ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2021 года по МПК B63H25/46 

Описание патента на изобретение RU2760247C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использована при создании движительных устройств для подруливания, позиционирования и маневрирования судов.

Известны тоннельные подруливающие устройства (ТПУ) плавучего средства, содержащее в поперечном тоннеле корпуса этого средства движитель, включающий в себя гондолу и гребной вал с гребным винтом, приводной двигатель, размещенный в корпусе судна и кинематически связанный с движителем посредсвом промежуточного вала и зубчатой передачи (см., например, патент РФ №2041134, МПК В63Н 25/46, 1995 г.). Недостатком таких подруливающих устройств является невысокие значения упора на швартовом режиме и повышенные вибрации при работе ТПУ.

Недостатков ТПУ лишены, разработанные и в настоящее время выпускаемые рядом отечественных и зарубежных фирм, водометные подруливающие устройства (ВПУ). В этих устройствах насос расположен в вертикальном или горизонтальном канале и затягивает воду из-под днища судна, а затем направляет ее в сторону одного или другого борта. Такая конструкция подруливающего устройства имеет ряд преимуществ по сравнению с ТПУ, а именно:

- улучшение маневренности судов;

- более высокая эффективность на волнении;

- уменьшение добавки к буксировочному сопротивлению судна;

- возможность использования на мелкосидящих судах;

- возможность расширения функций и области применения;

- пониженные уровни вибрации и шума.

Работа насоса ВПУ в тянущем, наиболее рациональном, с точки зрения равномерности потока, режиме позволяет удовлетворять вышеуказанным требованиям к ПУ по вибрациям и шуму при примерно равном КПД. Данное ВПУ является наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату. ВПУ включает корпус проточного канала, насос, содержащий вал и ступицу с закрепленными на ней лопатками рабочего колеса и соединенную с корпусом канала силовыми элементами, а также приводной электродвигатель, имеющий статор и ротор и связанный с насосом приводным валом (см., например, патент РФ №2248915, МПК В63Н 25/46, 2005 г. ). Данное ВПУ также имеет свои недостатки, обусловленные необходимостью введения в конструкцию приводного вала, длина которого доходит до нескольких метров. Наличие приводного вала вызывает увеличение гидродинамического сопротивления, а также ведет к возрастанию габаритов ВПУ.

Целью настоящего изобретения является снижение габаритов водометного подруливающего устройства, а также повышение его эффективности и надежности.

Указанная цель достигается тем, что в известном изобретении, включающем корпус проточного канала, насос, содержащий вал и ступицу с закрепленными на ней лопатками рабочего колеса и соединенную с корпусом канала силовыми элементами, а также приводной электродвигатель, имеющий статор и ротор, в нем приводной электродвигатель размещен в стенке проточного канала, лопатки насоса закреплены на кольцевом роторе электродвигателя, а ступица гребного винта выполнена из двух состыкованных между собой частей с установленным внутри них валом, при этом часть ступицы с закрепленными на ней лопатками выполнена подвижной, а вторая часть с силовыми элементами - неподвижной. При этом силовые элементы выполнены в виде конструкции, выполняющей роль спрямляющего аппарата.

Предложенная конструкция ВПУ имеет следующие преимущества, по сравнению с известным ВПУ, имеющим привод на валу:

- отсутствие вала обуславливает уменьшение гидравлического сопротивления тракта ВПУ, что приводит к снижению требований по напору насоса и снижению потребляемой мощности;

- отсутствие вала позволяет организовать с минимальным гидравлическим сопротивлением устройство переориентирования потока;

- отсутствие редуктора повышает надежность устройства;

- в случае применения электродвигателя, расположенного в стенке проточного канала на подводящем участке водопроточного тракта, в машинном отделении плавучего средства освобождается место над ВПУ.

Предлагаемая конструкция водометного подруливающего устройства приведена на фигуре со следующими обозначениями:

1 - водозаборник;

2 - проточный канал;

3 - корпус проточного канала;

4 - выходные каналы;

5 - днище плавательного средства;

6 - заслонки;

7 - неподвижная часть ступицы;

8 - подвижная часть ступицы;

9 - лопатки рабочего колеса насоса;

10 - вал;

11 - статор электродвигателя;

12 - ротор электродвигателя;

13 - силовые элементы.

Водометное подруливающее устройство (см. фиг.) состоит из водозаборника 1, установленного в днище 5 плавательного средства, вертикального проточного канала 2 и выходных каналов 4, через которые вода выбрасывается в стороны одного или другого борта путем открывания и закрывания заслонок 6. В проточном канале 2 установлен насос с лопатками 9. Данные лопатки с одной стороны закреплены на подвижной части ступицы 8, а с другой стороны - с ротором электродвигателя 12, который, как и статор 11, размещены в корпусе проточного канала 3. Внутри ступицы установлен вал 10, обеспечивающий вращение подвижной части ступицы 8 и объединяющий подвижную 8 и неподвижную часть 7 ступицы. Последняя закреплена на корпусе проточного канала 3 при помощи силовых элементов 13, которые имеют конструкцию, выполняющую роль спрямляющего аппарата.

Предлагаемое ВПУ работает следующим образом. При включении электродвигателя ротор 12 начинает вращаться, обеспечивая вращение лопаток насоса 9. Водная среда через водозаборник 1 затягивается в проточный канал 2 и далее поступает в один из выходных каналов 4. Водный поток истекает из сопла канала 4, создавая определенное усилие для маневрирования плавучего средства. Направление водного потока обеспечивается открыванием и закрыванием заслонок 6.

Расположение приводного электродвигателя в стенке проточного канала позволяет значительно повысить эффективность работы ВПУ за счет уменьшения гидравлического сопротивления, что обеспечивается удалением из конструкции длинного приводного вала, соединяющего электродвигатель и насос, а также выполнением силовых элементов в виде спрямляющего аппарата. Предлагаемое ВПУ имеет более простую конструкцию, так как из ВПУ исключен редуктор. А это в свою очередь приводит к повышению надежности работы устройства.

Похожие патенты RU2760247C1

название год авторы номер документа
Водометное подруливающее устройство 1990
  • Хвостов Владимир Александрович
  • Карпов Владимир Иванович
  • Латышев Юрий Серафимович
  • Голубков Николай Викторович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
SU1754579A1
СУДОВОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2018
  • Тараненко Александр Александрович
  • Воронков Максим Сергеевич
  • Найденов Роман Владимирович
RU2700080C1
ЭЛЕКТРОВОДОМЕТ 2021
  • Анфалов Владимир Михайлович
RU2770259C1
ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 2011
  • Синюкова Марина Александровна
  • Мандровский Григорий Михайлович
  • Мандровская Екатерина Григорьевна
RU2492104C2
ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Васильев В.Ф.
  • Грибков М.Н.
  • Голубков Н.В.
  • Грузинов В.И.
RU2032594C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТОКА ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ 1995
  • Шевченко Андрей Игоревич
RU2109171C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - ГРЕБНОЙ ВИНТ 1992
  • Кирпичников В.Ю.
  • Рябошапка П.П.
  • Савенко В.В.
RU2045448C1
Водометное подруливающее устройство 1982
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Мартиросов Георгий Геннариевич
  • Белоруков Борис Павлович
  • Хвостов Владимир Александрович
SU1000350A1
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ 2009
  • Карпов Владимир Иванович
  • Троицкий Александр Петрович
  • Васильев Валентин Фёдорович
  • Чурбанов Станислав Валентинович
RU2436706C2
Водометный движитель 1982
  • Данилов Евгений Васильевич
  • Чернов Евгений Наумович
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Хвостов Владимир Александрович
  • Васильев Валентин Федорович
  • Родионов Валерий Андреевич
SU1081072A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 760 247 C1

Реферат патента 2021 года ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в устройствах, обеспечивающих маневрирование и позиционирование судов. Водометное подруливающее устройство включает корпус проточного канала, насос, содержащий вал и ступицу с закрепленными на ней лопатками рабочего колеса и соединенную с корпусом канала силовыми элементами. Приводной электродвигатель, имеющий статор и ротор размещен в стенке проточного канала, лопатки насоса закреплены на кольцевом роторе электродвигателя. Ступица насоса выполнена из двух состыкованных между собой частей с установленным внутри них валом. Часть ступицы с закрепленными на ней лопатками выполнена подвижной, а вторая часть с силовыми элементами - неподвижной. Силовые элементы изготовлены в виде конструкции, выполняющей роль спрямляющего аппарата. Достигается уменьшение габаритов подруливающего устройства и повышение его эффективности и надежности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 760 247 C1

1. Водометное подруливающее устройство, включающее корпус проточного канала, насос, содержащий вал и ступицу с закрепленными на ней лопатками рабочего колеса и соединенную с корпусом канала силовыми элементами, а также приводной электродвигатель, имеющий статор и ротор, отличающееся тем, что приводной электродвигатель размещен в стенке проточного канала, лопатки насоса закреплены на кольцевом роторе электродвигателя, а ступица насоса выполнена из двух состыкованных между собой частей с установленным внутри них валом, при этом часть ступицы с закрепленными на ней лопатками выполнена подвижной, а вторая часть с силовыми элементами - неподвижной.

2. Водометное подруливающее устройство по п.1, отличающееся тем, что силовые элементы выполнены в виде конструкции, выполняющей роль спрямляющего аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760247C1

US 3557736 A1, 26.01.1971
WO 2013026954 A1, 28.02.2013
Водометное подруливающее устройство 1982
  • Мамедов Эльхан Мир Давуд Оглы
  • Мартиросов Георгий Генариевич
  • Данилов Евгений Васильевич
  • Хвостов Владимир Александрович
  • Чернов Евгений Наумович
SU1030262A1

RU 2 760 247 C1

Авторы

Шитоев Александр Викторович

Даты

2021-11-23Публикация

2020-11-06Подача