не поступает, магнитный поток в обмотке управления 31 не возникает, нормально-разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23 размыкаются. Поэтому электрический ток через нормально разомкнутые контакты 30 первого реле включения защиты 23 не протекает.
Кнопка 1 ручного включения рабочего режима не нажата, поэтому через ее нормально-разомкнутые контакты 32 электрический ток также не протекает. Поэтому управляющая обмотка 17 втягивающего электромагнита 15 обесточена. Под действием силы упругости возвратной пружины 16 стальной стержень-якорь 18 с фиксатором 19 возвращается в исходное положение - крайнее переднее. Летчик нажимает нижний край свинцовой пластины 3 вверх и, преодолевая силу упругости пружины 13, защелкивает нижний преломляющий элемент 4 на фиксатор 19. Нижний преломляющий оптический элемент 4 фиксируется фиксатором 19 параллельно линии визирования 24. Линия визирования совпадает с линией зрения.
При этом токи в первом и втором контурах не протекают в связи с тем, что «плюс» блока питания 22 отсоединен от этих контуров разомкнутыми нормально-разомкнутыми контактами 30 первого реле включения защиты 23 и разомкнутыми нормально-разомкнутыми контактами 32 кнопки ручного включения рабочего режима 1.
Третий, четвертый, пятый и шестой контуры остаются в рабочем режиме.
Стеклянную ампулу с рабочим раствором 39 заменяют вручную после возвращения воздушного судна на аэродром базирования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Защитный шлем летчика | 2019 |
|
RU2728982C1 |
КАСКА С АМОРТИЗАТОРОМ И КОЖУХОМ СВЕТОФИЛЬТРА ЗАЩИТНОГО ШЛЕМА ЛЕТЧИКА | 2011 |
|
RU2457765C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ ЛЕТЧИКА | 1989 |
|
RU1702616C |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ШЛЕМА ПИЛОТА И УСТРОЙСТВО НАШЛЕМНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ | 2010 |
|
RU2464617C2 |
УСТРОЙСТВО ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1991 |
|
RU2012060C1 |
ШЛЕМ КОСМОНАВТА ВИЗУАЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРЕДВЕСТНИКА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ | 2009 |
|
RU2410731C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ШЛЕМА ПИЛОТА И УСТРОЙСТВО НАШЛЕМНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ | 2012 |
|
RU2516857C2 |
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ НА ЕЕ ОСНОВЕ | 2017 |
|
RU2674533C1 |
ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА | 2023 |
|
RU2824470C1 |
Автоматическая система блокировки входной двери рабочей камеры радиационного контура | 1981 |
|
SU1001815A1 |
Изобретение относится к индивидуальным средствам защиты экипажа воздушного судна. Защитный шлем летчика содержит каску и светофильтр с левым и правым подвижными кронштейнами крепления. Лобная часть каски выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами летчика и светофильтром параллельно линии визирования установлен нижний преломляющий оптический элемент. К внешней стороне нижнего преломляющего элемента прикреплена свинцовая пластина, а между верхним и нижним преломляющими элементами закреплен механизм переключения режимов, состоящий из блока питания, каркаса, датчика-анализатора ионизации, установленного в лобной части каски под защитным стеклом. В лобной части каски под смотровой щелью дополнительно установлен детектор. Во внутренней части каски возле левого подвижного кронштейна крепления светофильтра установлен электропривод. Детектор состоит из корпуса, прозрачной стеклянной ампулы, заполненной бесцветным рабочим раствором, с правой стороны которой установлен светодиод, а с левой стороны установлены первый фотодиод с высокой светочувствительностью, второй фотодиод со средней светочувствительностью и третий фотодиод с низкой светочувствительностью. Изобретение направлено на обеспечение возможности автоматической защиты глаз летчика от ультрафиолетового излучения. 7 ил.
Защитный шлем летчика, содержащий каску и светофильтр с левым и правым подвижными кронштейнами крепления, при этом лобная часть каски выполнена со смотровой щелью, закрытой спереди защитным стеклом, напротив которой под углом 45° к линии визирования установлен верхний преломляющий оптический элемент, а между глазами летчика и светофильтром параллельно линии визирования установлен нижний преломляющий оптический элемент, выполненный с возможностью поворота и установки к линии визирования на угол 45°, при этом к внешней стороне нижнего преломляющего элемента прикреплена свинцовая пластина, а между верхним и нижним преломляющими элементами закреплен механизм переключения режимов, состоящий из блока питания, каркаса, датчика-анализатора ионизации, установленного в лобной части каски под защитным стеклом, втягивающего электромагнита, первого реле включения защиты, содержащего обмотку управления, подключенную к выходу датчика-анализатора ионизации, и нормально-разомкнутые контакты, параллельно которым подсоединены нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима, при этом втягивающий электромагнит состоит из управляющей обмотки, выполненной с возможностью подключения к блоку питания через нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты, и стального стержня-якоря, к задней стороне которого прикреплена своим передним концом возвратная пружина, которая своим задним концом прикреплена к задней стенке втягивающего электромагнита, а к передней стороне стального стержня-якоря жестко прикреплен фиксатор, установленный в нижней части каркаса с возможностью скольжения, при этом к передней нижней части каркаса жестко прикреплена штанга, к нижней части которой прикреплен с возможностью поворота относительно нее посредством шарнира нижний преломляющий оптический элемент со свинцовой пластиной, к передней части которой своим первым концом прикреплена пружина, которая своим вторым концом прикреплена к каркасу, отличающийся тем, что механизм переключения режимов дополнительно содержит второе реле включения защиты с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами, обмоткой замыкания контактов и обмоткой блокировки контактов, включенной последовательно с самоблокирующимися нормально-разомкнутыми контактами, а в лобной части каски под смотровой щелью дополнительно установлен детектор, выполненный с возможностью подключения к блоку питания через самоблокирующиеся нормально-разомкнутые контакты второго реле включения защиты и нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты, а к торцу верхнего преломляющего элемента прикреплена монтажная рамка с желтым, оранжевым и красным светодиодами, при этом во внутренней части каски возле левого подвижного кронштейна крепления светофильтра установлен электропривод, содержащий электродвигатель, концевой выключатель отключения электродвигателя с нормально-замкнутыми контактами, первое и второе зубчатые колеса с внешним зацеплением, при этом первое зубчатое колесо прикреплено к левому подвижному кронштейну крепления светофильтра, а второе зубчатое колесо установлено на ведущем валу электродвигателя и выполнено входящим в зацепление с зубьями первого зубчатого колеса, а электродвигатель выполнен с возможностью подключения к блоку питания через нормально-разомкнутые контакты кнопки ручного включения рабочего режима или нормально-разомкнутые контакты первого реле включения защиты и нормально-замкнутые контакты кнопки отключения электродвигателя, при этом детектор состоит из корпуса, прозрачной стеклянной ампулы, заполненной бесцветным рабочим раствором, с правой стороны которой установлен светодиод, а с левой стороны установлены первый фотодиод с высокой светочувствительностью, второй фотодиод со средней светочувствительностью и третий фотодиод с низкой светочувствительностью, при этом желтый светодиод выполнен с возможностью подключения к блоку питания через первый фотодиод с высокой светочувствительностью, оранжевый светодиод выполнен с возможностью подключения к блоку питания через второй фотодиод со средней светочувствительностью, а красный светодиод выполнен с возможностью подключения к блоку питания через третий фотодиод с низкой светочувствительностью.
Защитный шлем летчика | 2019 |
|
RU2728982C1 |
CN 107156991 A, 15.09.2017 | |||
Способ обессеривания чугуна | 1941 |
|
SU63230A1 |
RU 93017063 A, 27.05.1996 | |||
DE 60236654 D1, 22.07.2010. |
Авторы
Даты
2021-10-29—Публикация
2021-02-16—Подача